Авианосцы на юго-западе Тихого океана

 

Когда японцы появились на архипелаге Бисмарка, аме­риканское верховное командование решило атаковать Рабаул, захваченный ими 23 января. Это задание было дано Опе­ративному Соединению 11 вице-адмирала Уилсона Брауна. Кроме авианосца «Лексингтон», Браун имел 4 тяжелых крей­сера и 9 эсминцев. Если воздушный налет на Рабаул, наме­ченный на 21 февраля, будет успешным, то согласно плану операции предусматривался обстрел порта крейсерами и эсминцами.

Рейд против Рабаула поставил перед американцами ряд проблем. Порт находился в 3000 миль от Пирл-Харбора — единственной топливной базы, и в 2000 миль от Сиднея, в доках которого можно было исправить повреждения, полу­ченные в бою. Кроме того, как и во время рейда на Маршалловы острова, моряки не имели точных карт этого района.

План начал рушиться еще во время подхода Оперативно­го Соединения 11 к Рабаулу. 20 февраля в 10.15 радар «Лек­сингтона» засек неизвестный самолет, приближающийся к авианосцу. 6 F4F «Уайлдкэта» разыскали незнакомца, ко­торый оказался японской летающей лодкой. Она была сби­та, но тут же в воздухе показалась еще одна. Истребители сбили и ее, но третий разведчик сумел ускользнуть. Когда «Лексингтон» был обнаружен японскими патрульными са­молетами, он находился в 350 милях от Рабаула. В 15.42 не осталось никаких сомнений, что авианосец обнаружен. Его радар засек в 75 милях к западу группу самолетов, которые быстро приближались. В воздух были подняты дополнитель­ные «Уайлдкэты», чтобы усилить воздушное прикрытие. Все зенитки задрали в небо свои стволы.

Начиная с 16.20, 18 торпедоносцев «Кейт» попытались атаковать «Лексингтон». Из 9 самолетов первой волны 5 были сбиты воздушным патрулем прежде, чем они сумели при­близиться к соединению. 4 уцелевших самолета безуспешно атаковали авианосец, причем еще 3 из них были сбиты «Уайлдкэтами». Когда в атаку пошла вторая волна из 9 «Кейтов», их сумели перехватить только 2 «Уайлдкэта». Пулеметы одно­го из них заклинило. Но второй истребитель, пилотируемый лейтенантом Эдвардом Г. О'Харой, начал бойню. Через не­сколько минут лейтенант О'Хара стал первым асом ВМФ, сбившим 5 самолетов в одном бою. 4 уцелевших японских самолета сбросили свои бомбы на «Лексингтон», но про­махнулись. Зенитчики авианосца сбили один из этих самоле­тов, а остальные 3 уничтожил воздушный патруль. Только 1 «Кейт» из 18 сумел скрыться.

Большая часть воздушных схваток происходила прямо над кораблями ОС 11, и каждый офицер и матрос «Лексингто­на», который сумел найти повод, чтобы выйти наверх, кри­чал и махал руками, подбадривая пилотов истребителей. Адмирал Браун вспоминал: «Я даже был вынужден напом­нить кое-кому из моего штаба, что это не футбольный матч».

После того как элемент внезапности был утерян, адми­рал Браун был вынужден отказаться от атаки Рабаула и от­дал приказ уходить.

Но ни один из 3 американских авианосцев не получил настоящего отдыха. Соединение адмирала Хэлси после на­бега на Маршалловы острова пробыло в Пирл-Харборе лишь 8 дней. 14 февраля «Энтерпрайз», 2 тяжелых крейсера и 6 эсминцев вышли в море. На сей раз их целью был остров Уэйк.

Пока авианосец шел к Уэйку, самолет из Пирл-Харбора доставил ему на борт фотоснимки острова, сделанные базо­выми самолетами с Мидуэя. На них были засняты все новые японские сооружения. Это был первый случай использова­ния американским авианосцем самых свежих данных аэро­фоторазведки. Крейсера и 2 эсминца должны были обойти Уэйк, чтобы утром 24 февраля обстрелять его с запада. «Эн­терпрайз», находясь к северу от острова, должен был на рас­свете того же дня поднять самолеты, чтобы они начали бом­бежку одновременно с началом обстрела.

Дождь и ветер вынудили Хэлси задержать взлет самолетов на 15 минут. Один SBD все-таки разбился при взлете (ранен­ный пилот был спасен эсминцем, но бортстрелок пропал без вести). Остальные 36 пикировщиков SBD, 9 бомбарди­ровщиков TBD и 6 истребителей F4F взлетели успешно. Пло­хая погода и низкая облачность усложнили полет к острову, в итоге самолеты опоздали на целый час.

Летчики «Энтерпрайза» и артиллеристы крейсеров и эс­минцев задали хорошую трепку японцам. Они полностью разрушили все мелкие постройки (ничего капитального на Уэйке не было), потопили 2 небольших судна и уничтожили 3 летающих лодки — 2 на воде и 1 в воздухе. Огнем японских зениток был подожжен 1 SBD, так что всего в ходе опера­ции американцы потеряли 2 самолета.

Отойдя на север, корабли Хэлси приняли топливо с тан­кера и направились дальше на запад, удаляясь от Пирл-Хар­бора. После заправки Хэлси оставил эсминцы с танкером, а «Энтерпрайз» и 2 тяжелых крейсера направил к острову Мар­кус, который лежит в 650 милях западнее Уэйка и чуть менее чем в 1000 миль от Токио. Это уже были японские воды.

4 марта в 4.47 с «Энтерпрайза» начали взлет 32 «Доунтлесса» и 6 «Уайлдкэтов», которые должны были атаковать остров. Корабельный радар следил за самолетами на протяжении всех 125 миль пути к дремлющему японскому острову. Радиостан­ция Маркуса едва успела выйти в эфир, как была уничтожена бомбами, сброшенными американскими пикировщиками. Все сооружения на острове серьезно пострадали. Один SBD были сбит (спитым огнем, один F4F был потерян во время воз­вращения на авианосец. Внезапное прекращение радиопере­дачи заставило японцев послать самолет с Иводзимы, чтобы выяснить, что произошло. Его донесение вынудило Токио за­бить тревогу. Дальше на запад «Энтерпрайз», разумеется, не пошел. Соединение Хэлси отошло, не встретив никаких опас­ностей, и 10 марта прибыло в Пирл-Харбор.

Пока «Энтерпрайз» шел к Уэйку, 17 февраля «Йорктаун» вышел из Пирл-Харбора и 6 марта на Новых Гебридах встре­тился с «Лексингтоном». После неудачной операции против Рабаула адмирал Браун заявил, что подобные набеги на хо­рошо укрепленные вражеские базы должны проводиться со­единением по крайней мере из 2 авианосцев и 2 танкеров, так как количество бензина, расходуемого на заправку са­молетов, резко возрастет. Адмирал Браун не был морским авиатором и до 1941 года не командовал авианосными со­единениями. Однако он отлично знал возможности этих ко­раблей и прекрасно подходил для роли командира первого американского оперативного соединения из 2 авианосцев.

Американцы планировали нарушить японское судоходство вдоль северного побережья Новой Гвинеи, которое омыва­ют Соломоново море и море Бисмарка. Однако авианосное соединение, действуя в этом районе, могло попасть под удар японских бомбардировщиков из Рабаула. Выбора не остава­лось: «Лексингтон» и «Йорктаун» должны были, крейсируя в заливе Папуа на южном побережье Новой Гвинеи, послать самолеты через остров, чтобы атаковать японцев у северно­го побережья. Но тут возникли два препятствия. Карты зали­ва были 50-летней давности и имели пометку: «Коралловые рифы постоянно растут, их точное местоположение не изве­стно». Вдобавок, пересекающие Новую Гвинею горы Оуэн Стэнли местами имеют высоту 13000 футов, что слишком высоко для тяжелых торпедоносцев.

Чтобы получить информацию из первых рук, адмирал Браун направил офицеров своего штаба в Австралию и Порт-Морсби (Новая Гвинея). Они вернулись с сообщением, что суще­ствуют несколько перевалов на высоте 7500 футов, доступ­ные для торпедоносцев. Однако эти перевалы большую часть времени затянуты тучами, которые рассеиваются лишь на несколько часов утром. Впрочем, этого должно было хватить.

Всего адмирал Браун имел 2 авианосца, 8 крейсеров и 14 эсминцев. Однако 4 крейсера и 4 эсминца он оставил юго-восточнее Новой Гвинеи, чтобы перехватить любое соедине­ние противника, которое решит спуститься на юг из Соломо­нова моря и атаковать авианосцы с тыла. Командир авианос­ца «Лексингтон» капитан 1 ранга Фредерик Шерман был на­значен тактическим командиром авианосцев. Он должен был координировать действия самих авианосцев и их авиагрупп.

Утром 10 марта авианосцы вместе с кораблями сопро­вождения вошли в залив Папуа и начали поднимать самоле­ты. Они оказались в опасной близости от берега, так как для старта авиагрупп им пришлось развернуться против ветра и дать полный ход. «Лексингтон» поднял 8 «Уайлдкэтов», 30 «Доунтлессов» и 13 «Дивастейторов» для атаки Саламауа. Авиагруппа, взлетевшая с «Йорктауна», состояла из 10 «Уай­лдкэтов», 30 «Доунтлессов» и 12 «Дивастейторов». Она долж­на была нанести удар по Лаэ, тоже захваченному японцами. Командир авиагруппы «Лексингтона» пролетел над горами на своем SBD первым, чтобы успеть вернуть остальные са­молеты назад, если перевалы окажутся закрыты тучами. На­лет, в котором приняли участие 104 самолета, был самой крупной операцией американских авианосцев с начала вой­ны. Кроме того, 12 «Уайлдкэтов» и 9 «Доунтлессов» на всякий случай остались на авианосцах. В 8.40 последний самолет был в воздухе.

Первым известием о начале атаки для японцев стал рев авиационных моторов. В обоих портах было полно военных и торговых кораблей, и у американских пилотов выдался жар­кий денек. Сопротивление в воздухе ограничилось появле­нием 2 гидросамолетов-бипланов. Один из них был сбит, а второй ушел, оставляя за собой клубы дыма. Несмотря на внезапность атаки, большая часть японских кораблей была готова выйти в море, и потери противника ограничились большим минным заградителем, транспортом водоизмеще­нием 6000 тонн и переоборудованным легким крейсером. Лишь 1 SBD не вернулся на авианосец.

Пилоты, участвовавшие в налете, хотели совершить вто­рой вылет, но адмирал Браун отказал, опасаясь контратак японцев с авиабаз на севере. После заправки топливом с танкеров соединение разделилось. Адмирал Браун отправил «Йорктаун» на Новые Гебриды, а «Лексингтон» пошел в Пирл-Харбор, куда и прибыл 24 марта, проведя в море 54 дня, что было рекордом в то время.

Эти первые американские набеги показали, что авианос­цы могут действовать в японских водах относительно сво­бодно, но у американцев пока еще было слишком мало сил, чтобы наносить ощутимые удары.