Повреждения английского линейного корабля «Малайя»

 

Элементы однотипны с линейным кораблем «Бархэм»

 

«Малайя» («Malaya») концевой (четвертый) корабль колонны пятой эскадры линейных кораб­лей, вступил в бой с концевым германским ли­нейным кораблем «Фон дер Танн» (8-280-мм орудий).

В 16 часов 53 минуты с дистанции 114 каб. были замечены идущие германские главные силы (линейные корабли «Кениг», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц» и «Маркграф»; всего 40-305-мм орудий), которые по мере приближения на дистанцию действительного артиллерийского огня присоединялись к своим авангардным силам.

В 17 часов 05 минут неприятель пристрелялся к «Малайе» и в течение 20 минут держал ее под жестоким огнем (рис.37). С дистанции 92,5 каб. в 17 часов 20 минут два бронебойных снаряда попа­ли почти рядом в правый борт «Малайи» в район расположения нефтяных цистерн ниже ватерли­нии — непосредственно под шельфом (рис.38). Один из 305-мм бронебойных снарядов, ударив­шись, разорвался и нанес внешнему и внутрен­ним бортам большие пробоины, через которые оказались наполненными водой прилегающие от­деления; в результате корабль получил значитель­ный крен на правый борт, который был уничто­жен посредством перекачки нефти в цистерны левого борта, благодаря чему водоизмещение ко­рабля не изменилось. На этом случае англичане убедились, что жидкое топливо (нефть), с точки зрения выравнивания крена, имеет крупное пре­имущество перед каменным углем.

В 17 часов 30 минут следующие два 305-мм снаряда пробили палубу полубака (рис.39), разор­вавшись внутри 152-мм батареи правого борта, вывели из строя орудие №3, воспламенили кор­дит и произвели сильный пожар. Пламя огромно­го размера вырвалось через полупортики, дости­гая высоты мачт, но. к счастью, кордит только горел, но не взрывался, как это было на линей­ных крейсерах «Индефатигебл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл».

После тушения пожара палуба на 15 см оказа­лась покрытой водой.

Электрическое освещение в разбитых помеще­ниях и прилегавших к ним районах потухло, и проводка была уничтожена. С большим трудом удалось восстановить свет через запасную магист­раль. Кроме того, в поврежденных районах у пе­реборок оказалось много выпучин.

Вследствие полученных кораблем значитель­ных повреждений и продолжавшихся падений до 6 снарядов (в каждом залпе) у борта «Малайи», было отдано распоряжение артиллеристу открыть огонь на ближайшую дистанцию из 152-мм ору­дий, чтоб поднять завесу из высоких всплесков и тем самым закрыться от града неприятельских снарядов, но, не смотря на это, корабль продол­жал получать попадания.

Один тяжелый снаряд попал в нижнюю кром­ку 330-мм бортовой брони, вдавил ее внутрь и оставил следы на ее поверхности.

Следующий снаряд, попавший в передний край третьей башни, сорвал болты ее крыши, которая вздрагивала при каждом последующем залпе; кроме того, это попадание отразилось и на действии одного 343-мм орудия, замедляя его стрельбу.

Седьмой снаряд попал в лазарет, уничтожил все его оборудование, медикаменты, убил нахо­дившихся там раненых и больных, вследствие чего в дальнейшем пришлось вновь прибывающих на перевязки размещать непосредственно на палубе.

Благодаря отсутствию в момент разрыва снаря­да в лазарете медицинского персонала, из него ник­то не пострадал. Большим препятствием для меди­цинского состава в деле оказания первой помощи пострадавшим было уничтожение всех болеутоляю­щих наркотических средств, необходимых для ра­неных, страдающих мучительными болями.

Ранение черепа наблюдалось в 14 случаях, плечевых костей - 13, больших и малых костей — 15, повреждений бедра - 12, локтевых и лучевых костей - 8 из общего количества 75 случаев, сре­ди которых имеются и другие ранения.

Потери экипажа составляли 96 человек.

Корабль находился в сфере действительного артиллерийского огня в течение 1 часа 55 минут, получив за это время 7 попаданий. Корабль без посторонней помощи возвратился в свою базу Розайт 1 июня и был поставлен в ремонт, дливший­ся до 24 июня 1916 года.

И т о г и. За 1 час 55 минут боя линейный корабль «Малайя», находившийся в сфере действи­тельного артиллерийского огня, получил 7 попа­даний 305-.М.М бронебойными снарядами, которые причинили ему следующие разрушения.

В корпусе корабля от двух попаданий имелось несколько пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн правого борта с затоплением водой бортовых отделений и с появлением значи­тельного крена.

330-мм броня пояса осталась не пробитой 305-мм снарядами, но получила некоторое смещение внутрь корпуса.

Попадание в расположение носовой 152-мм батареи привело к повреждению одного орудия, к возникновению пожара от горения кордита и вы­вело из строя 65 человек личного состава.

Повреждение крыши башни заключалось в срыве ее болтов и затруднении действия орудия.

Попадание в незащищенное броней помещение лазарета привело к гибели находившихся в нем раненых и к уничтожению оборудования и ме­дикаментов.

Меры борьбы за живучесть заключались: в вы­равнивании крена перекачиванием нефти в цис­терны борта, противоположенного поврежденному; в тушении пожара 152-мм носовой батареи правого борта; в восстановлении перебитых элек­трических осветительных магистралей.

Личного состава экипажа пострадало 8% .

Ремонт продолжался в течение 24 суток.