Эсминцы типа «Kagero»

 

В конце марта 1936 года Япония отказалась соблюдать международные договора, ограничивающие морские вооружения. После этого началось ин­тенсивное строительство флота, при­чем упор делался на легкие силы. На основе опыта эксплуатации построен­ных ранее эсминцев Адмиралтейство разработало требования к новому типу: - размеры корпуса не более, чем у типа Fubuki; - максимальная скорость не менее 36 узлов; - дальность плава­ния 5.000 миль 18-узловым ходом.

Победу на конкурсе одержал проект, названный типом Kagero. Водоизмеще­ние составляло 2.000 тонн, скорость 25 узлов, а вооружение как у Asashio.

Впервые в большом масштабе ис­пользовалась сварка. Сварными были надстройки и внутренние конструкции. Носовая надстройка уменьшилась, пе­репроектирована корма (благодаря чему снизилось сопротивление корпу­са на высоких скоростях). Появилась новая усовершенствованная энергети­ческая установка мощностью 52.000 л.с.

Движение обеспечивали две турби­ны и котлы с пароперегревателями. Они размещались в отдельных отсеках.

Эсминец Amatsukaze получил эк­спериментальную силовую установку. Новые котлы позволяли получить более высокую температуру пара (до 400°С), повысить давление (до 40 кг/см). Топ­ливные цистерны помещались, в ос­новном, в двойном дне, а главная цис­терна - под носовым котельным отделением. На ходовых испытаниях эсми­нец Isokaze показал дальность плава­ния в 6.000 миль при 18 узлах, на 1.000 миль перекрыв задание. Испытания выявили небольшой недостаток. Кораб­ли не могли достичь проектной скорости из-за неподходящего шага винтов. Пос­ле переделок скорость увеличилась до 35,5 узла.

Вооружение состояло из шести 127-мм орудий в трех башнях типа «С» (угол возвышения 55") с улучшенной стабилизацией. Остальное вооружение было аналогично типу Asashio.

Всего было построено 18 кораб­лей, 15 заказаны по программе 1937 года, а три по программе 1939 года. Единственным кораблем типа Kagero, пережившим войну, был Yukikaze. Ему принадлежит рекорд плаваний в япон­ском флоте - во время войны он про­шел 100.000 миль. Корабль пользовал­ся большой известностью во флоте. Не удивительно, что первый послевоен­ный корабль Сил Самообороны полу­чил название Yukikaze.

Тип Kagero оказался очень удач­ным и принятые на них решения заим­ствовали американцы на кораблях типа Fletcher, и англичане - на типе Bottle.

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 2.033/ 2.065 т, полное 2.490/2.529 т;

Размерения: длина 118,5 м; ширина 10,8 м; осадка 3,76 м;

Энергетика: две турбины Kampon мощ­ностью 52.000 л.с.; 3 котла Kampon; Скорость 35,5 узла; запас топлива 500 т; дальность 5.000 миль/18 узлов;

Вооружение; 6х127-мм, 4х25-мм, в ТА 610-мм (2x4);

Экипаж: 240 человек.

 

Модернизации:

-1943 - снята кормовая башня и на ее месте установлены две строенные 25-мм уста­новки. Спаренные 25-мм у дымовой трубы заменены строенными, а перед надстройкой смонтирована спаренная установка. Установлены РЛС типа «13» и «22» (первым оснащен Hamakaze). . 1944 - число 25-мм орудий увеличено до 18-24, добавлены четыре 13-мм пулемета.

 

Судьбы кораблей:

Kagero

Верфь Maizuru КK Заложен 30.09.1937; спущен 27.09.1938; вошел в строй 06.11.1939. Участвовал в боях у Гуадалканала. Участвовал в сражении в заливе Кула. 08.05.1943 у о.Рендова потоплен самолетами Морской Пехо­ты в точке 08°08"S 156°55"E.

Kuroshio

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 31.08.1937; спущен 25.10.1938; вошел в строй 27.01.1940. Участвовал в сра­жении у Тассафаронга. Погиб на минах у о.Рендова 07/08.05.1943.

Oyashio

Верфь Maizuru KK Заложен 1938; спу­щен 29.11.1938; вошел в строй 20.08.1940. Участвовал в боях у Гуадалканала. Поврежден на минах 07/ 08.05.1943 и на следующий день по­топлен американскими самолетами у о.Рендова в точке 08°08"S 156°55"Е.

Hatsukaze

Верфь Kawasaki, Кобе Заложен 03.12.1937; спущен 24.01.1939; вошел в строй 15.02.1940. Участвовал в сра­жении в Яванском море. 02.11.1943 поврежден при столкновении с крей­сером Myoko и в тот же день потоплен американскими эсминцами в ходе боя в заливе Императрицы Августы в точке 06°01"S 153°08"Е.

Natsushio

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен ?; спущен 23.02.1939; вошел в строй 31.08.1940. 08.02.1942 у о.Целебес потоплен американской подводной лод­кой S 37 в точке 05°10"S 119°24"E.

Yukikaze

Верфь Sasebo KK Заложен 02.08.1938; спущен 24.03.1939; вошел в строй 20.01.1940. Участвовал во вторжении на Филиппины, в захвате островов Це­лебес, Амбон и Тимор. Сражался в Яванском море, участвовал в потопле­нии голландских крейсеров Java и De Ruyter. 03.03.1942 потопил американс­кую подводную лодку Perch. Участво­вал в операциях у Новой Гвинеи, против о. Мидуэй и боях за Гуадалканал. Добил поврежденный линкор Hiei. Участвовал в эвакуации Гуадалканала и в сражениях у Соломоновых о-вов. 12.07.1943 участ­вовал в сражении в заливе Кула. Со­провождал конвои в Сингапур. Участ­вовал в боях за Трук, Гуам, Сайпан, в сражении у о.Самар. Эскортировал авианосец Shinano в его единственном походе. Участвовал в последнем похо­де линкора Yamato. 30.07.1945 пов­режден на минах в районе Miyatsu, ремонтировался в Майдзуру. После войны использовался в службе репат­риации. 06.07.1947 передан Китаю под названием Tan Yang. Прослужил до 1956 года. В мае 1970 года поврежден тайфуном и пошел на слом. В 1971 году китайцы передали Морскому Музею в Этадзиме винт и руль с эсминца.

Hayashio

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1938; спущен 19.04.1939; вошел в строй 31.08.1940. 24.11.1942 потоплен аме­риканскими бомбардировщиками В-17 в заливе Хуон (Новая Гвинея) в точке 07°S 147°30"Е.

Maikaze

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1940; спущен 15.03.1941; вошел в строй

15.07.1941. 17.02.1944 потоплен аме­риканскими кораблями из TG 50.3 в районе Трук в точке 07°45''N 151°20"Е.

Isokaze

Верфь Sasebo KK Заложен 1938; спу­щен 19.06.1939; вошел в строй 30.11.1940. Участвовал во вторжении на Филиппины и в Мидуэйской опера­ции. Сражался в заливе Велья. 07.04.1945 потоплен американской ави­ацией в последнем походе Yamato в точке 30°46"N 128°92"E.

Shiranui

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 30.08.1937; спущен 28.06.1938; вошел в строй 20.12.1939. Участвовал в Але­утской операции. 27.10.1944 потоплен американскими кораблями из TF 77 у Филиппин в точке 12°N 122°30"E.

Amatsukaze

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1938; спущен 19.10.1939; вошел в строй 26.10.1940. Участвовал в сражении в Яванском море, в боях у Гуадалканала и у Соломоновых о-вов. 06.04.1945 потоплен американскими бомбарди­ровщиками В-25 южнее Тайваня в точ­ке 24°30"N 118°10”E.

Tokitsukaze

Верфь Maizuru KK Заложен 1938; спу­щен 10.11.1939; вошел в строй 15.01.1940. Участвовал в сражениях в Яванском море и в море Бисмарка. 03.03.1943 потоплен американскими и австралийскими бомбардировщиками в море Бисмарка в точке 07°15"S 148°30"Е.

Urakaze

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 1939; спущен 10.04.1940; вошел в строй 15.12.1940. Сопровождал соединение, атаковавшее Перл-Харбор. Участво­вал в сражениях за Филиппины (1944 год). 21.11.1944 потоплен у Тайваня американской подводной лодкой Seal-ion в точке 26°09"N 121°23"Е.

Hamakaze

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен ?; спущен 25.11.1940; вошел в строй 30.06.1941. Сопровождал соединение, атаковавшее Перл-Харбор. Участво­вал в сражениях у Велья-Лавелья и Коломбангара, в Филиппинской кампа­нии 1944 года. 07.04.1945 потоплен аме­риканской авиацией в последнем похо­де Yamato в точке 30°47"N 128°08"E.

Nowaki

Верфь Maizuru КК Заложен 1939; спу­щен 17.09.1940; вошел в строй 28.04.1941. Участвовал в Мидуэйской операции (совместно с Arashi, Hagikaze и Maikaze добил торпедами пов­режденный Akagi. Участвовал в боях за Трук и Филиппины (Лейте, 1944). 26.11.1944 потоплен американскими крейсерами и эсминцами в проливе Сан-Бернардино в точке 13°N 124°54''Е.

Arashi

Верфь Maizuru KK Заложен 1939; спущен 22.04.1940; вошел в строй 27.01.1941. Участвовал в Мидуэйской операции. Участвовал в сражении в за­ливе Велья. 07.08.1943 в сражении у Коломбангара потоплен американски­ми эсминцами в точке 13°50"S 156°55"E.

Hagikaze

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 1939; спущен 18.06.1940; вошел в строй 31.03.1941. Участвовал в Мидуэйской операции. Участвовал в сражении в за­ливе Велья. 07.08.1943 в сражении у Коломбангара потоплен американски­ми эсминцами в точке 07°49''S 156°55"Е.

Tanikaze

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 1939; спущен 01.11.1940; вошел в строй 25.04.1941. Участвовал в Гавайской и Мидуэйской операциях. Участвовал в сражении в заливе Купа. 09.06.1944 потоплен южнее Целебеса американ­ской подводной лодкой Harder в точке 05°42"N 120°41"E.