Глава 11
В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

«ДЫМ, ДЫМ, ДЫМ»

К этой войне за передел мира, вызванный неравномерностью экономического и политического развития капиталистических государств, империалисты всего мира начали готовиться давно, разбившись на две враждующие группировки: с одной стороны — союз европейских держав во главе с Германией, с другой — тройственный союз Англии, России и Франции (Антанта). Противоречия между империалистическими странами предопределили характер надвигавшейся войны как мировой империалистической, т. е. войны «между двумя группами разбойнических великих держав из-за дележа колоний, из-за порабощения других нации, из-за выгод и привилегий на мировом рынке». 199 Параллельно политической подготовке к войне шла ускоренная подготовка вооруженных сил.

Однако экономическая отсталость и финансовые затруднения России сказывались на ее готовности к войне. Несмотря на принятые в 1909 и 1912 гг. судостроительные программы, увеличить в достаточной степени корабельный состав флота Россия не успевала. Тем не менее новые русские корабли создавались на основе передовой науки и не уступали иностранным кораблям подобных классов. А эскадренные миноносцы типа «Новик» являлись в то время лучшими в мире кораблями своего класса. В России быстро совершенствовались почти все виды оружия и боевые средства, которые по своим тактико-техническим характеристикам, как правило, превосходили подобные иностранные образцы. Однако строительство новых кораблей и перевооружение флота шло очень медленно. Даже значительные успехи, которых достиг русский флот в боевой подготовке не могли восполнить требуемое в количественном отношении.

Таблица 4
Корабли программы 1912 г. с процентом их готовности к 1914 г.

Корабли

Количество

Процент готовности к началу войны

Примечание

Линейные крейсера типа «Измаил» (водоизмещение 32 500 т; скорость 26,5 уз; артиллерия: 12—356-мм; 24—130-мм; 8—75-мм; 4—63-мм; броня: борт — 237,5 мм, палуба — 63 мм, башни — 152—237,5 мм)

4

20—40

Не достроены

Легкие крейсера типа «Светлана» (водоизмещение 6800 т; скорость 29,5 уз; артиллерия: 15—130-мм, 4—63-мм; броня: борт — 76 мм, палуба — 25,4 мм, башни — 76 мм)

4

1-2

Не достроены

Эскадренные миноносцы типа «Новик» (см. указатель кораблей)

36

0—80

Часть достроена во время войны

Подводные лодки типа «Барс» (см. указатель кораблей)

12

20—100

Достроены во время войны

К началу войны русский флот на Балтийском море, кроме эскадренного миноносца «Новик», не имел в своем составе ни одного современного корабля. Флот состоял из линейных кораблей «Император Александр II» (1889) 200 , «Цесаревич» (1903), «Слава» (1905), «Андрей Первозванный» (1912), «Император Павел I» (1912); броненосных крейсеров «Россия» (1897), «Громобой» (1900), «Рюрик» (1908); крейсеров «Адмирал Макаров» (1908), «Баян» (1911), «Паллада» (1911), «Аврора» (1903), «Диана» (1902), «Богатырь» (1902), «Олег» (1904), 57 эскадренных миноносцев (до 1908), 6 минных заградителей, 6 канонерских лодок, 12 подводных лодок, несколько тральщиков и других более мелких единиц. 201

Силы германского флота на Балтийском море состояли из 9 крейсеров, 16 эскадренных миноносцев и 4 подводных лодок. Однако через Кильский канал немцы в любое время могли перевести на Балтику свои корабли флота открытого моря и достичь превосходства в морских силах.

Исходя из общего соотношения сил на Балтийском морском театре, русское командование ставило перед Балтийским флотом задачу обеспечить оборону своего побережья и прикрыть подступы к Петербургу. Основу этой обороны составляла центральная минно-артиллерийская позиция, состоявшая из минного заграждения в средней части Финского залива и береговых артиллерийских батарей на его флангах. Перед кораблями ставилась задача препятствовать прорыву через эту позицию неприятельского флота и не допустить высадку десанта. Позднее, когда полностью определилась обстановка на Балтийском театре, флот расширил свои задачи, и русские корабли неоднократно выходили в центральную и южную части Балтийского моря для активных минных постановок на коммуникациях противника, в результате чего германские силы несли значительные потери.

Радиограмма командующего флотом: «Морские силы и порта, Дым, Дым, Дым», объявляющая о приведении морских сил Балтийского моря в полную боевую готовность, была получена на крейсере «Аврора» в 12 ч 20 мин 17 июля 1914 г. 202 Корабль находился в Кронштадте в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского моря, в которую кроме него входили броненосный крейсер «Россия» и крейсера «Богатырь» и «Олег». Сразу же начали готовить крейсер по-боевому. Были списаны воспитанники Морского корпуса, сданы сверхштатные гребные суда, выгружено все лишнее дерево, принят полный боекомплект снарядов. На следующий день всей бригадой вышли в море для перехода в Ревель.

Во время этого перехода на «Авроре» произошел курьезный случай, о котором рассказал В. А. Белли. Кают-компания крейсера, выходившая на оба борта, была разделена плюшевой занавесью, на которой висела большая фотография, изображавшая поход 2-й Тихоокеанской эскадры. На правом борту была устроена гостиная, где в специальном шкафчике хранился боевой кормовой флаг, под которым крейсер сражался в Цусимском бою. Над шкафчиком висел портрет погибшего в Цусимском бою капитала 1 ранга Е. Р. Егорьева. По левому борту была столовая, где в углу стояла электрическая лампа на высокой подставке, изображавшей богиню Аврору. Над ней висел портрет германского императора Вильгельма II, подаренный им крейсеру в 1909 г. Аврора заходила тогда в Киль для участия в так называемой «Кильской неделе», во время которой производились парусные и гребные шлюпочные гонки и другие соревнования по морским видам спорта. Этот портрет должны были снять, но не успели. И вот по какой-то причине, то ли от качки, то ли во время поворота, лампа покачнулась и, ударив по портрету, сильно повредила его. По этому поводу все шутили, что «Аврора» победила Вильгельма 203. С таким преисполненным оптимизма настроением офицеры крейсера вступали в войну, о начале которой и было объявлено на следующий день 19 июля.

Потекли боевые будни. Бригада имела задачу нести дозор к западу от центральной минно-артиллерийской позиции у устья Финского залива. 26 августа у острова Оденсгольм (Осмуссар) потерпел навигационную аварию германский легкий крейсер «Магдебург» (сел на камни и был подорван командой). Крейсер «Аврора» в течение трех дней находился в охранении района водолазных работ, которые вели на полузатонувшем корабле специалисты. В результате водолазного обследования на «Магдебурге» были найдены два экземпляра секретного кода. Один был передан англичанам, и союзные флоты теперь могли расшифровывать все германские радиограммы.

Монотонная напряженная служба выматывала силы команд крейсеров своим однообразием и необходимостью все время быть начеку. В устье залива действовали германские подводные лодки. Вот запись в вахтенном журнале крейсера «Аврора» от 11 октября 1914 года:

11 ч 23 мин. На S от маяка Бенгшер в 7 милях разошлись контркурсами с крейсерами «Паллада» и «Баян», прошедшими на S от нас в 3-х кабельтовых.

11 ч 30 мин. С «России» семафор: идти в бухту Севастополь (остров Эре. — Л. П.).

12 ч 20 мин. Увидели по пеленгу 302° громадный взрыв на расстоянии около 20 миль, слева от взрыва были видны на небольшом расстоянии верхушки 4-х труб и рангоута крейсера типа «Баян». Столб взрыва белого цвета, верхняя часть похожа на облако белого пара, столб увеличивается 204.

Так погиб торпедированный германской подводной лодкой броненосный крейсер «Паллада». 205 Из экипажа в 584 человека спасти никого не удалось.

В ноябре — декабре «Аврора» по приказу командования флота обследовала шхерный фарватер из Финского в Ботнический залив. В этом походе участвовал опытнейший штурман, знаток шхер капитан 1 ранга В. И. Лепко. Под его руководством старший штурманский офицер «Авроры» лейтенант А. П. Гедримович и младший штурман лейтенант Н. А. Эриксон блестяще выполнили эту задачу. Рекомендации по плаванию этим очень сложным в навигационном отношении, но безопасным от мин и неприятельских подводных лодок фарватером, составленные специалистами крейсера и гидрографической службы, позволили использовать этот скрытый проход крупными русскими боевыми кораблями для выхода в открытую часть Балтийского моря.

Крейсер «Аврора», окрашенный в белый маскировочный цвет, на Свеаборгском рейде в зиму 1914—1915 гг.

КАМПАНИЯ 1915—1916 ГГ.

Зиму 1914—1915 гг. крейсер провел на рейде Гельсингфорса, во льдах. Поскольку существовала реальная угроза налетов германских «цеппелинов» (дирижаблей), «Аврора», как и все остальные суда, для маскировки была перекрашена из шарового в белый цвет. Для отражения воздушных атак с кораблей на остров Свеаборг были свезены часть прожекторов и пулеметы 206.

За зиму на крейсере установили носовой трал (фор-трал), новейшее средство противоминной защиты, изобретенное русскими специалистами (предшественник паравана). Трал состоял из металлической трубчатой поворотной стрелы, пятка которой крепилась к подводной части форштевня. Она могла опускаться с помощью специальных топенантов под воду и удерживаться брасами строго по носу корабля. К ноку стрелы крепились две тралящие части — металлические тросы, снабженные подрывными патронами. Тралящие части с помощью решетчатых отводителей, которые поддерживались на заданной глубине специальными сигарообразными буями и при скорости корабля 12—14 уз отводились в обе стороны от форштевня на угол 35—40°, обеспечивая безопасную полосу порядка 50—60 м.

Противоосколочная защита орудийной прислуги на верхней палубе крейсера «Аврора», сооруженная по опыту русско-японской войны из коек и противоминных сетей. На переднем плане виден наказанный матрос, стоящий «под ружьем».

Этой же зимой на верхней палубе крейсера были установлены специальные рельсы (дорожки) для минных постановок прямо с палубы по скатам за корму. «Аврора» теперь могла принимать до 150 гальваноударных мин образца 1908 г.

Одновременно с предстоящим перевооружением крейсера «Диана», на котором взамен десяти 152-мм пушек устанавливались десять 130-мм, было решено перевооружить и «Аврору». С нее решили снять 16 (из 20) 75-мм орудий (все 10 с батарейной и 6 с верхней палуб), а дополнительно к десяти 152-мм пушкам установить еще четыре, снятых с «Дианы». 207 Перестановка орудий должна была производиться в Кронштадте, поскольку оба корабля нуждались в доковании. Здесь же, в Гельсингфорсе, силами местного завода Машино- и мостостроительного акционерного общества, были выполнены работы по подкреплению корпуса в местах установки орудий. Как только позволила ледовая обстановка, «Аврора» и «Диана» перешли в Кронштадт. Перестановку орудий с помощью портовых кранов и монтаж системы ПУАО выполнили специалисты «Авроры». За быстрое выполнение этих работ, «высокое усердие и знание исполнителей» в приказе начальника 2-й бригады крейсеров от 4 июля 1915 г. за № 134 особо отмечались старший артиллерийский офицер крейсера лейтенант А. Э. Розенталь и унтер-офицер Яков Товстыко 208. Таким образом, «Аврора» теперь была вооружена четырнадцатью 152-мм пушками и четырьмя 75-мм, расположенными на верхней палубе, как предписывалось управляющим Морским министерством еще в 1895 г.

Испытания устройства для постановки мин с верхней палубы крейсера «Аврора», 1915 г.

С вступлением крейсера в кампанию началась та же, знакомая по прошлому году, однообразная дозорная служба к западу от центральной минно-артиллерийской позиции, изредка прерываемая сложными, но интересными походами в шхерах для продолжения изучения скрытых фарватеров. В этих походах, как правило, принимал участие флагманский штурман 2-й бригады крейсеров лейтенант Н. А. Сакеллари. Иногда «Авроре» приходилось охранять районы тральных работ. Очень утомительны были поздние осенние походы, когда наблюдателям приходилось смотреть особенно внимательно не только за часто встречающимися сорванными с якорей минами (как своими, так и неприятельскими), но и следить за льдами, которые попадались все чаще. Плавания тянулись до самого декабря, пока залив полностью не покрылся льдом. Ледовые плавания не обошлись без аварий: корабль серьезно повредил оба бортовых винта (обломаны и погнуты лопасти).

Будучи приписанной к Свеаборгскому порту, «Аврора» возвратилась в Гельсингфорс. На эту зиму в целях противовоздушной обороны на кормовом мостике крейсера была установлена одна 40-мм автоматическая «аэропушка» системы Виккерса. 209 Зима прошла в больших ремонтных работах, которые проводились силами петроградского Балтийского завода и команды. «Произведенный в минувшую зиму 1915—1916 гг. ремонт механизмов и котлов еще более подтвердил необходимость срочного капитального ремонта их, и в связи с этим, замены совершенно разъеденного, негодного верхнего дна под машинами и кормовой кочегаркой. Под передними кочегарками верхнее дно еще держится. ...Необходимо котлы заменить новыми. Трубопровод исправен, но от ветхости подлежит замене новым, стальным. Арматура поддерживается только непрерывным ремонтом. Главные машины в хорошем состоянии, но гребные валы все просели миллиметров на 10—12 в подшипниках...», — докладывал начальнику 2-й бригады крейсеров рапортом от 28 марта 1916 г. вновь назначенный в феврале командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский 210.

На вахте в котельном отделении крейсера «Аврора».

Машинный унтер-офицер П. И. Курков на вахте у пародинамо, 1915 г.

Крейсер «Аврора» в доке, 1915 г.

Во время зимнего ремонта на среднем мостике вместо прожекторов были установлены два 75-мм орудия на гаубичных станках. Угол возвышения в 52° позволял этим пушкам вести огонь и по воздушным целям. В этот период флот почти не имел специальных зенитных орудий. К концу августа 1916 г. на всем Балтийском флоте, согласно отчету артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения (ГУК), было:

«40-мм аэропушек 211............... 5

37-мм аэропулеметов ............. 42 (пока 2)

37-мм одноствольных пушек .......... 100

47-мм пятиствольных пушек.......... 7

трехлинейных пулеметов............ 400

Ожидаются 3-дюймовые (76,2-мм) Лендера и 2 1/2 дюймовые (63,5-мм) Обуховского завода аэропушки» 212

Этот дефицит в зенитных орудиях заставлял командование флота все время перераспределять «аэропушки» между теми кораблями, которые в них нуждались наиболее остро в тот или иной момент. Поэтому на всех кораблях заранее предусматривались места для их установки — ставились подушки, делались местные подкрепления корпуса и т. п. На «Авроре» также были подготовлены места для установки еще двух 75-мм орудий на кормовом мостике.

Перед выходом из дока, 1915 г.

Несмотря на сложность и большой объем ремонта механизмов, все работы по кораблю в целом, благодаря старанию команды, были выполнены. «Аврора» оказалась единственным кораблем бригады, который уложился в плановый срок и был готов начать кампанию. По заключению специалистов, крейсер мог исправно проплавать предстоящее лето, с тем чтобы осенью встать на долгосрочный ремонт.

Кампания 1916 г. началась с того, что корабль был временно передан в распоряжение Морского корпуса для практики гардемаринов-выпускников. В конце июля после сдачи гардемаринами экзаменов по управлению кораблем крейсер возвратился в состав своей бригады и начал экстренно готовиться к участию в операции по высадке десанта на Курляндское побережье Рижского залива. На корабле были установлены еще два зенитных орудия на кормовом мостике. Теперь их на «Авроре» стало четыре. Есть основание предполагать, что именно в этот период с верхней палубы крейсера были сняты четыре 75-мм орудия противоминного калибра. Видимо, задачи противоминной обороны возлагались на четыре зенитных пушки, которые, согласно приказу командира «Авроры» от 19 июля 1916 г. за № 414, объявлявшего новое расписание и нумерацию орудий, вошли в пятый плутонг «противоаэропланной артиллерии». Четырнадцать 152-мм пушек составили четыре первых плутонга. 213

В лазарете крейсера «Аврора», 1916 г.

Группа матросов «Авроры» в перерыве угольной погрузки, 1916 г.

Подготовка к десантной операции не ограничилась установкой зенитных орудий. Были изготовлены также специальные 10-мм стальные щиты для прикрытия десанта, которому предстояло высаживаться на побережье с гребных судов крейсера. Приняли меры и по максимальному уменьшению осадки корабля для прохода Моонзундом за счет сокращения запасов угля до 350 т и воды до 250 т. Кроме того, в Свеаборгском порту был оставлен запасной становой якорь и запасная якорная цепь длиной 213 м.

В Рижском заливе крейсер «Аврора» совместно с другими кораблями (линкорами «Слава» и «Цесаревич», крейсерами «Адмирал Макаров», «Баян», «Диана», канонерскими лодками «Грозящий» и «Храбрый» и восемью эсминцами типа «Новик») поддерживал артиллерией сухопутные части. Для противодействия русским кораблям немцы усиленно использовали свою гидроавиацию. В результате воздушных налетов был поврежден линкор «Слава» и ряд других кораблей. «Аврора» успешно отражала атаки самолетов противника и ни разу не пострадала от них.

Осенью 6 сентября крейсер пришел в Кронштадт. Наконец-то был решен вопрос о так необходимом кораблю после его боев и долгих плаваний капитальном ремонте.