Повреждения английского линейного корабля «Уорспайт»

 

Элементы однотипны с линейным кораблем «Бархэм»

 

«Уорспайт» («Warspite») принадлежал к пя­той эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.

В начале авангардного боя, т.е. в 16 часов 20 минут, «Уорспайт» открыл с дистанции 78 каб. ар­тиллерийский огонь из главного калибра по конце­вым германским линейным крейсерам «Мольтке» и «Фон дер Танн».

Германские корабли ответили из 280-мм ору­дий и нанесли «Уорспайту» значительные повреж­дения, добившись к концу авангардного боя 6 попаданий бронебойными снарядами; остальные 7 попаданий он получил, во время боя с главны­ми силами противника, с линейных кораблей типа «Кениг», с их 305-мм артиллерией (дистанция 60-85 каб.) (рис.23 и 24).

Временами «Уорспайт» находился под сосре­доточенным огнем нескольких германских кораб­лей, окруженный всплесками от неприятельских снарядов, которые по наблюдению артиллериста с «Уорспайта», при взрыве давали столбы золоти­стого пламени.

Первый германский 280-мм бронебойный сна­ряд попал (в период 16 часов 20 минут — 16 часов 30 минут) в небронированную часть левого борта между главной и средней палубами (вероятно, в кормовой части) и разорвался в командирском помещении, превратив его в груду обломков (рис.25).

Следующий тяжелый снаряд прошел сквозь 152-мм броню, нанеся пробоину на 0,9 м выше средней палубы и разорвался внутри корабля (рис.26).

Третий снаряд прошел сквозь 25,4-мм верх­нюю палубу и разорвался внутри корабля (веро­ятно, в корме).

Четвертый снаряд прошел сквозь заднюю ды­мовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с пра­вого борта. Колосники, несмотря на высокое дав­ление газов при разрыве снаряда, почти не пост­радали.

Следующий снаряд ударился о верхнюю палу­бу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар кордита, приготовленного для противоминной артиллерии носовой батареи (рис.27).

Этим снарядом были повреждены вентилятор­ные колодцы в носовом котельном отделении, ко­торое заполнилось дымом и газами от горения кордита; поэтому кочегары принуждены были временно покинуть кочегарное отделение, а затем некоторое время работать в респираторах.

Шестой снаряд ударился в заднюю надстрой­ку, разорвался внутри корабля и вызвал пожар (рис.28).

Следующий снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой боевой рубки к центральному посту, почти разру­шил ее, согнув под углом 60°, а затем разорвался.

В 18 часов 20 минут, при повороте пятой эс­кадры на N, «Уорспайт» слишком приблизился к линейному кораблю своей колонны «Малайя» и для того, чтобы избежать с ним столкновения, резко переложил руль на 20° вправо, но, ввиду неисправности рулевой машины (явившейся след­ствием перегревшегося подшипника), при быст­ром перекладывании руля изогнулся и заклинил­ся привод телемотора.

Корабль рыскнул вправо и никакие усилия рулем и машинами не дали должного результата, чтобы сдержать его, при проходе вплотную под кормой «Вэлиента»; «Уорспайт» продолжал опи­сывать циркуляцию по направлению неприятель­ских линейных кораблей, приближаясь на дис­танцию 60 каб.

Исправление поврежденного руля было закончено через 8 минут. На некоторое время управле­ние кораблем перенесли в машинное отделение.

Восьмой 305-мм бронебойный снаряд с герман­ского линейного корабля ударился в подводную часть, пробил бронирование главного пояса и зат­ронул водонепроницаемые переборки машинного отделения. От полученной пробоины оказались за­топленными несколько отделений правого борта, причем некоторые переборки, непосредственно прилегающие к району затопленных отделений, стали деформироваться, и их пришлось подкре­пить. Вода попала в машинное отделение через питательную трубу. От принятой внутрь корабля воды увеличилось углубление на 0,4 м.

Поступление воды внутрь через пробоину ос­тановили посредством заполнения отделений 400 коек, которые плотно забили помещения.

В результате полученных подводных поврежде­ний скорость хода корабля упала с 24 до 16 узлов.

Один из снарядов в залпе, упавший около бор­та «Уорспайта», рикошетируя, попал в крышу первой башни и сделал в ней вмятину.

Десятый снаряд ударился в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, про­шел внутрь корабля и там разорвался.

Одиннадцатый тяжелый снаряд прошел сквозь 152-мм броню между главной и верхней палуба­ми и разорвался внутри корабля.

Следующий снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней па­лубами и разорвался внутри корабля.

Тринадцатый бронебойный 305-мм. снаряд уда­рился о верхнюю палубу, разорвался и вызвал небольшой пожар кордита.

При разрыве снарядов в помещениях с водо­непроницаемыми дверями, задраенными не на все задрайки, происходило срывание дверей с петель.

Переборки, подкрепленные подпорами, вполне сдерживали воду, что было проверено в 9 часов 35 минут 1 июня при атаке германской подводной лодкой, когда командиру корабля пришлось вре­менно увеличить ход корабля с 16 до 22 узлов, и не одна переборка не деформировалась.

Во время своего возвращения в Розайт «Уорс­пайт» держался без крена, несмотря на присут­ствие внутри корабля большого количества воды по правому борту. Ввиду отсутствия сведений, можно лишь предполагать, что там были приня­ты меры по выравниванию крена перекачивани­ем нефти с поврежденного борта.

Потери составляли 14 человек убитыми и 16 человек ранеными; всего 30 человек.

1 июня в 15 часов «Уорспайт» без посторон­ней помощи прибыл в Розайт и встал на ремонт, который продолжался до 20 июля 1916 года.

Итоги. «Уорспайт» вел артиллерийский бой с линейными крейсерами и линейными кораблями противника в течение 2 часов, получив за это вре­мя с дистанции от 60 до 86 каб. 13 попаданий гер­манскими 280 и 305-мм бронебойными снаряда­ми, которые причинили ему следующие поврежде­ния: по корпусу—подводную пробоину от 305-мм снаряда, с повреждением водонепроницаемых пере­борок; несколько отделений правого борта были за­топлены водой, но, видимо, при помощи выравни­вания крена, корабль шел обратно о увеличенным углублением на ровном киле. Переборки деформи­ровались от давления воды и требовали подкрепле­ния.

Проводником воды в машинное отделение ока­залась поврежденная магистраль питательной воды.

От повреждений в кормовой части было зали­то водой рулевое отделение. В результате углуб­ление «Уорспайта» увеличилось на 0,4 м. Ско­рость хода упала на 8 узлов.

Попадания в надводной части корпуса харак­теризовались обламыванием кусков от броневых плит главного пояса, пробиванием 152-мм броне­вого прикрытия борта и 76-мм броневой палубы.

Попадание в крышу первой башни произвело вмятину в броне. Броневые колосники выполни­ли свое назначение, они предотвратили проник­новение осколков 305-мм снаряда в жизненные части корабля — в кочегарное отделение.

Работа котлов во все время боя протекала нор­мально, и понижение скорости хода надо отнести за счет повреждения в подводной части.

Слабым местом оказались водонепроницаемые двери и их задрайки.

Очагом пожара являлся боезапас, воспламеняв­шийся в батареях при разрывах снарядов. В тече­ние боя на «Уорспайте» имелись два случая по­жаров (без взрывов кордита).

Потери экипажа составили 3%.

В ремонте корабль находился 49 суток.

Борьба за живучесть сводилась к плотному заби­ванию койками затопленного помещения, на что по­требовалось их до 400 штук; к подкреплению под­порами переборок; к восстановлению работы руля в течение 8 минут и к тушению двух пожаров.