«Индиана»

 

Линкор ВВ-58 «Индиана» был спущен на воду 20 ноября 1941 года, ровно че­рез два года после закладки. Знамена­тельное для корабля событие было об­ставлено со всей торжественностью и помпой мирного времени. Секретарь флота Фрэнк Нокс произнес блистатель­ную речь. Крестной матерью корабля ста­ла миссис Льюис К.Роббинс, дочь губер­натора штата Индиана Генри Шрикера. А спустя всего лишь 17 дней после этой пышной церемонии японцы нанесли удар по Жемчужной гавани. В связи с войной достроечные работы резко ускорились. Корабль был принят флотом 30 апре­ля 1942 года. В этот день на его фок-мачте развевался флаг, который 3 июля 1898 года в сражении с испанцами у Сантьяго-де-Куба нес старый броненосец ВВ-1 «Индиана». Первым командиром нового корабля стал кэптен Меррилл.

После учебных плаваний в заливе Кас­ко линкор направился Панамским каналом в Тихий океан. 28 ноября он прибыл на Тонгатабу и присоединился к тактичес­кой группе адмирала Ли, сменив в ее со­ставе свой систершип «Саут Дакота», ушедший на длительный ремонт (после боя в ночь на 15 ноября). Далее в тече­ние 11 месяцев «Индиана» верой и прав­дой служила в этих опасных водах, обес­печивая прикрытие авианосных соедине­ний «Энтерпрайза» и «Саратоги», под­держивая орудийным огнем морских пе­хотинцев на Соломоновых островах и отражая атаки японской авиации.

20 — 30 января 1943 года линкор уча­ствовал в операции у острова Реннель. С февраля по май корабль действовал в южной части Тихого океана, базируясь на Нумеа в Новой Каледонии. Позже «Индиана» принимала участие в опера­циях у Новой Джорджии. 31 июля линкор отправился из Нумеа в Пёрл-Харбор, где вошел в состав соединения TF-58 и ос­тавался там до 21 августа, готовясь к на­бегу на Маркус. Этот остров был атако­ван в самом конце месяца.

Затем «Индиана» вернулась в Жем­чужную гавань, где были проведены те­кущий ремонт и усиление зенитной ар­тиллерии. 16 дней корабль находился в сухом доке. 21 октября линкор оставил Пёрл-Харбор, а 7 ноября пришел в рай­он архипелага Фиджи. Вскоре он присое­динился к силам вторжения на острова Гилберта.

В том же месяце в ходе кровавой борьбы за Тараву линкор «Индиана» сбил свой первый самолет. В этом бою американские корабли были атакованы авиацией с Маршалловых островов. Японские торпедоносцы напали с восто­ка в вечерних сумерках, используя вы­годное положение, когда противник хо­рошо виден на фоне заходящего солн­ца. Другая группа самолетов сбросила осветительные бомбы над американским соединением. Несмотря на сложную об­становку, зенитчики «Индианы» создали на пути атакующих торпедоносцев насто­ящую стену огня. Один из них, ближе всех подошедший к кораблю, был унич­тожен.

25 ноября «Индиана» была включена в оперативное соединение TF-50. В него входили также линкоры «Саут Дакота», «Алабама», авианосцы контр-адмирала Шермана («Банкер Хилл», «Монтерей») и восемь эсминцев. Эти корабли действо­вали севернее острова Макин, обеспечи­вая ПВО, ПЛО и противокорабельное прикрытие десантной операции, начатой 26 ноября. В течение следующих двух дней группа TG-50 подвергалась неоднократным атакам японской авиации. Все нападения удалось отразить без потерь и ущерба для кораблей.

6 декабря, когда операция в архипе­лаге Гилберта подходила к заверше­нию, для бомбардировки острова Науру была сформирована тактическая группа TG-50.8. Кроме «Индианы» и «Вашинг­тона» (флагман командующего адмира­ла Ли) в ее состав вошли линейные ко­рабли «Саут Дакота», «Массачусетс», «Алабама» и «Норт Кэролайна», авианос­цы «Банкер Хилл» и «Монтерей», а так­же 11 эсминцев. Обогнув с юга остров Ошен, эти корабли двинулись к Науру. На рассвете 8 декабря палубная авиа­ция атаковала остров. Затем по берего­вым целям было выпущено 135 тяжелых снарядов с линейных кораблей. Вслед за главным калибром к обстрелу подключи­лись универсальные 127-мм орудия. По два самолета от каждого линкора вели корректировку артиллерийского огня. Дальше опять действовала палубная авиация.

После завершения этой операции «Индиана» и другие участвовавшие в ней корабли взяли курс на Эфейт и при­были в базу 12 декабря. Здесь их ждала реорганизация. Соединение передавалось третьему флоту и сменило назва­ние на TF-37. Линкорная группа получи­ла обозначение TG-37.1. А через месяц «Индиана» вошла в состав TF-58 вице-адмирала Митчера, став боевой едини­цей соединения TG-58.1. В конце янва­ря 1944 года линкор участвовал в вось­мидневной бомбардировке Тарао и Кваджелейна накануне высадки американцев на Маршалловы острова, начавшейся 1 февраля. В ходе этой операции «Ин­диана» получила самое серьезное по­вреждение за всю войну. Инцидент про­изошел 1 февраля 1944 года в 4.20 утра. Корабль как раз заканчивал передачу топлива на эсминцы, когда возникла опасность столкновения с затемненной громадой идущего навстречу «Вашинг­тона». Новый командир «Индианы» кэптен Джеймс Стил приказал увеличить скорость и резко повернуть влево. Од­нако для такого тяжелого корабля лин­кор двигался еще недостаточно быстро, чтобы обеспечить эффективную реак­цию рулей и уход из-под удара. В резуль­тате «Вашингтон» протаранил «Индиа­ну» в правый борт под углом 26° на уров­не 107-го шпангоута. Повреждения ока­зались очень серьезными. Они прости­рались на всю высоту борта от верхней палубы до поворота трюма, а по гори­зонтали в той или иной степени охваты­вали пространство от 103-го до 165-го шп. Обшивка на уровне второй и третьей палуб оказалась смятой и продавленной, а выше —даже разорванной. Было затоп­лено 14 (по другим сведениям 13) отсе­ков и повреждено 13 топливных цистерн. Внешний валопровод и его шахта разру­шились полностью. Получил поврежде­ния внутренний правый винт. Силовые и размагничивающие кабели были разо­рваны. Серьезно деформировались внут­ренние переборки на участке от 106-го до 130-го шп. Бронеколпак дальномера с правой стороны третьей башни ГК, сам дальномер, два 40-мм счетверенных ав­томата и много 20-мм (по разным све­дениям, от 9 до 14) получили повреж­дения. Оказались потерянными два «эрликона» и катапульта с гидропланом OS2U-3. Погибло три человека, многие были ранены.

Эта авария стала самым значитель­ным повреждением американского линейного корабля за всю войну, если не считать японского налета на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Удар пришел­ся в область броневой цитадели «Инди­аны». Чуть ближе к корме — и послед­ствия могли быть гораздо более серьез­ными. Форштевень «Вашингтона» навер­няка пробил бы насквозь небронирован­ную часть корпуса. В этом случае обшир­ное пространство выше третьей палубы между переборками 113 и 128,5 оказа­лось бы затопленным, и, по расчетам, как минимум следовало ожидать ухода под воду кормы линкора. Разумеется, здесь очевидны недостатки, присущие схеме внутреннего бортового брониро­вания и принципу «все или ничего», оставлявшим внешний борт и оконечнос­ти «картонными». Несмотря на очень сильные повреждения, «Индиане», мож­но сказать, еще повезло. Контрзатопле­ние позволило выровнять линкор, и на шести узлах в компании «Вашингтона» (со свернутым влево носом) и четырех эсминцев он поковылял на Маджуро. 2 февраля без приключений корабли прибыли в бухту этого атолла, которая была занята американцами только 48 часов назад. Там ремонтное судно «Вестал» на скорую руку залатало «Индиа­ну», и 7-го она отправилась в Перл-Харбор для окончательного восстановления. Сразу же по прибытии, 13 февраля, верфь приступила к ремонту корабля.

Адмирал Честер Нимиц организовал скрупулезное расследование инцидента. Эта история стоила кэптену Стилу карь­еры. Следственная комиссия решила, что он промедлил с переходом на пол­ную мощность машин, что могло обес­печить более энергичный поворот. Одна­ко большинство офицеров считали Стила невиновным. Ведь он командовал кораблем лишь 19 дней и не мог за столь короткий срок полностью прочувствовать его ходовые особенности. Кроме того, «Индиана» своевременно сигналила, но в темноте с «Вашингтона» не сразу разобрались в ситуации. В целом трениро­ванность американских экипажей в ноч­ных условиях была недостаточной. Японские надводные корабли в этом деле показали себя намного искуснее, даже несмотря на отсутствие радаров. Герой Мидуэя адмирал Спрюенс боялся ночных маневрирований больше любой другой опасности и с пониманием отно­сился к действиям Стила. Однако на «Вашингтоне» шел Уиллис Ли, команду­ющий соединением... Что ж — в нашем мире не бывает невиновных, как в те уже далекие времена, так и сейчас.

«Индиана» ремонтировалась в Пёрл-Харборе до апреля 1944 года. Затем корабль присоединился к соединению TF-58 для набега на Трук. 1 мая линкор бомбардировал Понапе, а в июне в со­ставе гигантской армады пришел к Ма­рианским островам. Предстояло дли­тельное сражение за этот стратегичес­кий район. «Индиана» прикрывала авиа­носцы TF-58, наносившие удары по Сай­пану, Тиниану, Гуаму, Рота и Пагану. 12 июня самолеты этого соединения дважды атаковали японский конвой. 13-го и 14-го «Индиана» обстреливала береговые цели на Сайпане. Зенитным огнем линкора было сбито несколько самоле­тов. 16 июня корабль принял участие в набеге на Иводзиму и Титидзиму (остро­ва Волкано и Бонин).

Затем было генеральное сражение в Филиппинском море 19 — 20 июня. Япон­цы бросили в бой огромное число само­летов, но их атаки оказались малоэффек­тивны. Линкоры адмирала Ли первыми приняли на себя удар противника и вме­сте с палубными истребителями надеж­но прикрыли свои авианосцы. «Хеллкэты» и зенитные батареи кораблей унич­тожали самолеты противника сотнями. Несколько штук сбила «Индиана». Один самолет устремился к кораблю с левого борта. Зенитчики линкора отстрелили ему крыло, и он рухнул в море, лишь немного не долетев до «Индианы». Другой само­лет до того, как его сбили, смог выпустить торпеду, которая, к счастью для корабля, взорвалась в 50 м от его борта. Еще один близкий разрыв произошел за кормой, в кильватерной струе корабля. Сразу пос­ле полудня японский самолет атаковал «Индиану» с правого борта. Примерно в 100 ярдах (91 м) от линкора он был под­бит и загорелся, но все же смог долететь до цели и врезался в борт корабля. Един­ственным ущербом оказалась неболь­шая вмятина во внешней обшивке. Часть обломков попала на палубу и вызвала несколько мелких очагов возгорания, ко­торые были мгновенно ликвидированы. Линкор «Индиана» продолжал дей­ствовать в районе Марианских островов.

Он не выходил из боев 64 дня, сбил несколько самолетов, не получив никаких повреждений. Было зафиксировано лишь два близких торпедных следа.

Дальше, в августе — сентябре, после­довали Палау и Филиппины в составе TG-38.3. Затем корабль был направлен к Западному побережью США. После двух лет активной службы «Индиана» нуждалась в основательном ремонте и модернизации. Сначала линкор зашел на Манус, а через некоторое время отпра­вился в Бремертон и 23 октября 1944 го­ла прибыл на военно-морскую верфь. Ремонт и модернизация длились полтора месяца. 6 декабря корабль покинул Бремертон.

12 декабря «Индиана» прибыла в Пёрл-Харбор. В январе следующего года линкор принял участие в боях за Иводзиму. Береговые укрепления на этом острове были очень сильными. Японцы оборудовали в скалах сотни долговре­менных огневых точек и пещер. Однако невиданно мощный огонь американских кораблей разрушил и засыпал большую их часть. Пейзаж стал напоминать окрестности Вердена во время Первой ми­ровой войны: сплошные воронки и обломки, редкие уцелевшие деревья без листьев и почти без веток. За 36 дней на маленький островок было обрушено око­ло 15 000 т снарядов, что спасло жизнь очень многим морским пехотинцам. На этот период «Индиана» отвлекалась для заполнения и других задач. 17 февраля 1945 года она входила в группу прикрытия авианосцев во время рейда на Токио. 25-го — опять Иводзима. Затем ви­зит на Улити. Там «Индиана» присоединилась к соединению TF-58, с которым "О февраля снова ушла к Иводзиме. Планировалась высадка на этот стратегически важный остров. Американский флот занял позицию между Иводзимой и островами японской метрополии. 16 февраля под прикрытием плохой погоды соединение TF-58 приблизи­лось к побережью Японии. Была достигнута полная тактическая неожиданность. 3 результате на аэродромах удалось уничтожить 177 самолетов. 322 было сбито в воздухе. Большие повреждения получили портовые сооружения и авиа­ционные ангары. Собственные потери составили 49 самолетов.

Последние массированные удары по Иводзиме были проведены в преддве­рии высадки, начавшейся 19 февраля. А 25 — 26-го соединение TF-58 произ­вело набег на Хонсю и близлежащий остров Хачино.

5 марта линкор зашел на Улити, что­бы получить снабжение и подготовиться к выполнению новой задачи — атаке Окинавы. Массированный обстрел с американских кораблей и здесь сыграл важнейшую роль в ходе длительной борьбы за остров. Удары наносились одновременно и по близлежащим базам в японской метрополии. Большой ущерб был причинен флоту противника в Куре и Кобэ на южном побережье Хонсю. 18 — 19 марта с позиции в 100 милях юго-за­паднее Кюсю авиация TF-58 наносила удары по этому острову. Они оказали сильное моральное воздействие на японцев. Война окончательно пришла к ним домой. Линкор «Индиана» принимал активное участие в этих боях. 24-го он обстреливал главным калибром берего­вые цели на Окинаве. Неоднократно ко­рабль подвергался нападениям камикад­зе, которые были отражены без ущерба для линкора. К началу апреля японское противодействие в воздухе ослабло.

7 апреля 1945 года линкор «Ямато» и несколько легких кораблей попытались нанести удар по американским силам вторжения у Окинавы. Это был послед­ний вызов, брошенный японскими ВМС флоту США. Рой самолетов TF-58 ата­ковал «Ямато» и его немногочисленный отряд. До боя с «Индианой» и другими линкорами США дело не дошло. Япон­ский колосс, легкий крейсер «Яхаги» и четыре эсминца были потоплены с воз­духа.

Камикадзе еще представляли угрозу, но решительные маневры и могучий за­градительный огонь американских кораб­лей свели результаты японских атак к минимальным повреждениям. Кроме прямого попадания в полетную палубу авианосца «Хэнкок», были только близкие взрывы в воде. Палубные истреби­тели и зенитный огонь буквально пере­малывали вражескую авиацию. 12 ап­реля американцы уничтожили 151 япон­ский самолет, пытавшийся атаковать TF-58. 5-дюймовые орудия, «бофорсы» и «эрликоны» «Индианы» и других кораб­лей опять создали непреодолимую сте­ну, о которую разбились волны авиации противника.

В последующие дни американские палубные самолеты продолжали нано­сить удары по островам японской мет­рополии. Камикадзе нападали с неосла­бевающей яростью, но им удалось лишь повредить несколько кораблей.

5 июня у Окинавы американский флот оказался на пути мощного тайфуна. Он налетел в полночь. Давление упало до рекордно низкой отметки, много часов лил дождь при шквальном ветре. Пострадали 33 корабля. «Индиана» полу­чила повреждение рулевого управления, которое не действовало в течение 35 минут. Одна из главных машин потеря­ла мощность. Были повреждены над­стройки, сорван с катапульты и унесен за борт гидроплан OS2U. Несмотря на это линкор остался в строю. 13 июня «Индиана» прибыла на ремонт в залив Сан-Педро на Филиппинах.

Ремонтные работы не заняли много времени, и 1 июля линкор оставил Лей­те и вернулся к месту боев. Дальше, в июле — августе, корабль участвовал в бомбардировках Японских островов, при­нимал участие в рейде на Токио. Амери­канская армада уже не маскировала свои действия, а бомбила и обстреливала при­брежную полосу и глубинные области Японии открыто и практически безнака­занно. Удары по аэродромам, промыш­ленным предприятиям и другим целям почти не прекращались. 24 — 25 июля палубные самолеты США атаковали су­доходство и портовые сооружения во Внутреннем море, а 29-го нанесли сокру­шительный удар по военно-морской базе в Йокосуке. Там был выведен из строя линкор «Нагато». Затем последовала атака Куре, где японский флот потерял свои последние корабли. 9 августа «Ин­диана» обстреливала Камаичи, 10-го бомбардировала северный Хонсю, 13-го и 15-го — окрестности Токио.

Вскоре враг сдался. 30 августа «Ин­диана» обеспечивала оккупацию базы японского флота в Йокосуке, в которой участвовали 238 моряков и 76 морских пехотинцев линкора. Там же 2 сентября корабль встретил известие об официаль­ной капитуляции противника. Затем 5-го был заход в Токийский залив. Через де­вять дней заслуженный линкор отпра­вился домой. Он прибыл в Сан-Францис­ко 29 сентября 1945 года, став первым кораблем, возвратившимся в США из Токийского залива.

За время войны линкор «Индиана» прошел 234 888 миль, израсходовал 36 432 тыс. галлонов мазута, 77 млн. гал­лонов воды и получил девять боевых звезд.

Вскоре после окончания боевых дей­ствий корабль был выведен в резерв. Линкор находился в составе тихоокеан­ского резервного флота до 1 июля 1962 го­да, когда его исключили из списков аме­риканских ВМС. 6 сентября следую­щего года корпус линкора продали на слом за 418 387 долл. Мачта корабля была установлена в университете Блу­мингтона. Его якорь хранится в Форт-Уэйне, а другие реликвии — во многих музеях и школах. Из досок тикового на­стила палубы был сделан стол для тог­дашнего губернатора штата Индиана, которым с тех пор пользуются и все его преемники.