«Массачусетс»

 

Линейный корабль ВВ-59 «Массачу­сетс», третий линкор серии, вошел в строй 12 мая 1942 года в Бостоне. Ко­мандовал им кэптен Фрэнсис Уайтинг. Линкор сразу же был назначен для уча­стия в высадке во французской Северо-Западной Африке (операция «Торч»).

Корабль еще не полностью завершил курс боевой подготовки, и это плавание являлось учебно-боевым походом «Боль­шой Мейми», как его прозвали на флоте (Mamie - уменьшительное от имени Mary (А может Mamie от МАМА? Т.Е. «Большая Мама» - Прим. WunderWaffe)). Новейший линкор должен был войти в западное соединение союзнических ВМС TF-34 и возглавить группу прикры­тия амфибийных сил при вторжении на Атлантическое побережье французского Марокко. Это являлось чисто американ­ской частью операции. Со стороны Сре­диземного моря, в Алжире и Оране высадку обеспечивал английский флот. На 16-дюймовые орудия «Массачусетса» возлагались особые надежды. В этом районе Франция держала свои новейшие линкоры. Недостроенный «Жан Бар» (4 действующих орудия калибра 380 мм) находился в Касабланке. А южнее райо­на высадки, в столице Сенегала Дакаре, стоял в полной боеготовности, как счита­ли союзники, великолепный «Ришелье». Он мог прибыть к месту сражения в тече­ние двух-трех суток.

Переход через океан соединения TF-34 (командующий контр-адмирал Хьюитт, флаг на тяжелом крейсере «Огаста») начался в 20-х числах октября и был организован образцово. Создавалась видимость, что американская армада (более 100 боевых кораблей и транспор­тов) направляется в Англию. В полночь 8 ноября амфибийные силы приступили к высадке сразу в нескольких пунктах побережья. Долгое время все проходи­ло без помех. Французы начали яростно сопротивляться лишь на рассвете. Они, похоже, проспали не только вторжение, но и умиротворяющую агитацию прези­дента Рузвельта и генерала Эйзенхауэ­ра. Их обращения к французам в Марок­ко передавали по радио с часу ночи.

В предрассветных сумерках на бере­гу вспыхнули прожекторы, воздух про­чертили пулеметные трассы, береговая артиллерия открыла огонь, и сражение началось. Об огромной силе противни­ка французское командование в Касаб­ланке не знало.

«Массачусетс» (флаг контр-адмирала Гиффена) возглавлял группу прикрытия (TG-34.1). Кроме линкора в нее входили четыре эсминца и тяжелые крейсера «Уичита» и «Тускалуза». Эти корабли всю ночь крейсировали примерно в 20 — 22 милях от берега непосредственно у Касабланки. Там помимо недостроенно­го «Жана Бара» базировалась 2-я лег­кая эскадра адмирала Жерве де Лафона (легкий крейсер, 2 лидера, 7 эсмин­цев, 11 подводных лодок, ^сторожеви­ков и тральщиков). Гавань была забита торговыми судами.

Группа TG-34.1 имела задачу топить все, что попробует выйти в море. В седь­мом часу утра линкор и крейсера вы­стрелили свои катапультные самолеты, а затем приняли боевой порядок и увели­чили скорость до 25 узлов. Эсминцы шли впереди на расстоянии 3000 ярдов. В 6.50 один из самолетов радировал об обнару­жении на внешнем рейде подлодок. Дву­мя минутами позже другой гидроплан доложил, что видит два самолета против­ника. В 7.01 5-дюймовки линкора и крей­серов открыли по ним огонь. Это были первые боевые залпы «Массачусетса». Один самолет удалось сбить, а другой повернул обратно. Почти одновременно дали о себе знать орудия батареи мыса Эль-Ханк (по четыре пушки калибра 194 и 138 мм). К ним присоединился и стояв­ший в порту линейный корабль.

Береговая батарея открыла огонь по «Массачусетсу» и сразу же накрыла цель. «Жан Бар» стрелял по крейсерам, следовавшим в кильватере американ­ского линкора. Его первые пять или шесть снарядов упали в 550 м за целью.

В 7.04 с расстояния около 22 км «Массачусетс» открыл огонь главным калибром по «Жан Бару» и поддержи­вал его, пока расстояние не увеличи­лось до 26,5 км. В 7.40 американский линкор прекратил стрельбу и сделал по­ворот на 16 румбов для смены курса на противоположный. Через 7 минут огонь возобновился и велся до 8.33. В этот момент после 47 залпов главного калиб­ра (от 3 до 9 снарядов в каждом) на «Массачусетсе» возникла техническая неисправность. Из-за сотрясений от соб­ственной стрельбы нарушилось электро­снабжение. РЛС перестали действовать. Но к тому времени французскому лин­кору досталось уже основательно. По­следние залпы «Массачусетса» нашли другие жертвы — эсминец «Лё Мален» и несколько торговых судов.

«Жан Бар» был выведен из строя (если такая формулировка применима к сто­ящему у стенки недостроенному кораб­лю) и прекратил стрелять главным калиб­ром. Продолжали действовать лишь его зенитки. Он получил пять (по француз­ским данным — семь) прямых попаданий. Первый снаряд разорвался в погребе правой бортовой 152-мм башни. Это мог­ло стать фатальным для корабля. Но, на счастье французов, погреб был пуст, да и самих башен средней артиллерии не имелось. Второй 16-дюймовый снаряд угодил в кормовую часть трубы. Следую­щий ударил в барбет башни ГК № 1, деформировал 150-мм броневую палубу и, не разорвавшись, рикошетом улетел в город. На время «Жан Бар» лишился сво­ей 15-дюймовой артиллерии. Башня ока­залась заклиненной загнутым вверх уча­стком бронепалубы, который позже уда­лось срезать автогеном (к половине шес­того вечера). Четвертый снаряд тоже не разорвался. Он ударил под острым углом в барбет башни ГК № 2, срикошетировал, пробил две палубы и вдоль главной бро­невой ушел в корму, круша на пути все переборки. Последний снаряд попал в кормовую часть перед правой катапуль­той. Он пробил верхнюю бронепалубу и, продолжая путь внутри корабля, взорвал­ся за его диаметральной плоскостью. Не­которые осколки вылетели наружу с лево­го борта. Было также несколько близких разрывов в воде и на пристани, привед­ших к осколочным повреждениям обшив­ки и надстроек французского линкора.

Сражение продолжалось. «Массачу­сетс» устранил неисправности и пока оставался невредимым. Лишь один снаряд пробил его вымпел. Тем временем появи­лись другие важные цели. Обстрел «Жана Бара» и прочих кораблей в гава­ни несколько отвлек внимание группы адмирала Гиффена от ее главной зада­чи — не выпускать никого в море. В 8.15 из Касабланки один за другим начали вы­ходить эсминцы и лидеры 2-й легкой эс­кадры. Эти корабли могли быстро ока­заться у места высадки войск в Федале (морем всего 12 миль). Находящиеся там транспорты представляли для их артил­лерии и торпед очень удобную мишень. В половине восьмого французы открыли огонь по десантным катерам, подходив­шим к берегу западнее мыса Федала.

Хьюитт отдал приказ группе прикры­тия немедленно перехватить эсминцы противника, к которым позже присоеди­нился легкий крейсер «Примогэ». Адми­рал Гиффен на максимальном ходу по­шел на сближение с французским отря­дом. В 9.18 открыли огонь тяжелые крей­сера и «Массачусетс».

Первым был взорван и затонул эсми­нец «Фугэ», в который попали один 16-дюймовый и несколько 8-дюймовых снарядов. Противник продолжал яростно отбиваться. В 9.40 произошла еще одна остановка в работе радаров «Массачу­сетса». Это было весьма некстати, так как французы удачно применяли дымо­вые завесы, сильно затруднявшие рабо­ту оптических систем управления огнем. Три минуты спустя линкор был захвачен в вилку батареей Эль-Ханк, а в 10.00 194-миллиметровый снаряд поразил ко­рабль в носовую часть главной палубы у левого борта. Попадание пришлось между башнями № 1 и № 2 на уровне шпангоута 48. Бронепалуба была проби­та. Снаряд разорвался в отсеке A-208-L Возникший там небольшой пожар быст­ро ликвидировали. В 10.05 «Массачу­сетс» предпринял резкий маневр и удач­но уклонился от четырех торпед, веро­ятно, выпущенных французской подвод­ной лодкой. Одна «рыба» прошла всего в 4,5 м по правому борту. В 10.35 глав­ный калибр линкора возобновил огонь. Его 16-дюймовый снаряд поражает ли­дер «Милан», уже изрядно избитый тя­желыми крейсерами. Прекрасный ко­рабль был изуродован — его носовая часть представляла собой сплошные развалины.

В 10.21 еще одна торпеда прошла в 100 метрах по левому борту «Массачу­сетса». Спустя 40 минут линкор получил свою последнюю рану (вернее сказать, царапину) в операции «Торч». 130-мм снаряд эсминца «Булонье» угодил в пра­вый борт на уровне 105-го шпангоута рядом с группой «эрликонов». Произошел рикошет, а затем взрыв. Опять воз­никло небольшое возгорание, которое быстро потушили. Расплата последова­ла мгновенно. «Булонье» получил не­сколько снарядов с крейсера «Бруклин» и залп «Массачусетса», после чего пе­ревернулся и затонул.

Постепенно французские корабли ста­ли выходить из боя. Разумеется, те из них, которые еще могли дойти до Касаб­ланки или, на худой конец, до открытой якорной стоянки Рош Нуар. Из восьми кораблей 2-й легкой эскадры, участво­вавших в утреннем сражении, неповреж­денным вернулся в базу только эсминец «Л'Алькион».

К 11.00 «Массачусетс» израсходовал 59,2% своего 16-дюймового боезапаса. Находясь вдали от метрополии, францу­зы экономили снаряды. Американцы же были неоправданно щедры. А ведь их базы располагались еще дальше. Сей­час настало время вспомнить о возмож­ности прибытия из Дакара линкора «Ри­шелье» и крейсеров «Глуар» и «Монкальм». 16-дюймовые снаряды решили приберечь для них. Правда, француз­ский исполин так и не появился на сцене. Сделать это «Ришелье» не мог из-за по­вреждений, полученных еще в 1940 году от англичан и до сих пор не устранен­ных. Но союзники об этом не знали.

Во второй половине дня бой возобно­вился. «Массачусетс» участвовал в нем не слишком активно. Лишь однажды он дал несколько залпов по авизо и траль­щикам и сразу же был (в который уж раз!) накрыт батареей Эль-Ханк. Линкор пе­ренес огонь на нее. Но из-за отсутствия фугасных снарядов обстрел оказался неэффективным. Через 10 минут «Мас­сачусетс» прекратил стрельбу с целью экономии боезапаса, а затем отошел мористее.

На следующий день, 9 ноября, заго­ворила единственная башня «Жана Бара». Еще накануне вечером ее рабо­та была восстановлена, но это тщатель­но маскировалось. Башня сохраняла тот же разворот, в котором ее заклинило ут­ром 8 ноября. Окончательно «разобрать­ся» с французским линкором было по­ручено не «Массачусетсу», а самолетам с авианосца «Рэйнджер», что они и сде­лали весьма успешно.

11 ноября сопротивление французов в Марокко прекратилось, и было заклю­чено перемирие. Никаких документов при этом не подписывалось. Француз­ский флаг продолжал развеваться над береговыми батареями и кораблями. Недавние противники, адмиралы Хьюитт и Мишелье, пожали друг другу руки. Кста­ти, такое возможно было только с аме­риканцами. Англичанам пришлось бы еще долго драться. Интересная деталь: на британских самолетах, участвовав­ших в операции «Торч», были нанесены американские опознавательные знаки. Официально объяснялось это тем, что бесшабашные янки привыкли сбивать все, не чем нет белых звезд. Но, види­мо, расчет строился и на меньшую сте­пень сопротивления французов, которые показали себя неплохими пилотами, но откровенно не желали сражаться с аме­риканцами.

В целом в течение операции «Торч» «Массачусетс» дал 134 залпа главной артиллерии, выпустив 786 снарядов. Его 5-дюймовки произвели 221 выстрел по противнику. 12 ноября линкор отправил­ся домой в США. Ремонт и модерниза­цию корабль прошел на верфи Бостона. Были усилены зенитная артиллерия и радарное оборудование. С учетом не­давних неприятностей подверглись пе­ределкам силовые кабели и распреде­лительные щиты.

В феврале 1943 года «Массачусетс» прошел Панамским каналом на запад.

В течение перехода бывшие рабочие-судостроители из команды линкора пе­ренесли SG-радар на грот-мачту в кор­мовой части трубы. Это было сделано на основании горького опыта «Саут Да­коты» у Гуадалканала.

4 марта «Массачусетс» прибыл в Ну­меа на Новой Каледонии. Несколько месяцев линкор действовал в южной части Тихого океана. Он обеспечивал прикрытие конвоев и поддерживал операции в районе Соломоновых островов. 19 — 21 ноября 1943 года «Массачу­сетс» принимал участие в ударах по Макину, Тараве и Абемама (архипелаг Гилберта). 8 декабря линкор обстрели­вал японские укрепления на острове Науру. 29 января 1944 года корабль прикрывал авианосцы, атаковавшие Тараву, а 30-го бомбардировал Кваджелейн. Затем линкор поддерживал после­довавшую 1 февраля высадку на этот остров.

С 17 по 18 февраля 1944 года «Мас­сачусетс» с авианосцами и другими лин­корами атаковал японскую твердыню на Труке. Эта старая база флота микадо («тихоокеанский Гибралтар») была очень сильно укреплена. С середины 1942 года она являлась основным пунк­том базирования Объединенного флота. На аэродромах атолла в этот момент находилось без малого 400 самолетов. Двести из них стояли крыло к крылу в ожидании перегонки. Гавань была заби­та транспортами и боевыми кораблями. Первыми удар нанесли авианосцы. Ата­ку палубных самолетов довершил артоб­стрел. Очень полезно действовали гид­ропланы «Массачусетса» и других кораб­лей. Они вели разведку и подбирали с воды сбитых летчиков. Американцам удалось уничтожить более 200 самоле­тов, примерно 100 получили поврежде­ния. Потопленный и выведенный из строя тоннаж составил 200 000 т. В том числе пошло ко дну одно из крупнейших торговых судов Японии, танкер «Тонан Мару № 3» (19209т), а также два легких крейсера и четыре эсминца. Несколько боевых кораблей получили поврежде­ния. Набег на Трук и причиненный им ущерб произвели угнетающее впечатле­ние на японцев. Объединенный флот больше здесь не базировался.

В 20-х числах февраля «Массачусетс» сыграл важную роль в отражении авиа­налетов на американские соединения, проводившие удары по островам Сай­пан, Тициан и Гуам. В марте линкор про­должал участвовать в дальнейших атаках на Каролинские острова, а 22 апреля прикрывал вторжение в районе Холландия на Новой Гвинее. Тогда был выса­жен очень крупный десант (60 000 чело­век). На обратном пути целевая группа, в которую входил «Массачусетс», опять атаковала Трук.

1 мая линкор бомбардировал остров Понапе. Это был его последний обстрел перед уходом на ремонт в Пьюджет Саунд. Орудия корабля к тому времени чрезвычайно износились и нуждались в замене лейнеров. Ремонт продолжался до середины июля. Затем «Массачусетс» ушел в Пёрл-Харбор, а 1 августа поки­нул Гавайи и направился в зону боевых действий.

Линкор присоединился к армаде, гото­вящейся к походу в залив Лейте и высад­ке на Филиппинах, 6 октября. Он принял участие в нападении на Окинаву (10.10.1944). Целью этой операции было отвлечение японской авиации от Филип­пин. 12 — 14 октября «Массачусетс» при­крывал авиагруппы, атаковавшие Формо­зу. Затем корабль в составе TG-38.3 при­нял участие в сражении в заливе Лейте 22 — 27 октября.

Зайдя на короткое время в базу на Улити, линкор опять вернулся к Филип­пинскому архипелагу. 14 декабря в ходе вторжения на остров Миндоро он бом­бардировал береговые объекты в райо­не Манилы. Три дня спустя «Массачу­сетс» выдержал свирепые удары при­родной стихии, пройдя через самый центр сильнейшего тайфуна. С конца декабря 1944-го и до февраля следую­щего года линкор принимал участие в боевых операциях в Южно-Китайском море, у Формозы и Окинавы. В период с 10 февраля по 3 марта «Массачусетс» прикрывал авианосные группы 5-го фло­та в ходе атаки Иводзимы и набегов на Хонсю. 17 марта линкор участвовал в ударах по Кюсю, успешно отражая отчаянные атаки камикадзе. Семью днями позже корабль бомбардировал Окинаву. В дальнейшем «Массачусетс» действовал в районе этого острова вплоть до окончания операции по его захвату.

5 июня линкор опять оказался на пути мощного тайфуна. Вскоре он ушел в за­лив Лейте для получения снабжения и краткого отдыха. Оттуда 1 июля «Мас­сачусетс» направился к Японским остро­вам и в составе 3-го флота принял учас­тие в последнем наступлении войны. Он прикрывал авианосцы, наносившие уда­ры по Токио, 14 июля бомбардировал металлургические заводы Камаичи на Хонсю, двумя неделями позже обстре­ливал индустриальный центр Хамамацу. 9 августа — опять артиллерийские нале­ты на Камаичи. В этот день линкору до­велось произвести самый последний боевой выстрел из 16-дюймового орудия, прогремевший в ходе Второй мировой войны.

С 1942 года и до окончания боевых действий линейный корабль «Массачу­сетс» прошел 225 тыс. миль, участвовал в 35 боях, потопил или сильно повредил 5 кораблей противника, сбил 18 самоле­тов. За участие в войне он получил 11 боевых звезд.

27 марта 1947 года линкор был выве­ден в резерв и включен в состав атлан­тического резервного флота в Норфол­ке. 1 июня 1962 года его исключили из списков американских ВМС, но на слом не сдали. Поскольку «Большая Мейми» была широко известна и горячо любима в штате Массачусетс, 8 июня 1965 года ее передали мемориальному комитету. 14 августа того же года заслуженный ко­рабль установили как памятник в устье реки Фолл Ривер. Там он находится по сей день.