Повреждения германского линейного крейсера «Фон дер Танн»

 

«Фон дер Танн»(«Von der Tann»). Год спуска-1909; D-21000 т; скорость-26 узлов; вооружение: артиллерия - 8-280-мм/45 (наи­большая дальность 112 каб.), 10-150-мм, 16-88-мм, торпедные аппараты - 4-450-мм (подводи.); бронирование: главный пояс (до главной палубы) -247 мм, нос и корма-102 мм, главная артиллерия-288 мм, противоминная артиллерия-127 мм (была заброни­рована до верхней палубы); запас топлива-2900 т; мощность ме­ханизмов (S.H.P.) - 80000; L-171,5 м, В-26,5 м, Т-8,1 м; экипаж-911 чел.

 

В 17 часов 06 минут (По германскому времени) германские линейные крейсеры, находясь в строе пеленга на NW, сбли­жались с английскими линейными крейсерами. В начале боя дистанция была 76,5 каб.

В 17 часов 18 минут английский линейный крейсер «Нью Зиленд» открыл артиллерийский огонь по «Фон дер Танну», но в течение 15 минут не мог добиться попадания.

Далее, за 11 минут стрельбы «Нью Зиленда» в «Фон дер Танн» последовали попадания 305-лш полубронебойными снарядами (рис.61).

Первый снаряд ударился в кормовую подвод­ную часть корабля, прошел между двумя броне­выми 102-мм плитами и, разорвавшись, разбро­сал тяжелые куски брони, которые летели с дос­таточной силой, пробивая несколько палуб и по­вреждая поперечные переборки, в том числе и зад­нюю переборку машинного отделения.

От этого повреждения было залито водой ру­левое отделение, но руль продолжал действовать.

Через пробоину корабль принял 600 т воды, что увеличило дифферент на корму на 2°, и ее уг­лубление достигло 10 м (увеличение на 1,9 м). Через 14 минут последовало второе попадание в носовую башню; снаряд пробил 288-мм брониро­вание, разорвался внутри башни и вывел из строя часть личного состава, в том числе и командира башни. Ее артиллерийские погреба пришлось за­топить водой, опасаясь пожара и взрыва. Башня вышла из действия.

Три минуты спустя, третий снаряд пробил ба­тарейную броневую палубу, проник внутрь кор­мовой башни, произвел в ней некоторые разруше­ния и убил 6 человек. Башня была затоплена во­дой и могла поворачиваться на правый борт толь­ко после удаления обломков и осколков палубы.

Сквозь поврежденные вентиляционные шахты удушливый газ и дым от снарядов проникали в оба помещения рулевых машин.

Через 20 минут из-за присутствия газа и дыма эти помещения были покинуты личным составом. Руль продолжал работать по-прежнему.

Значительно позднее, т.е. в 20 часов 19 ми­нут, 381-мм снаряд (вероятно, с «Бархэма») с ди­станции 97,5 каб. попал в нижний край кормово­го командного пункта; часть осколков снаряда про­никла внутрь через главную прорезь, убила там третьего артиллериста, второго дальномерщика, ординарца и ранила несколько человек; другие ос­колки прошли через верхнюю и батарейную палу­бы и по вентиляционной шахте проникли в машин­ное отделение, где осыпали холодильник.

В машинном отделении распространился удуш­ливый газ и дым; электрическое освещение в нем погасло.

С самого начала боя (вероятно) от сильных сотря­сений при стрельбе и от ударов неприятельских сна­рядов в средних башнях был затруднен накат ору­дий, который удалось исправить только к 20 часам 30 минутам. После упорной работы удалось испра­вить кормовую башню, очистить трубы вдувной и вытяжной вентиляции и откачать воду из артилле­рийских погребов. Башня могла разворачиваться только вручную. Таким образом, за весь период боя (3 часа 01 минута) в «Фон дер Танн» попало только 4 снаряда крупного калибра (305 и 381 -мм). Поте­ри личного состава: убито 11 чел., ранено 25 чел. Всего 36 человек, что составляло 4% экипажа.

В заводском ремонте корабль находился до 2 августа 1916 г., т.е. в течение 93 суток.

Итоги. 305 и 381-мм английские полуброне­бойные снаряды вывели из действия две 280-мм башни, защищенные 288-мм бронею. В результате корабль лишился 50% артиллерии главного калиб­ра. От одного попадания в слабо бронированную часть, в основание кормового командного пункта осколки повредили две палубы, вентиляционную шахту и проникли в машинное отделение.

Снаряд, попавший в подводную кормовую часть, пробил 102-мм плиты, причем его осколки разлетелись на большое пространство, повреждая палубы и поперечные переборки.

Корабль принял 600 т воды в корме, что уве­личило дифферент на корму.

К мерам борьбы за живучесть относились:

1. Затопление водой погребов носовой и кор­мовой башен для предотвращения от пожаров и взрывов.

2. Исправление башен путем устранения ос­колков, нагромождений металла, восстановления поврежденных частей и осушения затопленных по­гребов.

Потери личного состава составляли 4%. В ре­монте корабль находился в течение 93 суток.