На коммуникациях у кавказского побережья

Летом 1942 г. новой задачей для тральщиков стало сопровождение транспортов на коммуникациях Батуми - Поти - Туапсе - Новороссийск. Также на них возлагалось несение базового дозора у Поти. 13 июля в районе мыса Пицунда с 14.15 до 15.04 два десятка немецких бомбардировщиков безрезультатно атаковали конвои: Батуми - Туапсе (танкер "Москва", сопровождение - "Трал", "Искатель") и Поти - Новороссийск (транспорт "Курск" с Т-412 и СКА № 095). Пост СНиС вызвал наши истребители, которые отогнали самолеты противника. Вечером 16 июля "Трал", "Искатель" и Т-412 вышли, сопровождая канлодку "Красная Абхазия", для производства минной постановки у Новороссийска. Было выставлено 150 мин.

25 июля 1942 г. вновь была переформирована Бригада траления и заграждения (БТЗ), в состав которой входили 1-й и 2-й дивизионы БТЩ. Базировалась бригада на Поти и селение Кулеви на левом берегу реки Хоби. Штаб находился на товаро-пассажирском пароходе "Очаков" (в Поти) и на колесном штабном пароходе "Мариуполь" (в Кулеви). Ремонтные мастерские размещались в корпусе недостроенного сухогруза "Красный Металлист", а рабочие мастерских жили в корпусе недостроенного тральщика типа "Семен Рошаль".

Ночью с 30 на 31 июля "Мина" и "Защитник" под прикрытием пары "мошек" вышли из Новороссийска для обстрела Феодосии По берегу было выпущено более 500 снарядов, в районе целей возникли пожары. Батареи противника открыли ответный огонь. Тральщикам удалось без потерь и повреждений завершить эту операцию. БТЩ приняли определенное участие в эвакуации Новороссийска, занимаясь доставкой срочных и ценных грузов. 2 августа "Щит" вышел из Поти для встречи поврежденной от подрыва на мине (в районе Одессы) подводной лодки А-5. 12 числа того же месяца "Щит" совместно со СКА № 018 сопровождал спасательное судно "Меркурий", буксировавшее поврежденный еще 10 апреля налетом авиации эсминец "Способный", на переходе из Сухуми в Поти.

14 августа "Взрыв" вышел из Кабардинки в Анапу и в районе Озерейки, начиная с 19.03, неоднократно подвергался атакам авиации противника. Примерно в 19,30 три пикировщика сбросили четыре авиабомбы. Первая пара бомб разорвалась в 10 - 15 м по правому борту тральщика, а бомбы второго самолета попали в корабль. Одна пробила палубу полубака с правого борта и разорвалась в коридоре начсостава. Силой взрыва обшивку правого борта вырвало с 13-го по 24-й шп. Вторая бомба пробила настил полубака с левого борта, сделала пробоину в нем (диаметром 40 см) и разрушила обшивку борта. Заклинило руль, и "Взрыв" покатился влево с креном на правый борт. В районе артпогреба № 1 под полубаком возник пожар, распространившийся на штурманскую, ходовую и радиорубку. Осколками повредило 100-мм орудие и пулемет ДШК правого борта на полубаке.

Тяжело ранило командира корабля старшего лейтенанта НФ.Ярмака и командира БЧ-1 лейтенанта Д.И.Илюшина. В командование тральщиком вступил помощник командира старший лейтенант П.Д.Бровенко. Главный командный пункт был переведен на верхнюю палубу, борьбой с пожаром руководил командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Ф.Н.Мозгунов. Часть из семи пожарных шлангов сгорела, два пожарных насоса с трудом справлялись с нагрузкой. Погреб 100-мм снарядов затопить не удалось, так как невозможно было добраться к загроможденному обломками кингстону затопления. Пожар усиливался, и около 20.00 "Взрыв" пришлось приткнуть к отмели в районе устья реки Озерейки. Спустить шлюпки из-за повреждений не удалось, но через 12 минут к борту корабля подошел СКА № 085 и снял раненых. В это время начали взрываться 100-мм снаряды, и было решено переправить экипаж на берег. С левого борта по корме подошел СКА № 052 и снял команду, но высадить ее на берег из-за волн не смог и ушел со спасенными в Новороссийск.

К 20.24 на "Взрыве" остались военком корабля старший политрук А.П.Воробьев, командир БЧ-2/3 лейтенант С.А.Смоляков и боцман мичман В.С.Умрихин. Проходивший мимо буксир "Симеиз" получил приказание встать на якорь в 5 - 7 м по корме и подать на тральщик пожарные шланги Сначала удалось погасить пламя в штурманской рубке и в кранцах, где взрывались пулеметные патроны. Затем сумели потушить и пожар в артпогребе, где находилось 6 т 100-мм снарядов. К 23.40 удалось полностью ликвидировать пожар. Экипаж буксира под руководством капитана - старшего лейтенанта В.А.Вечного к трем часам ночи 15 августа снял тральщик с отмели, и в 8.00 привел "Взрыв" в Новороссийск. К середине дня личный состав тральщика возвратился на корабль и начал подготовку к переходу на ремонт в Поти. Закрепили переборку на 25-м шп. и осушили часть носовых отсеков, восстановили управление рулем. В 22.30 16 августа "Взрыв" ушел из Новороссийска в охранении двух СКА. Переход проходил на скорости 14 узлов. 18 августа конвой благополучно добрался до Поти. Восстановительные работы на тральщике велись с 20 сентября силами завода № 201 и мастерской № 4. С 1 по 20 июля 1943 г. тральщик прошел доковый ремонт и покраску, а 5 августа 1943 г. вновь вступил в строй.

Выступали тральщики в качестве буксиров. 15 - 16 августа "Защитник" в сопровождении СКА № 0144 буксировал поврежденную попаданием авиабомбы в районе Сухуми плавбазу "Львов" через Очамчири в Поти. 25 августа "Трал" встречал сильно поврежденную подлодку М-36, возвращавшуюся с позиции.

30 августа сопровождаемый "Тралом" транспорт "Ян Томп" на переходе Поти - Туапсе был атакован и потоплен тройкой немецких торпедных катеров. Тральщик занимался спасением экипажа судна. 5 - 6 сентября "Защитник" совместно со сторожевыми катерами, КТЩ и мелкими плавсредствами эвакуировал морские части с Таманского полуострова. 18 сентября, находясь на переходе Туапсе - Геленджик в районе мыса Чуговкопас, "Трал" обстрелял якобы обнаруженную вражескую подводную лодку (обнаружение оказалось ложным). На следующий день ночью "Трал" и "Искатель" отправились на обстрел вокзала и батареи в Новороссийске (Мысхако), с чем они успешно справились.

Тем временем активизировалась вражеская авиация. 25 сентября на коммуникации Геленджик - Туапсе конвой из транспорта "Адлер", спасательного судна "Меркурий" со шхуной "Интернационал" на буксире, морского буксира СП-13, ведущего тральщик "Местком", в сопровождении БТЩ "Щит" и "Искатель" были задержаны в районе Архипо-Осиповки из-за угрозы атаки торпедных катеров противника. Но вместо катеров конвой атаковали 17 немецких бомбардировщиков, сбросивших безуспешно 34 бомбы. 28 сентября 3 бомбардировщика безрезультатно атаковали в районе мыса Агрия на переходе Геленджик - Туапсе танкер "Передовик" в охранении которого шли "Защитник", "Искатель". 2 СКА и 2 ТКА. "Якорь" и Т-412 18 октября обстреляли порт Анапа, после неудачного поиска вражеских кораблей и плавсредств в районе Анапа - озеро Соленое. Конвой из танкера "Калинин", ЭМ "Незаможник", СКР "Шторм" и БТЩ "Якорь" 26 числа того же месяца на переходе Туапсе - Поти был безуспешно атакован одиночным самолетом. Тральщику Т-412, возвращавшемуся в Туапсе после доставки из Сочи в Сухуми раненого адмирала Исакова, повезло меньше. Ночью корабль был атакован одиночным самолетом, который сбросил две авиабомбы, ориентируясь по фосфоресцирующему следу за кормой и раскаленным газам выхлопа из дымовой трубы. От близких разрывов бомб тральщик получил несколько повреждений, и в их числе - трещины по верхней палубе во всю ширину корпуса у кормового кубрика, трещину килевой полосы в районе кормовой машины и нарушение центровки гребных валов. Т-412 с трудом добрался 8-узловым ходом до Поти и встал в Хопи на ремонт до конца ноября 1942 г. 1 ноября конвой в составе танкера "Кремль". ЭМ "Бойкий", БТЩ "Щит", "Защитник" и 3-х СКА на маршруте Батуми - Туапсе подвергся атаке авиации, но немецкие самолеты были отогнаны заградительным огнем кораблей. Наши истребители, обеспечивавшие прикрытие конвоя на маршруте, противника не встретили. Новая атака неприятельской подводной лодки 5 ноября на танкер "Калинин", шедший в охранении трех сторожевых катеров и БТЩ "Щит", оказалась безуспешной. Через д а дня "Искатель" и две "мошки", конвоировавшие транспорт "Пестель", успешно отразили артиллерийским огнем налет одиночного торпедоносца на переходе Поти - Сочи.