Повреждения английского линейного крейсера «Принцесс Ройял»

 

«Принцесс Ройял» («Princess Royal»), Год спуска - 1911; D -29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (вес бортового залпа 4536 кг), 16 -102-мм/50, 2 -76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-533-лел; бронирование: главный пояс - 228,6 мм, верхний пояс - 152 мм, нос и корма - 102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -25,4 мм, броневая палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 78700; L - 213 м, В - 27,1 м, Т- 8,5 м; экипаж - 1280 чел.

 

«Принцесс Ройял» находилась в составе пер­вой эскадры линейных крейсеров и шла 25-узло-вым ходом в кильватерной колонне.

В авангардном бою с 15 часов 51 минуты, на дистанции около 78 каб. (предельная дальность его 343-.М.И орудий - 115 каб.), она открыла ар­тиллерийский огонь по германскому линейному крейсеру «Лютцов», накрыв его третьим залпом. Когда англичанами было замечено неправильное целераспределение, в результате которого «Дерфлингер» остался не обстрелянным, «Принцесс Ройял» обстреляла его с дистанции 65 каб., но результат стрельбы оказался не значительным, так как немцы отвернули влево и увеличили дистан­цию. С германской стороны «Дерфлингер» (8-305-мм орудий) открыл огонь по «Принцесс Ройял» и через 10 минут вывел из строя башню централь­ной наводки системы «Арго» (рис.15) и главный пост управления артиллерийским огнем, но повреждение было исправлено в 16 часов 16 минут, т.е. через 16 минут.

В 16 часов 23 минуты на эскадре было получе­но донесение от крейсера «Саутгемптон» о прибли­жении германских главных сил, вследствие чего англичане повернули последовательно влево. По­этому дальнейшие попадания 305-мм снарядами с «Дерфлингера» происходили в правый борт «Принцесс Ройял» (рис.16).

В 17 часов 17 минут бой возобновился с пре­дельной дистанции, и снаряды снова стали попа­дать в «Принцесс Ройял». Один из 305 .и.м снаря­дов ударился в 280-лш броню четвертой башни и вывел ее из строя, так как броня оказалась вдав­ленной внутрь; башня перестала вращаться. Ле­вое орудие осталось невредимым, но его механиз­мы были сильно повреждены. Снаряд вывел из строя 4 человека орудийной прислуги, (рис.19).

Третий снаряд ударился в 229-мм броню главного броневого пояса на 0,6 м от главной броне­вой палубы (толщина ее 63,5 мм), разорвался внут­ри корабля и произвел небольшой пожар.

Четвертый снаряд ударился в стык 229- и 152-мм брони главного пояса, прошел сквозь нее в кормо­вую угольную яму правого борта (рис.17), разру­шил кожух заднего машинного отделения и ра­зорвался на левом борту корабля, убив при этом несколько человек прислуги кормовых 102-мм орудий. От взрыва снаряда была повреждена по­жарная магистраль. Следующий снаряд попал в район адмиральского помещения, в носовой час­ти корабля и, разорвавшись о верхнюю палубу, вызвал пожар, а также вызвал потери в личном составе 102-лш носовых орудий. Часть людей была обожжена, а некоторые люди были отравлены га­зами, проникшими в нижнюю боевую рубку; кро­ме того, этот снаряд вывел из действия электри­ческое освещение.

Шестой снаряд попал в правую ногу фок-мачты и повредил ее на 6 м выше полубака, прошел через переднюю трубу и почти уничтожил левую ногу фок-мачты; сама мачта осталась невредимой.

Седьмой снаряд ударился о дульный срез пра­вого орудия третьей башни и оторвал его дульное утолщение.

Восьмой 305-мм снаряд попал в угольную яму (расположение неизвестно) и разворотил 63,5-мм броневую палубу (рис.18 и 20).

Имеются неточные сведения, что в конце аван­гардного боя в 18 часов 15 минут попал в корабль еще один снаряд с дистанции около 80 каб., но куда — неизвестно (видимо, он не произвел боль­ших разрушений).

Из экипажа пострадало 22 человека убитыми и 78 ранеными.

Борьба за живучесть состояла из тушения не­скольких пожаров, но эти работы были затрудне­ны при отсутствии электрического освещения в помещениях и неисправности пожарной магист­рали в районах попаданий снарядов.

«Принцесс Ройял» возвратилась на базу 1 ию­ня, была поставлена в ремонт, который закончился 15 июля 1916 г.

Итоги. «Принцесс Ройял» в авангардном бою находилась в течение 2 часов 25 минут; за это время она получила, вероятно, 8 попаданий 305-мм германскими бронебойными снарядами с дис­танции 65-80 каб.

По характеру повреждения были следующие: пробивалось 229-мм бронирование главного пояса; причем снаряды, разрываясь внутри корпуса ко­рабля, наносили повреждения устройствам и по­жарным магистралям, а также вызвали в поме­щениях пожары.

Повреждения артиллерии заключались в вы­воде из строя башенной установки с вдавливани­ем 280-мм бронирования передней плиты, что привело к заклинению башни и повреждению внут­ренних ее механизмов.

Имелся случай отрыва дульного среза 381-мм орудия третьей башни.

У одного из 305-лш бронебойных снарядов оказалось замедленное действие взрывателя, позволившее ему пройти через главный бортовой броневой 152-229-мм пояс, через внутренние пе­реборки угольной ямы, машинного кожуха, про­лететь внутри корабля не менее 25 м и лишь за­тем разорваться.

Попадание в броневую 63,5-мм палубу сопро­вождалось значительным ее разрушением.

Разрывы тяжелых бронебойных снарядов в местах небронированных надстроек вели также к большим повреждениям с возникновением пожа­ров. Борьба за живучесть выразилась в ликвида­ции пожаров и исправлении системы централь­ной наводки; на последнее было затрачено 16 ми­нут.

Из экипажа пострадало 100 человек, т.е. 8%. Ремонт длился 45 суток.