Авианосцы японской армии

 

Десантные суда-авианосцы армии типа "Akitsu Maru" — 2 единицы

26.jpg

 

"Akitsu MaruMSB 17.9.1939 24.9.1941 1.1942 Погиб 15.11.1944

"Nigitsu Maru" MSB 6.1941 1942 3.1943              Погиб 12.1.1944

 

Стандартное — 11 800 т; 143,7/152 (вл)х22,5 (вп 19,5)х7,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 7500 л.с., 20 уз. 2 х 1 — 75-мм зен., 10x1 — 75-мм (полевых), 20 ДКА, 20 самолетов.

 

Заложены как пассажирские лайнеры "Akitsu Maru" (9186 брт) и "Nigitsu Maru" (9547 брт). Летом 1941 г. недостроенные суда были реквизированы армейским (сухопутным) командованием для переоборудования в десант­ные корабли с полетной палубой. Их основное назначение — высадка де­санта в отдаленных районах Тихого океана и обеспечение его воздушного прикрытия. Переделка лайнеров заключалась в оборудовании полетной палубы (на уровне бывшей шлюпочной палубы), установке небольшого "острова" и переносе дымовой трубы к правому борту (по некоторым дан­ным, труба могла поворачиваться в горизонтальное положение).

Ангара как такового не было: вместо него под полетной палубой име­лась открытая платформа для размещения 20 сухопутных самолетов и 20 десантных плашкоутов типа "Daihatsu". Подъем самолетов наверх осу­ществлялся одним кормовым лифтом или краном. Полетная палуба име­ла размеры 123x22,5 м и предназначалась только для старта самолетов  (посадка же планировалась на сухопутные аэродромы). Катапульты от­сутствовали.

Вооружение десантных авианосцев, согласно данным зарубежных справоч­ников, состояло из двух 75-мм (или 76-мм) зениток и 10 75-мм сухопутных пу­шек на переделанных станках. Подобный состав вооружения вызывает сомне­ния и не соответствует опубликованным в печати изображениям этих судов.

"Akitsu Maru" и "Nigitsu Maru" подчинялись сухопутному командованию и официально в состав ВМС не входили. Авиагруппа также была сфор­мирована из самолетов армейской авиации.

"Akitsu Maru" потоплен амер. ПЛ "Queenfish" в Корейском проливе 15.11.1944. "Nigitsu Maru" потоплен амер. ПЛ "Hake" в 700 милях вост. о. Формоза 12.1.1944.

 

Десантное судно-авианосец армии "Kumano Maru" — 1 единица

27.jpg

 

"Kumano Maru" Ht 15.8.1944 28.1.1945 3.1945 Слом в 1951

 

Стандартное — 8000 т; 142/152,7x21,5 (вл 19,6)х7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 10 000 л.с., 19 уз., 6000 (17) миль. 8 х 1 — 75-мм зен., 6 — 25-мм, 13 ДКА, 37 самолетов.

 

Армейский десантный корабль с полетной палубой, по концепции повторявший "Akitsu Maru", но отличавшийся усовершенствованной конструкцией. Его проект был разработан в 1942 г. на базе стандарт­ного грузового транспорта типа М (9502 брт). В отличие от "Akitsu Maru", новый десантный АВ имел гладкопалубный силуэт и традици­онный ангар, в котором также могли размещаться десантные катера типа "Daihatsu" (13 единиц) и сухопутная военная техника. Для выгрузки последней в кормовой части судна имелись широкие ворота и специальная рампа.

Полетная палуба размерами 110x21,5 м предназначалась только для взлета самолетов. Катапульт не было. Подъем самолетов из ангара осу­ществлялся одним кормовым лифтом или краном.

В боевых действиях участия не принимал. После войны перестро­ен в торговое судно.

 

Эскортные авианосцы армии типа "Yamashiro Maru" — 1 + 1 ед.

28.jpg

 

"Yamashiro Maru" My 19.7.1944 14.11.1944 1.1945 Погиб 17.2.1945

"Chigusa Maru"      Yk 11.9.1944 29.12.1944 1949    Достроен как торговое судно

 

Нормальное — 15 864 т; 148/157,5x23 (вл 20,4)х9 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 4500 л.с., 15 уз., 9000 (13) миль. Эк. 221 чел. 16 —^5-мм, 1 БМБ (120 ГБ), 8 самолетов.

 

Эскортные авианосцы-танкеры, предназначавшиеся для перевозки нефти в Японию, а также для обеспечения воздушного прикрытия и ПЛО конвоев. Строились по заказу армейского командования.

Авианосцы типа "Yamashiro Maru" создавались на базе корпусов се­рийных танкеров типа 2TL (10 100 брт). Грузовые танки сохранялись, но часть их переоборудовалась для хранения авиабензина. Под полетной палубой размерами 125x23 м оборудовался небольшой ангар на 8 са­молетов. Машины подавались наверх одним лифтом (по другим данным,

лифта не было, а в походе самолеты находились прямо на палубе). Ка­тапульты отсутствовали.

Необычный элемент архитектуры "Yamashiro Maru" — дымовая тру­ба, выведенная в корму (наподобие АВ "Када"); другая особенность — установленный на полубаке противолодочный бомбомет. Авиагруппа состояла из машин армейской авиации.

"Yamashiro Maru" потоплен амер. авиацией 17.2.1945 в Иокогаме.

"Chigusa Maru" достроен после окончания войны как танкер.

 

Эскортные авианосцы армии типа "Shimane Maru" — 1+1 единица

29.jpg

 

"Shimane Maru" KDY 8.6.1944 17.12.1944 2.1945 Погиб 24.7.1945

"Otakisan Maru" KDY 18.9.1944 14.1.1945 —        He достроен

 

Стандартное — 11 800 т, нормальное — 14 500 т; 149,7/153 (вл)х23 (вл 20)х9,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8600 л.с., 18,5 уз., 10 000 (14) миль. 2x1 — 120-мм/45, 52 — 25-мм, 12 самолетов.

 

Эскортные авианосцы-танкеры, заказанные армейским командовани­ем одновременно с кораблями типа "Yamashiro Maru". Могли использо­ваться также как грузовые суда и эскортные АВ. "Shimane Maru" созда­вался на базе корпуса более мощного танкера типа 1TL. По сравнению с "Yamashiro Maru", АВ имел более совершенную конструкцию и большую численность авиагруппы. Размеры полетной палубы — 155x23 м. Катапульт не было. Самолетоподъемник — 1. Предполагалось, что после старта са­молеты будут приземляться на сухопутных аэродромах.

"Shimane Maru" потоплен амер. авиацией у о. Такамацу 24.7.1945.

Постройка "Otakisan Maru" прекращена в феврале 1945 г. в состоянии 70%-ной готовности. Погиб в бухте г. Кобе 25.8.1945 (подрыв на мине при перестановке корабля с места на место).