В строю

 

После официального приема от промышленности «Неустрашимый» дождался начала кампании 1955 г. в Кронштадте. Зачисление нового корабля в состав 4-го ВМФ состоялось 26 июля, а вскоре его смогли увидеть жители Ленинграда.

В те годы командование флота и городские власти считали "хорошим тоном" демонстрировать всему насе­лению главную продукцию "колыбели революции" — боевые корабли, на создание которых работала добрая половина ленинградцев. В невских водах уже появлялись блистающие свежей краской и безупречной "медяшкой" серийные "тридцатки-бис", а пребывание на глазах горо­жан нового, выделяющегося необычной архитектурой ЭМ должно было, естественно, наполнить сердца питерцев за­конной гордостью за свой труд.

Накануне дня ВМФ «Неустрашимый» пришел в Ле­нинград, встав в Неве между Дворцовым и Кировским мостами. Публичный показ корабля, возможно, преследо­вал и другую цель: бортовой №76, с которым ЭМ "засве­тился" во время испытаний, перед походом из Кронштад­та в Питер заменили на "34". Т.к. название на бортах от­сутствовало, наблюдавшие парад кораблей иностранные военно-морские атташе получали основания для выводов об успешном строительстве в СССР серии новых ЭМ.

Вскоре «Неустрашимый» покинул воды Невы и Финского залива, отправившись в главную базу 4-го ВМФ — ВМБ Балтийск (бывший Pillau). В конце декабря 4-й и 8-й флоты вновь объединили в Балтийский флот, после войны носивший звание Краснознаменного.

На флоте «Неустрашимый» считался опытным ко­раблем и "родителем" серии новых ЭМ — пр.56, строи­тельство которых началось на заводе №190 еще в марте 1953 г. Большое количество установленной на «Неустра­шимом» новой техники делало необходимым ежегодное посещение завода-строителя. Поэтому, несмотря на то, что корабль в качестве флагманского участвовал во всех флот­ских учениях, на зиму он Неизменно приходил в Ленинг­рад. Этот факт превратил службу офицеров корабля в предмет зависти всех "миноносников", получавших воз­можность для длительного пребывания в Ленинграде крайне редко.

После прохождения необходимой учебной и боевой подготовки и сдачи курсовых задач «Неустрашимый» начал выполнять функции флагманского корабля брига­ды ЭМ КБФ. На нем держал свои флаг командир бригады капитан 1 ранга Д.Т.Севастьянов. Любил ходить на ко­рабле и "старый балтийский миноносник" — командую­щий эскадрой КБФ вице-адмирал Г.С.Абашвили. В июне 1956 г. «Неустрашимый» совершил небольшой заграничный поход — переход из Балтийска в Свинеуйсьце, в июле ЭМ возвратился обратно.

Тем временем на затянувшихся приемо-сдаточных испытаниях находился головной корабль пр.56 — ЭМ «Спокойный», также строившийся заводом им. А.А.Жданова и имевший зав. №701. Этот корабль впервые вышел с завода еще в ноябре 1954 г., в течение следующего года завод умудрился сдать 5 серийных кораблей, но последо­вавшие в процессе испытаний «Спокойного» события, имевшие характер "скандала в благородном семействе", рикошетом отразились и на многострадальном "заказе 614".

Длительные испытания "Спокойного" выявили весь­ма серьезные конструктивные недостатки пр.56, разраба­тывавшегося как "уменьшенный, но улучшенный пр.41". Необходимость комплексного сравнения различных ТТЭ этих двух ЭМ — с одной стороны, и неустраненные недо­делки завода — с другой, обусловили продолжение пери­ода опытной эксплуатации «Неустрашимого». Оконча­тельно принят от промышленности он был лишь спустя 2,5 года (27 декабря 1957 г.).

Как и другие корабли бригады — ЭМ пр.30бис, "со­рок первый" активно плавал, редко появляясь на глаза публике—ленинградцы вновь увидели его на параде толь­ко в мае 1960 г.

Выйдя из Балтийска в феврале 1958 г., «Неустраши­мый» совершил поход вокруг Дании, возвратившись в родную базу. Летом корабль отправился в свой первый дальний поход. Пройдя Большой Бельт, Каттегат и Ска­геррак, в июне ЭМ достиг берегов "туманного Альбио­на", затем мимо Фарерских островов поднялся до остро­ва Ян Майен, откуда спустился в Норвежское море в рай­он Оркнейских островов. Затем вдоль побережья Норве­гии направился в Баренцево море, окончив первую часть перехода в Североморске.

В "столице" Северного флота «Неустрашимый» не задержался, возвратившись обратно в Балтийск в конце июля. Уже в августе корабль вновь покинул Балтику, пройдя через Зунд к Шетландским островам. Обогнув их, «Неустрашимый» дошел до 55-й параллели, сопровождая судно «Экватор».

Хотя РЭУ «Неустрашимого», по свидетельству Г.П.Надточего, многие годы служившего на корабле в должности командира БЧ-5, вела себя в умелых руках отлично — доказательством тому успешный поход на СФ — проблем в эксплуатации корабля все же хватало. Виб­рация кормовой оконечности на больших ходах, выявив­шаяся в процессе испытаний, со временем усилилась — по воспоминаниям очевидцев, при попадании корпусных конструкций в резонансный режим на юте трудно было устоять на ногах. Кстати, именно этот трудно устрани­мый недостаток впоследствии стали истолковывать как главную и чуть ли не единственную причину прекраще­ния строительства серии кораблей пр.41 (впоследствии моряки с "56-х", незаслуженно обижая уникальный ко­рабль, говорили о "вибрировавшем «Неустрашимом»: "Нюшка" завиляла кормой", заменяя благородное морс­кое "корма" на более обиходное сухопутное полунепри­личное словечко).

Еще в декабре 1956 г. был окончен проект модерни­зации ЭМ, предусматривавший его зенитное перевоору­жение и усиление противолодочного вооружения. Под­пись гл. наблюдающего ГУК ВМФ по пр.41 капитана 1 ранга М.А.Янчевского на чертежах появилась только в мае 1957 г., а в завод корабль встал осенью следующего, 1958г.

Вместо четырех АУ СМ-16 «Неустрашимый» полу­чил такое же количество счетверенных зенитных автоматов СМ-20-ЗиФ. Количество 45-мм стволов при этом уве­личилось вдвое. На грот-марсе заняла свое место незначи­тельно отличавшаяся внешне от опытного образца антенна серийной РЛС "Фуг-Н", а на палубах носовой и кормовой надстроек, на специальных площадках — совершенно не­похожие на предшественников АП РЛС сопровождения "Фут-Б". Со средней надстройки исчезли снятые к тому времени с вооружения 25-мм автоматы 4М-120.

Взамен также снятых с вооружения бомбометов на юте установили побортно две 16-ствольных палубных ре­активных бомбометных установки РБУ-2500. ГАС "Пегас-2" уступила место усовершенствованной модели — "Пегас-2М". Подпалубные бомбосбрасыватели ликвиди­ровали, минные скаты сместили ближе к ДП.

За счет переноса в корму носовой переборки отсе­ка, занятого ранее бомбосбрасывателями, увеличили объем кубрика №8, что позволило дополнительно разме­стить в нем 5 чел.

На фок- и грот-мачтах появились АП аппаратуры госопознавания "Никель-К" и "Хром-К". На СПН-500 вместо АП РЛС "Якорь-М" установили "Якорь-М2", внешне отличавшуюся несколько большими габаритами, а на боковых стенках основания СПН смонтировали по­сты станции радиотехнической разведки "Мачта П-4". Демонтирован был снятый с вооружения теплопеленгатор "Солнце", на освободившемся месте установили ан­тенну навигационной РЛС. Заканчивали изменения в экс­терьере корабля появившиеся рядом с мачтами на носо­вой и кормовой надстройках не очень эстетичные, но со­вершенно необходимые рубки, в которых находились ВЧ-блоки РЛС "Риф" и "Фут-Н".

На ЭМ появилась и не предусмотренная проектом модернизации, а устанавливавшаяся на кораблях по спе­циальному решению ВМФ и МСП "оморяченная" армей­ская РЛС П-10, призванная заполнить некоторый пробел в возможностях "флотских" станций.

Выполнение модернизационных работ на «Неустра­шимом» не отличалось повышенной интенсивностью, так как в этот период командование ВМФ было в большей сте­пени озабочено судьбой многочисленных серийных ЭМ. Только последовавшее в ноябре 1960 г. сокращение кора­бельного состава несколько ослабило загрузку судоремон­тных предприятий ВМФ, но одновременно появилась не­обходимость осуществить переоборудование большого количества кораблей, что также отвлекало значительные силы и средства. Тем временем, проведя у заводской стен­ки почти полтора года, герой нашего рассказа ранней вес­ной 1960 г. возвратился к активной деятельности.

В мае, покрасовавшись в парадном строю на Не­вском рейде — состояние корабля после окончания ре­монта было отличным, поэтому его и направили в Ленин­град, — «Неустрашимый» вернулся в Балтийск и начал подготовку к серьезному испытанию океаном. К августу ЭМ был готов к новому дальнему походу. На этот раз ему предстояло "посетить" Средиземное море.

В августе «Неустрашимый» оставил Балтийск, вы­шел через Ла-Манш в Атлантику, направляясь к Гибрал­тару. Пройдя проливом, корабль вошел в Средиземное море. Заход в Черное море и Севастополь не планировал­ся, поэтому после короткого пребывания в средиземно­морских водах «Неустрашимый» вокруг Португалии, мимо Бискайя совершил переход к Ла-Маншу и до на­ступления сентября возвратился в Балтийск.

В сентябре 1960 г. в биографии корабля, которым тогда командовал капитан 3 ранга Б.В.Иванов, произошел эпизод, о котором стоит рассказать немного подробнее.

Тогда на XV сессию Генеральной ассамблеи ООН направлялась советская правительственная делегация. Председатель СМ СССР Н.С.Хрущев решил через Атлан­тику "идти морем" — то ли не доверял свою драгоцен­ную жизнь "Аэрофлоту", то ли захотел ощутить прелести морского путешествия. Для доставки высокого пассажи­ра предназначался турбоэлектроход «Балтика», сопровож­дение которого в Атлантический океан возлагалось на корабли КБФ. Среди этих кораблей оказался и герой на­шего повествования. 9 сентября «Балтика», приняв на борт Н.С.Хрущева и сопровождающих его лиц, вышла из Балтийска в эскорте боевых кораблей.

Трое суток «Неустрашимый» шел с турбоэлектро­ходом, сопровождая его до Британских островов, даже несколько дальше —до 7-го град. ЗД. Все участники "опе­рации" после возвращения в Балтийск получили красоч­но "оформленные" мастерами на все руки из политуправ­ления флота "грамоты", в которых, в частности, было написано: "...За успешное выполнение задачи Председа­тель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев объявил бла­годарность всем офицерам, старшинам и матросам, в т.ч. и Вам, в радиограмме: "Командирам эскортировавших кораблей, офицерам и матросам. Выражаю благодарность за сопровождение, желаю счастливого плавания и благо­получного возвращения на родину. Н.С.Хрущев, 12 сен­тября 1960г."

Несмотря на вполне нормальную службу на флоте за кораблем прочно закрепилась репутация неудачника, зародившаяся еще во время его затянувшейся постройки и обросших легендами длительных испытаний. Такое ре­номе, хоть и не имевшее для своего возникновения серь­езных оснований, видимо, оказало влияние и на командо­вание флота, которое предпочитало пореже вспоминать о «Неустрашимом» и находилось в большем спокойствии, когда он мирно стоял у стенки. Служившие на ЭМ вспо­минают комфортные по сравнению с другими кораблями бытовые условия, что, по иронии судьбы, также служило аргументом в пользу его пребывания в базе, а не в море.

На 1962 г. «Неустрашимому» спланировали капи­тальный ремонт, 21 мая эсминец встал к стенке судоре­монтного завода "Тосмаре" в Лиепае, покинуть которую ему удалось только перед наступлением 1964 г. — 23 де­кабря 1963 г. Следующие три года, возвратившись в со­став БЭМ КБФ, «Неустрашимый» вновь активно плавал — до октября 1967 г., когда вновь начался капитальный ремонт корабля. 6 января 1969 г., пройдя по каналу, со­единяющему акваторию завода "Тосмаре" с водами за­лива, ЭМ направился из Лиепаи в Балтийск.

До осени 1969 г. «Неустрашимый» входил в состав 176-й БЭМ и базировался по-прежнему на Балтийск. В октябре ЭМ, последние годы уже не часто выходивший в море, получил первое и последнее "боевое" повреждение. Во время зачетных стрельб бригады «Неустрашимый» буксировал артиллерийский щит. Стрелял ЭМ 56-го про­екта «Спешный». Выпущенный им 130-мм практический снаряд пробил надводный борт в районе кормовой над­стройки и прошел навылет, оставив в корпусе сквозную пробоину. По счастью, никто из членов команды не пост­радал.

Летом 1970 г. ВМФ Польской народной республи­ки праздновал свое 25-летие. По приглашению командо­вания польского флота в июне отряд кораблей КБФ под командованием первого заместителя ГК ВМФ адмирала В.А.Касатонова совершил визит в ПНР. В состав отряда, кроме флагмана — учебного КР «Киров» (командир — капитан 1 ранга В.П.Макаров), а также СКР, был вклю­чен и «Неустрашимый», которым командовал капитан 2 ранга В.М.Демкин. Для ЭМ это был последний загранич­ный поход.

Годовщину революции «Неустрашимый» встречал уже в Лиепае. Некоторое время ЭМ входил в состав но­вого оперативного соединения — бригады ракетных ко­раблей, базировавшейся на Балтийск. Осенью 1972 г. ЭМ переводится в 166-ю бригаду учебных кораблей ДКБФ, ба­зировавшуюся на Кронштадт.

Бригада по корабельному составу была весьма мощ­ным соединением. В нее входили тогда 8 ед.: 3 КР — «Ки­ров», «Железняков» и «Адмирал Ушаков»; 2 новых учеб­ных корабля специальной постройки пр.1886У — «Боро­дино» (штабной корабль бригады) и «Гангут»; СКР «Барс» (пр.50) и 2 морских ТЩ пр.266 (для сравнения: сформированная на Балтике в январе 1971 г. 12-я дивизия имела 15 боевых кораблей). Вместе с «Неустрашимым» в бригаду учебных кораблей перешел КР «Комсомолец», а (Железняков» и «Адмирал Ушаков» возвратились в бое­вой состав БФ.

Оставшиеся 2 года своей службы «Неустрашимый» покидал кронштадтскую стенку только для "отбывания но­мера" на парадах в Ленинграде (кронштадтцы за глаза на­зывали корабль "Неуходимым", вернув к жизни ироничес­кое прозвище, данное ЭМ на заводе более 20 лет назад).

В последний раз «Неустрашимый» появился на Неве осенью 1973г. По возвращении в Кронштадт корабль был 25 января 1974 г. выведен из боевого состава флота, про­шел консервацию и встал к одной из причальных стенок. Как выяснилось, ненадолго. Через месяц (22 февраля — как своеобразный подарок ко Дню Советской Армии и ВМФ) Москва прислала "вердикт": корабль разоружить и "ликвидировать" установленным порядком. Моряки и рабочие Кронштадтского Морского завода, чертыхаясь и поминая недобрым словом начальство, лишь месяц на­зад требовавшее законсервировать корабль по всем пра­вилам — "на века", начали демонтаж оружия, вооруже­ния, секретной аппаратуры. В середине апреля произош­ло расформирование команды ЭМ. Еще более года «Не­устрашимый», переданный в Отдел фондового имущества, простоял в полном запустении.

Но многострадальному кораблю удалось еще раз сослужить службу флоту, хотя и несколько необычным образом. На борту ЭМ Центральная киностудия Мини­стерства Обороны провела съемки учебного фильма, по­священного борьбе за живучесть. На верхней палубе бу­шевал настоящий пожар, который, хотя и был успешно потушен в соответствии со сценарием, практически пол­ностью уничтожил надстройки. Вскоре корабль отбукси­ровали из Кронштадта в Ленинград — на Турухтанные острова, в Угольную гавань ленинградского Лесного пор­та, где он еще довольно долго простоял в ожидании раз­делки на металл на базе "Главвторчермета".