Обьявление: современный дизайн сайта , где дизайн сайтов недорого в Москве?

Повреждения и гибель германских и английских кораблей в Ютландском бою 31 мая 1916 г.

 

Периодические обстрелы германскими крейсе­рами прибрежных городов Великобритании созда­ли в стране неблагоприятное общественное мне­ние, и английское население стало роптать на сла­бую деятельность английского флота, не сумев­шего воспрепятствовать нападениям противника на беззащитные города.

Это обстоятельство побудило английское ко­мандование принять срочные меры, путем вы­полнения дополнительных оборонных работ, для защиты баз на южном побережье Великобрита­нии и для изменения дислокации английского флота.

Кроме того, в английском адмиралтействе было разработано несколько операций, направленных к нарушению германского плана войны, с тем, чтобы заставить немцев распылить свои морские силы. Для этого англичане считали наиболее це­лесообразным побудить германский флот выйти из своих баз в Северном море и, дав возможность обстрелять один из английских городов, поймать его в ловушку и уничтожить.

Пока англичане обеспечивали флоту новую дислокацию, немцы беспрепятственно осуществи­ли очередной набег на Лоустофт, причем и на этот раз англичанам уничтожить их не удалось. В от­вет на это английское командование предполага­ло послать две эскадры легких крейсеров к Хорнс Рифу, а затем через Каттегат до большого Бельта, намереваясь тем самым выманить германские ко­рабли и уничтожить их линейными силами, на­ходившимся в поддержке.

Выполнение этой операции намечалось на 2 июня, но осуществить ее англичанам не удалось, потому что с германской стороны несколько рань­ше был разработан сходный по идее план уничто­жения по частям английского флота, к выполне­нию которого они приступили во второй половине мая 1916 г.

Намерения германского командующего Фло­том Открытого моря — разбить англичан, каза­лись ему вполне реальными.

План операции немцев предусматривал два варианта, а именно:

1. Располагая донесениями воздушной развед­ки, произведенной дирижаблями, об английском флоте, германское командование намечало осуще­ствить артиллерийский обстрел крейсерами Сандерленда — ближайшего порта от Розайта, места базирования английских линейных крейсеров, с тем чтобы выманить их в море, увлечь в погоню за со­бой, навести англичан на свои главные силы, раз­вернутые в море, и разбить по частям весь англий­ский флот, который (по предположению немцев) выйдет на поддержку крейсерам.

2. На случай неблагоприятной погоды, исклю­чающей возможность участия дирижаблей, гер­манское командование меняло оперативное направ­ление, предполагая послать свой разведочный от­ряд к Скагерраку, имея и в этом случае основной целью ликвидацию английского флота в море.

В данном случае, показывая свой флаг у бере­гов Норвегии, немцы рассчитывали на содействие агентурных донесений, которые лягут в основа­ние решения английского командования выйти в море.

Второстепенной задачей была очистка этого района моря от английских торговых судов и мел­ких военных кораблей.

В составе германских сил в операции должны были участвовать следующие классы кораблей и воздушные силы:

1. 15 подводных лодок, главным назначением которых было несение позиционной службы у ан­глийских баз, откуда ожидался выход в опера­цию флота противника; срок пребывания подвод­ных лодок определялся периодом с 17 по 22 мая. Дополнительной их задачей была разведка. На под­водные заградители возлагалась постановка мин­ных заграждений в районах трех английских баз.

2. Воздушные силы в количестве 10 дирижаб­лей (жесткой системы Цеппелина), которые пред­назначались для выполнения дальней разведки перед началом операции.

3. Флот Открытого моря, который состоял из разведывательных сил в количестве 5 линейных крейсеров (16-305 и 28-280-мм орудий), 9 лег­ких крейсеров (32-150 и 52-105-мм орудий) и торпедных сил: 2 легких крейсеров (7-150 и 12-105-мм) и 61 эскадренного миноносца, являющих­ся авангардом, которому и надлежало показаться у берегов Норвегии.

Для нанесения основного артиллерийского уда­ра по противнику были выделены главные силы, состоящие из 16 линейных кораблей (118-305 и 48-280-мм орудий) дредноутного типа и 6 линейных кораблей додредноутного типа (24-280-мм орудий), которые служили кроме того прикрытием для разведочной группы (В состав главных сил германского флота входи­ли также 6 легких крейсеров и 39 эскадренных мино­носцев).

Во второй половине мая стояла свежая пого­да, затруднявшая развертывание операции. Гер­манское командование, ожидая улучшения пого­ды, откладывало выход флота в море, но, видя, что ветер не уменьшается, а срок позиционной службы подводных ледок истекает, решило вы­полнить операцию по второму варианту.

Командующий Флотом Открытого моря 28 мая приказал своим морским силам сосредоточиться к 30 мая на рейдах Вильгельмсхафен и Яде, отку­да и предполагался выход германского флота в море.

Командующий флотом принял ряд мер предо­сторожности, чтобы сохранить в полном секрете свои замыслы от англичан.

Но, несмотря на это, 30 мая в 18 часов англий­ское адмиралтейство получило агентурное донесе­ние о том, что германскому флоту отдан какой-то важный оперативный приказ, и через 40 минут английский флот имел уже приказание пригото­виться к походу и вечером выйти в море.

Первыми были посланы в море 9 английских подводных лодок из Гарвича в район Доггер-Банки и к маяку Вил для атаки кораблей противника.

В 22 часа 30 минут английские линейные крей­серы вышли из Розайта (Rosyth).

Впереди шли три эскадры легких крейсеров, развернутые строем фронта, за ними следовала первая эскадра линейных крейсеров.

В трех милях позади находилась вторая эскадра линейных крейсеров (16-305-мм орудий).

В пяти милях от флагманского корабля шла пятая эскадра линейных кораблей (32-381-мм орудия), сопровождаемая флотилиями эскадрен­ных миноносцев.

Всего в составе английского авангарда имелось 6 линейных крейсеров, 4 линейных корабля, 12 легких крейсеров, 1 авиатранспорт «Энгадайн» и 29 эскадренных миноносцев.

Главные английские силы — Гранд Флит вы­шел из Скапа Флоу на Оркнейских островах 31 мая з 2 часа 30 минут, с расчетом 31 мая в 14 часов прибыть в условленное рандеву.

Гранд Флит состоял из первой и четвертой эс­кадр линейных кораблей (16-381, 10-355, 20-343 и 104-305-мм орудий), третьей эскадры линейных крейсеров (24-305-мм орудия), второй эскадры крейсеров (8-234 и 4-190 мм орудий), четвертой эскадры легких крейсеров (19-152-мм орудий), в сопровождении четвертой, двенадцатой и одиннад­цатой флотилий эскадренных миноносцев. Ско­рость хода флота была 17 узлов.

Английские силы, вышедшие 30 мая в 22 часа с минутами из Инвергордона состояли из второй эскадры линейных кораблей (80-343-мм орудий), первой эскадры крейсеров (22-234-мм орудия) и части одиннадцатой полуфлотилии (10 эскадрен­ных миноносцев при одном лидере).

Таким образом, английские главные силы со­стояли из 24 линейных кораблей, 3 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 12 легких крейсеров, 5 лидеров, 45 эскадренных минонос­цев и одного заградителя.

Как было сказано выше, германский флот по­лучил приказание выйти на внешний рейд Вильгельмсхафена. 31 мая между 2 часами и 2 часами 30 минутами Флот Открытого моря, вышел из реки Яде (Jade). Впереди шел германский авангард, который быстро оторвался от главных сил и на­правился к норвежским берегам (к мысу Линдеснес), предполагая, что линейный флот присоеди­нится к нему на следующее утро.

Командующий Флотом Открытого моря не по­дозревал, что весь английский флот вышел в море и идет к нему навстречу, а также не предвидел, что у главнокомандующего английским флотом все было рассчитано на то, чтобы заставить гер­манский флот вступить в бой с Гранд Флитом в полном своем составе.

В течение ночи английский и германский фло­ты шли к району предстоящей встречи.

Донесения, которыми располагал командую­щий германским флотом от радиостанции Неймюнстер, о выходе части английских линейных ко­раблей не дали ему должной ориентировки в раз­вертывающихся событиях вплоть до 14 часов 31 мая.

Соприкосновение авангардов обеих сторон про­изошло следующим образом.

Командующий английскими линейными крей­серами, согласно плану, в 14 часов 15 минут про­извел поворот, чтобы лечь на курс, ведущий на соединение с главными силами, но легкие крейсе­ры «Галатея» и «Фаэтон», шедшие впереди, в 14 часов 10 минут на расстоянии 80 каб. заметили на горизонте дымы. Крейсер «Галатея» направился опознавать дым и, подойдя ближе, увидел стояв­шее датское судно «V-Фьорд» с застопоренными машинами.

Десятью минутами раньше это нейтральное судно было замечено германским легким крейсе­ром «Эльбинг» к W от себя. Для осмотра парохо­да были посланы два германских миноносца «V-109» и «V-110».

Выполняя возложенное на них поручение, в 14 часов 28 минут «V-110» заметил на О от себя дымы, принадлежащие английским крейсерам, шедшим курсом О.

Придя на дистанцию действительного артил­лерийского огня, «Галатея» обстреляла германс­кие миноносцы, отходившие на N, но подошед­ший крейсер «Эльбинг» обстрелял «Галатею» с дистанции 75 каб., попав в нее снарядом под мос­тик. С обеих сторон легкие крейсеры устремились на помощь своим кораблям, но после непродол­жительного боя разошлись.

Таким образом авангардные силы обеих сто­рон получили донесения об обнаружении против­ника, причем линейные крейсеры англичан и нем­цев, находившиеся в то время на расстоянии 45 миль друг от друга, спешили сблизиться, имея намерение навлечь неприятельские корабли на свои главные силы. Создавшаяся обстановка вела к неизбежному боевому столкновению флотов.

Немцам удалось заметить и рассмотреть про­тивника в течение 2 минут, в то время как англичанам потребовалось для этого не менее 12 ми­нут. У немцев оказалось преимущество в устрой­стве и качестве их дальномеров. Дистанция меж­ду флотами была 150 каб.

В 15 часов 20 минут германские линейные крейсеры, заметив английские корабли, вызвали к себе вторую разведывательную группу и распо­ложили так свои курсы, чтобы сблизиться со сво­ими главными силами.

Английские линейные крейсеры повернули на сближение с противником, увеличив ход до 22 узлов.

В 15 часов 34 минуты англичане увидели 5 гер­манских линейных крейсеров, шедших в сопровож­дении крейсеров и миноносцев. Артиллерийский огонь у немцев был открыт на несколько секунд раньше, чем у англичан.

Первый выстрел в Ютландском бою (с броне­носных кораблей) принадлежал германскому ли­нейному крейсеру «Лютцов» с дистанции около 80 каб. Видимость в начале боя была сравнительно хорошая, но затем она постепенно значительно ухудшалась. Был слабый ветер, море спокойно.

В дальнейшем ходе событий мы видим, что намерения командующего германским авангардом состояли в том, чтобы навлечь англичан на гер­манский флот, шедший несколько южнее, но спе­шивший на поддержку своим линейным крейсе­рам. Намерения командующего английскими аван­гардными силами заключались в наведении гер­манских кораблей на английский флот или в за­держании их боем до подхода Гранд Флита.

Обе стороны шли параллельными курсами в кильватерных колоннах, причем условия стрель­бы для немцев из-за освещения были более благо­приятными.

Английский крейсер «Саутгемптон» первый за­метил подход германского флота.

Вскоре противник был замечен и флагманс­ким кораблем «Лайон». Командующий авангард­ными силами, видя превосходство германских сил, произвел поворот на 16 R.

Противники шли на север; бой продолжался между линейными кораблями и крейсерами анг­личан, линейными крейсерами и главными сила­ми немцев.

К 18 часам 20 минутам авангардный бой дос­тиг предельной силы, в результате чего обе сторо­ны имели значительные повреждения.

Около 18 часов подошли к месту боя головные корабли Гранд Флита, у которых место по счисле­нию оказалось не точным.

Главнокомандующий произвел развертывание Гранд Флита для вступления линейных кораблей в бой, но стрельба была затруднительна, так как некоторые английские корабли мешали друг дру­гу, закрывая цель.

Временами бой то несколько затихал, то вновь принимал более ожесточенные формы.

К 18 часам 30 минутам в бою находились все английские корабли линейного флота, за исклю­чением первой эскадры. В это время германский флот видел противника в кильватерной колонне, охватывающего его голову.

Германский флот получил много повреждений, главным образом германские линейные крейсеры.

Видя тяжелое положение германского флота, ко­мандующий произвел поворот "всем вдруг" для всего состава флота, чтобы выйти из крайне зат­руднительного положения. Этот маневр был вы­полнен гладко под прикрытием дымовой завесы, поставленной германскими миноносцами. Флот Открытого моря стал отходить.

Английский флот не предполагал преследовать немцев, предвидя торпедную опасность с надвод­ных кораблей и подводных лодок, а также учиты­вая наличие минных заграждений, поставленных германскими кораблями. Наконец, отсутствие превосходства в ходе английских кораблей не мог­ло обеспечить преследование немцев.

Главнокомандующий английским флотом из­брал другой маневр, он повернул на SO с расче­том пройти так, чтобы отрезать противника от его баз, но этого на самом деле не случилось, потому что германский флот в 18 часов 35 минут произ­вел новый поворот на SO полагая, что английс­кий флот южнее и ему удастся пройти его кор­мой. Видимость была плохая, мешавшая быстро обнаружить противника.

В 19 часов вторая эскадра английских легких крейсеров обнаружила противника, попав под его огонь. «Саутгемптон» донес о противнике, вслед­ствие чего в 19 часов 10 минут флагманский ко­рабль первой эскадры «Мальборо» открыл огонь по головным германским кораблям.

В это время пятая эскадра линейных кораб­лей англичан стреляла по германским линейным крейсерам, и с обеих сторон были достаточно серь­езные повреждения и жертвы.

В этот период боя германский флот оказался в неблагоприятных условиях для стрельбы, и его невыгодное положение могло кончиться тем, что немцы оказались бы отрезанными от своих баз.

Для прикрытия отхода линейных сил коман­дующий Флотом Открытого моря приказал своим линейным крейсерам атаковать англичан, не счи­таясь с последствиями, а минным флотилиям ата­ковать его торпедами, поставив дымовую завесу.

В период времени от 19 часов 22-23 минут производились торпедные атаки 11, 17, 3 и 5-й германских флотилий, но англичанам удалось отвернуть от торпед и избежать попаданий.

Гранд Флит пытался искать противника, про­изводя несколько поворотов и ложась на различ­ные курсы, но, не обнаружив германского флота, англичане повернули на W.

Гранд Флиту найти противника не удалось из-за плохой видимости, между тем как обе стороны разделяло небольшое расстояние — 5,2 мили.

Когда в западной части горизонта прояснилось и пелена дымки исчезла, командующий английс­кими линейными крейсерами снова увидел про­тивника и, сообщив об этом своему флагману, предложил ему послать головные линейные ко­рабли главных сил, чтобы отрезать германский флот от его баз.

Вследствие задержки с передачей и разбором сигналов, вторая эскадра (выделенная главноко­мандующим) продолжала следовать прежним курсом.

После захода солнца, в 20 часов 07 минут, из состава английских авангардных сил были посланы первая и третья эскадры легких крейсеров с целью найти противника, что третья эскадра и выполнила в 20 часов 46 минут.

С 20 часов 28 минут курсы обеих сторон рас­ходились; немцы окончательно скрылись из поля зрения англичан и больше не появлялись.

В 21 час 01 минуту английский флот повернул на S и перестроился в ночной походный порядок; флотилии эскадренных миноносцев находились по­зади главных сил. Флот шел 17-узловым ходом.

В планы главнокомандующего английским флотом преследование немцев и в этом случае не входило, ввиду опасений тяжелых последствий от минной и торпедной опасности.

Движение английского флота на 8 было выбра­но потому, что главнокомандующий предполагал возобновить бой с германским флотом, который в действительности, выйдя из боя в 20 часов 50 ми­нут, направился прямым курсом к Хорнс Рифу.

Дальнейший период времени от 22 часов до 1 часа 43 минут характеризуется отдельными встре­чами и боевыми столкновениями, в которых обе стороны имели потери.

Когда в 2 часа 30 минут рассвело, Гранд Флит повернул на N. Восход солнца был в 3 часа 09 минут, но в море был сильный туман.

Главнокомандующий английским флотом при­казал построить корабли в боевую линию на слу­чай внезапной встречи с противником, но в 3 часа 55 минут из полученной радиограммы он узнал от адмиралтейства, что германский флот напра­вился в свои базы и в 3 часа 20 минут благопо­лучно вошел в зону своих безопасных вод.

Английский флот возвратился в Скапа Флоу 2 июня утром.

Приводим описание повреждений, полученных английскими и германскими кораблями различ­ных классов, участвовавших в Ютландском бою.