Характер повреждения английских линейных кораблей и линейных крейсеров и борьба личного состава за живучесть

 

Надводная часть корпуса кораблей. 330-мм бронирование главного пояса германскими броне­бойными снарядами не пробивалось и только отка­лывалось кусками («Уорспайт»), а иногда смеща­лось со своего места и вдавливалось от 19 до 90 см («Тайгер», «Малайя», «Бархэм»). В последнем случае происходило нарушение водонепроницае­мости борта в подводной части и затопление бор­товых отделений.

229-мм бронирование главного пояса в большин­стве случаев пробивалось германскими 305-мм бро­небойными снарядами («Принцесс Ройял», «Тай­гер»), и только в одном случае оно двумя снаряда­ми не было пробито («Лайон»).

152-мм бронирование вертикального пояса сво­бодно пробивалось снарядами крупных калибров, причем внутри кораблей производились значитель­ные разрушения.

Слабым местом броневых переборок являлись задрайки броневых дверей, которые от ударов сна­рядов смещались, от чего нарушалась водонепро­ницаемость.

Влияние ударов снарядов. Снаряды крупных калибров 305 - 280-мм, ударяясь о корпус кораб­лей, производили сильные сотрясения, нарушали водонепроницаемость переборок и т.п. («Лайон»).

Сотрясения при взрывах в башнях отражались на их гидравлических механизмах («Куин Мэри»).

Подводная часть корпуса кораблей. 305-мм бронебойные снаряды, попадая в борт ниже ва­терлинии, пробивали главный броневой пояс и наносили подводные пробоины, повреждая иног­да прилегавшие переборки с нарушением водонеп­роницаемости последних. От большого давления воды переборки деформировались («Уорспайт»).

Влияние взрывов, происходивших в погребах, было настолько велико, что донная часть кораб­лей повреждалась действием газов на расстоянии 30-40 м от места взрыва («Куин Мэри»).

Наличие нескольких пробоин в борту вело к затоплению большого количества бортовых отде­лений с последующим возникновением значитель­ных кренов («Малайя»).

Повреждения небронированной части борта и надстроек. Помещения, расположенные в не­бронированных частях борта, подвергались бес­препятственному проникновению снарядов, где последние при разрывах наносили сильные раз­рушения с человеческими жертвами: был уничтожен лазарет с его медицинским оборудованием, медикаментами и ранеными («Малайя»).

Из надстроек, расположенных на верхней па­лубе, выводились из строя кожухи вентиляторов и дымовых труб, мачты, вьюшки для стального троса и т.п. («Лайон» и «Принцесс Ройял»).

Горизонтальное бронирование палубы. Брони­рование английских кораблей и линейных крей­серов состояло из двух палуб. Толщина верхней 25,4 мм; нижняя броневая палуба в своей толщи­не доходила от 63,5 до 76 мм. В сумме получалась толщина от 88,9 до 101, 4 мм.

Бронирование верхней палубы без всякого зат­руднения пробивалось 280-305-лел; бронебойными снарядами, которые иногда разрывались под вер­хней палубой («Лайон»), но в большинстве случа­ев снаряды пробивали и главные палубы от 63,5 до 76 мм («Лайон», «Принцесс Ройял», «Уорс­пайт»).

Броневые колосники не пропускали осколков крупных снарядов в кочегарные отделения; по­этому котлы повреждений не имели, и потери хода кораблей в бою не наблюдалось.

Повреждения башен и средней артиллерии. Повреждения башен характеризовались следую­щими цифрами попаданий: одно — в третью баш­ню «Лайона», два — в первую и третью башни «Куин Мэри», одно — в третью башню «Малайи» и одно попадание в первую башню «Уорспайта». Всего 8 случаев (Вильсон насчитывает 13 попаданий в башни анг­лийских кораблей ("Линейные корабли в бою", стр. 183)).

Попадания в передние плиты 280-мм брони в двух случаях проводили к пробиванию их и к про­никновению снарядов внутрь башен с воспламе­нением боезапасов, следствием чего являлись боль­шие пожары, так как огонь распространялся вниз, достигая артиллерийских погребов. В ряде случа­ев (как это мы увидим ниже) для кораблей это кончалось катастрофой.

Деформация передних броневых плит и их вдавливание внутрь башен кончались их закли­ниванием с потерей способности вращаться. Кро­ме того, происходило повреждение внутренних механизмов башни («Тайгер», «Принцесс Ройял»).

От сотрясения выходили также из строя гид­равлические механизмы башен.

При повреждении и вдавливании брони башенной трубы ее осколки застревали внутри и выво­дили из строя подачу боезапаса («Тайгер»).

Крыши башен пробивались не всегда, но имел­ся случай, когда снаряд проник внутрь башни («Лайон»). В двух случаях произошла деформа­ция плиты («Уорспайт») и срыв ее с болтов («Ма­лайя»).

Пожары и взрывы. Причиной пожаров и взры­вов являлось проникновение пламени в зарядные и снарядные погреба.

Путей проникновения в них огня было не­сколько:

а) при взрыве или детонации снаряда внутри башни или башенного колодца огонь проникал в заготовочное отделение и, взрывая там заряды, достигал погреба;

б) при наличии пробоин в самих погребах и при взрывах боезапаса;

в) при проникновении пламени сначала в за­готовочное или снарядное отделение через податочную шахту, а затем зарядный погреб (крюйт-камеру);

г) при попадании торпед или взрывах мин у корпуса корабля вблизи зарядных погребов;

д) при падении вниз сорвавшихся полузаря­дов при работе с ними («Лайон»).

Первой причиной быстрого воспламенения большого количества кордита являлось хранение его в футлярах без асбестовой нетеплопроводной изоляции, вследствие чего пламенем охватывалось сразу большое количество боезапаса, и после ко­роткого срока его горения происходил взрыв, вли­явший на судьбу всего корабля («Индефатигебл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл»).

При пробивании бронирования казематов сна­ряды разрывались внутри батарей, где находился боезапас, приготовленный для стрельбы («Лайон», «Принцесс Ройял», «Уорспайт», «Малайя»), вслед­ствие чего происходили пожары. Иногда подоб­ное явление возникало при попадании крупных снарядов в расположение погреба среднего калиб­ра («Тайгер»).

Выход из строя орудий главного калибра заре­гистрирован в одном случае, когда одному 381-лш орудию (третья башня «Принцесс Ройял») снаря­дом противника оторвало дульный срез. Кроме того, на других кораблях имелись повреждения орудий среднего калибра.

Повреждения по электромеханический части. Причиной прекращения питания электроэнерги­ей были разрушения снарядами электрических кабелей и проводников и затопление водой магис­тралей, у которых изоляция оказалась недоста­точно надежной.

Водонепроницаемость коробок рубильников оказалась недостаточной, она утрачивалась от со­трясений попадавших снарядов.

Повреждение трубопроводов от двигателя вли­яло на работу динамомашин в течение 30 минут («Лайон»).

На «Лайоне» вышло из строя 4 (из 7) электро­моторных помпы, что составляло 43 %.

Пожарные магистрали пробивались снаряда­ми крупного калибра («Принцесс Ройял»). Имел­ся случай выхода из строя трубы для питания кот­лов водой («Уорспайт»).

Рулевое отделение было залито водой, что уве­личило углубление корабля с понижением хода («Уорспайт»).

Борьба за живучесть. При возникновении по­жара в башнях задраивались двери и горловины погребов с целью предотвращения распростране­ния огня («Лайон»). Производилось также затоп­ление водой погребов в качестве профилактичес­ких мер против взрыва («Лайон», «Тайгер»), пе­реключение магистралей питания электрическим током («Лайон»), восстановление перебитого па­ропровода двигателя динамомашины и восстанов­ление электрического освещения («Лайон»), ис­правление системы центральной наводки (в тече­ние 16 минут «Принцесс Ройял»), исправление по­дачи боезапаса, тушение пожаров («Лайон», «Тай­гер», «Уорспайт», «Малайя»), забивание койка­ми (400 коек) помещения, затопленного водой через подводную пробоину («Уорспайт»), подкреп­ление деформировавшихся переборок подпорами («Уорспайт») восстановление работы рулевых ус­тройств (8 минут, «Уорспайт»), выравнивание кренов перекачиванием нефти из цистерны с по­врежденного борта на неповрежденный борт («Уор­спайт»), откачивание воды затопленных отделе­ний водоотливными средствами кораблей.