Несостоявшаяся модернизация

Не секрет, что проектант периодически прорабатывал варианты модернизации кораблей пр.1134Б с точки зрения повышения их боевой эффективности. В частности, в начале 1980-х гг. рассматривались различные варианты установки на них новых систем вооружения, таких, как ЗКБР "Кортик", УРО "Оникс" и других. Реализованы они не были из-за трудностей с обеспечением поставок, значительного объема корпусных работ и демонтажа вооружения. К тому же, стоимость модернизации получалась сопоставимой с затратами на постройку нового корабля.

Тем не менее один вариант модернизации все же решили претворить в жизнь. Предложения были подготовлены ЦНИИ им.А.Н.Крылова совместно с СПКБ и его Николаевским филиалом (НФСПКБ) во исполнение указания Минсудпрома СССР от 30 августа 1988 г. "Об оценке эффективности модернизации БПК пр.1134Б "Николаев" по пр.11342 и целесообразности выполнения этих работ на последующих заказах серии с учетом программы нового кораблестроения". В соответствии с утвержденным планом, на судостроительном заводе имени 61 коммунара предусматривалось проведение модернизации кораблей со сдачей ВМФ одного БПК в 1990 г. и по два корабля в 13-й и 14-й пятилетках. Все они предназначались для службы в составе Тихоокеанского флота в качестве кораблей охранения будущих авианосных соединений. Поэтому не случайно все "беркуты", запланированные к модернизации, пришли из состава ТОФ, Первым к переделке готовился "Петропавловск", однако после аварии "Николаева" было решено начать с него, совместив средний ремонт с модернизацией по пр.11342.

Прежде всего речь шла о повышении эффективности средств ПРО-ПВО. При этом рекомендовалось осуществлять модернизацию плавающих кораблей не за счет демонтажа и замены имеющихся комплексов, а путем внутрикомплексной доработки штатного корабельного вооружения. Уже в 1983 г. были разработаны предложения, положенные в основу ТТЗ на выполнение технического проекта, утвержденного совместным решением МСП и ВМФ от 31 июля 1985 г. Первоначально предполагалось осуществить внутрикомплексную модернизацию ЗРК "Шторм" до уровня "Шторм-Н", а "Осы-М"-до "Осы-МА2>;. Стоимость работ оценивалась примерно в 14 млн. рублей.

РЛС МР-600, как не обеспечивающая эффективного целеуказания ЗРК по малоразмерным низколетящим целям, подлежала замене на РЛС "Подберезовик" (обнаружение воздушных целей в дальней и средней зонах и на больших высотах). Планировалось оснастить РЛС МР-310 системой селекции движущихся целей, заменить прежние средства РЭП на станции МП-401С и МП-407, а комплекс выстреливаемых помех и ложных целей ПК-2 на ПК-2М, установить комплекс ПК-10 со станцией "Спектр-Ф". Также собирались модернизировать комплекс "Метель" за счет использования универсальных ракет "Раструб", позволявших поражать как подводные лодки, так и надводные корабли. Все это, по разным предварительным оценкам, позволило бы повысить боевую устойчивость корабля от средств воздушного нападения (ПКР "Гарпун") не менее чем в 1,5 - 2 раза.

Уже в ходе разработки и утверждения техпроекта 11342 ВМФ потребовал дополнительно установить на корабль противокорабельный комплекс "Уран" (16 ПУ), заменить РЛС МР-310 на РЛС "Фрегат-МА" с СОИ "Пойма", вертолета Ка-25ПЛО на Ка-27 и прежние средства связи на АКС "Буран-5".

Правда, проектант высказывал обоснованные сомнения в необходимости оснащения корабля "уранами" ввиду отсутствия на борту системы загоризонтного целеуказания, что заведомо ограничивало использование этих КР только на дальностях прямой радиолокационной видимости (до 30 - 40 км). То есть после модернизации ЗРК ("Шторм-Н") и ПЛРК ("Раструб") корабль фактически получал три различных ударных комплекса примерно равной дальности действия.

Тем не менее технический проект 11342 был утвержден совместным решением МСП и ВМФ от 31 декабря 1986 г., а решением от 28 августа 1987 г. были утверждены и элементы корабля по корректированному проекту (Вторым кораблем, который предполагалось модернизировать по пр. 11342, был прибывший на завод с Тихоокеанского флота в 1988 г. БПК "Ташкент", но затем приняли решение о его модернизации по проекту 11346.).

Наряду с этим, было учтено пожелание об установке на корабле БИУС "Лесоруб-34" взамен устаревших систем МВУ-202 и МВУ-203 (на "Николаеве" - опытного образца). Стоимость всех работ оценивалась уже в 42 млн. рублей.

Вскоре последовало решение о замене всего прежнего гидроакустического оборудования корабля на новый ГАК "Звезда-Mi" (без буксируемой части). Стоимость модернизации при этом составляла уже около 63 млн рублей. А в целом, с учетом затрат на реализацию 28 совместных предложений МСП и ВМФ (13 млн. руб.) и средний ремонт корабля (32 млн. руб.), общая стоимость работ на "Николаеве" должна была достичь около 108 млн. рублей. При этом эффективность решения кораблем задач ПЛО возрастала более чем вдвое, равно как и его суммарная эффективность.

Таким образом, по завершении работ "Николаев" при сохранении прежних главных размерений должен был иметь полное водоизмещение около 9000 т, скорость полного хода до 32 уз., дальность плавания до 6500 миль, автономность по запасам провизии до 30 суток и экипаж из 430 офицеров, мичманов, старшин и матросов. Из прежнего состава вооружения на борту оставлялись РБУ-6000, две АУ АК-726 и две батареи АК-630М. Взамен демонтированных торпедных аппаратов планировалось установить 16 пусковых установок "Уран" (по две счетверенные ПУ на борт). Для нового вертолета Ка-27 предполагалось увеличить площадь ангара (при этом упразднялись обе установки РБУ-1000). В итоге, согласно расчетам специалистов Южного ПКБ (бывший Николаевский филиал СПКБ), огневые средства корабля обеспечивали эффективное решение как противолодочных, так и ударных задач, а также перехват и уничтожение атакующих КР класса "Гарпун" и "Отомат".

Новейшие РЛС и низкочастотный гидроакустический комплекс в сочетании с более совершенными средствами обработки информации и боевого управления и развитыми средствами связи выгодно отличали бы его от других современных кораблей флота. Помимо этого, корабль мог бы выполнять флагманские функции, а по боевой эффективности превосходил бы аналогичные корабли ВМС США - эсминцы типов "Спрюэнс" и "Кидд".

К началу 1992 г. техническая готовность "Николаева" (с октября 1987 г. он носил бортовой № 582), проходившего модернизацию по пр.11342, составляла 47,2%. На нем успели в полном объеме выполнить работы по дефектации систем, механизмов, устройств и систем вооружения; демонтажу систем и устройств, подлежащих замене по новому проекту (торпедные аппараты, РБУ-1000, ГАС "Вега", пусковые установки КТ-100, АП РЛС МР-310А и МР-600 и др.); переоборудованию помещений и надстроек. Была целиком демонтирована башенноподобная грот-мачта, подлежащая замене на новую, изготовленную в одном из цехов завода. Частично переоборудованы корпусные конструкции в корме после демонтажа буксируемой ГАС и ПОУ, увеличена площадь ангара, местами заменены листы наружной обшивки. На 75% была осуществлена затяжка нового кабеля, частично выполнен ремонт трубопроводов. Завод получил предназначенные для установки на "Николаеве" РЛС "Подберезовик", новые малошумные гребные винты и другое оборудование.

Однако после распада СССР работы на корабле фактически прекратились. Постепенно свелось на нет финансирование, в связи с чем некоторое время завод был вынужден продолжать работы за счет своих средств. Затраты завода, которые заказчик (ВМФ СССР - РФ) так и не оплатил, составили 363 млн. руб. и продолжали расти: корабли стояли у достроечной стенки, и их требовалось обеспечивать всеми видами энергии.

Ситуация прояснилась к апрелю 1992 г., когда Министерство обороны России официально сообщило решение правительства РФ от 18 марта 1992 г. о прекращении комплексной модернизации, ремонта и финансирования находившихся на судостроительном заводе имени 61 коммунара БПК "Николаев" и "Ташкент". При этом предлагалось уведомить все задействованные предприятия-смежники о расторжении действовавших договоров. Дальнейшую судьбу кораблей предлагалось решить на месте. Завод решился на утилизацию обоих БПК "с использованием полученных средств на конверсию производства и выпуск гражданской продукции".

Решением ГШ ВМФ РФ с 1 января 1993 г. личный состав кораблей списывался и переводился к новым местам службы в России. Фактически же это произошло на несколько месяцев раньше. БПК "Николаев" и "Ташкент" после спуска флагов были поставлены в отстой к новой набережной у правого берега р.Ингул.

Попытка Южного ПКБ сохранить "Николаев" в качестве учебного корабля для вновь созданных ВМС Украины (была даже выполнена соответствующая проектная проработка) из-за отсутствия финансирования ни к чему не привела, как и предложение продать корабль иностранному заказчику после завершения работ.

Официально "Николаев" был расформирован 29 октября 1992 г., разоружен и продан на слом частной индийской компании. Конвертацию (заделку всех забортных отверстий) БПК выполняли в новом плавучем доке ССЗ имени 61 коммунара. Увы, это было последнее докование корабля...

10 августа 1994 г. "Николаев" и "Ташкент" были отправлены на буксирах из Николаева в Индию для окончательной разборки. Демонтированные ранее с корабля конструкции, равно как и не установленные (включая снятые ранее обе ПУ КТ-100, а также обе грот-мачты, новая и старая) были утилизированы на заводе в 1994 -1995 гг.