Общая оценка проекта

Говоря о шестерке германских лайнеров, следует рассматривать два взаимоисключающих аспекта: оценка в мирной роли и в военной.

С первой все более-менее ясно. Лайнеры создавались, говоря языком теории маркетинга, для "снятия сливок с рынка". Если небольшой пароходик с посредственными скоростными и комфортабельными характеристиками может приносить стабильную, но небольшую прибыль в течение длительного срока своей службы, то герои нашего повествования создавались для принесения максимальных доходов в начальный период эксплуатации. Строить такие корабли имеет смысл лишь в том случае, когда они "самые-са-мые" (вместительные, скоростные, комфортные и т.д.). Поэтому неизбежно с появлением более выдающихся кораблей они моментально утрачивают своего клиента и становятся убыточными.

А вот второй аспект, связанный с боевым применением, не настолько однозначный, как кажется. С одной стороны, все шесть лайнеров в разное время становились вспомогательными крейсерами, но, с другой стороны, ни за одним из них не значится каких-то серьезных боевых дел.

Попытаемся оценить реальную боевую эффективность вспомогательного крейсера и какой-нибудь канонерки аналогичного вооружения. Например, потенциальных соперников по тихоокеанскому театру: вспомогательного крейсера "Рапидо" и канонерской лодки "Уилинг". На дистанции 1700 м вероятность поражения первого 120-мм орудием составляет 0,189, второй - 0,67. На дистанции 2700 м - 0,107 и 0,038, а на 3700 м - 0,071 и 0,026 соответственно. И в итоге получается, что практически на всех боевых дистанциях вероятность поражения крейсера в два-три раза выше канонерки. Учитывая реакцию обратной связи, наличие легковоспламеняющихся материалов, скверную обученность личного состава и т.д., в бою один на один вспомогательный крейсер обречен при встрече даже с канонерской лодкой!

Чтобы разобраться с этим парадоксом, следует обратиться к опыту гражданской войны в Америке. Громкий успех коммерческих рейдеров надолго надел шоры на теоретиков и практиков крейсерской войны. В роли рейдеров стали видеть все мало-мальски приемлемые пароходы. Лишь Первая мировая война расставила все по своим местам: наибольший эффект в качестве рейдеров дали не рекордсмены, а наоборот, вполне заурядные пароходики с посредственными характеристиками. И применение рекордсменов оказалось целесообразным лишь в виде войсковых транспортов. В этом случае каждый бывший лайнер смог бы вместить по 2 - 3 тысячи штыков, и таким образом вся шестерка легко могла бы довольно быстро доставить в любую точку земного шара целую пехотную дивизию!

Кстати, история лайнеров германский постройки именно это и продемонстрировала, но, увы, никто не догадался обобщить опыт локальных испано-американской и русско-японской войн. Ни в первом, ни во втором случае ничего путного из вспомогательных крейсеров не вышло. Для доказательства достаточно взглянуть на историографию крейсерских операций - ни одного серьезного исследования на данную тематику автору обнаружить так и не удалось. И, наоборот, что бы делали испанцы без транспортов "Рапидо" и "Патриота"? Наверняка, без них пришлось бы распродать все остатки антильской эскадры, как это произошло всего год спустя с остатками испанской тихоокеанской эскадры. А уж идею "Рапидо" с "силами быстрого реагирования" на борту, вероятно, вообще следует рассматривать как предтечу американских "тарав" и "уоспов"!