Крейсера

 

Тяжелые крейсера типа "Admiral Hipper" — 3+2 единицы

05.jpg

 

"Admiral Hipper" DW 6.7.1935 6.2.1937 29.4.1939 Погиб 3.5.1945

"Blucher" BuV 15.8.1936 8.6.1937 20.9.1939 Погиб 9.4.1940

"Prinz Eugen" DW 23.4.1936 22.8.1938 1.8.1940 Передан США в 1945

"Seydlitz" Dm 29.12.1936 19.1.1939 — Затоплен 29.1.1945

"Lutzow" Dm 2.8.1937 1.7.1939 — Продан СССР в 1940

 

14 250/18 210 ("Admiral Hipper" и "Blucher"), 14 506/19 042 ("Prinz Eugen"), 14 240/19 800 ("Seydlitz" и "Lutzow") т; 194,6/205,9x21,3x5,8 — 7,7 ("Admiral Hipper" и "Blucher"), или 199,5/207,7x21,7x5,9 — 7,2 ("Prinz Eugen"), или 199,5/212,5x21,8x5,9 — 7,2 (остальные) м; 3 ТЗА, 12 ПК (9 ПК на "Seydlitz" и "Lutzow"), 132 000 л.с.; 32 уз.; 3700 ("Admiral Hipper" и "Blucher") или 3400 ("Prinz Eugen") т нефти; 6800(16) миль. Броня: борт 40 — 80 — 70 мм, траверсы 80 мм, палуба 30 + 30 (скосы 50) мм, башни 160 — 50 мм, барбеты 80 мм, рубка 150 — 50 мм. Эк. 1400 — 1600 чел. 4x2 — 203-мм/60, 6x2 — 105-мм/65, 6x2 — 37-мм/83, 10x1 — 20-мм/65, 4x3 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 3 — 4 гидросамолета.

 

Работы над крейсерами с 203-мм артиллерией были начаты в 1933 г. Предполагалось создать корабль, способный действовать как в со­ставе флота, так и в качестве рейдера — истребителя торговли, и в то же время, не уступающий по вооружению и защите франц. КРТ "Algerie". Из тактических и эксплуатационных соображений от стояв­шей на легких крейсерах комбинированной дизель-паротурбинной силовой установки отказались в пользу чисто турбинной, на паре высоких параметров. Главный калибр размещался по традиционной схе­ме — в четырех двухорудийных башнях — и дополнялся мощным зе­нитным и торпедным вооружением. 203-мм орудия С/34 могли вести огонь 122-кг снарядами на дальность до 33,5 км. Заметим, что этот калибр применялся в Германии в первый и последний раз.

"Admiral Hipper" (при закладке — "крейсер Н", или "Ersatz Hamburg") и "Blucher" ("G", или "Ersatz Berlin") были заказаны в конце 1934 г., еще до официальной денонсации Версальского договора, запрещавшего Гер­мании строить крейсера с артиллерией, крупнее 150-мм калибра. Через год поступил заказ на "Prinz Eugen" ("J"), имевший некоторые отличия по внутреннему расположению. "Seydlitz" и "Lutzow" ("К" и "L") первоначально планировались в качестве легких крейсеров с 4x3 150-мм орудиями, но в 1937 г. было решено строить их с 203-мм артиллерией.

Форма корпуса кораблей напоминала примененную на КРЛ "Leipzig" — с булями, выраженной бульбовой оконечностью и внутрен­ним поясом, включенным в обеспечение общей прочности. Первоначаль­но крейсера имели почти вертикальный форштевень (наибольшая дли­на 202,8 м), но после испытаний на "Admiral Hipper" его заменили на клиперный, остальные достраивались в измененном виде. Броневой пояс высотой 2,75 м и толщиной 80 мм устанавливался с наклоном 12,5° наружу, прикрывая около 70% длины корабля, и замыкался 80-мм тра­версами. В носу пояс имел высоту 3,85 м и толщину 40 мм, утончаясь к форштевню до 20 мм; в корме, соответственно, 2,75 м и 70 мм, замы­каясь 70-мм траверсом. Горизонтальную защиту обеспечивали 30-мм верхняя и 30-мм нижняя палубы. Последняя имела 50-мм скосы, со­единявшиеся с нижней кромкой пояса. Барбеты имели 80-мм толщину по всей высоте; башни: 160-мм лоб, 105-мм наклонную лобовую плиту, 80-мм наклонные боковые плиты, 70-мм крышу и стенки.

Силовые установки на паре высоких параметров отличались низкой надежностью и неэкономичностью, что существенно снижало дальность плавания. На "Admiral Hipper" стояли ПК системы Ла-Монта (80 атм) и ТЗА "Blohm und Voss", на "Blucher" — ПК Вагнера с естественной цир­куляцией (70 атм) и ТЗА "Blohm und Voss", на "Prinz Eugen" — ПК Ла-Монта (70 атм) и ТЗА "Brown-Boveri", на "Seydlitz" и "Lutzow" — котлы Вагнера с принудительной циркуляцией (60 атм), причем их число было уменьшено до девяти, и ТЗА "Wagner-Deschimag".

По артиллерии главного калибра герм. КРТ соответствовали зарубеж­ным "одноклассникам", но имели мощное зенитное (при этом 105-мм и 37-мм зенитки размещались в стабилизированных установках) и торпед­ное вооружение. Развитая система управления огнем "линкорного" типа (3 директора ГК и 4 директора зенитной артиллерии) в полном объеме никогда не использовалась, однако съедала значительную долю водо­измещения. "Prinz Eugen" принимал 4 гидросамолета вместо 3, а также имел закрытые посты управления на ТА.

На "Admiral Hipper" в марте 1940 г. установлены 2x1 20-мм/65 авто­мата; в 1941 г. — 1x4 20-мм; в начале 1942 г. 2x1 20-мм заменены на 2x4; в конце того же года установлен еще 1x4 20-мм (снят в 1943 г.); в 1944 г. вместо 2x2 37-мм и 3x4 20-мм установлены 6x1 40-мм/56, 8x1 20-мм заменены на 8x2. На "Prinz Eugen" в декабре 1941 г. установле­ны 4x4 20-мм; в январе 1942 г. добавлен 1x4 20-мм (снят в конце года); в 1944 г. вместо 2x2 37-мм и 2x4 20-мм установлены 6x1 40-мм/56; к концу войны на нем насчитывалось 18x1 40-мм/56, 4x4 и 2x2 20-мм/65.

"Blucher" потоплен 9.4.1940 норв. береговыми артиллерийскими и торпедными батареями в Осло-фьорде. "Admiral Hipper" поврежден 31.12.1942 в бою с брит. КРЛ "Sheffield" и "Jamaica" в Баренцевом море — не отремонтирован до конца войны; 3.5.1945 уничтожен в доке во время налета брит, авиации на Киль. "Prinz Eugen" 2.7.1940 и 2.6.1941 повреждался авиабомбами; 23.2.1942 был торпедирован брит. ПЛ "Trident" — ремонт 8 мес.; 25.10.1944 поврежден в результате столкно­вения с КРЛ "Leipzig". По репарациям передан США как IX-300, в 1946 г. потоплен при испытаниях атомной бомбы на атолле Бикини.

"Seydlitz" с осени 1942 г. находился на переоборудовании в авиано­сец; 29.1.1945 затоплен в Кенигсберге в недостроенном виде. "Lutzow" 11.2.1940 продан СССР как "Петропавловск", 31.5.1940 отбуксирован в Ленинград для достройки, которая завершена не была.

 

Легкий крейсер "Nurnberg" — 1 единица

06.jpg

 

"Nurnberg" DW 4.11.1933 8.12.1934 2.11.1935 Передан СССР в 1945

 

7040/8900 т; 170/181,3x16,4x4,9 —5,7м; 2ТЗА+ 4 диз., 6 ПК, 60 000+ 12 600 л.с.; 32 уз.; 1100 т нефти + 250 т соляра; 5700 (13) миль. Броня: борт 18 — 50 — 35 мм, траверсы 70 мм, палуба 20 — 25 (+10 в оконечностях) мм, башни 80 — 20мм, барбеты 60мм, рубка 100мм. Эк. 896 чел. 3x3 —150-мм/60, 4x2 — 88-мм/76, 4x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 4x3 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.

 

"Nurnberg" ("крейсер F", или "Ersatz Nymphe") в целом повторял "Leipzig", от которого, в частности, без изменений заимствована сило­вая установка, но отличался более развитыми надстройками. Схема бронирования осталась прежней, но толщина пояса в носу уменьшена до 18 мм; кроме того, в оконечностях палуба платформы имела 10-мм бронирование, толщина лобовой плиты башен увеличена до 80 мм, а кормовой — до 32 — 35 мм. Улучшено бронирование барбетов. Состав и расположение главного калибра сохранились, зенитное вооружение усилено благодаря установке четвертой 88-мм спарки. Из-за увеличив­шегося "верхнего" веса серьезно ухудшилась остойчивость.

В 1941 г. сняты кормовые ТА. В 1942 г. снята катапульта, установле­ны 2x2 37-мм/83, 2x4 и 1x1 20-мм/65 автомат. В 1944 г. 37-мм/83 заме­нены на 6x1 40-мм/56; 4x1 20-мм заменены на 5x2.

13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ "Salmon" — ремонт четыре ме­сяца. По репарациям передан СССР как "Адмирал Макаров", слом в 1960 г.

 

Легкий крейсер "Leipzig" — 1 единица

07.jpg

 

"Leipzig" W 18.4.192818.10.1929 8.10.1931 Затоплен 16.12.1946

 

6310/8100 т; 165,8/177,1x16,3x4,9 — 5,7 м; 2 ТЗА + 4 диз., 6 ПК, 60 000 + 12 600 л.с.; 32 уз.; 1200 т нефти + 250 т соляра; 5700 (13) миль. Броня: борт 20 — 50 — 35 мм, траверсы 70 мм, палуба 20 — 25 мм, башни 30 — 20 мм, рубка 100 мм. Эк. 850 чел. 3x3 — 150-мм/60, 3x2 — 88-мм/76, 4x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 4x3 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.

 

"Leipzig" ("крейсер Е", или "Ersatz Amazone") являлся развитием типа "К", отличаясь, прежде всего, конструкцией энергетической установки. Корабль стал трехвальным, на средний вал работали 4 дизеля "MAN" мощностью по 3150 л.с., обеспечивая скорость 18 — 19 уз. Дымоходы котлов выводились в единственную трубу, для ди­зелей была предназначена небольшая труба около возвышенной кормовой башни. Конструкцию корпуса усилили, применили були, охватывавшие броневой пояс, и бульбообразную носовую оконеч­ность. Пояс с наклоном 18° наружу имел толщину 50 мм в средней части, 20 мм в носу и 35 мм в корме. Броневая палуба в середине была плоской, а к бортам закруглялась в виде дуги и соприкаса­лась с нижней кромкой пояса, причем толщину ее в этой части увеличили с 20 до 25 мм. Протяженность броневой цитадели состав­ляла около 70% длины корабля. Состав вооружения оставили без изменений, но кормовые башни перенесли в диаметральную плос­кость. Первоначально крейсер вооружался 500-мм ТА; в 1934 г. они заменены на 533-мм.

13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ "Salmon", после чего использо­вался только в качестве учебного корабля (демонтировано 4 ПК, ско­рость — 24 уз.). В 1941 г. сняты катапульта и кормовые ТА, установ­лены 2x4 20-мм/65 автомата. В 1944 г. сняты оставшиеся ТА; в конце года сняты 2x4 20-мм и все 37-мм. 15.10.1944 тяжело поврежден в результате столкновения с KPT "Prinz Eugen". После войны затоплен союзниками в Скагерраке.

 

Легкие крейсера типа "К" — 3 единицы

08.jpg

09.jpg

 

"Konigsberg" W 12.4.1926 26.3.1927 17.4.1929 Погиб 10.4.1940

"Karlsruhe" DW 27.6.1926 20.8.1927 6.11.1929 Погиб 9.4.1940

"Koln" W 7.8.1926 23.5.1928 15.1.1930 Погиб 30.4.1945

 

6000/7700 ("Karlsruhe" — 6730/8350) т; 169/174x15,2 ("Karlsruhe" — 16,8)х5,6 —6,2 м; 2 ТЗА + 2 диз., 6 ПК, 68 200 + 1800 л.с.; 32,1 уз.; 1100 т нефти + 139 т соляра; 3100 (13) миль. Броня: борт 50 + 15 — 10 мм, траверсы 70 мм, палуба 20 мм, башни 30 — 20 мм, рубка 100 мм (верхний пояс 14 мм, верхняя палуба 16 мм — только на "Karlsruhe"). Эк. 820 — 850 чел. 3x3 — 150-мм/60, 3x2 — 88-мм/76, 4x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/65, 4x3 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.

 

Разработка проекта крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 г. При ограниченном водоизмещении основной упор делался на вооружение и скорость. Отличались легкостью постройки: цельносварные корпуса были облегчены до предела, причем в расчет продольной прочности включались даже надстройки. Вместе с тем, от­ношение длины к ширине превышало 11:1, что обостряло проблемы с прочностью. В результате оказались маломореходными. Вооружались новыми 150-мм/60 орудиями С/25 (вес снаряда 45,5 кг, дальность стрельбы 25,7 км). Из трех трехорудийных башен две размещались на корме со смещением от диаметральной плоскости (возвышенная — влево, нижняя — вправо) для обеспечения максимального сектора стрельбы в нос. Борт прикрывался 50-мм поясом, начинавшимся пе­ред носовой и заканчивавшимся за кормовой башней. От его нижней кромки шел 10-мм скос, переходящий в 15-мм внутреннюю переборку. С носа и кормы пояс замыкался 70-мм траверсами, а сверху на него опиралась плоская 20-мм бронепалуба. Бронирование башен: лоб — 30 мм, крыша, боковые и задняя стенки — 20 мм.

Являлись первыми в мире боевыми кораблями с комбинированной дизель-паротурбинной силовой установкой. На каждый из двух валов могли работать ТЗА или дизели MAN. Последние обеспечивали ско­рость 10 уз., а при работе турбин разобщались с валами. Пар выра­батывали 6 ПК Шульце-Торникрофта (4 больших и 2 малых). В целом силовая установка оказалась не слишком удачной, кроме того, она занимала более половины длины корабля, что негативно отражалось на живучести.

"Konigsberg" заложен как "крейсер В", или "Ersatz Thetis", "Karlsruhe" и "Koln" как "С" и "D", или "Ersatz Medusa" и "Ersatz Arcona". При вступ­лении в строй имели 500-мм ТА (заменены на 533-мм в 1934 г.); на "Konigsberg" первоначально были установлены 2x2 88-мм/78 зенит­ки, оказавшиеся неудачными и замененные на всех кораблях на 3x1 88-мм/45. К 1935 г. все крейсера вооружили 3x2 88-мм/76, 4x2 37-мм/ 83 и 4x1 20-мм. Оснащались катапультами и могли принимать на борт 2 гидросамолета, но ангаров не имели.

Активно действовали у берегов Испании в 1936 — 1938 гг. В конце 1930-х гг. появились планы модернизации крейсеров типа "К", направ­ленные на повышение прочности. Реально в 1938 — 1939 гг. работы проведены только на "Karlsruhe", серьезно поврежденном тайфуном на Тихом океане. Вдоль всего борта сделали дополнительную обшивку, увеличившую ширину на 1,6 м. Броневой пояс при этом оказался внут­ри корпуса; снаружи выше него установили 14-мм верхний пояс; верх­няя палуба получила 16-мм бронирование. Водоизмещение возросло примерно на 700 т, скорость упала на 2 уз.

С "Koln" в 1938 г. снята катапульта; в 1942 г. сняты кормовые ТА, установлены 2x4 20-мм/65 автомата; в конце 1942 г. сняты 2x2 37-мм и

2x1 20-мм. Число зенитных автоматов на корабле к концу войны точно не известно, наиболее вероятны следующие варианты: 4x1 40-мм, 4x2 37-мм и 18 20-мм; 4x1 40-мм, 2x2 37-мм и 16 20-мм; 4x2 37-мм и 18 20-мм. В 1941 — 1942 гг. на "Koln" испытывался автожир FI-265.

"Konigsberg" 9.4.1940 поврежден норв. береговыми батареями; 10.4.1940 потоплен брит, авиацией в Бергене. "Karlsruhe" 9.4.1940 тор­педирован брит. ПЛ "Truant" у юж. побережья Норвегии, затоплен ко­раблями эскорта. "Koln" 13.12.1944 поврежден брит, авиацией в Осло; 30.4.1945 разрушен в доке во время налета амер. авиации на Киль.

 

Легкий крейсер "Emden" — 1 единица

10.jpg

 

Emden" W 8.12.1921 7.1.1925 15.10.1926 Затоплен 3.5.1945

 

5600/6990 т; 150/155x14,3x5,2 м; 2 ТЗА, 10 ПК, 46 500 л.с.; 29 уз.; 1266 т нефти; 5300 (18) миль. Броня: борт 50 мм, палуба 40 (в оконечностях 20) мм, щиты орудий 20 м, рубка 100мм. Эк. 683 чел. 8x1 — 150-мм/45, 3x1 — 88-мм/45, 2x2 — 533-мм ТА, 120 мин.

 

Будучи первым кораблем, заложенным в Германии после пораже­ния в Первой мировой войне, "Emden" (при закладке — "крейсер А", или "Ersatz Niobe") повторял крейсера военной постройки типа "Konigsberg II", слегка отличаясь конфигурацией надстроек и распо­ложением артиллерии. Бронирование соответствовало прототипу и обеспечивало защиту от 152-мм снарядов на средних дистанциях. Пояс толщиной 50 мм прикрывал около 70% длины корпуса; 40-мм палуба стыковалась скосами с нижней кромкой пояса, а в оконечнос­тях утончалась до 20 мм. Вооружение состояло из 8x1 150-мм орудий L/45 образца 1906 г., 2x1 88-мм/45 зениток (позже добавлена еще одна) и 2x2 ТА (первоначально 500-мм, в 1931 г. замененных на 533-мм). ТЗА фирмы "Brown-Boveri" с одной ступенью редуцирования. Из 10 котлов 4 имели угольное отопление, остальные — нефтяное. Запас топлива составлял 875 т угля и 860 т нефти; дальность плавания — 6750 (14) миль. В 1934 г. все котлы переведены на нефть; дальность плавания несколько увеличилась.

Крейсер являлся морально устаревшим уже к моменту ввода в строй и большую часть своей карьеры использовался в качестве учебного. Планировавшееся перевооружение на 4x2 150-мм/48 не состоялось. В начале Второй мировой войны установлены 6x1 20-мм/65 автома­тов, в 1942 г. — 2x4 20-мм; в начале 1944 г. 150-мм/45 орудия замене­ны на 150-мм/48, аналогичные устанавливавшимся на ЭМ типа 36А. Осенью 1944 г. 88-мм/45 зенитки заменены на 105-мм/45, дополни­тельно установлены 2x1 40-мм/56, 2x1 37-мм/57, а 6x1 20-мм замене­ны на 6x2.

Поврежден 9.12.1944 в результате навигационной аварии в Осло-фьорде — ремонт не завершен; поврежден авиацией союзников 12.3.1945, 3.4.1945 и 13.4.1945. Взорван в Киле 3.5.1945.