Повреждения английского линейного крейсера «Тайгер»

 

«Тайгер» (Tiger»). Год спуска-1913; D-35000 т; скорость-29 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (предельная дальность стрельбы-120 каб.; вес бортового залпа-5080 кг), 12-152-мм/50, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 4-533-мм (подвод., бортовые); бронирование: главный пояс-228,6 мм, вер­хний пояс-162 мм, нос и корма, защита противоминной артил-лерии-102 мм, передняя плита башен-228,6 мм, верхняя палу­ба-25 мм, броневая палуба-76 мм; запас топлива-6800 т; мощ­ность механизмов (S.H.P.) - 100000; I, - 211 м, В - 27,6 м, Т -8,7 м; экипаж-1200 чел.

 

«Тайгер» находился в составе первой эскадры английских линейных крейсеров и в авангардном бою шел 25-узловым ходом в кильватерной ко­лонне четвертым. «Тайгер» открыл артиллерийс­кий огонь в 15 часов 49 минут по германскому линейному крейсеру «Мольтке» с дистанции око­ло 80 каб.

С германской стороны «Тайгеру» ответил «Мольтке», к которому позднее присоединился «Фон дер Танн».

Первое попадание в «Тайгер» произошло в 15 часов 51 минуту, т.е. через 1 минуту после от­крытия огня (с «Мольтке»), 280-л.и бронебойным снарядом, который попал в полубак с левого бор­та, пробил 102-мм его бронирование и разорвался внутри корабля (рис.9).

Второй снаряд попал в левую боковую плиту четвертой башни, близ верхней палубы, проломил ее бронирование, но сам не разорвался (рис.10); его обнаружили лежащим между обоими орудия­ми без головы и взрывателя.

Третий снаряд ударился о передний край кры­ши третьей башни, близ колпаков среднего и пра­вого наводчиков, сделал в ней пробоину, сломал прицелы орудий и приподнял колпак левого на­водчика (рис.11). Внутри башни осколками бро­нирования, поврежденного снарядом, заклинило трос зарядника и перебило все провода электри­ческой цепи для стрельбы. Стало очевидно, что электрическая проводка к прицелам, проходив­шая по средней части станка, оказалась более уязвимой, по сравнению с прочими проводника­ми, шедшими в башне по другим направлениям. Башня продолжала стрельбу только при помощи центральной наводки.

Вследствие повреждения подачи, боезапас к правому орудию подавался вручную, что понижа­ло скорострельность артиллерии.

В третье башне имелось трое убитых.

Снарядный погреб башни был затоплен водой (вероятно, с целью предотвращения взрыва).

Через некоторое время оба орудия были введе­ны в действие: левое начало стрелять при помощи электрической подачи, а правое орудие продол­жало заряжаться вручную. Выстрелы производи­лись шнуром.

Во время стрельбы было замечено несколько случаев скольжения снарядов в салазках бомбо­вых погребов, в нижних постах разгрузки, а так­же и в промежуточных зарядных постах.

Следующий тяжелый германский снаряд по­пал в 228,6-мм бронирование с левого борта по­зади третьей башни, пробил ее, прошел сквозь 76-мм броневую палубу и разорвался внутри по­мещения, в котором вспыхнул пожар, угрожав­ший взрывом боезапаса 152-мм погреба; его при­шлось затопить водой. Густой дым от пожара и удушливые газы после разрыва снаряда распрос­транились в помещении и проникли в машинное отделение.

Борьба личного состава с пожаром протекала в очень тяжелых условиях. Люди работали в по­мещениях, наполненных густым темным дымом и газами, при очень высокой температуре. Среди личного состава имелись большие потери людей.

Пятый снаряд ударился в среднюю плиту бор­товой брони (228,6 мм) с левого борта у ватерли­нии и вдавил ее на 0,9 м; вследствие получивше­гося нарушения водонепроницаемости корпуса одно бортовое отделение было затоплено водой.

Шестой снаряд попал в край 152-мм брони ле­вого борта почти под верхней палубой, разорвался внутри корабля, причинив местные повреждения.

Седьмой снаряд попал в 228,6-мм плиту бор­товой брони левого борта у ватерлинии. Снаряд попал в турбинное отделение.

Следующий снаряд прошел с левого борта, уда­рился о бронирование первой башни (вероятно, 254 мм) и надломил ее (рис.14).

Все перечисленные восемь бронебойных сна­рядов попали в «Тайгер» за 39 минут до поворота вправо (рис.13).

Девятый снаряд сбил вьюшку стального тро­са, расположенную на верхней палубе в носовой части, прошел под полубаком и разорвался внут­ри корабля.

Наконец, десятый снаряд попал в 25 мм палу­бу полубака, но не пробил ее (рис.12).

Попадания тяжелых снарядов в башни сопро­вождались сильным сотрясением корпуса корабля.

Таким образом, «Тайгер» получил 10 попада­ний 280- и 305-.М.И бронебойными снарядами, ко­торые нанесли повреждения кораблю и вывели из строя убитыми 24 человека и ранеными 37 чело­век, всего — 61 человек.

Кроме того, «Тайгер» имел еще несколько по­паданий (вероятно, четыре) снарядами более мел­ких калибров.

Корабль без посторонней помощи прибыл 1 ию­ня в свою базу и был поставлен в ремонт, закон­чившийся 2 июля 1916 г.

И т о г и. В авангардном бою «Тайгер» полу­чил 10 попаданий германскими 280-мм бронебой­ными снарядами, из которых восемь нанесли наи­более серьезные повреждения по левому борту в течение 39 минут. Два снаряда попали в правый борт корабля, но не оставили больших разруше­ний.

Из общего количества снарядов три попали в главный броневой пояс; в одном случае была про­бита 228,6-мм броня, в другом — произошло лишь вдавливание броневых плит на 0,9 м. Последствием этого попадания было затопление одного бортово­го отделения.

В двух случаях верхняя 25-мм и броневая 76-мм палубы пробивались 280-мм снарядами, и толь­ко один из них упал на верхнюю палубу и не про­бил ее.

Три попадания в башни сопровождались силь­ным сотрясением; в двух случаях снарядами про­бивалось бронирование (четвертой и третьей баш­ни), один снаряд надломил броню башенной трубы.

При проникновении осколков бронирования третьей башни на некоторое время вышло из строя оборудование подачи.

В результате одного попадания возник пожар внутри корабля по левому борту близ погреба 152-мм артиллерии.

Борьба за живучесть состояла в исправлении подачи в третьей башне у левого орудия, в затоп­лении двух погребов (одного 152-мм артиллерии и третьей башни) для предотвращения взрыва и в тушении пожара. Пострадали 61 человек, т.е. 5% состава экипажа.

Ремонт происходил в течении 32 суток.