Повреждения английского легкого крейсера «Саутгемптон»

 

«Саутгемптон» («Southampton»). Год спуска-1913; D-5500 т; скорость-25,5 узлов; вооружение: артиллерия - 2-152-мм, 10 -102-мм, 1-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-450-мм; бро­нирование: главный пояс-76 мм, нос и корма-38 мм, палуба-50,8 мм; запас топлива-1500 т, мощность механизмов (S.H.P.) -26500; L-139,2 м, В-15,2 м, Т-4,8 м; экипаж-500 чел.

 

«Саутгемптон» состоял во второй эскадре лег­ких крейсеров флагманским кораблем и к месту авангардного боя пришел за кормой линейного крейсера «Нью Зиленд». К моменту начала боя крейсер держался в нескольких милях впереди правого траверза «Лайона». Его назначением было осуществление разведки, которую он выполнял очень хорошо и обстоятельно.

В 16 часов 20 минут крейсер первым обнару­жил неприятельские главные силы — линейные корабли, в голове которых шел «Кениг». О про­тивнике он передал прожектором на «Лайон» и, оставаясь с ним в соприкосновении, неоднократ­но передавал английскому командованию сведе­ния о германском флоте.

В 16 часов 45 минут «Саутгемптон» оказался под обстрелом 305-мм артиллерии германских линейных кораблей с дистанции около 65-70 каб. Снаряды падали в воду, обдавая брызгами всплес­ков мостик и штурмана, который вел корабль зиг­загами для того, чтобы сбить стрельбу противни­ка, и за этот период боя (16 часов 45 минут — 18 часов 56 минут, т.е. за 2 часа 11 минут) «Саутгем­птон» попаданий не имел. Это обстоятельство надо отнести, вероятно, за счет того, что внимание гер­манских линейных кораблей в бою было прикова­но к английским линейным крейсерам и их глав­ным силам.

Около 22 часов 30 минут, находясь в 7 милях от правой раковины второй эскадры своих линейных кораблей, «Саутгемптон» заметил на правом траверзе 5 силуэтов, принадлежащих германской четвертой разведывательной группе (крейсерам «Штеттин», «Мюнхен», «Фрауэнлоб», «Штутгарт» и «Гамбург» с 10 - 105-лш артиллерии на каждом корабле); противник, заметивший «Саутгемптон», осветил его прожекторами и открыл сильнейший артиллерийский огонь 105-мм фугасными снаря­дами.

Англичане также открыли прожекторы и от­ветили сильным артиллерийским огнем по герман­ским крейсерам.

За 3,5 минуты на «Саутгемптоне» было убито и ранено 89 человек, из которых 75% находилось на верхней палубе у орудий.

Один снаряд попал с правого борта в верхнюю палубу, пробил ее и оставил в ней не большую пробоину; он, видимо, разорвался внутри поме­щений.

Второй 105-мм снаряд пробил верхнюю палу­бу и разорвался в каюте.

Третий снаряд прошел через светлый люк и ударился в элеватор подачи.

Четвертый 105-мм фугасный снаряд ударился в броневой 38-мм пояс и проломил его по шву.

Следующий—также ударился в борт, разбил 38-мм броню и разорвался внутри корабля.

Шестой снаряд ударился в борт (76-мм броня) и, по-видимому, разорвался при ударе, так как ни­каких особых повреждений он не причинил.

Седьмой снаряд пробил правый борт в носовой части и не разорвался. Следующий снаряд разор­вался внутри корабля.

Девятый снаряд ударился в палубу полубака и, разорвавшись, вывел из строя левое орудие и зажег кордит. Пламя проникло вниз по соседней шахте подачи, но далее оно не распространилось.

Десятый 105-мм снаряд ударился в полубак и разорвался при ударе.

Одиннадцатый снаряд разбил 38-мм обшивку борта и нанес небольшие повреждения.

Двенадцатый снаряд ударился в фок-мачту на 2,7 ж выше полубака и произвел пожар на мачте.

Остальные шесть снарядов нанесли кораблю лишь незначительные повреждения (рис. 44 и 45).

Из личного состава пострадало 86 человек. Крей­сер прибыл на базу 1 июня и встал в заводской ре­монт, который был закончен 20 июля 1916 г.

И т о г и. Из 18 - 105-мм фугасных снарядов четыре снаряда попали в верхнюю палубу, причем два из них разорвались внутри корабля. Два снаряда пробили 38 и 76-мм бронированные па­лубы.

В борт корабля попало четыре снаряда, из них только один разорвался внутри крейсера (рис.43).

В течение боя возникли два пожара. Один из них от горения кордита; пламя проникло вниз по шахте. Личного состава пострадало 22%. На ре­монт затрачено 50 суток.