Введение

 

В начале столетия флот японских эсминцев состоял из кораблей, пос­троенных в Великобритании по англий­ским проектам. После начала Первой Мировой войны японцы начали самос­тоятельную постройку кораблей этого класса по европейским технологиям. По окончании боевых действий продол­жалось строительство заказанных еще во время войны эсминцев типа Momi. При их постройке использовались кон­структивные решения, характерные для германского флота. Корабли вошли в строй в 1919-1922 годах.

Эсминцы двух последующих типов - Minekaze и Kamikaze - были, практи­чески, вариантами кораблей типа Momi.

Последним типом эсминца, постро­енным по подобному проекту, были корабли типа Mutsuki (улучшенный ва­риант Kamikaze). Эсминцы этих трех серий вошли в строй в 1922-1927 годах.

Следующими, в полной мере но­вейшими кораблями были эсминцы типа Fubuki, именуемые «специальным ти­пом» (Toku Gata). Они стали «порож­дением» Вашингтонского договора. Японцы стремились уместить как мож­но более сильное вооружение в раз­решенное договором водоизмещение. Корабли «специального типа» во­оружались шестью универсальными 127-мм орудиями, помещенными в закрытых башнях - впервые на эсмин­цах. Применены были торпедные аппа­раты калибра 610-мм. Ни один флот не имел торпед подобного калибра. В свое время эсминцы типа Fubuki были лучшими кораблями своего класса в мире. Слабой их стороной была недо­статочная остойчивость, вызванная пе­регруженностью вооружением. Про­блемы с остойчивостью были не только у эсминцев, но и у новых крейсеров. Недостатки проявились на маневрах 1935 года. Все 10 эсминцев типа Fubuki получили повреждения в тайфун. Два были повреждены очень тяжело -оторваны носовые оконечности до са­мой надстройки. После этого случая все новые корабли подверглись значи­тельной перестройке.

Эсминцы типа Hatsuharu были «ре­зультатом» Лондонского договора. Они имели несколько меньшее водоизме­щение и более легкое вооружение, чем тип Fubuki. На этих кораблях уста­новили новую систему перезаряжания торпедных аппаратов. Она позволяла перезаряжать аппараты в ходе боя, что удваивало ударные возможности. Следующим типом стал Shiratsuyu, строившийся по модифицированным чертежам Hatsuharu, Корабли типа Asashio были самыми большими из построенных до тех пор эсминцев; во­оружение несли аналогично Fubuki.

Очень интересным был эсминец Shimakaze. Он был наиболее сильно вооруженным и одним из самых быс­троходных в мире. Но тяжелое поло­жение японской промышленности не позволило развернуть строительство большого числа кораблей такого типа.

Самыми удачными японскими эс­минцами были корабли типов Кадета и Yugumo - увеличенный и усовершен­ствованный вариант типа Asashio. По вооружению и мореходным качест­вам они превосходили лучшие эсмин­цы союзников.

Последними крупными японскими эсминцами военной постройки стали корабли типа Akizuki. Они были спроек­тированы для противовоздушной обо­роны быстроходных авианосных соеди­нений. Вооружив их новыми 100-мм орудиями, японцы получили совершен­ные единицы с универсальными качес­твами.

Ввиду больших потерь, понесенных эсминцами при выполнении эскортных задач, в 1944 году был разработан новый проект эскортного эсминца - тип Matsu и его улучшенный вариант - тип Tachibana. Это были корабли мень­ших размеров, предназначенные для несения конвойной службы, хорошо вооруженные зенитной артиллерией. Перед войной японский Морской Генеральный Штаб (Kaigun Gunreibu) придавал большое значение примене­нию торпедного оружия. Флотилии эс­минцев отрабатывали дневные и ночные торпедные атаки, в которых японцы стали мастерами. Труды не пошли прахом - в ходе войны большинство торпедных атак, в особенности ночных, были успешными. Большой калибр торпед (610-мм) и соответствующее количество взрывчатки обычно приво­дили к гибели жертвы.

Слабой стороной японских эсмин­цев была противовоздушная и противо­лодочная оборона. В результате почти 80% потерянных кораблей погибли от атак с воздуха или из-под воды.