Корпус и общее расположение

 

Корпус и общее расположение линко­ров типа «Саут Дакота» являлись наи­более интересной и оригинальной час­тью их конструкции. Сложные и противоречивые требования, поставленные перед разработчиками проекта, вынуди­ли конструкторов принять целый ряд нетривиальных технических решений, ранее и позже никогда в такой комбина­ции не встречавшихся.

Набор корпуса выполнялся по продоль­ной схеме. Шпация составляла 1,22 м. При сборке доминировала клепка, хотя применялась и сварка. Отличительной особенностью конструкции новых линко­ров США стало широкое использование стали специальной обработки STS (special treatment steel), являвшейся, по сути, гомогенной броней. Из нее, в частности, были изготовлены подкладки бортового пояса, тонкие бронепалубы и перебор­ки ПТЗ, значительная часть бортовой обшивки и надстроек, а также многое другое. Подобную «роскошь» могли позволить себе только американцы. В дру­гих странах для этих целей, как прави­ло, применяли материалы попроще. Обычно это была сталь высокого сопро­тивления HTS (high tensile steel) или ее позднейшие модификации: DS (D-steel, DuCol, D или D1 — разработка англий­ской компании Colville Co.), ER (Elevata Resistenza — итальянский аналог DS), германские Schiffbaustahl III, Schiffbau-stahl Ste.52 и др.

«Саут Дакота» и ее систершипы стали самыми короткими из линкоров своего поколения, включая значительно мень­шие по водоизмещению «Дюнкерк» и «Шарнхорст». Имевшая ту же скорость «Норт Кэролайна» была на 15 м длиннее. И даже тихоходный «Нельсон» превосхо­дил «Саут Дакоту» по длине корпуса.

Осадка, напротив, среди современных им американских кораблей была наиболь­шей. Своеобразный рекорд поставил «Массачусетс». Пройдя в феврале 1943 го­да Панамским каналом с осадкой 11,4 м, он стал самым глубокосидящим судном, проделавшим это на тот период.

Стандартное водоизмещение линкоров типа «Саут Дакота» составляло 38 664 т, нормальное — 42 545 т (при метацентрической высоте 2,189м). Площадь омыва­емой поверхности равнялась 8431,9 м2. Коэффициенты общей полноты, призма­тический и полноты площади ватерли­нии — соответственно 0,615, 0,618 и 0,709. В области миделя корпус имел простую «ящикообразную» форму с пря­мыми внешними стенками, отвесно ухо­дящими вниз до самого днища. Отличи­тельной деталью надводного борта в центральной его части от первой до третьей башни ГК был характерный уступ, в котором располагались заправочные порты. На верхней палубе, как уже упо­миналось, места для них не нашлось.

 

Весовые характеристики линейного корабля «Саут Дакота» (1942 г.)

 

Статьи нагрузки

                                                                                 Вес в тоннах                               Доля

_____________________________________«длинных» метрических________статьи_____

Водоизмещение порожнем_______________35 195_________35760_________100,00%

Броня_________________________________13943___________14167___________39,63%

Корпус без брони_______________________13 355___________13 570___________37,99%

Механизмы (сухие)______________________3442____________3497____________9,79%

Вооружение____________________________2608____________2650____________7,43%

Оборудование и снаряжение______________1 084____________1 101____________3,08%______

Вспомогательные системы_________________730______________742_____________2,07%______

Оборудование связи и управления ______33_______________34_____________0,08%______

Стандартное водоизмещение  ___________  38664 ___________39 284 _____________ 100,00%

Водоизмещение порожнем_______________35 195___________35 760___________91,03%_____

Боезапас_______________________________2284____________2320____________6,0%______

Припасы и питьевая вода__________________937______________952_____________2,42%______

Экипаж ________________________________ 194 ____________ 198 _______________ 0,51%

Авиационное вооружение _________________ 54 ______________ 55 _______________ 0,14%

Полное водоизмещение _________________ 43797 __________ 44500 _____________ 100,00%

Стандартное водоизмещение ____________ 38 664 __________ 39 284 _____________ 88,28%

Топливо __________________ _____________4883 ___________ 4962 ______________  11,33%

Резервная вода для котлов _________________ 250 ____________ 254 _______________ 0,58%

 

Два симметричных полубалансирных руля находились непосредственно за внут­ренними винтами с небольшим смещени­ем к диаметральной плоскости относи­тельно осей валопроводов. Оба руля име­ли площадь по 25,4 м2 и работали очень эффективно. Управляемость кораблей заслуживала самой высокой оценки — диа­метр циркуляции составлял 640 м на ско­рости 16 и 670 м — на скорости 26,5 узла.

В корме центральные гребные валы проходили внутри коридора, образованного двумя скегами, в которые были за­ключены наружные валопроводы. Подоб­ное техническое решение впервые было применено на линкорах предыдущего проекта, но только со скегами на внут­ренних валах. В случае «Норт Кэролай­ны» и «Вашингтона» положительные ка­чества данной схемы (снижение сопро­тивления воды при движении, большая эффективность рулей) были сопряжены с сильной вибрацией на высоких скоро­стях. В течение всего периода службы обоих линкоров с этим не прекращали бороться, пытаясь подобрать оптималь­ное сочетание центральных и внешних винтов по диаметру и количеству лопастей. К счастью, линейные корабли типа «Саут Дакота» от вибрации страдали гораздо в меньшей степени. Кроме того, внешние скеги обеспечивали относи­тельную защищенность внутренних ва­лов от минно-торпедных повреждений. Впрочем, вибрация все-таки была ощу­тимой, и без экспериментов с винтами не обошлось. Их разновидности не­однократно меняли с целью поиска опти­мальной комбинации. В 1942 году типо­вым вариантом был следующий: все вин­ты четырехлопастные, внутренние диа­метром 5,334 м, внешние — 5,398 м. К концу периода активной службы кораб­лей (1946 год) на внешних валах стояли пятилопастные винты. Их диаметр со­ставлял 5,296 м. Внутренние винты к это­му времени тоже стали другими — четырехлопастными диаметром 5,386 м.

Мореходность у «Саут Дакоты» ока­залась посредственной. Короткий глубокосидящий корпус с несколько меньшей, чем у «Норт Кэролайны», высотой над­водного борта в носу не способствовал всходимости на волну. В свежую погоду новые линкоры заливало сильнее, а на высокой скорости брызг хватало даже при спокойном море. Как следствие — носовая 40-мм счетверенная артустановка была очень «влажной» и практи­чески никогда не могла действовать. В конце концов ее просто сняли.

Надстройка линкоров типа «Саут Да­кота», короткая и слитая в единый, пи­рамидально возвышающийся объем, выглядела необычайно насыщенной. Ежом топорщились стволы универсаль­ных орудий и зенитных автоматов, антен­ны РЛС и радиосвязи, башенки и даль­номеры артиллерийских директоров. Все это было прикрыто лишь легкой броней (или совсем ее не имело), представляя собой лакомую мишень для фугасных снарядов противника. По мере прохож­дения модернизаций «обрастание» над­стройки зенитным вооружением и сред­ствами управления усиливалось еще больше. Внешне корабли отличались от всех своих «одноклассников» очень характерным силуэтом — они выглядели несколько странновато, но вместе с тем гармонично и по-своему красиво.

Внутреннее расположение линкоров было исключительно «плотным». Четы­ре главных машинных отделения нахо­дились ниже третьей палубы; перед ними располагались аварийные дизель-генераторы и опреснители. Еще одна группа дизель-генераторов была уста­новлена сразу за четвертым машинным отделением. Погреба боезапаса распо­лагались по краям от энергоустановки. В надстройке нижние четыре уровня были непрерывными. Первый из них (обозначение 01) совпадал с плоскостью верхней палубы. Из десяти двухорудийных башен средней артиллерии четыре располагались на втором (02) и шесть на третьем (03) уровнях. Как уже упомина­лось, на «Саут Дакоте», которая строи­лась как флагманский корабль, ради по­мещений адмиральского штаба при­шлось уменьшить число 5-дюймовок на 20%. Отсутствовали две башни в цент­ральной части надстройки на уровне 03. На линейных кораблях предыдущего типа этого не требовалось. Оба они лег­ко принимали флагмана со свитой при стандартном американском комфорте не только для высокого начальства, но и для всего экипажа.

В передней части надстройки поме­щалась боевая рубка. На уровне 04 ее опоясывал ходовой мостик. Дальше в корму располагалась штурманская руб­ка. Ниже ее находились помещения для командира и флагмана. Носовой командно-дальномерный пост (КДП) главной артиллерии располагался на уровне 08, возвышаясь над поверхностью моря на 35 — 36 м. Широкая, под стать мощной энергоустановке, дымовая труба была чуть выше КДП средней артиллерии. Ее скошенный козырек направлял дым назад. Кормовой КДП главного калибра был опущен до высоты 19,2 м над ва­терлинией из весовых соображений и с целью минимизации задымленности (ниже дыма из трубы).

Офицерские каюты находились в пе­редней части надстройки на главной па­лубе перед дымоходами, а также на верх­них уровнях. Кают-компания была рас­положена перед коммуникационной тру­бой боевой рубки. Кубрики размещались за машинным отделением на второй и третьей палубах, в кормовой части над­стройки на уровне 01, а также за барбе­том башни ГК № 3 на второй палубе. Ус­ловия обитаемости были заметно скром­нее, чем на линкорах «Норт Кэролайна» и «Вашингтон». Много сложностей и не­удобств возникало по мере роста экипа­жа, связанного с обычным для всех лин­коров США увеличением числа стволов легкой зенитной артиллерии, радиолока­ционных и иных средств управления. На кораблях типа «Саут Дакота» резервно­го места для этого было особенно мало. По первоначальному проекту экипаж на­считывал 1849 матросов и офицеров. При этом в проекте было заложено серь­езное уменьшение площади жилых по­мещений, приходящейся на одного че­ловека, по сравнению с американскими стандартами для линкоров. Кубрики команды оснащались в основном двух- и трехъярусными койками, а офицерский состав жил в двухместных «кельях». Ис­ключение было сделано только для ад­мирала, командира и нескольких стар­ших офицеров, которые имели индиви­дуальные каюты. Однако уже в февра­ле 1942 года экипаж увеличили на 99 человек, а к декабрю того же года «на­селение» кораблей выросло очень силь­но (на «Алабаме» до 2300). В конце вой­ны численность постоянного экипажа линкоров типа «Саут Дакота» составля­ла приблизительно 2350 человек. В ре­зультате койки в кубриках стали в основ­ном четырехъярусными. Но гамаков не применяли. В 1939 году медицинская служба флота признала их вредными для позвоночника, хотя на старых линкорах в ограниченном количестве они кое-где сохранялись до конца службы кораблей. По мере роста экипажа серьезно «уплот­нили» и офицеров. Тем не менее все это не сказалось на автономности, которая была столь же выдающейся, как и у ко­раблей типа «Норт Кэролайна».