Перипетии постройки и межвоенного периода службы

 

Строившиеся согласно пересмотренной военной программе крейсера с 7,5-дюймовой артиллерией были заложены в 1915-1917 годах, а спущены на воду в 1917-1921 годах. Столь разные и по большей части весьма длительные сроки стапельного периода их постройки связаны с тем, что новые германские легкие крейсера так и не появились на океанских коммуникациях ни в 1916, ни в 1917 году, а вместе с тем отпала и угроза от надводных рейдеров. Вместо этого на первый план вышла угроза подводная, для борьбы с которой требовались совсем другие корабли. Именно поэтому последний из них, крейсер Effingham, был начат постройкой только в апреле 1917 года, да и то работы на нем, как и на большинстве кораблей этого типа, велись крайне медленными темпами. В этом отношении показателен следующий факт. В марте 1917 года были приостановлены построечные работы на трех линейных крейсерах типа Hood, однако Адмиралтейство и командование Гранд Флита возлагали большие надежды на ускоренную достройку четвертого, головного, корабля этой серии. Командующий флотом адмирал Д. Битти требовал, чтобы хотя бы этот линейный крейсер вступил в строй как можно быстрее. Однако в условиях военного времени, когда особенно остро стояла проблема нехватки рабочих рук, для этого пришлось бы пожертвовать частью кораблестроительной программы. В качестве крайней меры, кораблестроители были вынуждены перевести на Hood рабочих со строившихся крейсеров Raleigh и Effingham. И только в октябре было принято решение о нежелательности форсирования работ на крейсере Hood за счет срыва сроков постройки других кораблей и неспешные работы на крейсерах с 7.5-дюймовой артиллерией возобновились. Как видим, безотлагательная потребность в кораблях этого типа миновала, и затянувшиеся сроки строительства стали причиной того, что они, за исключением одного, начали входить в строй лишь после окончания Великой войны. Единственным из них, введенным в строй в военный период (хотя и в ином качестве), стал «крейсер-авианосец» Cavendish-Vindictive.

Окончание Первой мировой войны поставило флот Великобритании перед проблемой радикальных сокращений. В конце 1918 года в составе Королевского флота насчитывалось около 1300 боевых кораблей (42 дредноута и линейных крейсера, 28 броненосцев додредноутного типа, четыре авианосца, 120 крейсеров, 527 эсминцев, 147 подводных лодок и большое количество кораблей других классов) общим водоизмещением 3250000 т, что примерно соответствовало суммарному тоннажу вместе взятых военных флотов всех остальных стран. Кроме того, на британских верфях в различной стадии готовности находились еще 1005 кораблей, строившихся согласно военным программам. Однако содержать такой гигантский флот подорванной четырехлетней войной экономике Великобритании уже было не по силам, да, впрочем, после окончания войны в этом и не было никакой необходимости. Согласно плану Адмиралтейства, представлявшему собой одобренное в июне 1919 года предложение адмирала С. Фримантла (Sydney Freemantle — командовал соединением британского флота, сторожившим капитулировавшие германские корабли в Скапа-Флоу, и, как известно, проворонившим грандиозное затопление Флота Открытого моря 21 июня 1919 года), в составе флота мирного времени должны были находиться 33 линкора-дредноута, восемь линейных крейсеров, 60 легких крейсеров и 352 эскадренных миноносца. Большинство устаревших боевых кораблей, утративших боевое значение, планировалось отправить на слом. Кроме того, был поднят вопрос о свертывании программ военного времени, а тогдашний Первый морской лорд адмирал флота Р. Уэстер-Уэмисс (R. Wester-Wemyss) вообще склонялся к мысли об отказе от продолжения строительства находившихся на стапеле кораблей, которые не достигли достаточной степени готовности. И в этом плане превратившимся в долгострой крейсерам типа Raleigh будущее не сулило ничего хорошего. Из оставшейся четверки крейсеров этого типа был введен в строй летом 1919 года только Hawkins. Raleigh спустили на воду тем же летом, но, по свидетельству справочника Jane's Fighting Ships, его достройку отложили на неопределенное время. И уж совсем неблагополучным оказалось положение последней пары кораблей, крейсеров Frobisher и Effingham. Так, весной 1919 года Effingham представлял собой громоздящийся на стапеле голый костяк набора, и на Frobisher дела шли ненамного лучше, так что на страницах справочника Джейна даже высказывалось опасение, что постройка этих кораблей будет вообще остановлена. Положение изменилось только с назначением на пост Первого морского лорда адмирала Д. Битти, сменившего Уэстера-Уэмисса в ноябре 1919 года. Учитывая общественное мнение страны, требовавшее более радикальных сокращений военного флота и морского бюджета, этот боевой адмирал, тем не менее, предпочел отправить на слом большее количество устаревших броненосных и бронепалубных крейсеров (уже в конце 1919 года для отправки на слом были назначены 89 старых крейсеров), заменяя их строившимися с учетом опыта минувшей войны новыми единицами крейсерского класса. В связи с этим на британских верфях наблюдалось заметное оживление построечных работ, что не замедлило сказаться на их результатах: был завершен стапельный период постройки крейсеров Frobisher и Effingham, и они, наконец, сошли на воду, а крейсер Raleigh сдан флоту весной 1921 года. Последние сомнения в том, что будут достроены и остальные два крейсера этого типа, работы на которых по-прежнему велись медленными темпами, отвергла сложившаяся к концу года международная обстановка. Таких мощных крейсеров, как новейшие тогда британские крейсера типа Hawkins (теперь мы будем называть этот тип крейсеров только так), прекрасно подходивших для выполнения задач обороны морских путей в удаленных районах, не было ни у одной страны, кроме Великобритании. Поэтому на проходившей с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922 года разоруженческой конференции в Вашингтоне, установившей как количественные, так и качественные ограничения для основных классов кораблей (главным образом, линкоров и авианосцев), а также только качественные параметры для класса крейсеров, военно-морские эксперты при выработке эталонных характеристик договорного крейсера исходили из тактико-технических показателей именно этих, уже построенных крейсеров.

 

Построечные данные крейсеров типа Hawkins.

Корабль

Заказан

Верфь

Машины фирмы

Заложен

Спущен на воду

Закончен постр.

Raleigh

12. 1915

Вeardmоre, Dalmuir

Beardmore

12.1915**

28.8.1919

15.4.1921****

Hawkins

12. 1915

Chatham DYd

Parsons

3.6.1916

1.10.1917

19.7.1919

Cavendish*

4.1916

Harland&Wolff

Harland&Wolff

29.6.1916

17.1.1918

21.9.1918

Frobisher

12. 1915

Devonport DYd

Wallsend

2.8.1916

20.3.1920

3.10.1924***

Effingham

12. 1915

Portsmouth DYd

Harland&Wolff

2.4.1917

8.6.1921

9.7.1925

* — в период строительства перестроен в авианосец;

** — по другим данным, заложен 4.10.1916 года;

*** — по другим данным, закончен постройкой в сентябре 1924 года;

**** — по другим данным, закончен постройкой в июле 1921 года;

 

Но, как оказалось, это отнюдь не означало быстрого окончания их постройки. В условиях постоянного сокращения морского бюджета на это просто не хватало средств. Еще два года спустя, в начале 1924 года, британский технический еженедельник The Engineer отмечал в своей обзорной редакционной статье «Морское строительство в 1923 году» (Naval Construction in 1923): «В достройке находятся четыре легких крейсера Военной программы: Frobisher, Effingham, Enterprise и Emerald. Можно надеяться, однако, что крейсер Frobisher войдет в строй в качестве флагманского крейсера Средиземноморского флота уже в начале этого года. Те, кто видел его в конце октября 1923 года в Девонпорте, могли убедиться в большой степени готовности этого корабля. Вместе с тем, работы на однотипном с ним крейсере Effingham, который достраивается в Портсмуте, еще весьма далеки от завершения. Оба корабля были спроектированы еще в 1915 году в качестве нового типа океанского крейсера водоизмещением 9750 тонн для защиты торговли...» Столь радужные надежды редакции журнала по поводу скорого окончания строительства крейсера Frobisher не сбылись. Он был сдан флоту только в октябре 1924 года, a Effingham — годом позже. В это время на британских верфях уже полным ходом шли работы по постройке крейсеров нового поколения — типа County, договорных («вашингтонских») крейсеров, эталоном для которых послужили характеристики крейсеров типа Hawkins.

Новые крейсера Королевского флота обошлись британской казне недешево. Впрочем, причиной этого отчасти можно считать слишком длительный период постройки, начавшейся, к тому же, в условиях военного времени. Так, затраты на постройку крейсера Hawkins, строившегося чуть более трех лет, составили 1636745 фунтов стерлингов, а стоимость тянувшегося более восьми лет строительства каждого из двух последних крейсеров серии, Frobisher и Effingham, превысила два миллиона — 2035915 и 2175000 фунтов стерлингов соответственно. Для сравнения, послужившие «хокинсам» прототипом легкие крейсера типа Birmingham стоили в среднем около 356 768 фунтов стерлингов (в довоенных ценах), а легкий крейсер типа D, как и «хокинсы», конструктивно относящийся к периоду Первой мировой войны, — около 850 000 фунтов стерлингов.

Только два корабля этого типа — Hawkins и Raleigh — были построены в полном соответствии с оригинальным проектом. Остальные два еще в ходе строительства были модернизированы: в частности, их переоборудовали под чисто нефтяное отопление. Возможно, в связи с их первоначальным предназначением для самостоятельных действий на удаленных морских коммуникациях, из единиц этого типа не была сформирована отдельная эскадра, и они направлялись в состав различных заморских военно-морских станций, часто в качестве лидеров формирований легких крейсеров. Первоначально крейсера типа Hawkins классифицировались как легкие, хотя во флоте, учитывая большое водоизмещение и достаточно крупный калибр главной артиллерии «хокинсов», их чаще называли просто крейсерами или даже крейсерами тяжелыми. И лишь после Лондонской конференции 1930 года они были окончательно отнесены к классу тяжелых крейсеров. Забегая вперед, следует заметить, что международные конференции по разоружению сыграли в судьбе этих кораблей весьма видную роль. Так, в соответствии с решениями той же Лондонской конференции 1930 года, установившей для флотов стран-участниц лимиты суммарного водоизмещения крейсерских сил, все четыре крейсера этого типа (к этому времени Raleigh уже был потерян на скалах Лабрадора, a Vindictive в 1923-1925 годах вновь перестроили в крейсер) подлежали разоружению к 1936 году как превышающие отведенный Великобритании лимит по классу тяжелых крейсеров. Это означало конец службы, а возможно, и отправку на слом, по крайней мере, для двоих из них, вступивших в строй первыми. Спасительными для «хокинсов» стали решения следующей Лондонской конференции, 1936 года, снявшей ограничения суммарного тоннажа и вновь наложившей лишь качественные ограничения. Однако к тому времени относительно этих кораблей в Адмиралтействе уже было принято решение и подготавливался проект перевооружения крейсеров типа Hawkins 152-мм артиллерией, то есть перестройки их в легкие крейсера. Дальнейшие коррективы в эти планы внесла начавшаяся война.