Эсминцы типа «Hatsuharu»

 

Корабли типа Hatsuharu были «ре­зультатом» Лондонского Договора 1930 года. Было установлено, что во флотах может быть по 16 эсминцев стандарт­ным водоизмещением 1.850 тонн. Остальные корабли могли иметь водо­измещение не более 1.500 тонн. Для эсминцев данного типа образцом пос­лужил Fubuki. Конструкторы следова­ли принципу «Максимум вооружения при минимуме водоизмещения».

Эсминцы типа Hatsuharu стали не­ожиданностью для западных держав. При стандартном водоизмещении 1.530 тонн они несли пять 127-мм орудий и девять 610-мм торпедных труб.

Корпус был несколько короче и уже, чем у Fubuki. Первые корабли имели сильно развитую носовую над­стройку. Впервые на японских эсминцах вторая орудийная башня размести­лась в носовая части. Устанавливалась новая система заряжания торпед. Из-за этого вторая труба была смещена к правому борту, что стало отличитель­ной чертой кораблей этого типа.

Новые эсминцы получили улучшен­ный вариант энергетической установки кораблей типа Fubuki в составе двух турбин (42.000 п.с.) и трех котлов. Скорость была несколько меньше, чем у кораблей 3 серии Fubuki - 36,5 узла.

127-мм орудия размещались в но­вых башнях типа «8».

Вместе с тем, на новых кораблях также возникали проблемы с остойчи­востью. Случай с Tomozuru показал, что такое может произойти и с новыми эсминцами. После опубликования вы­водов следственной комиссии было решено перепроектировать эсминцы. К этому моменту в строй вошли только два из них (Hatsuharu и Nenohi). Еще два находились на верфи в высокой степени готовности.

Эсминцы, строившиеся по модифи­цированному проекту, отличались от ранних кораблей. Носовая надстройка была заменена уменьшенной. Одноорудийная башня перенесена в кормо­вую часть. Третий торпедный аппарат был снят. Кормовая надстройка умень­шена, мачты и трубы укорочены. До­бавлено 84 тонны балласта. Вошедшие в строй эсминцы, и уже упомянутые два почти готовые, перестроены в 1935-1937 годах. По программе 1931 года были заказаны 12 кораблей, но необхо­димость переделки готовых эсминцев привела к сокращению их числа до шес­ти. Остальные заказы аннулировали.

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 1.490/1.513 т, полное 1.802/1.830 т;

Размерения: длина 109,5 м; ширина 10 м; осадка 3,03 м;

Энергетика: дм турбины Kampon мощностью 42.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 36,5 узла; запас топлива 500/ 508 т; дальность 6.000 миль (15 узлов);

Вооружение: 5х127-мм, 2х13-мм, 9ТА 610-мм (3x3);

Экипаж: 200 человек.

 

Модернизации:

-1935-1937 - после перестройки стан­дартное водоизмещение возросло до 1.715 тонн, а полное - до 2.009 тонн. Скорость уменьшилась до 34 узлов. Число торпедных труб уменьшено до шести.

-1942-1943 - снята одноорудийная башня и добавлены две строенные установки 25-мм. До конца войны количество 25-мм стволов увеличилось до 13-21. Установ­лена РЛС типа «13».

 

Судьбы кораблей:

Hatsuharu

Верфь Sasebo KK Заложен 14.01.1933; спущен 27.02.1933; вошел в строй 30.09.1933. После ввода в строй зачислен в 21 Дивизион 1 Флотилии Эсминцев. Участвовал в захвате Филиппин, в Алеутс­кой операции. В 1944 году участвовал в боях за Филиппины. Потоплен 13.11.1944 палубной авиацией TF 38 в Манильской бухте в точке 14°35"N 120°50"Е.

Nenohi

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 15.12.1931; спущен 22.12.1932; вошел в строй 30.09.1933. Участвовал в захва­те Филиппин, в Алеутской операции. Потоплен 04.07.1942 американской под­водной лодкой Triton у о. Агатту (Алеут­ские о-ва) в точке 52°15"N 173°51"E.

Hatsushimo

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 31.01.1933; спущен 04.11.1933; вошел в строй 27.09.1934. Участвовал в Але­утской операции и последнем походе Yamato. Погиб на минах 30.07.1945 у Майдзуру в точке 35°33"N 135°12"E.

Wakaba

Верфь Sasebo KK Заложен 12.12.1931; спущен 18.03.1934; вошел в строй 31.10.1934. Участвовал в Алеутской операции и в боях за Филиппины. Потоплен 24.10.1944 самолетами с авианосца Franklin у о.Пеней в точке 11°50"N 121°25"Е.

Yugure

Верфь Maizuru КК Заложен 09.04.1933; спущен 06.05.1934; вошел в строй 13.04.1935. Участвовал в Филиппинс­кой капании и в сражении у Коломбангара. Потоплен 20/21.07.1943 самоле­тами U5MC у о. Велья-Лавелья в точке 07°25"S 156°45"E.

Ariake

Верфь Kawasaki, Кобе Заложен 14.01.1933; спущен 23.09.1934; вошел встрой 25.03.1935. Участвовал в захва­те Филиппин, сражении в Коралловом море и Алеутской операции. 27.07.1943 у о.Гуадалканал поврежден в точке 05°27"S 148°25"Е и на следующий день потоплен самолетами B-25 Mitchell.