Эсминцы типа «Fubuki» (Toku Gata)

 

После вступления в силу Вашингтон­ского Договора, позволявшего Японии увеличить тоннаж легких сил, Минис­терство Обороны решило разработать новый тип эсминца. 10 октября 1922 года были объявлены требования к новым кораблям. Водоизмещение долж­но было составлять 2.000 тонн, а ско­рость - 40 узлов. Вооружение должно было состоять из четырех орудий 120-мм или 127-мм, одного 76-мм зенитного орудия и шести торпедных аппаратов калибра 610-мм. Разработка проекта доставила конструкторам немало хло­пот. Требование максимально сильно­го вооружения при как можно мень­шем водоизмещении «перевешивало» другие задачи.

Не имея еще конкретного проекта, были заказаны 36 кораблей. 18 апреля 1924 года был представлен проект, обозначенный F 42. Эсминец имел во­доизмещение 1.900 тонн и скорость 42 узле. Вооружение составляли четыре 127-мм орудия, помещенные в двухорудийных башнях, зенитное 76-мм орудие, три трехтрубных торпедных аппарата 610-мм. По сравнению с пред­шествующими кораблями увеличено число торпедных труб. После обсужде­ния в проект были внесены некоторые изменения. В результате предполагался корабль водоизмещением 1.650 тонн, со скоростью 38 узлов и вооружением из шести 127-мм орудий в двухорудийных башнях, одного 76-мм и четырех 40-мм зенитных орудий, девяти тор­педных труб 610-мм. Вместе с тем, проект оказался неудовлетворитель­ным. Были произведены еще некото­рые изменения. При незначительном увеличении водоизмещения до 1.680 тонн увеличилась дальность плавания на 1.000 миль, а скорость уменьшилась до 35 узлов. Вооружение состояло из шести 127-мм, одного 76-мм и двух 40-мм зенитных орудий, двух 7,7-мм пулеметов и девяти торпедных труб. Проект получил обозначение F 43 и с незначительными изменениями был принят. Его назвали «специальным ти­пом» (Toku Gate).

Внешний вид кораблей радикально отличался от эсминцев-предшествен­ников. Полубак простирался до первой трубы. Первый торпедный аппарат размещался между трубами, второй -в средней части, а третий - на кормо­вой надстройке. 127-мм орудия уста­навливались на новых двухорудийных лафетах, для которых были разработа­ны закрытые башни. Башни появились на эсминцах впервые.

Удлиненный и возвышенный полу­бак предохранял носовые орудия от заливания волнами. Носовая надстрой­ка выполнялась из дюралюминия. Впер­вые на японских эсминцах предусмат­ривался закрытый мостик. Нахождение людей в сухом и теплом посту способ­ствовало быстроте и адекватности оцен­ки обстановки. Достоинства его были оценены и закрытые мостики применя­лись на всех последующих японских эсминцах. Мостик и рубка управления получили петое бронирование. Для уменьшения массы корпус был сварным. Листы сваривались встык для уменьшения гидро­динамического сопротивления.

Энергетическая установка состояла из двух турбин типа Kampon Impulse мощностью 50.000 л.с. и четырех кот­лов Kampon типа КО. Все механизмы были новейшей конструкции, недора­ботанные и неэкономичные. Непре­рывно велись работы по модернизации котлов, что позволило уменьшить их число. На четырех последних кораблях серии их было только три. Меньшее число котлов позволило уменьшить диаметр первой трубы - это отличало корабли от остальных.

Главная артиллерия состояла из шес­ти орудий калибра 127-мм в трех двухорудийных башнях. Башни были со­вершенно новой конструкции, легко бронированы и газо- и пыленепроницаемыми. Носили обозначение тип «А». Дальность стрельбы составляла 17.592 м, а угол возвышения - 40° .

Зенитное вооружение было слабым и состояло только из двух пулеметов 13-мм (93 shiki). Досягаемость по высоте составляла 4.500 м (угол возвышения 65°), а по горизонтали - 6.400 м. Скорострель­ность - 250 вьют/мин.

Торпедное вооружение составляли три трехтрубных аппарата для торпед калибра 610-мм (93 shiki 1 Gata). Торпеды развивали высокую скорость и имели большую дальность хода. Калибр 610-мм был исключительным явлением в миро­вой практике, ни одна страна не имела подобного оружия. Длина подводного снаряда была 9 метров, а вес - 2700 кг. Торпеда несла 600-нг боеголовку. Максимальная скорость составляла 48 узлов, а дальность была потрясающей -40.000 м (36 узлов), 32.000 м (40 узлов) и 20.000 м (48 узлов).

Начиная с N55, корабли получили на торпедные аппараты легкие башни для прикрытия прислуги. Эсминцы ранней постройки получали башни в ходе ре­монтов в 1935-1937 годах.

В 1923 году была опубликована но­вая, расширенная судостроительная программа. Предусматривалась пос­тройка 5 эсминцев (N 35-39). Они стро­ились в 1926-1927 годах и вошли в строй в 1928-1929 годах. Задание на 1925 год по экономическим причинам было уменьшено, но Министерство Финан­сов выдало заказы на строительство четырех эсминцев (N 40-43). В 1926 году была разработана программа на 1927 год (измененный вариант про­граммы на 1925 год). Опубликована она была 5.08.1926. Согласно програм­ме в 1927-1928 годах предстояло пос­троить 16 кораблей. Парламент (по финансовым соображениям) несколь­ко скорректировал задание - количест­во эсминцев уменьшилось до девяти. Ввиду смерти императора (24.12.1926) программа не была утверждена. Пос­ле коронации Хирохито вновь созван­ный парламент лишь незначительно изменил первоначальный вариант. Ут­вердили постройку 15 эсминцев Toku Gate. Корабли должны были сходить на воду в 1927-1928 годах (N44-45), 1928-1929 (N 46-50), 1929-1930 (N 51-54), 1930-1931 (N 55-58).

После вступления в строй всех 24 эсминцев Япония достигла значитель­ного превосходства над потенциальны­ми противниками на Тихом океане. Высокая скорость, большая дальность плавания и сильное вооружение озна­чали, что тип Toku Gate не имел себе равных. При всех достоинствах, пере­груженные вооружением эсминцы имели один существенный недостаток - малую остойчивость.

12.03.1934 миноносец Tomozuru опрокинулся при выполнении учебной ночной атаки на крейсер Tasuta. Пос­ле изучения приведенного в порт кор­пуса, следственная комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы ста­ла недостаточная остойчивость и боль­шая волна. Проблемы с остойчивостью возникали и у большинства новых ко­раблей. Чтобы предотвратить подоб­ные катастрофы, комиссия рекомен­довала соответствующим образом пе­ределать корабли. Следовало пони­зить центр тяжести, изменив артилле­рийское вооружение. Предлагалось также увеличить ширину корпуса, до­бавив були (они могли использоваться как топливные цистерны). Чертежи строящихся кораблей подверглись из­менениям.

Следующим важным предостере­жением Стали маневры 4 Флота. 26 сентября t935 года корабли были застигнуты тайфуном (волны высотой 15 метров и ветер 143 км/ч). Флотилия эсминцев (в ее состав входили 10 ко­раблей типа Toku Gate) понесла боль­шие потери. Два корабля (Hatsuyuki и Yugiri) потеряли носовую оконечность (оторваны по самую надстройку). Ос­тальные восемь (Akebono, Murakumo, Ushio, Shirakumo, Amagiri, Oboro, Shirayuki, Usugumo) получили различные повреждения обшивки и палубы.

Корпуса эсминцев были слишком «мягкими» и если нос и корма оказыва­лись на гребнях волн, возникающие напряжения разрывали обшивку. Со­гласно представленного комиссией доклада все эсминцы этого типа долж­ны были подвергнуться перестройке. С 9 ноября 1935 года до конца 1938 года корабли направлялись на верфи, где им добавляли по 40 тонн балласта в корпус. Высоту надстроек и труб умень­шили, уменьшили и боезапас. Два бом­бомета заменили одним нового типа. На последних восьми кораблях башни были заменены новыми - более легки­ми типа «S». Все эти изменения приве­ли к ограничению водоизмещения до 2.427 т (1 и 2 серии) и до 2.300 т (3 серия). Часто эсминцы Toku Gate отно­сили к типу Fubuki. В некоторых публи­кациях их подразделяют не на два, а на три подтипа (в зависимости от внешнего вида).

Первая серия насчитывала 10 ко­раблей: Fubuki, Shinonome, Usugumo, Shirakumo, Isonami, Shirayuki, Hatsuyuki, Miyuki, Murakumo, Uranami. На них вентиляционные трубы были прямоугольными.

Во вторую серию также входили десять единиц: Shikinami, Ayanami, Asagiri, Sagiri, Yugiri, Amagiri, Oboro, Akebono, Sazanami, Ushio. Форма вентиляционных труб измени­лась - корабли получили своего рода «поля» у основания трубы, характер­ные для всех последующих серий.

Третья серия насчитывала только четыре корабля: Akatsuki, Hibiki, Ikazuchi, Inazuma. Характерной чертой их облика была тонкая первая труба.

 

Тактико-технические данные эсминцев типа Fubuki

                                                                               1 и 2 серия             3 серия

размерения:

длина полная                                                            118,5 м                118,5 м

длина по ватерлинии                                               115,3 м                115,3 м

длина между перпендикулярами                            112,0 м                112,0 м

ширина максимальная (по ватерлинии)                10,36 м                10,36 м

высота корпуса                                                         6,25 м                   6,25 м

осадка                                                                         3,2 м                    3,28 м

водоизмещение:

стандартное                                                              1.680 т                  1.680 т

на испытаниях                                                         1.980 т                   1.980 т

полное                                                                       2.260 т                  2.260 т

энергетика: 2 турбины Kampon мощностью 50.000 л.с.

                                                     4 котла типа Kampon RO,     3 котла типа Kampon

скорость                                                                 35 узлов                 38 узлов

дальность плавания 5.000 миль (14 узл.)

запас топлива 475/482 т

вооружение: 3 2x127 мм/50 (по 180 снарядов), 2-13 мм

торпедные аппараты 3 3x610мм

мины 18

экипаж 197 человек

 

Модернизации:

-1937 - на всех кораблях добавлены два спаренных 25-мм орудия

-1941-1942 -на кораблях 3 серии снята кормовая башня, добавлены 10 орудий 25-мм орудий, количество глубинных бомб увеличено до 36.

-1943-1944 - на кораблях 1 и 2 серии снята кормовая башня, остальные за­менены на башни типа «С» с углом возвышения 75°. Добавлены 10 орудий 25-мм орудий, количество глубинных бомб увеличено до 36. На кораблях 1 и 2 серии в 1943 году, а на кораблях 3 серии в 1944 году установлена РЛС воздушного обнаружения типа «13». Минимальная дальность 5 км, обнару­живал группу с расстояния 100 км, а одиночный самолет - 50 км. Погреш­ность 2-3 км по дальности и 10° по направлению. Устанавливался также радар надводного обнаружения типа «22». Он обнаруживал линкор на даль­ности 25 км, крейсер - 12 км, а эсми­нец - 10 км. Погрешность 100 м по дальности и 2-5° по направлению.

- 1944 - на всех кораблях зенитное вооружение доведено до 22 орудий 25-мм и 10 пулеметов 13-мм. Экипаж увеличен до 230-250 человек.

- 1945 - число 25-мм орудий доведено до 28 стволов, пулеметы сняты.

 

Судьбы кораблей:

Fubuki (ex N35)

Верфь Maizuru KK Заложен 19.06.1926; спущен 15.11.1927; вошел в строй 10.08.1928. После ввода в строй зачис­лен в 11 Дивизион 3 Флотилии Эсмин­цев. Участвовал в сражении у Баликпапан. Участвовал в операции у о. Мидуэй. 11.10.1942 потоплен американскими кораблями из TG 64.2 в ходе боя у м. Эсперанс (Гуадалканал) в точке 09°06"S 159°38"Е.

Shinonome (ex N40)

Верфь Sasebo KK Заложен 12.08.1926; спущен 26.11.1927; вошел в строй 27.05.1928. После ввода в строй зачислен в 12 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. 18.12.1941 погиб на голландском минном поле у Борнео в точке 04°27"N 114"Е.

Usugumo (ex N41)

Верфь Ishikawajima, Токио Заложен 21.10.1926; спущен 26.12.1927; вошел в строй 26.07.1928. После модерниза­ции 15.08.40 вошел в состав прикры­тия 5 Дивизиона Крейсеров. 07.07.1944 потоплен американской подводной лодкой Skate у Парамушира в точке 47°43"N 147°55"E.

Shirakumo (ex N42)

Верфь Fujinagata, Осака Заложен 27.10.1926; спущен 27.12.1927; вошел в строй 28.07.1928.01.08.1928 зачислен в 12 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал в сражении в Яванском море (март 1942-го). Участвовал в операции у о. Мидуэй и в боях у Гуадалканала. 16.03.1944 потоплен американской под­водной лодкой Tautog у побережья Хоккайдо в точке 42°25"N 144°55"Е.

Isonami (ex N43)

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 18.10.1926; спущен 24.11.1927; вошел в строй 30.06.1928. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флоти­лии Эсминцев. Участвовал в операции у о. Мидуэй. 09.04.1943 потоплен амери­канской подводной лодкой Tautog у o.Wangiwangi в точке 05°26”S 123°04"E.

Shirayuki (ex N36)

Верфь Yokohama Dock Заложен 19.03.1927; спущен 20.03.1928; вошел в строй 18.12.1928. После ввода в строй зачислен в 11 Дивизион 3 Флоти­лии Эсминцев. Участвовал в сражении у Баликпапан (март). Участвовал в опера­ции у о. Мидуэй. 03.03.1943 потоплен американской авиацией в Finchhaven (Новая Гвинея) в точке 07°15"S 148'30"Е.

Hatsuyuki (ex N37)

Верфь Maizuru КК Заложен 12.04.1927; спущен 29.09.1928; вошел в строй 30.03.1929. После ввода в строй зачис­лен в 11 Дивизион 3 Флотилии Эсмин­цев. Тяжело поврежден в шторм 27.09.1935 и отремонтирован. Участво­вал в сражении в заливе Купа. 17.07.1943 потоплен американской авиацией у о.Бугенвиль в точке 06°50"S 155°47"E.

Miyuki (ex N38)

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 30.04.1927; спущен 26.06.1928; вошел в строй 29.06.1929. Затонул 29.06.1934 во время маневров после столкнове­ния с эсминцем Inazuma у Cheju-Do в точке 33°N 125°30"Е.

Murakumo (ex N39)

Верфь Fujinagata, Осака Заложен 25.04.1927; спущен 27.09.1928; вошел в строй 10.05.1929. После ввода в строй зачислен в 12 Дивизион 3 Флоти­лии Эсминцев. 10.03.1942 переведен в 11 Дивизион, участвовал в операции у о. Мидуэй. 12.10.1942 потоплен аме­риканской авиацией у о.Саво в точке 08°40"S 159'20"Е.

Uranami (ex N44)

Верфь Sasebo Nyd Заложен 28.04.1927; спущен 29.11.1928; вошел в строй 30.06.1929. Единственный из 1-й серии модернизирован до ввода в строй. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Учас­твовал во вторжении в Малайю и опе­рации против о. Мидуэй. Участвовал в бою с линкорами Washington и South-Dakota у Гуадалканала и обороне Фи­липпин. Потоплен 26.10.1944 амери­канскими кораблями из TG 77.4 у о.Лусон в точке 11°50"N 123°Е.

Shikinami (ex N46)

Верфь Maizuru KK Заложен 06.07.1928; спущен 22.06.1929; вошел в строй 24.12.1929. После ввода в строй зачис­лен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсмин­цев. Участвовал во вторжении в Ма­лайю и операции против о. Мидуэй. Участвовал в боях у Гуадалканала. По­топлен 12.09.1944 американской под­водной лодкой Growler у Гонконга в точке 18°16"N 114°40"Е.

Ayanami (ex N45)

Верфь Fujinagata, Осака Заложен 20.01.1928; спущен 05.10.1929; вошел в строй 30.04.1930. После ввода в строй зачислено 19 Дивизион 3 Флотилии Эсмин­цев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Потоплен 15.11.1942 линкором Washington в бою у о.Саво в точке 09°10"S 159°52"Е.

Asagiri (ex N47)

Верфь Sasebo KK Заложен 12.12.1928; спущен 18.11.1929; вошел в строй 30.06.1930. После ввода а строй зачис­лен в 20 Дивизион 3 Флотилии Эсмин­цев. Участвовал во вторжении в Ма­лайю и операции против о. Мидуэй. 28.08.42 потоплен самолетами USMC y о.Саво в точке 08°S 160°10"Е.

Sagiri (ex N50)

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 28.03.1929; спущен 23.12.1929; вошел в строй 31.01.1931. После ввода в строи зачислен в 20 Дивизион 3 Флоти­лии Эсминцев. Участвовал в кампании в Малайе. 24.12.41 потоплен голландс­кой подводной лодкой К16 у Саравака в точке 01°34"N 110°21"Е.

Yugiri (ex N48)

Верфь Maizuru KK Заложен 01.04.1929; спущен 12.05.1930; вошел в строй 03.12.1930. После ввода в строй зачислен в 19 Дивизион 3 Флотилии Эсминцев. Участвовал во вторжении в Малайю и операции против о. Мидуэй. Участвовал в боях у Гуадалканала. Потоплен 25.11.1943 американскими эсминцами у о.Новая Ирландия в точке 04°44"S 154°Е.

Amagiri (ex N49)

Верфь Ishikawajima, Токио Заложен 28.11.1928; спущен 07.02.1930; вошел в строй 10.11.1930. После ввода в строй зачислен в 20 Дивизион 3 Флоти­лии Эсминцев. Участвовал во вторже­нии в Малайю и операции против о. Мидуэи. Участвовал в боях у Гуадалканала и в сражении в заливе Кула. Погиб на минах 23.04.1944 у Баликпапан (Борнео) в точке 02°10"S 116°45"Е.

Oboro (ex N5I)

Верфь Sasebo КK Заложен 29.11.1929; спущен 08.11.1930; вошел в строй 31.10.1931. После ввода в строй зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Потоплен 1 А. 10.1942 американскими бомбардиров­щиками В-24 Liberator у о.Кыска (Алеутс­кие о-ва) в точке 52°47"N 178°08"Е.

Akebono (ex N52)

Верфь Fujinagata, Осака Заложен 25.11.1929; спущен 07.11.1930; вошел в строй 31.07.1931. После ввода в строи зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Обстреливал Мидуэй, участвовал в сра­жении в Коралловом море и в Алеут­ской операции. В начале 1944 года эскортировал 5 Эскадру Крейсеров. Участвовал в боях у Филиппин (Лейте). Потоплен 13.11.1944 палубной авиа­цией TF 38 в Манильской бухте в точке 14°35"N 120°50"Е.

Sazanami (ex N53)

Верфь Maizuru КК Заложен 21.02.1930; спущен 06.06.1931; вошел в строй 19.05.1932. После ввода в строй зачис­лен в 7 Дивизион Эсминцев. Участво­вал в сражении в Коралловом море. В начале войны участвовал в рейде на Мидуэй. Потоплен 14.01.1944 амери­канской подводной лодкой Albacore у о.Яп в точке 05°15"S 141°15"Е.

Ushio (ex N54)

Верфь Uraga Doc, Токио Заложен 24.12.1929; спущен 17.11.1930; вошел в строй 14.11.1931. После ввода в строй зачислен в 7 Дивизион Эсминцев. Обстреливал Мидуэй, участвовал в сра­жении в Коралловом море. 14.11.1944 поврежден палубной авиацией TF 38, направлен на ремонт в Японию. До капитуляции ремонт не завершен. 04.08.1948 пошел на слом.

Akatsuki

Верфь Sasebo KK Заложен t7.02.t930; спущен 07.05.1932; вошел в строй 30.11.1932. После ввода в строй за­числен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эс­минцев. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участвовал в опе­рации против о. Мидуэй. 13.11.1942 потоплен американскими кораблями в бою у о.Саво в точке 09°17"S 159°56"Е.

Hibiki

Верфь Maizuru KK Заложен 21.02.1930; спущен 16.06.1932; вошел в строй 31.03.1933. После ввода в строй за­числен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Ма­лайи и Голландской Индии. Участвовал в операции против о. Мидуэй, у Гуадалканала и Алеутских о-вов. 29.04.1945 по­дорвался на мине близ Himejima. Пос­ле ремонта и капитуляции Японии ис­пользовался в службе репатриации. 05.04.1947 передан СССР (Прыткий). Прослужил до 1963 года.

Ikazuchi

Верфь Uraga Dock,Токио Заложен 07.03.1930; спущен 22.10.1931; вошел в строй 15.08.1932. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флоти­лии Эсминцев. Участвовал в захвате Малайи и Голландской Индии. Участво­вал в операциях против о. Мидуэй, у Гуадалканала и в эвакуации Алеутских о-вов. Потоплен 14.04.1944 американ­ской подводной лодкой Herder у о.Гуам в точке 10°13"N 143°51"E.

Inazuma

Верфь Fujinagata, Осака Заложен 07.03.1930; спущен 25.03.1932; вошел в строй 15.11.1932. После ввода в строй зачислен в 6 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. 29.06.1934 тяжело повреж­ден при столкновении с Miyuki. Ремонт в Куре до 20.10.1934. Участвовал в захва­те Малайи и Голландской Индии. Участво­вал в операции против о. Мидуэй, у Гуадалканала и в эвакуации Алеутских о-вов. Потоплен 14.04.1944 американс­кой подводной лодкой Bonefish восточ­нее Борнео в точке 05°08"N 119°38"Е.