Tromp

 

Заложенный 17 января 1936 года на верфи Nederlandsche Sheepsbouw Maatschappij (NSM) в Амстердаме легкий крей­сер Tromp (построечный номер 240) носил имя заслуженных голландских адмира­ловМартена Харпертсзона и его сына Корнелиса Тромпов (Мартен Харпертсзон Тромп (1598-1653) — ни­дерландский флотоводец. В 1624 — командир воен. корабля, с 1637 — лейтенант-адмирал Рес­публики Соединенных провинций. В 1639 нанес крупное поражение испанскому флоту в Ла-Ман­ше. Вовремя 1-й англо-гол, войны 1652-54 —глав­нокомандующий военным флотом Республики. Выиграл ряд сражений, в т.ч. в 1652 битву у мыса Данджнесс (в Дуврском заливе). Погиб в битве с англ. флотом при Терхейде. Его сын — адмирал Корнелис Тромп (1629-1691) — активный участ­ник 2-й (1665-67) и 3-й (1672-74) англо-гол, войн и войны с Францией и Швецией (1672-78). С 1676 (после М. де Рюйтера) — главнокомандующий флотом Республики). Как и De Ruyter, это название культивировалось в Королевском флоте Нидерландов и до сих пор его носи­ли 6 голландских кораблей: 3 парусных линкора XVIII-XIX в.в., вооруженная шху­на, безбронный крейсер 1 кл. (1877 г., 3565 т) и броненосец береговой обороны Marten Harpertszoon Tromp (1904 г., 5100 т), исклю­ченный из списков флота в 1932 г.

Новый крейсер был спущен на воду 24 мая 1937 года и его крестной матерью стала сама королева Вильгельмина. Пос­ле окончания достройки крейсер прошел в апреле-августе 1938 г. комплекс приемоч­ных испытаний и 18 августа вошел в строй. По проведении завершающих при­емку проб корабль убыл в испытательный рейс в Средиземное море, совершив по дороге визиты в Великобританию и Ита­лию. Вернувшись на родину, крейсер при­нял участие в смотре, который проходил в Схевенинге 3 сентября 1938 года.

Во время второго похода в Среди­земноморье в январе 1939 года Tromp должен был посетить Суэц и Бейрут, но 15 января у Лиссабона столкнулся с па­роходом германской компании HAFAG Orinoco и крейсеру пришлось вернуться в Голландию. После ремонта корабль принял участие в следующем флотском смотре, на этот раз в Роттердаме. Вскоре было получено назначение в ост-ин­дскую эскадру, и 19 августа 1939 года, менее чем за две недели до начала войны, крейсер оставил Голландию и через Голландскую Вест-Индию и Панам­ский канал направился к месту службы, прибыв в Сабанг 10 сентября.

До вступления Нидерландов в вой­ну Tromp нес обычную колониальную службу. С мая 1940 года крейсер эскор­тировал конвои в Яванском море и Ин­дийском океане. Во время операции по поиску немецкого рейдера Schiff 41-Kormoran корабль патрулировал в про­ливе Каримата (между Суматрой и Бор­нео), а также в районе островов Натуна (Natuna-Natoema) и Анамбас.

Интенсивность службы значительно возросла с началом войны на Тихом оке­ане и по мере ее приближения к голлан­дским колониальным владениям. 1 февраля 1942 года Tromp вошел в состав ABDA Float и до 20 февраля принимал самое активное участие в действиях Ударного Соединения контр-адмирала Карела Доормана.

В бою в проливе Бадунг 20 февра­ля Tromp (командир — кап.-л-т тер зее Я.Б. де Меестер) возглавлял вторую группу кораблей Ударного Соединения. В результате ночного боя с японскими эсминцами крейсер получил 11 прямых попаданий снарядов, одно из них в не­фтяную цистерну ниже ватерлинии. На нем были серьезно повреждены система управления огнем и прожектора. Котель­ные и машинные отделения чудом оста­лись целы, поэтому корабль смог поки­нуть место боя. После наскоро проведен­ного исправления повреждений в Сурабае он был направлен 23 февраля во Фримантл, а затем в Сидней. Только благодаря этому Tromp стал единствен­ной активной боевой единицей из соста­ва сил АБДА, избежавшей гибели.

После продолжительного ремонта и основательной модернизации на верфи Cockatoo Yard в Сиднее Tromp осенью 1942 года вошел в состав американско­го 7-го Флота, до конца 1943 г. эскортируя в водах Австралии и Индийского океана союзные конвои и транспорты с войска­ми. Примером службы крейсера в этот период может служить большой конвой Pamfhlet, вышедший 4 февраля 1943 года из Суэца. Он следовал в Сидней и Мельбурн и состоял из 5 больших войс­ковых транспортов — бывших пасса­жирских лайнеров Queen Mary, Aquitania, He de France, Nieuw Amsterdam и Queen of Bermuda с 30.000 чел из 9-й Австралийской дивизии на борту. Оке­анский эскорт конвоя составляли анг­лийский тяжелый крейсер Devonshire и (от о.Сокотра) новозеландский легкий крейсер Gambia, а также группа дальнего прикрытия — английское соединение Force А из линкоров Resolution, Revenge и Warspite, легкого крейсера Mauritius и 6 эсминцев. В восточной части океана эскорт был усилен голландскими крейсе­рами Tromp, Jacob van Heemskerck и 2 эсминцами. 18 февраля конвой при­был во Фримантл. Отсюда, на переходе в Мельбурн, его эскортировали австра­лийский легкий крейсер Adelaide, оба голландских крейсера, эсминец Tjerk Hiddes и, в качестве дальнего прикры­тия, соединение Task Force (TF) 44.3 в составе австралийского тяжелого крей­сера Australia и 3 американских эсмин­цев. Из Мельбурна Tromp был откоман­дирован для выполнения другого зада­ния и оставил конвой, который благопо­лучно прибыл в Сидней 27 февраля.

В январе 1944 года Tromp вместе с голландскими эсминцами Tjerk Hiddes и Van Galen прибыл в Тринкомали и во­шел в состав британского Восточного флота (Eastern Fleet), требовавшего уси­ления в связи с активизацией действий союзников в Юго-Восточной Азии. Ко­мандующий Eastern Fleet адмирал Со­мервилл имел пока только один авиано­сец Illustrious. В дальнейшем ожидалось прибытие нескольких английских авиа­носных кораблей, но сейчас силы Вос­точного флота должны были быть усиле­ны предоставленным американцами на некоторое время авианосцем Saratoga, который находился на переходе из Тихо­го океана, следуя через Австралию.

В марте, а ходе операции Diplomat, про­водившейся для поиска японского со­единения крейсеров на судоходном маршруте из Австралии на Средний Во­сток, а также для встречи авианосца Saratoga, крейсер Tromp эскортировал 3 танкера, которые должны были обеспе­чить английские корабли топливом и которые присоединились к основным силам 24 марта. В полдень 27 марта со­юзные корабли встретились с американ­ским соединением TG. 58.5(авианосец Saratoga и охранявшие его 3 эсминца). Операция завершилась 2 апреля воз­вращением союзных сил в Тринкомали. Теперь Сомервилл мог приступить к реализации планов операции Cockpit, пре­дусматривавших нанесение удара палуб­ной авиации по Сабангу (северо-восточ­ная оконечность Суматры), где находи­лась японская военно-морская база, за­щищавшая вход в Малаккский пролив. 16 апреля Tramp в составе сил дальнего при­крытия (соединение TF.69 — линкоры Queen Elizabeth, Valiant и прибывший недавно французский Richelieu, легкие крейсера Newcastle, Nigeria, Ceylon, Gambia и 9 эсминцев) вышел из Тринко­мали, сопровождая ударную группу TF.70, в составе авианосцев Illustrious и Saratoga, линейного крейсера Renown, тяжелого крейсера London и 6 эсминцев. Утром 19 апреля авиационные группы 2 авианосцев с разных направлений на­несли неожиданный удар по порту и аэро­дромам Сабанга. Были уничтожены 3 хранилища жидкого топлива, гавани и аэродромам нанесены значительные повреждения, в порту потоплено одно торговое судно, а на аэродромах уничто­жены 24 японских самолета.

Следующий удар по японским ба­зам в Ост-Индии был произведен ме­сяц спустя. Утром 17 мая Восточный флот почти в том же составе (это был пос­ледний совместный выход Saratoga с кораблями Eastern Fleet — авианосцу предписывалось следовать в США для производства ремонта) прибыл в район подъема самолетов к югу от о. Ява. И хотя вновь был достигнут эффект полной внезапности и обе авиационные удар­ные группы нанесли согласованный удар по базе в Сурабае, его эффектив­ность была значительно ниже, чем это имело место в Сабанге. Фактически, со­юзной авиацией потоплено одно неболь­шое судно (993 брт), поврежден патруль­ный катер P-36/Fuji, на аэродроме уничтожены 12 японских самолетов, но портовые сооружения и хранилища топ­лива не пострадали. В этом рейде Tromp также действовал в составе сил дальне­го прикрытия TF.65 авианосной группы TF.66. 18 мая Saratoga в охранении 3 эс­минцев ушел на ремонт, а корабли анг­лийского флота вернулись на Цейлон. Так закончилась операция Transom.

Прибытие на Цейлон 5 июля анг­лийских авианосцев Victorious и Indomitable дало возможность провести операцию Crimson по нанесению нового авиационного удара и бомбардировке Сабанга. 22 июля корабли Сомервилла (2 авианосца, 4 линкора, 7 крейсеров и 10 эсминцев) вышли из Тринкомали и ранним утром 25 июля прибыли к се­верной оконечности Суматры. Авианос­цы Illustrious и Victorious подняли в воз­дух 34 самолета, бомбардировавших аэродромы вокруг Сабанга, а силы при­крытия обстреляли порт и береговые со­оружения. Во время обстрела крейсер Tromp и эсминцы Quilliam, Quality и Quickmatch (австралийский) вошли в гавань, сосредоточив огонь на береговых батареях и радиолокационных станциях противника. В этом бою крей­сер израсходовал 208 снарядов главно­го калибра, но и сам получил серьезные повреждения от 4 прямых попаданий японских снарядов.

Ремонтный период длился мень­ше месяца и 24 августа Tromp вернул­ся к активной службе, приняв участие в рейде на Эммахавен, одной из серии незначительных атак портов побере­жья Суматры, предпринятых Восточ­ным флотом в августе-сентябре 1944 года. Ни один из этих рейдов не при­чинил японцам особого ущерба, в ос­новном, по причине слабой подготов­ки молодых экипажей самолетов па­лубной авиации. По возвращении из рейда в Тринкомали, голландский крейсер был направлен на верфь в Сиднее для более основательного ре­монта и модернизации.

Прибыв в Тринкомали после ре­монта, Tromp вошел в состав сформиро­ванного на базе Восточного флота Бри­тании Тихоокеанского флота ( Pacific Fleet) под командованием адмирала сэра Брюса Фрезера. Этот флот должен был принять активное участие в зак­лючительной фазе войны с Японией. С 30 апреля по 7 мая 1945 года Tromp в составе группы прикрытия TF.63 вице-адмирала Г.Т.К. Уокера (линкоры Queen Elizabeth и Richelieu, эскортные авиа­носцы Shah и Empress, крейсера Cumberland, Suffolk, Ceylon, Tromp и 5 эсминцев) принимал участие в опера­ции Bishop, в ходе которой были нане­сены авиационные удары и подвергну­ты артобстрелу японские аэродромы на о.Кар-Никобар(Никобарские острова)и Порт-Блэр на Андаманских островах. Позднее в составе соединения TF.61 крейсер действовал совместно с теми же 2 линкорами, тяжелым крейсером Cumberland и 21-й эскадрой авианос­цев (флагманский легкий крейсер Royalist, эскортные авианосцы Hunter, Khedive, Shah, Emperor и 8 эсминцев) против занятых японцами островов в Индийском океане.

После поражения в Бирме японс­кие гарнизоны, разбросанные по всей юго-восточной Азии, оказались изоли­рованными. Флот уже не мог ни эваку­ировать их, ни организовать снабже­ние. Тяжелый крейсер Haguro в сопро­вождении эсминца Kamikaze должен был снять гарнизоны Андаманских и Никобарских островов. Корабли были замечены 10 мая в Малаккском про­ливе британскими подлодками Statesman и Subtle. В тот же день TF.61 начало операцию по уничтожению этого японского тяжелого крейсера — одного из последних оставшихся боеспособны­ми крупных кораблей императорского флота. Но до артиллерийского контакта дело не дошло — 16 мая крейсер был потоплен пятеркой английских эсмин­цев 26-ой флотилии в результате клас­сической торпедной атаки.

24 мая Tromp снова вошел в состав 7 Флота США, задействованного в осу­ществлении плана по овладению неко­торыми пунктами в северной части Голландского Борнео и, в частности, не­фтяным портом Баликпапан. С этой целью должны были использоваться силы австралийского и американского флотов. Операция по захвату Баликпапана началась 16 июня тралением под­ходов к порту. Прикрытие и огневая поддержка тральщиков осуществлялась частью кораблей соединения TG.74.2 под командованием контр-адмирала Риггса. С 19 июня по 6 июля Tromp в составе этого соединения (кроме голлан­дского крейсера в него входили амери­канские легкие крейсера Denver, Montpelier, Columbia, Cleveland и 7 эс­минцев) прикрывал высадку десанта в Баликпапан, а затем ушел в Сидней для пополнения боезапаса.

Эта десантная операция стала последней в войне. К моменту капиту­ляции Японии Tromp опять находился в составе британского Восточного фло­та. В начале сентября начали сда­ваться японские гарнизоны островов Ост-Индии и голландский крейсер был направлен в Батавию (Джакарту). Прибыв на место 16 сентября вместе с фрегатом, 2 тральщиками и 4 десант­ными судами, голландцы застали здесь пришедшие днем раньше кораб­ли контр-адмирала Паттерсона (тяже­лый крейсер Cumberland, фрегат и 4 австралийских тральщика). Известие о капитуляции Японии позволило пред­ставителям индонезийских патриоти­ческих сил 17 августа 1945 года про­возгласить от имени народа независимость страны. Бои между индонезийс­кими националистами и силами япон­ского гарнизона Батавии не позволяли высадится британскому десантному батальону до 29 сентября. Наконец, 3 октября высадка была завершена, а 6 октября в Батавию прибыли передо­вые подразделения 23-й Индийской дивизии и штаб XV британского корпу­са. В течение октября англо-индийс­кие войска высадились в Сурабае на Яве и в Сабанге на Суматре. Они предназначались для разоружения японских гарнизонов на архипелаге, но фактически содействовали восста­новлению голландской колониальной администрации. В связи с этим даже состоялась церемония повторного при­нятия в голландское владение города и порта в Батавии, в которой принял участие и крейсер Tromp. 21 октября корабль находился на рейде Тандьянг Пандана (Tanjang Pandan), где на его борту была принята капитуляция японского гарнизона о. Биллитон.

К концу октября все японские вой­ска на архипелаге сложили оружие. Од­нако индонезийцы, и прежде неохотно подчинявшиеся голландскому влады­честву, оказали решительное сопротивле­ние. Началась 4-летняя вооруженная борьба созданных в ходе боев с японца­ми партизанских отрядов против коло­низаторов. До конца года Tromp нес пат­рульную службу, а в январе 1946 года крейсеру было предписано отправиться в метрополию. Корабль прибыл в Ам­стердам 3 мая.

В июле Tromp был выведен в ре­зерв и отправлен на верфь Werkspoor для капитального ремонта, длившего­ся около двух лет. После возвращения в строй в 1948 году и до момента окон­чания постройки новых крейсеров типа Eendracht-De Ruyter, Tromp являл­ся самым современным и наиболее вооруженным кораблем ВМФ Нидер­ландов, что обусловило его самое ин­тенсивное использование. В конце июня 1949 года крейсер принимал участие в проводившихся в преддве­рии создания блока НАТО совместных маневрах групп кораблей стран За­падноевропейской Унии в Ла-Манше и Бискайском заливе. В качестве учеб­ного артиллерийского корабля Tromp совершал несколько учебных походов в год. Например, в 1953 году крейсер хо­дил в Лиссабон, Эль-Ферроль и Дуб­лин. Очень активно он использовался и для представительской деятельнос­ти. Так, в июне 1953 года голландский крейсер принял участие в морском па­раде на Спитхедском рейде, организо­ванном в честь коронации Елизаветы II. Вскоре после этого Tromp отправил­ся в учебный поход в Берген, Ставангер и Копенгаген.

Два года спустя корабль был вы­веден из первой линии и превращен в плавучую казарму в Хелдере, где и оставался до 10 декабря 1968 года, когда его исключили из списков фло­та. 13 мая 1969 года Tromp был про­дан на слом (за 724144 гульдена) и препровожден из Роттердама в Кастельон в Испании. Разделан на металл в 1970 году.

В 1975 году в состав флота Нидер­ландов вошел эсминец УРО Tromp (так­тический номер F801), ставший голов­ным кораблем серии из двух единиц. В начале XXI века ожидается его заме­на одним из 4 новых фрегатов УРО типа De Zeven Provincien. Фрегат УРО Tromp (F 928) заложен на верфи KM de Schelde во Флиссингене в мае 1998 года и должен войти в строй в 2002 году.