Мероприятия, намеченные английским командованием для повышения боеспособности кораблей

 

Ютландское сражение показало английскому морскому командованию, что английские кораб­ли требуют дальнейшего конструктивного и орга­низационного совершенствования, которое заклю­чалось в следующем:

1. Ввиду того, что броневой пояс и палубы кораблей (линейных кораблей и линейных крей­серов) оказались недостаточно надежными, в наи­более уязвимых местах предполагалось их уси­лить.

2. Бронирование палуб считалось недостаточ­ным и требовало усиления на 25 мм над зарядны­ми погребами к существовавшему ранее брониро­ванию.

3. Значительное количество попаданий в баш­ни требовало увеличения толщины их передней плиты и крыши.

4. Значение надежной брони признавалось не­обходимым в местах, примыкавших к жизненным частям — к погребам.

5. Ввиду того, что снаряды противоминной артиллерии сыграли неблагоприятную роль, яв­ляясь рассадниками пожаров, и, кроме того, ока­зались неиспользованным в бою грузом, английс­ким командованием предполагалось уменьшить их комплект, так как, по его мнению, отражение атак миноносцев днем не может быть длительным. Бро­нирование срезов амбразур предполагалось увели­чить по толщине на 25-50 мм. Однако это мнение английского командования не может быть реша­ющим в настоящее время.

6. Предполагалось сделать прикрытие из сталь­ных плит, балок и стальных сетей в местах, кото­рые необходимо предохранять от осколков.

7. Ввиду того, что было установлено, что уголь­ные ямы, цистерны с маслом и нефтью играют благоприятную роль в защите корабля от снаря­дов, рекомендовалось расходовать их содержимое в последнюю очередь.

8. В зарядных погребах башен намечено было сооружение огненепроницаемых приспособлений, которые способны были выдержать давление га­зов, исходящее из заготовочного отделения. В ка­честве предварительных мероприятий люки снаб­жались щитами из фирнота. Предполагалось ис­пытать способы орошения зарядов, находивших­ся в башенных зарядниках и в заготовочном отде­лении.

9. Решено было пробить в подволоке загото­вочного отделения люки с крышками на двухсто­ронних задрайках в качестве запасных выходов из помещения, с соблюдением при этом огне- и водонепроницаемости. Этими запасными выхода­ми предполагалось пользоваться личному составу в случае необходимости оставления помещения.

10. Во время боя в местах хранения боезапаса запрещалось двери и люки держать открытыми.

11. Решено было ввести маты, смоченные во­дой и расположенные на верхней палубе, для пре­дупреждения распространения пожаров.

12. Предполагалось между орудиями поставить противопожарные ширмы для того, чтобы задер­жать распространение огня внутри башни.

13. В противовес германскому расположению прожекторов — далеко друг от друга и на боль­шой высоте, англичане придерживались мнения, что лучшее место для прожекторов — в кормовой части, возможно выше над палубой.

Управление прожекторами считалось необхо­димым защищать от осколков снарядов.

Стремясь найти на будущее время наиболее радикальные меры предосторожности против по­жаров с их губительными последствиями, англий­ское командование предписывало ввести следую­щие мероприятия:

1. Изменить порядок хранения кордита перед стрельбой, оставляя заряды в футлярах с закры­тыми крышками, чтобы предостеречь боезапас при попадании на него расплавленного олова, огня и осколков снарядов при разрывных последствиях.

2. Запретить держать горючие материалы вбли­зи артиллерийских погребов и во всех отделени­ях, где производились работы с боезапасом, и вве­сти обязательное смачивание палубы водой.

3. Повысить качество приборки в артиллерий­ских погребах, так как считалось, что пыль спо­собствовала воспламенению и горению боезапаса.

4. Не допускать работы личного состава в по­гребах без фирнотовых галош, так как имеющие­ся на обуви металлические гвозди могли способ­ствовать образованию искр.

5. В батареях 152-лш артиллерии, в качестве конструктивных мероприятий, удлинить боковые траверсы до продольных броневых переборок, а в тех местах, где это сделать было трудно, закрыть промежутки защитными от огня матрацами и фирнотом, чтобы воспрепятствовать проникнове­нию пламени при пожарах из одного района в другой.

Так как эти мероприятия увеличивали нагруз­ку кораблей, было решено несколько сократить количество боезапаса для средних калибров. Так, например, для линейного корабля «Айрон Дюк» на 1—152-лш орудие по новой раскладке полага­лось по 140 снарядов плюс 6 шрапнелей.

Для кораблей типа «Куин Элизабет» полага­лось на каждое орудие среднего калибра 110 сна­рядов плюс 6 шрапнелей. Для «Ройял Соверен» около 110 снарядов. Для кораблей, имевших 102-мм артиллерию, по 150 снарядов и 6 шрапнелей.

6. Люки снабдить чехлами из фирнота или парусины, смачивая их аксилином (Аксилин — огнеупорный патентованный состав).

7. В башнях произвести увеличение брониро­вания труб на 25,4 мм между верхней и средней палубами — в местах, где наиболее возможны разрывы снарядов.

Для 102- и 152-мм снарядов были заказаны ящики вместимостью в 2 кордитовых снаряда.

В германском флоте каждый футляр для по­лузарядов имел внутри асбестовую прокладку, которая являлась изоляционным материалом про­тив тепла, во время пожара удлиняла время воз­горания боезапаса, что благоприятно отражалось на ходе событий, так как командование успевало принять меры по тушению пожара.

8. Увеличить количество стопорных клапанов в пожарных магистралях, что (при повреждении последних снарядами) могло предотвратить от за­полнения водой нижних помещений.

9. Увеличить количество огнетушителей, ввести пожарные каски и защитные матрацы, дважды ок­рашенные огнеупорной краской; последние могли противостоять не только огню, но и распростране­нию мелких осколков снаряда. Для линейных ко­раблей и линейных крейсеров огнетушителей пред­полагалось отпускать по 200 штук, для крейсеров — 150 штук, для легких крейсеров — 100 штук, для лидеров — 20 и для истребителей — 4 штуки.