Техническое описание крейсеров

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ  ДАТЫ  И  МЕСТА  СТРОИТЕЛЬСТВА  КРЕЙСЕРОВ.

СТОИМОСТЬ  ПОСТРОЙКИ  КРЕЙСЕРОВ. (Первоначальная стоимость по смете на 23 ноября 1916 года)

 

корабль

заложен

на воде

готовность

вст . в строй

"Courageous"

"Glorious"

"Furious"

28.03.1915

1.05.1915

8.06.1915

5.02.1916 20.4.1916 15.8.1916

28.10.1916 14.10.1916 26.06.1917

янв .1917

янв. 1917

4.7.1917

 

"Courageous"  "W.G.Armstrong, High Walker (Ньюкасл он Тайн)   2.038.225 фун.ст.

"Glorious"       "Harland & Wolff (Белфаст)                                        1.967.223 фун.ст.

'Furious"          "W.G.Armstrong, High Walker (Ньюкасл он Тайн)   1.050.000 фун.ст.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ  КРЕЙСЕРОВ  К  МОМЕНТУ  ИХ  ГОТОВНОСТИ

Водоизмещение проектное:

"Courageous" и "Glorious" ... 19.180 ts "Furious" ................... 19.513 ts

Водоизмещение порожнее:

"Courageous" и "Glorious" ... 18.180 ts "Furious" ................... 18.480 ts

Водоизмещение наибольшее:

"Courageous" ................   22.560 ts

"Glorious" ..................   22i360 ts

"Furious" ...................   22.890 ts

Длина между перпендикулярами:

"Courageous" ................   224,03 м.

"Glorious" ..................   224,07 м.

"Furious"...................   224,09 м.

Длина максимальная ............ 239,81 м.

Ширина:

"Courageous" (по шаблону) ....   24,69 м.

"Glorious" (по палубе) .......   24,69 м.

"Glorious" (по булям) ........   24,82 м.

"Furious" ....................   26,84 м.

Осадка средняя (см.также остойчивость): "Courageous":

при водоизмещении 19.180 ts..   6,91 м.

при водоизмещении 22.560 ts..   7,87 м. "Furious":

при водоизмещении 19.513 ts..   6,55 м.

при водоизмещении 22.890 ts..   7,49 м.

 

КРЕЙСЕР  "COURAGEOUS"

Технические характеристики на момент спуска на воду 5 февраля 1916 г.

Зарегистрированный вес корпуса .. 9.290 ts

Спусковое водоизмещение ........ 11.474 ts

Осадка: носом................ .... 3,92 м.

кормой ................... 5,42 м.

Длина между перпендикулярами ... 224,04 м.

Ширина .......................... 24,74 м.

Высота корпуса от киля до

верхней палубы ................ 11,0 м.

Деформации при спуске:

стрелка продольного прогиба

на расстоянии 185,32 м. ... 52,39 мм. стрелка поперечного прогиба

на расстоянии 21,34 м..........ноль

 

КРЕЙСЕР  "FURIOUS"

Технические характеристики на момент спуска на воду 18 августа 1916 г.

Зарегистрированный вес корпуса .. 9.892 ts

Спусковое водоизмещение ........ 12.680 ts

Осадка: носом.................... 4,06 м.

кормой ................... 5,31 м.

Длина между перпендикулярами ... 224,54 м.

Ширина .......................... 26,83 м.

Высота корпуса от киля до

верхней палубы ............... 10,86 м.

Деформации при спуске:

стрелка продольного прогиба

на расстоянии 185,32 м. ... 25,40 мм. стрелка поперечного прогиба

на расстоянии 23,77 м..........ноль

 

ВООРУЖЕНИЕ  КРЕЙСЕРОВ  ТИПОВ  "COURAGEOUS"  И  "FURIOUS"

Крейсера "Courageous" и "Glorious":

4 381-мм/42-калиберных орудий "Mk.I"; 120 выстрелов на орудие; 18 102-мм/50-калиберных орудий "Mk.IX"; 150 выстрелов на орудие; 2 76-мм зенитных пушки; 2 47-мм салютных пушки; 2 533-мм подводных торпедных трубы (в районе барбета "А"); запас: 10 торпед.

Крейсер "Furious":

1 457-мм/40-калиберное орудие "Mk.I"; 11 140-мм/50-калиберных орудий "Mk.I";

2 76-мм зенитных пушки; 2 47-мм салютных пушки;

2 533-мм подводных торпедных трубы (в районе барбета "А"); запас: 10 торпед.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ  ПРОЖЕКТОРОВ:

Крейсер "Courageous": б 36-дюймовых (914 мм.)  два   - на надстройке четыре   - вокруг дымовой трубы

Крейсер "Glorious": 6 36-дюймовых (914 мм.) четыре   - на надстройке четыре   - вокруг дымовой трубы

Крейсер "Furious": 9 36-дюймовых (914 мм.)    один   - под носовым фор-марсом четыре   - позади рубки : четыре - на платформе позади кормовой мачты

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ  ДАЛЬНОМЕРОВ:

Крейсер "Courageous":

Три 15-футовых (4,57 м.) - в корректировочном посту и башнях "А" и "Y"; Два 9-футовых (2,74 м.) - в посту управления торпедной стрельбой и в корректировочном посту;

Один 6,5-футовый (1,98 м.) - на носовом мостике для управления огнем зенитной артиллерии.                         ; '„

Крейсер "Furious":

Два 15-футовых (4,57 м.) - в корректировочном посту и башне "Y"; Два 9-футовых (2,74 м.) - в посту управления торпедной стрельбой и в корректировочном посту; Один 6,5-футовый (1,98 м.) - на носовом мостике для управления огнем зенитной артиллерий.

 

БОЕВЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ:

На каждом крейсере имелось по два - закрытых, раздельных сигнальных поста.

 

Решение установить четыре орудия само­го большого калибра вытекало из концепции Адмиралтейства в пользу сильного вооруже­ния и потребности в использовании уже го­товых орудий. Как "Repulse", так и "Renown" в то время все еще находились в постройке, что повлекло за собой ассигнования на из­готовление шести башенных установок и две­надцати 381-мм.орудий. Учитывая это, Глав­ный строитель флота принял решение устано­вить на двух больших крейсерах по четыре 381-мм. орудия в двухорудийных башнях, да­же несмотря на то, что глава артиллерийс­кого отдела Адмиралтейства (DNO - Director of Naval Ordnance) указывал на то, что имея на вооружении всего четыре крупных орудия, кораблям будет трудно корректировать огонь и точно определять изменение расстояния до цели. Однако, так как 381-мм орудия не изготавливались еще в достаточных количест­вах, стороны пришли к согласию по поводу первоначальной концепции, предусматриваю­щей установку четырех орудий.

В различных источниках довольно часто сообщалось, что во время прохождения ко­раблями стрельб, корпуса давали прогиб, но в официальных документах на этот счет упо­минаний нет. "Courageous" произвел офици­альные стрельбы 16 ноября 1916 года и, не­смотря на обнаружение трещин в некоторых каютах после прекращения огня, судовым шлюпкам не было причинено никаких повреж­дений (это очень частый случай повреждений во время артиллерийских стрельб), также как и ничему другому. Корабли хорошо вы­держали стрельбы и, к тому же показали се­бя устойчивыми на курсе в ходе стрельб.

Все время увеличивающиеся калибры орудий, стоящих на вооружении линейных кораб­лей, достигли апогея, когда было предложе­но поставить на проектируемый "Furious" две одноорудийные башни с 457-мм.орудиями, но с возможностью замены их на два 381-мм орудия в случае, если бы 457-мм пушки не оправдали надежд. Причем в целях сохране­ния секретности в документах проводились именно 15" орудия. По окончательному про­екту высота оси орудия над ватерлинией рав­нялась для носовой башни 10,67 метра, для кормовой - 8,53 метра. Испытания опытных образцов были проведены в 1916 году Армс­тронгом. При весе около 150 тонн орудия оказались сложными в изготовлении, но, тем не менее все-таки возобладало мнение, что "Furious" непременно должен быть вооружен этими орудиями. И именно по настоянию Фи­шера Адмиралтейство отказались от двухорудийных 381-мм башен, и на корабле началась подготовка к установке более крупных ору­дий. Новая одноорудийная башня представля­ла собой модификацию 381-мм.двухорудийной башни с улучшенными рабочим отделением и системой заряжания. Были предусмотрены уг­лы возвышения от -5 до +30 градусов, что по расчетным данным должно было обеспечить 1506-кг.снаряду дальность полета 27,4 км. (14,8 миль).

"Furious", получивший в конце концов только одно 457-мморудие в корме, явился неким новшеством и расценивался многими с большой долей недоверия. Во время испыта­ний громадное орудие значительно сотрясало корабль, но на корпусе это никак не отра­зилось, так как для предотвращения этого заранее было предусмотрено укрепление по­воротной системы башни, вес которой вместе с поворотным столом составлял 827 тонн. Всего изготовили три подобных орудия - два для установки на корабле и одно - для воз­можной замены. После переоборудования крей­сера в авианосец эти орудия были использо­ваны на мониторах "Lord Clive", "General Wolfe" и "Prince Eugen". На них орудия ус­танавливались по одному, неподвижно в кор­мовой части монитора, с разворотом на пра­вый борт. Мониторы использовались Для об­стрела побережья, причем орудия неплохо себя зарекомендовали. Позже они были сняты с мониторов и использовались в системе бе­реговой обороны Сингапура, а в 1942 году попали в руки японцев.

В качестве противоминной артиллерии "Courageous" и "Glorious" несли одинаковые 102-мм орудия "Mk.IX" - такие же, что были установлены на "Repulse" и "Renown". Пер­воначальная спецификация предусматривала установку шестнадцати орудий, но после тщательного пересмотра проекта оказалось, что возможна установка только шести трех­ствольных установок на надстройке - двух по бортам от мостика, двух у дымовой трубы и еще двух в диаметральной плоскости спе­реди и поз ди грот-мачты. Таким образом, число орудий было доведено до восемнадца­ти. Подробные данные об этих орудиях при­ведены при описании крейсеров типа "Renown".

Противоминное вооружение "Furious" первоначально включало восемь 140-мм.ору­дий, но как и на "Courageous" и "Glorious" на нем произвели тщательную перепроверку проекта, в результате чего удалось размес­тить одиннадцать орудий.

 

БРОНЕВАЯ  ЗАЩИТА  КРЕЙСЕРОВ.

Главный пояс ..................... 76 мм.

Траверзные переборки .... 76-76-76-51 мм.

Барбеты.................. 178-152-76 мм.

Орудийные башни ..... 280-229-178-114 мм.

Боевая рубка ............. 254-152-76 мм.

 

Фишеровское требование забронировать новые корабли по типу легких крейсеров вы­вело их из-под всяких стандартов, позволя­ющих расценивать новые крейсера как "бро­неносное судно". Бережно вынашиваемый Фишером "Балтийский проект" лопнул и ко вре­мени достройки кораблей оказалось трудным найти для них подходящий театр и сферу при­менения. Принимая во внимание их причудли­вое происхождение, было решено попробовать их хотя бы в качестве "истребителей легких крейсеров", что совершенно исключало воз­можность зарекомендовать себя на первона­чальном поприще.

На этих крейсерах впервые была применена так называемая броня НТ (High Tensile steel). Эта высокоупругая сталь благодаря своим свойствам должна была не отражать попадающие снаряды, а просто преждевремен­но приводить в действие их взрыватели. Взрыв, происходящий в этом случае внутри корабля, должен быть поглощен системой уд­линенных, легко бронированных переборок. Таким образом защищались боевые погреба, котлы, турбины, дымоходы и вентиляционные устройства.

 

Палуба полубака ........................... 25 мм.

Верхняя палуба ............................. 25 мм.

Главная палуба ..................... 44,5-25 мм.

Нижняя палуба ........................ 76-25 мм.

Основания дымовых труб ........... 38 мм.

 

Главный пояс, обеспечивающий защиту корабельного корпуса состоял из 51-мм.ста­ли высокого удельного сопротивления, пок­рытой 25-мм листами из обычной стали, что дало право опубликовать цифру в 76 мм. На самом же деле бронирование могло выдержать попадания только малокалиберных снарядов. Пояс находился между концевыми барбетами, на 7 метров возвышался над ватерлинией и на 1,46 метра уходил под воду при нормаль­ной загрузке. В носу имелся 51-мм пояс, шедший от носового барбета к носовой пере­борке между нижней и верхней палубами. Но­совая наклонная 51-мм переборка прикрывала края 51-мм пояса и целиком находилась внутри. От передней стенки носового барбе­та к бортам шла 76-мм броневая переборка, располагавшаяся между верхней и нижней па­лубами. Такое же устройство броневой защи­ты имелось и у кормового барбета. Еще одна 76-мм.переборка замыкала края 76-мм пояса.

Плиты носового барбета имели толщину 178 и 152 мм. над верхней палубой, уменьша­ясь по толщине до 152-102 мм между верх­ней и главной палубой. Под главной палубой (до нижней) толщина внешних плит барбета составляла только 76 мм. Кормовой барбет над- верхней палубой имел толщину 178-152 мм, а от главной до нижней палубы - 76 мм.

Лобовые 229-мм.плиты башен также не отличались особенной толщиной. Такую же толщину имели стенки тыльной части. Боко­вые стенки башен прикрывались 178-мм.пли­тами, а крыша башен - 108-мм.плитами. На "Furious" вся вертикальная броня башен (лобовые, тыльные и боковые плиты) имела толщину 229 мм., а плиты крыши - 127 мм.

Стенки боевой рубки защищались 254-мм. броней, а нижние стенки - 51 мм.  Такую же толщину - 51 мм.- имели плиты крыши рубки. Пол и коммуникационная труба  прикрывались 76 мм броней.

Артиллерийский пост, находившийся по­верх боевой рубки, защищался только сверху (броня в 76 мм.) и с боков (152 мм.).

Крейсера, как и большинство кораблей Королевского флота, имели в корме заброни­рованный пост управления торпедной стрель­бой, представлявший собой закрытую рубку с 76-мм.броневыми стенками, 19-38-мм.крышей и 51-мм.коммуникационной трубой.

Броней защищались также основания ды­мовых труб и шахты вентиляции котельных отделений, для этого использовались плиты 25-38-мм.топщины.

Горизонтальное бронирование включало защиту палуб на различных участках длины кораблей. Бронированная часть палубы полу­бака имела толщину 19-25 мм. и размещалась на участке от носового до кормового барбе­та . Правда, в середине корабля на этом уровне были забронированы только участки у борта, и, таким образом, палуба прикрыва­лась броней не полностью.

Верхняя палуба бронировалась 25-мм листами на участке от носовой переборки до кормового барбета.

Главная палуба имела толщину на ско­сах 25 мм, а в плоской части - 19 мм. Пос­ле Ютландского боя толщину этой палубы в плоской части увеличили до 44,5-51 мм, но только в районе боевых погребов. Из-за этого выросло водоизмещение - на 116 тонн (см. Изменения во внешнем облике). В сред­ней части корпуса, между верхней и главной палубами имелась внутренняя 19-мм продоль­ная переборка.

Нижняя палуба защищалась 25 мм броне­выми листами в носовой части - от носовой переборки до форштевня. В корме от кормо­вого барбета и до ахтерштевня толщина плит палубы была такой же, но над баллером руля ее толщина увеличивалась до 76 мм., а на скосах - до 38-51 мм.

Внутренняя подводная защита и специ­альное бронирование состояли из подводных булей (глубина внутрь корпуса доходила до 3,66 метра) в районе машинных отделений и боевых погребов. В этих же местах были ус­троены 38-мм.противоминные переборки, до­ходившие по высоте от днища до главной па­лубы. Эти переборки замыкались 25-мм.тра­верзами , доходившими до главной палубы в корме и до верхней палубы в носовой части.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  УСТАНОВКА  КРЕЙСЕРОВ.

В период отработки технических зада­ний для крейсеров Адмиралтейство вынесло требование не менее 32-узловой скорости для обеспечения преимущества в ходе над любым германским кораблем. Для "Furious" достаточной посчитали скорость 31,5 узла при той же мощности машин. По расчетам специалистов получалось, что для достиже­ния этой скорости вполне хватит 90.000 сил, однако фактически, крейсера, довольно легко развив требуемую мощность с трудом приблизились к проектной скорости.

Требование такой высокой скорости ис­ходило из желания Адмиралтейства получить корабли, превосходящие в скорости не толь­ко немецкие дредноуты и легкие крейсеры, но даже эсминцы (если только на море не стоял штиль, что для Северного моря было очень редким явлением). Для выполнения этого условия решили установить на кораб­лях тонкотрубные котлы, что обусловило уве­личение мощности по крайней мере на 30% по сравнению с широкотрубными котлами того же веса. Кроме того, крейсера этой серии стали первыми крупными артиллерийскими ко­раблями, оснащенными турбинами с редукто­ром.

На крейсерах "Courageous" и "Glorious" были установлены по четыре паровые турби­ны системы "Parsons". Они были изготовлены заводом фирмы "Parsons С.А. & Co., Ltd" для "Courageous" и заводом-строителем для "Glorious". Турбины приводили в действие четыре винта. На "Furious" четыре таких же винта приводились в действие турбинами системы "Brown-Curtis", изготовленными за­водом компании "Wallsend Slipway & Engi­neering Co., Ltd". На всех трех крейсерах турбины располагались попарно в двух прак­тически одинаковых машинных отделениях. Длина носового равнялась 12,81 метра (на "Furious" - 12,8 метра), кормового - 12,8 метра.

Котельная установка состояла из восем­надцати тонкотрубных котлов типа  "Yarrow" с рабочим давлением 16,54 ат. Котлы разме­щались в трех котельных отделениях, длина которых была одинакова и равнялась 12,9 метра.

Как уже говорилось проектная мощность механизмов равнялась 90.000 SHP при ско­рости 31,5-32 узла. Нормальные запасы жид­кого топлива составляли 750 тонн, при наи­большей боевой нагрузке на борт бралось 3160 тонн. Расчетный радиус действия рав­нялся 6000 миль при экономической скорости корабля 20 узлов. В ходе испытаний был оп­ределен расход топлива, который для крей­сера "Courageous" составил 1031 тонн в сутки при полной мощности, а для "Furious" - 1014 тонн в сутки в аналогичных услови­ях.

 

Ходовые испытания крейсера "Courageous"

 

16 ноября 1916 года, в 4 часа утра крейсер "Courageous" вышел на буксире из Уолкера для выполнения ходовых испытаний. При водоизмещении 22.100 ts осадка корабля носом равнялась 7,75 метра, кормой - 7,82 Метра, что означало переуглубление на 1,22 метра от оговоренного контрактом. В 6 ча­сов утра были отданы буксирные канаты и корабль своим ходом пошел вниз по реке на скорости около 20 узлов. К 9 часам, рабо­тая в форсированном режиме, механизмы ко­рабля развили полную мощность - приблизи­тельно 91.200 SHP. Это превысило контракт­ную мощность, однако и заводские специа­листы, и офицеры-механики считали, что возможности форсированного режима далеко не исчерпаны. Был сделан вывод, что машин­ная установка сможет довольно легко раз­вить мощность порядка 110.000 SHP, что те­оретически увеличивало проектную скорость на 1 узел. Но, тем не менее, имея мощность на валах 91.200 SHP при скорости вращения винтов в среднем 323 оборота в минуту лаг корабля показывал только 30,8 узла. Кроме того, было отмечено некоторое разрушение поверхностей лопастей винтов и некоторые нарушения в дейдвудах. В целом же испыта­ние признали успешным.

Однако в последующем дела пошли не так гладко. Во время испытаний на полной мощности у Май-Айленд, корабль получил внутренние повреждения корпуса, идя против волны. Состояние моря при этом, по перво­начальным сведениям, было умеренным, а до­стигнутая скорость в момент повреждения равнялась 30 узлов. Осмотр выявил, что в трех местах была сильно помята палуба полубака между волнорезом и башней "А". Са­мая длинная прогибь доходила до башни со стороны правого борта. На вертикальной кромке явно выступали заклепки стального угольника, на котором лежали броневые пли­ты палубы. Плиты пояса имели явную прогибь с обоих сторон на участке 50-56 шпангоутов между полубаком и верхней палубой. Кроме того, выгнулась верхняя палуба со стрелкой прогиба 51 мм. В помещение подводного тор­педного аппарата попала вода, а конструк­ции рядом с ним имели явные признаки пере­напряжения .

После аварии были проведены серьезные исследования по выявлению причин аварии. В итоге рассмотрения результатов и всесто­роннего их обсуждения было отмечено, что "кораблям нежелательно ходить на такой высокой скорости из-за чрезвычайно легкой конструкции". Было рекомендовано произвес­ти усиление корпуса Z-образными профилями и иными креплениями. Однако Контролер фло­та - Третий Морской Лорд - выразил несог­ласие с этими рекомендациями и запросил дополнительные данные. В частности, были опрошены вахтенные офицеры корабля в отно­шении имеющихся у них соображений по пово­ду аварии. Выяснилось, что в тот день се­веро-западный ветер достигал 6-8 баллов, а состояние море было штормовое. В результа­те, для выработки окончательного решения была создана следственная комиссия, обсу­дившая вопросы как в отношении корабля, так и в отношении офицеров. Однако резуль­таты работы комиссии и дальнейшая информа­ция о том, что послужило причиной аварии, опубликованы не были.

 

Результаты ходовых испытаний крейсера  "Glorious"

 

30 декабря 1916 года, в 1 час 30 мин. из Белфаста для проведения ходовых испыта­ний вышел крейсер "Glorious". Подойдя к отмели Тойл оф те Бэнк, он в 7 часов вече­ра стал на якорь. На следующий день крей­сер провел испытания, имея при водоизмещений 21.670 ts  осадку носом  7,35 метров, кормой - 7,85 метров. Погода благоприятствовала испытаниям, состояние моря было хо­рошее .

 

ПЕРВЫЙ ПРОБЕГ :

  Борт    |     Наружные винты       |    Внутренние винты     | Скорость

----------------------------------------------------------------------------------------

 левый   | 203 об/мин.  5.170 SHP | 204 об/мин.  4.450 SHP |  19,67

 правый | 204 об/мин.  5.060 SHP | 203 об/мин.  5.670 SHP |   узлов

 

ВТОРОЙ ПРОБЕГ :

  Борт     |     Наружные винты      |   Внутренние винты      | Скорость

-----------------------------------------------------------------------------------------

 левый   | 208 об/мин.  5.430 SHP | 206 об/мин.  5.000 SHP |  20,59

 правый | 207 об/мин.  5.080 SHP | 206 об/мин.  5.730 SHP |   узлов

 

ПЕРВЫЙ ПРОБЕГ :

  Борт    |     Наружные винты         |   Внутренние винты      | Скорость

------------------------------------------------------------------------------------------

левый   |  258 об/мин. 10.850 SHP | 253 об/мин.  9.200 SHP  |  24,06

правый | 254 об/мин.  9.350 SHP   | 254 об/мин. 10.000 SHP |   узлов

 

ВТОРОЙ ПРОБЕГ :

  Борт     |     Наружные винты       |   Внутренние винты      | Скорость

-------------------------------------------------------------------------------------------

 левый   | 254 об/мин. 10.350 SHP | 253 об/мин.  9.200 SHP |  24,80

 правый | 254 об/мин.  9.800 SHP  | 253 об/мин.  9.950 SHP |   узлов

 

ТРЕТИЙ ПРОБЕГ :

  Борт    |     Наружные винты    |    Внутренние винты      | Скорость

------------------------------------------------------------------------------------------

левый   | 318 об/мин.    -  SHP   | 300 об/мин. 18.740 SHP |  29,60

правый | 306 об/мин.    -  SHP   | 313 об/мин. 18.650 SHP |   узлов

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОБЕГ :

  Борт     |     Наружные винты        |   Внутренние винты       | Скорость

---------------------------------------------------------------------------------------------

 левый   | 318 об/мин. 20.450 SHP | 314 об/мин. 19.820 SHP  |  30,08

 правый | 313 об/мин.    -  SHP       | 314 об/мин. 19.900 SHP |   узлов

 

СРЕДНИЙ РЕЗУЛЬТАТ: 313 об.винта в минуту; на валах 76.700 SHP = 29,84 узла.

 

1 января 1917 года, были произведены дополнительные пробеги, но плохая погода -густой туман и дождевые шквалы снизили ви­димость до такой степени, что измеритель­ные посты не могли производить наблюдения и попытки произвести новые пробеги были оставлены. Результаты пробегов, которые крейсер успел завершить показаны ниже. Во­доизмещение корабля на испытаниях равня­лось 21.300 ts.

 

ПЕРВЫЙ ПРОБЕГ :

  Борт    |     Наружные винты       |    Внутренние винты       | Скорость

----------------------------------------------------------------------------------------

левый   | 324 об/мин. 21.960 SHP | 328 об/мин. 22.450 SHP  |  31,25

правый | 330 об/мин. 21.500 SHP | 328 об/мин. 22.700 SHP  |   узлов

 

ВТОРОЙ ПРОБЕГ :

  Борт    |     Наружные винты        |    Внутренние винты       | Скорость

-----------------------------------------------------------------------------------------

 левый  | 328 об/мин. 22.550 SHP  | 332 об/мин. 23.150 SHP |  31,58

правый |  334 об/мин. 23.900 SHP | 332 об/мин. 24.180 SHP |   узлов

 

Испытание крейсера  "FURIOUS"

 

Официальные ходовые испытания крейсе­ра "Furious" не производились. Правда, по инициативе завода-строителя для опробова­ния механизмов крейсер сделал несколько предварительных пробегов, но публиковавшиеся результаты этих проб сомнительны и вряд ли их можно признать точными. Спра­вочники Вгеуег'а и "Jane's F.S. 1919" со­общают, что крейсер достиг скорости около 30 узлов, развив мощность 90.820 SHP.

 

Остойчивость крейсеров

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ     КРЕЙСЕРА      "COURAGEOUS"

(по результатам кренования, произведенного 8 октября 1916 года)

Водоизмещение                     |   Нормальное        |  Наибольшее  |

Водоизмещение                         19.180 ts                  22.560 ts

Осадка                                          6,91 м.                     7,87 м.

Метацентрическая высота         1,22м.                       1,83м.

Максимальная остойчивость

при крене                                      44 град.                   40 град.

Потеря остойчивости при

крене                                             85 град.                   94 град.

 

* - Нормальное водоизмещение: корабль полностью оснащен,   на борту 750 тонн нефти.

** - Наибольшее водоизмещение: корабль полностью оснащен,   на борту 3250 тонн нефти

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ  КРЕЙСЕРА  "FURIOUS"

(по результатам кренования, произведенного 25   мая 1917 года)

Водоизмещение                     |   Нормальное        |  Наибольшее

Водоизмещение                          19.513 ts                 22.890 ts

Осадка                                           6,55 м.                       7,49 м.

Метацентрическая высота           1,14 м.                       1,62 м.

Максимальная остойчивость

при крене                                       44 град.                   81 град.

Потеря остойчивости при крене   81 град.                   93 град.

* - Нормальное водоизмещение: корабль полностью оснащен,   на борту 750 тонн нефти.

** - Наибольшее водоизмещение: корабль полностью оснащен,   на борту 3393 тонн нефти

 

Спасательные средства крейсера "FURIOUS"

 

Катера моторные          -  2  36-футовых   (10,98  м)

Рабочие катера            -  2  35 футовых   (10,67 м)

Спасательные катера  -  2  32-футовых     (9,76 м)

Катера                           -  2  30-футовых     (9,15 м)

Вельботы - 2 27-футовых (8,24 м)

Гички - 2 30-футовых (9,15 м)

Ялы                        - 2 16-футовый (4,88 м)

Бальзовые плоты - 2 13,5-футовый (4,11 м)

 

Якорное снабжение и рулевое устройство крейсеров

 

Три адмиралтейских якоря (становые)  - по 7621 кг.

Один кормовой якорь                                      -  3049 кг.

Рули                                 -    один полубалансирный руль

 

Радиотехническое оборудование крейсеров

 

Радиотехническое оборудование включало полное оборудование радиорубки типа "1-16". Имелась и запасная радиорубка с оборудованием типа "2".

 

Экипажи крейсеров

 

"Courageous" - 787 чел. "Glorious" - 768 чел. "Furious" - 726 чел. (по проекту), 737 чел. (по готовности)

 

Внешние различия крейсеров серии

 

Крейсера этих типов имели довольно характерный силуэт, непохожий на другие, современные им корабли. Форма корпуса была очень изящной в корабли легко опознавались по одной широкой дымовой трубе и двум орудийным башням в оконечностях. Индивидуаль­ные отличия на момент готовности были сле­дующими :

На "Courageous" все прожекторные пло­щадки вокруг дымовой трубы находились на одном уровне, хотя по чертежам окончатель­ного проекта они были разнесены на разную высоту - как это было сделано на крейсере "Glorious".

Другим отличием этих двух крейсеров был гафель, закрепленный на "Courageous" на грот-марсе, а на "Glorious" - на так называемой "морской звезде" - специальной боевой площадке поверх грот-мачты.

 

Усовершенствования конструкции, изменения во внешнем виде.

 

Как уже указывалось, после Ютландско­го боя на этих крейсерах, еще находившихся на стапелях, была установлена дополнитель­ная броневая защита, по весу доходившая до 116 тонн. Переделки коснулись горизонтальной защиты и, в основном, - района порохо­вых погребов.

Другие переделки и усовершенствова­ния, произведенные на крейсерах включали в себя следующие работы:

- дополнительные каюты и плавсредства (в качестве флагманского корабля) ..... 45   ts

- дополнительные подкрепления в носовой части............................... 28   ts

- параваны.................................................................... 20   ts

- защита КДП (25-мм. плиты, весом по 18 кг.)................................. 10   ts

- увеличенный запас готового оборудования и боеприпасов ..................... 10   ts

- ходовая рубка и компасный мостик.......................................... 10   ts

- стальные бандажи и кокосовые циновки....................................... 9   ts

- защитные маты на ограждениях надстроек ..................................... 8   ts

- рундуки и принадлежности экипажа .......................................... 17   ts

- усиление фундаментов под механизмами ....................................... 5   ts

- переделки в торпедной рубке................................................ 3   ts

- пост обнаружения подводных лодок ........................................... 5   ts

- кузница в полубаке .............,........................................... 4   ts

- дезинфекционный пост....................................................... 1   ts

- вентиляция машинного отделения ............................................ 5   ts

- переделки во внутренней конструктивной защите.............................. 5   ts

- различные дополнительные переделки......................................... 5   ts

ИТОГО ……………………………………………………………........ 306   ts

 

После вступления в строй, уже в ходе боевой деятельности крейсеров, в 1917-1918 годах, на "Courageous" и "Glorious" было усилено торпедное вооружение. Вызвано это было тем, что установленные на крейсерах подводные торпедные аппараты не могли быть использованы при скорости корабля более 23 узлов. Известно, что в этот период бри­танский флот отличался явной переоценкой эффективности торпедного оружия. Крейсер "Glorious" получил шесть пар торпедных труб, из которых две пары были установлены на верхней палубе, справа и слева от грот-мачты, а четыре другие пары труб разместили на квартердеке,  рядом с кормовой  ору­дийной башней.

На  "Courageous"  были  установлены; только две пары торпедных аппаратов,  раз­мещенные в районе грот-мачты. Помимо этого на "Courageous",  вместо кормовых пар торпедных аппаратов, было временно установле­но  оборудование  для  постановки мин.  По квартердеку проложили четыре минных рель­совых пути с длиной каждого примерно по 14 метров, заканчивающиеся миносбрасывателями. Однако в качестве минного заградителя крейсер не использовался, a "Glorious" по­добного оборудования так и не получил.

Помимо этого, на топах обеих мачт ус­тановили корректировочные циферблаты, а на орудийных башнях зимой 1917/1918 года на­красили корректировочные шкалы горизонталь­ной наводки. На марсе фок-мачты разместили зенитный дальномер.

Большие изменения были произведены с прожекторным оборудованием. 36"-прожекто­ры, ранее стоявшие на мостике, перенесли на специальную площадку на грот-мачте, рас­положенную довольно высоко от палубы. Пер­воначальные прожекторные площадки вокруг дымовой трубы заменили башнеподобными – по две с каждого борта.  На каждой такой пло­щадке имелось по одному 36"-прожектору. Установка башнеподобных площадок устранила одно из различий между крейсерами.

В 1918 году над обеими орудийными баш­нями  смонтировали  взлетные площадки  для колесных самолетов. Теперь на каждый крей­сер могли базироваться по два  самолета.

Одновременно с "Courageous" сняли минное оборудование.

"Furious" был достроен как корабль-гибрид. На нем сохранилось одно 457-мм. орудие в корме, а в носовой части была ус­троена взлетно-посадочная палуба. Уже пос­ле вступления в строй на верхней палубе крейсера установили две пары торпедных ап­паратов. Их местоположение было аналогично крейсеру "Courageous".