Вооружение

Артиллерийское вооружение включало одну - 100мм/52 клб пушку Б-24 без щита на полубаке(на Т-204 в1939г. Снята и заменена на Б-24БМ). Один 45-мм полуавтомат К-21, расположенный на верхней палубе сзади кормового мостика на специальном банкете, и два - 12,7-мм пулемета системы ДК, расположенные побортно на крыльях носового мостика. Боезапас насчитывал 206 снарядов калибра 100 мм (из них 6 в кранцах), 200 (800 в перегруз) снарядов для полуавтомата К-21 (100 в кранцах) и 7000 патронов для пулеметов ДК. На I серии - 198 100-мм снарядов, 100 45-мм снарядов и 10 000 12,7-мм патронов. Подача боезапаса к 100-мм орудиям производилась: элеватором системы Лесснера, а также при помощи мусинговой подачи; к 45-мм пушкам и 12,7-мм пулеметам - вручную, ящиками, через люк в верхней палубе.

28 декабря 1940 г. УК ВМФ выдало НКСП заказ на разработку вариантов проекта перевооружения БТЩ. Предусматривалась замена "сорокапяток" на новые 37-мм зенитные автоматы 70-К и увеличение количества крупнокалиберных пулеметов. При этом требовалось сохранить без изменений тральное вооружение. Рассматривались два варианта размещения новых автоматов, но оба пришлось признать неудачными. При первом варианте два автомата 70-К устанавливались на специальной надстройке, что резко снижало и без того невысокую остойчивость, увеличивало осадку корабля еще на 15 см и уменьшало скорость хода минимум на пол-узла. Второй вариант предполагал монтаж автоматов непосредственно на верхней палубе и вызывал лишь уменьшение скорости на 0,2 - 0,3 узла при сохранении изначальных осадки и остойчивости. Но при этом возникали значительные "мертвые" углы обстрела. Как компромисс, автомат 70-К установили на месте орудия 21-К. Такое размещение артиллерии провели на всех БТЩ, сданных флоту в 1941 г. Боезапас составил 500 37-мм снарядов (из них 100 в кранцах).

На Т-215 в октябре 1941 г. перед походом на Ханко были дополнительно установлены еще два пулемета ДШК в кормовой части верхней палубы, в районе тральной лебедки. Аналогичное усиление вооружения в течение зимы 1941/42 г. прошли все тральщики КБФ, получившие в дополнение к пулеметам по два 20-мм автомата "Эрликон" (боезапас 7000 снарядов), установленных побортно между кормовым орудием и прожекторной площадкой. Позже на Т-205 два дополнительных 37-мм автомата 70-К смонтировали на рострах перед дымовой трубой. На достроенном в 1944 г. Т-219 тральную лебедку сдвинули в корму, и два автомата 70-К разместили линейно-возвышенно в диаметральной плоскости. На срезах полубака и крыльях мостика установили четыре спаренных пулемета ДШКМ-2Б. С таким же вооружением достроили Т-220 и Т-221, но на них после войны автоматы 70-К были заменены новыми 25-мм автоматическими пушками 84-К.

Экипаж черноморского Т-401 перенес боевой 90-см прожектор на ростровую площадку позади дымовой трубы, а на прожекторной площадке установили пулемет ДШК. Часть БТЩ оснастили дополнительным пулеметом на ростровой площадке. В течение 1942 г. все черноморские тральщики (кроме Т-407 и Т-408) получили по два автомата 70-К, расположенные побортно на срезе полубака за рубкой. 45-мм автомат тоже заменили установкой 70-К, а "сорокапятку" переместили дальше в корму. Пулеметы ДШК с крыльев мостика перенесли на верхнюю палубу у грот-мачты. При установке тралов новых типов в послевоенный период из-за роста водоизмещения балтийских и черноморских кораблей их вооружение ограничили двумя 37-мм автоматами.

Тихоокеанские тральщики получили в кормовой части три автомата 70-К со щитами; последние располагались в диаметральной плоскости на верхней палубе за кормовой надстройкой. Один из этих автоматов, расположенный ближе в нос, пришлось приподнять на специальном основании, чтобы обеспечить большие сектора обстрела. "Тихоокеанцы" получили также по четыре одноствольных пулемета ДШК или два спаренных 12,7-мм пулемета "Браунинг". Переданные Северной Корее тральщики были переоборудованы для несения патрульной службы и позже перевооружены совершенно оригинальным образом. На место носового орудия установили 85-мм орудие в сварной башне наподобие танковой, поставленной на специальный барбет. В кормовой части появились две спаренные 37-мм установки В-11, а на рострах у дымовой трубы разместили квадратом четыре спаренных 25-мм автомата. Радиоэлектронное вооружение тоже доработали, включая установку РЛС, а также систем постановки пассивных помех на срезах полубака.

Стрелковое вооружение по штату включало один 7,62-мм пулемет ДП и 15 7,62-мм винтовок обр. 1891/1930 г. При необходимости можно было принять на борт 10 45-мм противотанковых орудий с передками и до 600 человек с личным оружием и запасом продовольствия на 5 суток.

На носовом мостике каждого корабля имелся один 1,5-метровый стереоскопический дальномер. Дальномеры, установленные на Т-215 и Т-218, снабжены антивибрационными тумбами типа АВТ-2. Приборы управления стрельбой отсутствовали; расчеты прицела и целика осуществлялись с помощью специальных таблиц.

В январе 1943 г. на тральщиках "Гарпун" и "Искатель" установили побортно по два бугельных торпедных аппарата ТА-БС (калибр торпед - 533 мм). Что именно таким образом хотели получить, не совсем понятно - скорее всего, импровизированные "миноносцы" предполагалось использовать на коммуникациях противника, учитывая явную неприспособленность артиллерии тральщиков к борьбе с транспортами (эпизод с набегами черноморских БТЩ в декабре 1942 г.). Аппараты разместили на правом борту почти у среза полубака, на левом - за рострами. По воспоминаниям ветеранов, аппараты мешали работе минно-тральных расчетов, поэтому в мае 1943 г. их перенесли на полубак и установили под крыльями мостика. Проводившиеся в марте - апреле испытания прошли неудачно. Из 27 пробных выстрелов (23 - "Искатель", остальные - "Гарпун"), в том числе четырех двухторпедных залпов, сделанных на скорости хода до 18 уз., ни один не дал положительного результата. Торпеды двигались хаотически, иногда выпущенная из правого аппарата уходила влево, под килем тральщика, и наоборот. В конце концов от идеи использования тральщиками торпедного оружия пришлось отказаться.

По спецификации корабли могли принять на борт 46 мин обр. 1908 г., или 31 мину обр. 1926 г., или 27 мин КБ-3, или 46 минных защитников. Время полного приема мин на палубу не превышало 27 - 30 минут (с пристани). Предусматривалось размещение 20 больших и 20 малых глубинных бомб. Большие бомбы хранились в штатных тележках; малые, согласно проекту, в лотковых бортовых бомбосбрасывателях. Позже на всех кораблях эти бомбосбрасыватели были сняты, а малые бомбы хранились в самодельных стеллажах, похожих на стеллажи для пожарных ведер. По заказу УКВМФ от 26 апреля 1940 г. на БТЩ, начиная с Т-211 "Рым", начали установку двух бомбометов БМБ-1.

Тральное вооружение было весьма разнообразным: два комплекта параван-тралов К-1 (один штатный и один запасной, созданы на основе приобретенного в Англии образца C-IV для крейсеров); два комплекта змейковых тралов; один трал Шульца. Для постановки параван-охранителей в 1943 г. на балтийских тральщиках Т-210, Т-217 и Т-218 в носовой части установили шпироны. Но так как длина тралящей части паравана не превышала 40 м, а параван отходил от борта лишь на 10 - 12 м, это не гарантировало тральщику безопасности. Вскоре параван-охранители демонтировали.

На Т-204 "Фугас" установили опытный образец электромагнитного трала (ЭМТ), который прошел испытания в начале 1941 г., но в кампанию этого года не применялся. До начала войны ЭМТ так и не поступил на вооружение, хотя в коридоре гребных валов и предусматривалось место для его агрегатов. Тралы типа LL английского производства с начала 1944 г. установили на черноморских Т-401 и Т-407. Штатную тральную вьюшку, применяемую на американских БТЩ типа YMS, разместили за кормовой надстройкой, без демонтажа установленного артвооружения. Балтийские тральщики получили ЭМТ только после войны. Чтобы облегчить корабли, тральную вьюшку трала типа LL расположили на месте кормового зенитного автомата. Позже на БТЩ установили новейшие электромагнитные тралы ТЭМ-У и ТЭМ-У1, акустические тралы ГАТ и БАТ-2, контактные тралы МТ-1, МТ-2 и МКТ-3.

Средством пассивной защиты от неконтактных мин стала размагничивающая обмотка системы ЛФТИ, первоначально расположенная либо на леерах, либо на бортах снаружи корабля. Позже ее заключили в железные сварные кожухи, расположенные вдоль бортов на верхней палубе и полубаке. Обмотка каждого корабля состояла из трех секций: основной нерегулируемой, основной регулируемой (охватывающих весь корпус корабля) и носовой регулируемой (расположенной только на полубаке в районе 0 - 37-й шп.). Согласно временной инструкции, подписанной представителями ТУ КБФ и ЦКБ-52, гарантированная глубина защиты устанавливалась на основе контрольных замеров магнитного поля.

Тральщики оснащались дымовой аппаратурой типа Д-2Т1А (время непрерывного действия - 11 - 12 мин.). Кроме того, на каждом корабле имелся запас дымовых шашек на две постановки (8 шт.). На Т-204 была смонтирована дымовая аппаратура типа ДА-2. Посты управления дымовой аппаратурой на всех кораблях расположены на верхней палубе у тральной лебедки.