Пирл-Харбор

 

В Вашингтоне утром в воскресенье 7 декабря 1941 года япон­ский посол Кисисабуро Номура и специальный посланник Сабуро Курусу ожидали назначенной встречи с государствен­ным секретарем Корделлом Хэллом. Они должны были пред­ставить ему меморандум, в котором говорилось: «Надежда япон­ского правительства уладить японо-американские отношения, сохранить и укрепить мир на Тихом океане путем сотрудниче­ства с американским правительством потеряна. Невозможно достичь соглашения путем дальнейших переговоров».

Японские дипломаты не знали, что, пока они ожидали Хэлла, чтобы вручить меморандум, 350 самолетов с 6 япон­ских авианосцев атаковали базу американского флота Пирл-Харбор.

Атака Пирл-Харбора была только частью японского на­ступления, начавшегося 7 декабря. Главный удар наносился в южном направлении, туда, где находилась желанная Ост-Индия с ее нефтью и другими стратегическими материала­ми, в которых остро нуждалась Япония. Атака Пирл-Харбора должна была помешать американскому флоту остановить японское наступление на юг.

Идея внезапной атаки Пирл-Харбора в самом начале во­енных действий принадлежала адмиралу Исороку Ямамото, командующему японским Объединенным Флотом, апологе­ту морской авиации.

Как ни странно, Ямамото был противником войны с Соединенными Штатами. Он служил военно-морским атта­ше в Вашингтоне с 1925 по 1927 год и прекрасно знал аме­риканский промышленный потенциал. В январе 1941 года он писал: «Если начнется война между Соединенными Шта­тами и Японией, то мало будет захвата Гуама и Филиппин и даже Гавайев и Сан-Франциско. Мы должны будем идти на Вашингтон и подписать мирный договор в Белом Доме.

Я сомневаюсь, что наши политики, которые так много бол­тают о японо-американской войне, предвидят ее исход и готовы принести требуемые жертвы».

Поняв, что не может помешать руководимому армией японскому правительству осуществлять свои планы, кото­рые несомненно приведут Японию к войне с Соединенны­ми Штатами, адмирал Ямамото подчинился. У него родился план внезапной атаки Пирл-Харбора, и в январе 1941 года он приказал контр-адмиралу Такидзиро Ониси, одному из ведущих японских морских авиаторов, подготовить предва­рительные учения по отработке такой атаки. Ямамото сказал адмиралу Ониси, который позднее стал организатором атак камикадзэ: «Если мы ввяжемся в войну с Соединенными Штатами, то у нас не будет и надежды на победу, если мы не уничтожим американский флот в Гавайских водах». Ад­миралу Ониси при разработке удара по Пирл-Харбору по­могал капитан 2 ранга Минору Гэнда, начальник оператив­ного отдела штаба 1-й дивизии авианосцев.

Теперь японский флот представлял собой грозную силу, так как имел самое мощное в мире авианосное соединение из 7 авианосцев, сведенных в 1-й воздушный флот. (1 сен­тября 1941 года в строй вошел новейший «Сёкаку», а 1 ок­тября — «Дзуйкаку».)

Доклад адмирала Ониси о возможности воздушной атаки Пирл-Харбора был готов в апреле 1941 года. Ониси полагал, что шансы атакующих на успех составляют 50%, и выдвигал 3 необходимых условия. Первое: в атаке должны принять уча­стие все 6 эскадренных авианосцев японского флота. Второе: в ней должны участвовать только лучшие командиры и луч­шие пилоты. Третье: чтобы обеспечить преимущество вне­запности, должна соблюдаться строжайшая секретность.

Этим летом японский флот проводил учения на юге Япо­нии, а его самолеты летали над бухтой Кагосима и окружа­ющими горами и городами, тренируясь на местности, напо­минающей Оаху. Самолеты летали низко над горами, следо­вали по петляющим долинам, скользили над самой водой, едва не задевали крыши домов. Несмотря на то, что во время учений были проведены сотни вылетов, не был потерян ни один самолет.

В 1940 году в Таранто англичане доказали, что авиацион­ные торпеды могут топить любые корабли. Но Пирл-Харбор был мелководной гаванью, глубина на главном фарватере составляла всего 40 футов, а в других частях порта еще мень­ше. Начальник штаба американского флота в письме, дати­рованном февралем 1941 года, извещал адмирала Киммела: «Полагают, что для успешного сбрасывания торпед с само­летов нужна минимальная глубина 75 футов, а желательно не менее 150 футов». Противоторпедная защита в Пирл-Хар­боре просто отсутствовала. После множества экспериментов в ходе летних учений японцы установили, что авиаторпеды, снабженные специальными «крыльями» и сброшенные с малой высоты, могут использоваться против кораблей, сто­ящих в мелководной гавани.

Во второй половине августа обсуждение перспектив ата­ки Пирл-Харбора зашло так далеко, что в Токио состоялось совещание командующих флотами и начальников их штабов. В середине сентября в стенах военно-морской академии была проведена военная игра, имитирующая атаку Пирл-Харбора. В этой игре атакующее соединение потеряло треть своих кораблей, в том числе 2 авианосца из 6. Несколько высших офицеров высказали мнение, что операция будет слишком рискованной. Они предложили сосредоточить все усилия на южном направлении — Филиппины, Малайя и Ост-Индия. Если Соединенные Штаты вмешаются, то американский флот будет встречен на пути в Юго-Восточную Азию.

Токийское совещание проходило с 2 по 13 сентября. По­бедил план адмирала Ямамото. Единственным препятствием для авианосной атаки Пирл-Харбора была необходимость использовать авианосные самолеты в операциях на юге. Но в это время армия согласилась с требованиями флота отпра­вить из Манчжурии большое число самолетов для действий в Малайе. Это позволило флоту задействовать для поддержки десантных операций меньше авианосцев, чем сначала пла­нировалось. После этого Морской Генеральный Штаб при­нял план, представленный командованием Объединенного Флота. Было решено атаковать Пирл-Харбор.

Предложение высадить войска на Оаху после атаки авиа­носных самолетов даже не обсуждалось, так как подготовка подобной операции требовала много времени. Кроме того, войсковые транспорты, идущие вместе с авианосцами, сни­зили бы скорость соединения. Снабжать высаженные войска и одновременно поддерживать наступление в южном направ­лении было бы слишком тяжело.

29 октября Морской Генеральный Штаб издал инструк­цию, касающуюся плана действий Объединенного Флота в связи с предстоящей войной. В этом документе был пара­граф, предписывающий атаковать американский Тихооке­анский флот в районе Гавайских: островов в начале войны, однако не было упомянуто, какие силы будут выделены для этой операции. Положение еще могло измениться, так как Соединенные Штаты и Великобритания отправляли подкреп­ления в Юго-Восточную Азию. Однако все колебания были отброшены, отчасти потому, что стали известны замечатель­ные результаты экспериментов истребительных частей ВМФ, базирующихся на Формозе. 500-мильное расстояние от Фор­мозы до Лусона было слишком велико, чтобы истребители могли сопровождать бомбардировщики. Пилоты истребите­лей долго экспериментировали и, наконец, сумели умень­шить расход топлива так, что могли на своих замечательных «Зеро» пролететь более 1000 миль и продержаться в воздухе более 12 часов!

В начале ноября было принято решение открыть боевые действия против Великобритании, Нидерландов и Соеди­ненных Штатов Америки в начале декабря. 5 ноября Морс­кой Генеральный Штаб издал приказ касающийся первых операций, в том числе и внезапной атаки Пирл-Харбора всеми имеющимися быстроходными авианосцами. Как мы видим, окончательный план атаки был выработан всего за месяц до начала войны.

И японская армия, и флот чувствовали, что отсрочка начала войны будет невыгодной для Японии. Японские ли­деры полагали, что к середине 1942 года морская мощь Со­единенных Штатов на Тихом океане и подготовка военных баз на Филиппинах сделают войну крайне рискованной, а то и просто невозможной. К этому времени и англичане мог­ли завершить свои военные приготовления в Малайе. Учи­тывался и фактор погоды: операцию в Малайе требовалось закончить за 5 месяцев, к наступлению лета, так как это было лучшее время для ведения военных действий в Манч­журии, если Советский Союз решит вступить в войну. Нако­нец, декабрь и январь были наиболее благоприятным време­нем для ведения десантных операций на Филиппинах и во­обще в Юго-Восточной Азии, так как течения и приливы облегчали высадки.

Через 2 дня, 7 ноября, дата 7 декабря (по гавайскому времени) была определена как примерный срок атаки. Точ­ная дата должна была определиться позднее, они совпали совершенно случайно. Формально окончательная дата ата­ки была объявлена Морским Генеральным Штабом 2 де­кабря. 7 декабря было самым логичным выбором, так как этот день пришелся на воскресенье, и большинство базиру­ющихся на Гавайи кораблей вернулись в порт на уик-энд.