Планы переоборудования

 

После присоединения французских сил в Африке к союзникам "Жан Бар" сняли с грунта и в надежде на отправку в США для достройки отремонтировали на скорую руку. 15 февраля 1943 года провели испыта­ния машин. Но только 6 мая американцы согласились отремонтировать и достроить корабль, а сам переход 5 августа назначили на сентябрь. Естественно, кое-что, например, оборудование и орудия башни II, мож­но было изготовить в США, но дело осложнялось от­сутствием чертежей и спецификаций и сложностью изготовления специальных штампов и инструментов, соответствующих метрической системе.

Французские кораблестроители во главе с контр­-адмиралом Лемонье разработали два варианта ис­пользования корпуса недостроенного линкора. Из-за передачи 380-мм орудий на "Ришелье" предлагалось перевооружить носовую башню 340-мм пушками ста­рого линкора "Лоррэн" (максимальный угол возвыше­ния 35°) и перевести с него на "Жан Бар" экипаж. Рас­смотренные схемы (см.рис.) являлись очевидными попытками закончить корабль с использованием имеющихся в Африке материалов и американского вооружения.

"Проект №1" предусматривал использование 30 127-мм/Зв орудий в 15 спаренных установках, 16 счетверенных 40-мм "бофорсов", двух ангаров и двух катапульт с шестью самолетами в корме. Изменения в надстройках и междупалубном пространстве в корме должны были позволить разместить новые погреба и авиацию (американские "эвенжеры" и "хеллкэты" или английские "барракуды" и "сифайры"). Для управления стрельбой, кроме 14-метрового дальномера в башне, предполагалось использовать директор с 12-м даль­номером на верху надстройки и 7 американских ди­ректоров Мк37 с радарами Мк4 для 127-мм артилле­рии. Но в действиях на море уже не было необходи­мости в таком "линкоре-авианосце", поэтому в "проекте №2" место на шканцах заняли дополнитель­ные "бофорсы", а сам корабль можно было назвать "линкором ПВО". Всего на нем предлагалось устано­вить 34 127-мм (17x2, разбитых на 8 групп) и 80 (20x4) 40-мм стволов, что давало бы прекрасную противо­воздушную защиту группе быстроходных авианосцев. Правда, для всех 127-мм орудий предусматривалось только 8 директоров Мк37, а для 40-мм - ни одного. Четыре 340-мм орудия были бы полезны при обстре­ле берега. Башня имела штатный 14-метровый даль­номер, а на верху носовой надстройки предлагалось установить башенку директора с 8-метровым дально­мером.

Из-за сложности выполнения работ на американ­ских верфях и, главное, отсутствия острой необходи­мости в таком корабле, ни один из вариантов не был принят. Рассматривалось и предложение адмирала Кинга перестроить "Жан Бар" в авианосец, но францу­зы пойти на это оказались не готовы. Тем временем линкор подготовили к испытательному походу. 15-17 сентября он на двух валах вышел в море под эскор­том миноносцев "Ле Баск" и "Ле Фортуне", а также трех американских эсминцев. Испытания прошли удовлетворительно и корабль развил 22,5 узла при 160 оборотах в минуту. Однако объём работ по до­стройке признали таким большим и затратным, что при отсутствии острой необходимости в быстроход­ных линкорах к реконструкции так и не приступили. Из четырех 380-мм орудий, переданных на "Ришелье", два заменили поврежденные, а два составили резерв. Большую часть войны "Жан Бар" провел в Касаблан­ке. До освобождения Франции и принятия 12 февраля 1945 года решения о его достройке линкор использовался в качестве склада и казармы.

25 августа 1945 года в 15 часов "Жан Бар" в со­провождении эсминца "Тигр" вышел в метрополию. Переход проходил на скорости 14 узлов, так что толь­ко в 7 часов утра 29 августа корабли вошли в гавань Шербура. С 12 ноября по 20 декабря линкор стоял в шербурском доке Омэ (Hornet, 249x36 м) для осмотра и очистки подводной части корпуса - последнее не делалось с июня 1940 года. Осмотр выявил только незначительную коррозию, но повреждения перед

рулем от посадки на грунт оказались серьезнее, чем предполагалось. Следовало заменить около 200 кв.м обшивки днища в корме и переделать нижнюю часть набора в том месте, чтобы не допускать в дальней­шем таких повреждений. Ведь на обоих линкорах этого типа касание кормой грунта вызвало значитель­ные повреждения набора и прилегающей обшивки.