Повреждения и гибель английского линейного крейсера «Куин Мэри»

 

«Куин Мэри»(«Queen Mary»). Год спуска-1911; D-29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/50, 15-102-мм/50 (вес бортового залпа-4536 кг), 2-76-мм (зенит.); торпедные аппараты - 2-533-мм (подвод, борт); бронирование: главный пояс-228,6 мм, верхний пояс-152 мм, нос и корма-102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -25,4 мм, броневая палуба-63,5 мм; запас топлива-4600 т; мощ­ность механизмов (S.H.P.) - 78700; L-213 м, В-27,1 м, Т-8,5 м; экипаж-1283 чел.

 

Линейный крейсер «Куин Мэри», находивший­ся в составе первой эскадры английских линейных крейсеров, шел 25-узловым ходом третьим в киль­ватерной колонне. Когда в 15 часов 48 минут на­чался бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, «Куин Мэри» открыл огонь 343-мм артиллерией (343-мм английская артиллерия имела дально­бойность 115-120 каб.) в «Дерфлингер», добив­шись в него нескольких попаданий.

С германской стороны в «Куин Мэри» стреля­ли «Зейдлиц» 280-мм бронебойными снарядами, а затем «Дерфлингер» 305-мм артиллерией, при­чем они давали залпы через каждые 20 секунд с дистанции 70-80 каб. на курсовых углах около 94° правого борта (в начале боя).

Быстро пристрелявшись, немцы начали по­ражать «Куин Мэри», причем три тяжелых сна­ряда одними из первых попали в носовую часть корабля с левого борта и разорвались с оглуши­тельным грохотом внутри корабля вблизи пер­вой башни.

В течение 2 минут — с 16 часов 24 минут до 16 часов 26 минут — «Дерфлингер» развил боль­шую скорострельность, выпустив 6 залпов, что со­ставляло 24 снаряда. В это же время по «Куин Мари» стрелял и «Зейдлиц».

Таким образом, в него могли попасть до 20 снарядов тяжелых калибров, которые, видимо, нанесли кораблю значительные повреждения, но о большинстве из них, к сожалению, никаких све­дений не осталось.

Известно только, что 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в третью башню «Куин Мэри» с левого борта и вывел из строя правое 348-мм ору­дие, однако, соседнее — левое — орудие продол­жало действовать до момента гибели корабля.

От этого попадания Б рабочем отделении тре­тьей башни произошел пожар. При горении поро­ха (кордита) боевое отделение наполнилось газами и дымом, вследствие чего присутствие людей в кем сделалось невозможным; тогда командир башни приказал покинуть ее, и все, кто остался невре­дим, поспешили выбраться через люк наружу.

Один из крупных снарядов попал с левого бор­та в заднюю 102-мм батарею (бронирование ко­торой отсутствовало); осколками снаряда и об­ломками металла осыпало крышу четвертой баш­ни, в которой уже после первого взрыва, проис­шедшего в косу корабля, вышли из строя ее гид­равлические механизмы и пострадало несколько человек, из которых двои;-:, нашли придавленны­ми левым орудием,

В это время пожар и третьей башне достиг максимальной силы, вследствие чего взорвался весь ее боезапас. Крышу башни с силой подброси­ло вверх на 30 м, ослепительно красное пламя поднялось над башней и с огромной силой разнес­ло ее на куски, падавшие на палубу «Тайгера», шедшего близ места катастрофы «Куин Мэри».

В это же время по подачной трубе четвертой башни поступала вода, свидетельствовавшая о повреждении донной части корабля.

После взрыва в третьей башне в 16 часов 26 минут корабль начал крениться на левый борт и уходить носом в воду. Мачты его рухнули к сере­дине.

По мере увеличения дифферента на нос, кор­ма постепенно поднималась вверх и с соседних кораблей в 16 часов 26 минут были видны его еще вращающиеся винты.

В момент погружения кормовой части в воду в районе третьей башни произошел второй взрыв, как бы задержавший корабль на мгновение, но все же «Куин Мэри» в течение нескольких секунд погиб­ла, унося с собой 1266 человек экипажа.

17 человек осталось на поверхности воды; их подобрали два английских миноносца «Лерль» («Laurel») и «Петард» («Petard»).

«Куин Мэри» находилась в сфере действитель­ного артиллерийского огня в течение 38 минут, и за 29 минут в нее попало около 20 снарядов тяже­лых калибров.

Однако последний снаряд, попавший в третью башню, сыграл решающую роль в гибели линей­ного крейсера.

Потери личного состава составляли 1266 чело­век.

Итоги. За 29 минут боя «Куин Мэри» полу­чила около 15-20 попаданий бронебойными сна­рядами крупных калибров 280 и 305-мм, из кото­рых три попали в район первой башни, произве­ли взрыв, отразившийся на гидравлических ме­ханизмах четвертой башни; расстояние от района взрыва составляло около 130-140 м.

Попадание снаряда в третью башню явилось причиной возникновения пожара внутри ее отде­лений; в результате произошел взрыв кордита, раз­несший на куски третью башню и повредивший донную часть корабля на протяжении, вероятно, не менее 30 - 40 м к корме, о чем свидетельствова­ло появление воды в подачной трубе четвертой баш­ни, находившейся на расстоянии, примерно, 52 м от центра третьей башни.

Есть основания предполагать о наличии столь лее больших повреждений и в носовой части, так как корабль погружался в воду носом, кренясь на левый борт.

Гибель корабля исчислялась секундами.

Потери экипажа достигли 99%.

Борьба за живучесть не велась, вследствие быстроты гибели линейного крейсера.