Артиллерия

 

Главный калибр

 

1. 305-мм (или 304,8 мм), 12-дюймовыми оруди­ями длиной 45 калибров типов Мк5 и Мк6 были воору­жены линейные корабли типов "Саут Каролина", "Делавер" (Мк5) и "Флорида" (Мк6). Эти орудия разработали в 1905 г, и они являлись развитием 305-мм/40 орудий Мк4, которые устанавливались на пос­ледних сериях американских броненосцев-преддредноутов. (Здесь и далее, согласно принятой во флоте СУПА системе, в качестве длины ствола в калибрах указыва­ется длина нарезной части, без зарядной каморы).

Конструктивно орудие типа Мк5 представляло собой удлиненный вариант орудия предыдущего типа Мк4. Позднее на базе Мк5 разработали орудие Мк6 (модификация Мк5, имеющая вместо шести семь скреп­ляющих колец).

В свою очередь, существовало несколько моди­фикаций орудия Мк5, которые незначительно различа­лись между собой деталями конструкции и техническо­го исполнения. На всех кораблях эти орудия размещались в двухорудийных башнях. Замки орудий обслуживались вручную. Башни на линейных кораблях типа "Саут Каролина" имели обозначение Мк7 и стали первыми американскими башнями, на которых все силовые приводы были электрическими. Конструктивно это была модификация башен броненосцев "Айдахо" и "Миссиссиппи", адаптированная для размещения бо­лее длинных орудий. Важным изменением стала новая система прицелов орудий главного калибра, когда прицельные трубы были жестко связаны со стволами орудий и выводились наружу "вбок", через бортовые броневые плиты башен. Ранее прицельные трубы рас­полагались под специальными прикрытиями — колпа­ками в задней части башен. Такое расположение тре­бовало специальной синхронизации, но все равно какая-то степень рассогласования с орудиями была не­избежна, и точность огня заметно страдала — особенно на больших дистанциях и при залповой стрельбе.

Новая система была призвана исправить эти не­достатки. Данные из центрального артиллерийского по­ста передавались в башни, каждому орудию придавал­ся свой угол возвышения, однако с прицелами обоих орудий работал один наводчик. В задней части башни устанавливался аналогичный третий прицел для гори­зонтального наведения башни.

Встречаются утверждения, что боковое располо­жение прицелов явилось следствием опасения, что ра­бота наводчиков в "верхнем колпаке" нижней башни будет невозможна при стрельбе возвышенной башни. Но пря­мых подтверждений этому нет, по крайней мере, сам Главный конструктор У. Кэппс не выска­зывал озабоченности подобной проблемой. Кроме того, прицел горизонтальной наводки сохра­нил свое расположение в задней части башни, в том числе и на линкорах следующих серий.

Дальнейшая модифика­ция этой башни привела к появ­лению модели Мк8; эти башни имели несколько иную форму и размещение внутренних меха­низмов. Они устанавливались на дредноуты типов "Делавер" и "Флорида".

После Вашингтонского соглашения, когда 4 дредноута, вооруженные этими артсистемами исключили из состава флота, часть их орудий переда­ли армии США и использовали в береговой обороне. В этом ва­рианте орудия монтировались в установке с предельным углом возвышения 47°, что увеличило предельную дальность стрельбы до 27432 м. В конце второй ми­ровой войны, часть этих орудий продали Бразилии, и по некото­рым сведениям они до сих пор стоят на вооружении в системе береговой обороны.

2. 305-мм (12") орудиями длиной 50 калибров типа Мк 7 были вооружены линейные ко­рабли "Вайоминг" и "Аркан­зас", а также "экспортные" дредноуты "Rivadavia" и "Moreno", построенные в США для Аргентины. Орудие было разработано в 1910 г.. Длина ствола (нарезной части) состав­ляла 49,5 калибра. Американцы не следовали британской техно­логии проволочной намотки для крупных орудий, и их орудия со­стояли из стальных труб, лейнера и нескольких скрепляющих обручей и колец. Использовался затвор Вейлина с ручным уп­равлением. Флот был недоволен малой живучестью стволов лин­коров предыдущих типов, по­этому начальная скорость снаряда, первоначально составлявшая 899 м/с, была уменьшена. Как и предыдущие, эти орудия имели равномерную нарезку с шагом 1 оборот на 25 калибров. За долгую службу линкоров типа "Вайоминг" (особенно "Арканзас") было разработано порядка 20 моди­фикаций орудия 305-мм/50, ко­торые отличались в основном второстепенными деталями конструкции и технического ис­полнения. Кроме того, от моде­ли к модели менялась крутизна нарезки, составляя 1:32 у Мк7-3 и 1:50 у Мк7-1.

На кораблях эти орудия размещались в шести двухорудийных башнях Мк 9. Более длинные и тяжелые орудия потребовали устройства в качестве противовеса более длинных и объемных зад­них частей башен, в которых размещалось по 26 снаря­дов — для первой фазы боя. Дополнительная баланси­ровка достигалась размещением в тыльной части башни 305-мм броневой плиты.

Традиционные башенные механизмы были пере­проектированы, с целью обеспечить заряжание орудий на любом угле возвышения. Новое устройство потре­бовало более объемного и тяжелого барбета.

Подача боезапаса осуществлялась в одну ста­дию, т.е. без перегрузочного отделения. Нижние сна­рядные подъемники не имели силовых приводов и тре­бовали значительного числа людей для ручных операций с тяжелыми снарядами. Пороховые заряды хранились в погребах на нижней палубе и подавались наверх, в боевое отделение через шлюз, в котором од­новременно могла быть открыта только одна дверь — либо верхняя (в башню), либо нижняя (в погреба). Та­ким образом обеспечивалась пожаро- и взрывобезопасность установки.

В 1942 г. "Арканзас" прошел модернизацию, при этом башни главного калибра были существенно модифицированы. В результате предельный угол воз­вышения орудий главного калибра увеличился вдвое, — до 30°, максимальная дальность стрельбы бронебой­ным снарядом (АР) возросла до 24900 м. При этом за­ряжание осуществлялось на постоянном угле 0°.

Боезапас главного калибра на всех американс­ких линкорах с 305-мм артиллерией составлял по 100 снарядов на орудие.

 

Управление огнем главного калибра

 

До начала первой мировой войны флот США гордился своими успехами в артиллерии. При стрель­бах дивизии линкоров на дистанции в 18000 метров в течение 2 минут удавалось достигнуть 19 попаданий в цель. Но большим шоком для американцев в 1918 г. было осознание недостатков в своей артиллерийской части по сравнению с английским флотом. Британский опыт в сочетании с активными собственными разработ­ками дал мощный толчок развитию методов управле­ния огнем, в результате чего во второй мировой войне США оказались лидером в этой области.

До первой мировой войны в американском фло­те на артиллерийских учениях было принято стрелять полными бортовыми залпами (то есть, в среднем, десятиорудийными) — считалось, что так удобнее коррек­тировать огонь. Британцы придерживались прямо про­тивоположного мнения и обычно стреляли половинными залпами (в среднем — по 5 орудий), но залпы следовали чаще — четыре 5-орудийных залпа за 50 секунд, и цель поражалась быстрее. Кроме того, на совместных учениях в 1918 г. выяснилось, что амери­канский артиллерийский огонь, особенно на предель­ных дистанциях, характеризуется большим рассеяни­ем, чем британский — впрочем, это было более характерно для линкоров с 356-мм орудиями, чем с 305-мм. У дредноутов первых серий, однако, наблюдалась другая "болезнь" — из-за близкого расположения глав­ных паропроводов к погребам средних башен порох в этих погребах имел другую (более высокую) темпера­туру. Это приводило к изменению его метательных ха­рактеристик и увеличению рассеяния снарядов в залпе.

С этими явлениями стали интенсивно бороться, и уже к концу 1918 г. для "Нью Йорка", например, раз­брос снарядов в залпе на предельную дистанцию умень­шился вдвое — с 730 до 360 метров (Бюро Вооружений сообщало, что секрет заключался в уменьшенной на­чальной скорости снаряда). Однако полное решение этой проблемы затянулось до конца 20-х годов.

Для более полного освещения особенностей уп­равления огнем на американских дредноутах следует немного подробнее остановиться на британской прак­тике. На американцев произвело большое впечатление внимание англичан к проблеме массирования огня. Это внимание было стимулировано Ютландским опы­том, когда выявилось, что 4 или даже 8 кораблей не всегда могут эффективно сосредоточить огонь на 1-2 це­лях. К 1917 г. англичане считали, что, добившись тако­го умения хотя бы для 2 дивизий линкоров, они могли бы их огнем эффективно разорвать и смешать боевую ли­нию противника, как это делал Нельсон. Исходя из этой задачи и стали теперь тренировать линейный флот.

Линкоры вели огонь целыми дивизиями, при этом головной или второй корабль в колонне служил как "мастер", управляющий огнем всей дивизии. Каждый корабль, определив среднюю дистанцию по показани­ям нескольких своих дальномеров, передавал ее на дру­гие корабли дивизии по радиосети, связывавшей артил­лерийские посты кораблей, где, таким образом, как бы совместно велась артиллерийская прокладка положе­ния и курсов — своего и противника. Кроме того, дан­ные о дистанции передавались на предыдущий и следу­ющий корабли в колонне зрительно, с помощью "range-clocks" — обращенных вперед и назад по курсу больших циферблатов с движущимися стрелками-ука­зателями, напоминающими часы. Располагались они в верхней части мачт. Для передачи нужного угла гори­зонтальной наводки (т.е. поворота башни) на боках башен и барбетов накрашивались огромные, видные издалека деления шкалы — "deflection scales". Ко­рабль -"мастер" давал залп, затем стрелял следующий корабль, но смещая точку прицела на 400 ярдов, и т.д.. Все наблюдатели-корректировщики огня на кораблях дивизии могли наблюдать за падением снарядов.

Разброс по времени между залпами кораблей ди­визии мог составлять около 15 секунд и определялся пе­риодом бортовой качки — залп следовало давать при вертикальном положе­нии корабля, а заставить несколько линкоров ка­чаться на волнах в оди­наковой фазе — задача нереальная.

Часть американс­ких офицеров признавала, что, хотя по своим ос­новным принципам американская система управления огнем более прогрессивна, англича­не, развивая свою систему, достигли больших практических успехов. Американцы быстро оце­нили удобство использо­вания "range-clocks" и "deflection scales" и обо­рудовали ими свои лин­коры, действовавшие в европейских водах с Гранд-Флитом.

Вообще говоря, для любой системы уп­равления огнем главной задачей является точное определение положения и относительного курса кораб­ля противника к моменту будущего залпа — с учетом бортовой и килевой качки и времени, которое снаряд! затрачивает на полет к цели. В обоих флотах — ив Англии, и в США — применялся принцип центральной наводки орудий главного калибра, но техническая реали­зация этого принципа и способы практического расчета будущего положения цели сильно разнились. В общем случае задача определения будущего положения дви­жущейся цели в постоянно меняющихся условиях тре­бует решения дифференциального уравнения. В бри­танском флоте при этом использовалась геометрическая аппроксимация, упрощавшая задачу, и результаты были сведены в таблицы Дрейера. В американском же флоте с 1917 года появился уникальный прибор (заказанный годом ранее), секреты которого ревниво охранялись на протяжении всех меж­военных лет. Американцы считают, что именно он по­служил основой для громадного улучшения их техники управления огнем и во вторую мировую войну, вклю­чая такие выдающиеся образцы, как универсальные центральные автоматы стрельбы (ЦАСы) 1940-х гг. и авиационные прицелы "Норден". Это был разработан­ный фирмой Форд аналоговый электромеханический компьютер, способный "в реальном масштабе време­ни" решать дифференциальное уравнение, непрерывно учитывая постоянные изменения данных. Исходная идея этого прибора произошла от британского "стола Полэна" — прибора, в небольшом количестве исполь­зовавшемся в британском линейном флоте с начала войны. Этот прибор позволял поддерживать высокую кучность огня на таких дистанциях, на которых ранее это могла обеспечить лишь корректировка с воздуха.

В американской системе управления огнем данные о цели вначале передавались в центральный артиллерийский пост в глубине корабля, где на их ос­нове и вырабатывались данные о направлении и дис­танции для выстрела. При этом одновременно велась прокладка, позволяющая, — по крайней мере в тео­рии, — тут же учитывать и корректировать ошибки. Хотя отдельные прицелы и дальномеры на надстрой­ках и были относительно уязвимы, центральный ар­тиллерийский пост был надежно защищен, так что — опять-таки, хотя бы в теории — система как целое име­ла хороший запас живучести.

Роль ЦАСа в бронированной башенке на верху боевой рубки у американцев сводилась, по существу, к звену в системе передачи данных, дополнительно обес­печивавшему увязку залпов башен между собой и с качкой корабля. В английской системе того времени было наоборот — основную работу производил верх­ний директор, а роль нижних помещений сводилась к передаточному звену. Американские офицеры счита­ли, что их система сложнее и требует более опытных и обученных операторов, но в принципе имеет большие возможности, чем у англичан. Направление, в котором пошло развитие систем управления огнем линкоров в 20-е - 30-е годы, показало правоту американцев.

Другим интересным вопросом в плане обмена опытом было — какие команды дистанционно передаются системой наведения к орудиям. В американском флоте в 1917 г. это был только угол возвышения ору­дий. В экстренных случаях, например, при внезапном боевом столкновении считалось, что каждая башня бу­дет вести огонь самостоятельно (и даже по разным це­лям). В британской системе "слежения за указателем" артиллеристам в башни передавался угол горизонталь­ной наводки, а к 1918 г. и угол вертикальной, и коман­дир мог установить цель для всех орудий, воспользо­вавшись специальной колонкой целеуказания в боевой рубке. В конце 1917 г. Бюро Вооружений начало уста­навливать соответствующие прицелы и индикаторы, чтобы обеспечить такие возможности и на американс­ких кораблях. Новые системы были смонтированы на дредноутах "Саут Каролина", "Мичиган", "Норт Да­кота", "Флорида", "Юта", "Вайоминг" и "Нью Йорк" в процессе заводских ремонтов, на остальных дредноу­тах эту работу провели выездные ремонтные команды техников Бюро Вооружений.

Интересно, что в британской системе отсутство­вала обратная связь, то есть система моментальной передачи данных о положении башен (по углу горизон­тальной наводки) обратно в пост управления огнем, хотя американские линкоры имели эту аппаратуру с 1917 года. По этой причине английские корабли при стрельбе обнаруживали большие неточности и раз­брос залпов по направлению, чем американские, хотя точной наводки по дистанции (вертикальной) они до­бивались быстрее.

Хотя основные элементы новых систем управле­ния огнем размещались внутри корабля, отличительной их внешней чертой стало появление новых длиннобазовых дальномеров. Некоторые дредноуты еще до 1917 г. уже имели подобные инструменты на крышах башен главного калибра (с вращением независимо от враще­ния башни), теперь были установлены большие дально­меры на верхних мостиках кораблей.

 

Противоминная артиллерия

 

1. В период проектирования линейных кораблей типа "Саут Каролина" достаточно много специалистов считало, что атаки линкоров в океане миноносцами ма­ловероятны из-за малой автономности и мореходности этих кораблей. Отчасти из-за таких взглядов, а отчасти из-за ограничений по водоизмещению, установленных Конгрессом, противоминная артиллерия на линкорах типа "Саут Каролина" была ограничена 76-мм калиб­ром, хотя и была довольно многочисленной (22 орудия). Аналогичное решение было воплощено на британском "Дредноуте". В обоих флотах почти сразу оно было подвергнуто серьезной критике и пересмотрено на сле­дующих сериях линкоров.

76-мм орудие (точное значение калибра - 76,2-мм) обладало важными достоинствами: скорострель­ностью и быстротой наводки, однако мощь действия его снаряда была явно недостаточной, и это стало оче­видно для всех еще до начала первой мировой войны. Общий вес установки доходил до 4,3 т, боезапас кораб­лей составлял 300 снарядов на орудие. По мере роста размеров эсминцев эффективность противоминной ба­тареи "Саут Каролина" становилась все более и более сомнительной, но затесненность проекта не позволила исправить этот недостаток и ус­тановить более крупные ору­дия. Напротив, во время вой­ны было снято 8 орудий, чтобы скомпенсировать дополнитель­ный верхний вес, появившийся в результате модернизаций.

Сама по себе 3"/50 (76,2-мм) пушка моделей Мк2 - Мк8 была испытанным оружием, появившимся в американском флоте еще в 1898 году. Она имела множество модифика­ций и устанавливалась на са­мых различных кораблях, включая миноносцы, крейсе­ра, броненосцы и даже подвод­ные лодки (так называемые "мокрые" установки моделей Мк6-4, 5, 6 и 7). По мере выпус­ка орудие совершенствовали, повышая его скорострель­ность. Ко времени строитель­ства дредноутов разработали модификации Мк5 и Мк6, с по­луавтоматическим вертикальным затвором Дриггса-Эсбъюри. Предельная дальность стрельбы составляла 13350 м при угле возвышения 43°, однако в казематной установке углы вертикальной наводки были ограниче­ны пределами от —10° до +15°. Орудие использовало унитарные патроны.

Недовольство малой эффективностью 76,2-мм снарядов при стрельбе по крупным эсминцам привело к переходу на более крупный калибр уже на следующей серии линейных кораблей. Резкое увеличение размеров кораблей позволило установить на линкорах типа "Делавер" 127-мм противоминную артиллерию.

2. 127-мм (5")/50 противоминные орудия разра­ботки 1900 года. Это были мощные орудия с раздель­ным заряжанием, длинным стволом и очень настильной траекторией полета снаряда, позволявшие уверенно по­ражать миноносцы на больших дистанциях. Установки, в которых стояли орудия, имели обозначение Мк 9 (вес 9253 кг) и Мк 12 (вес 8482 кг). При угле возвышения 25° предельная дальность стрельбы для снаряда весом 22,7 кг составляла 17370 м, но казематная установка ограничивала углы вертикальной наводки пределами от —10° до +15°. Боезапас кораблей составлял 240 сна­рядов на орудие. Что касается самих пушек, то на ли­нейные корабли устанавливались орудия 2 модифика­ций — Мк 5 и Мк 6, отличавшиеся деталями конструкции и технического исполнения.

Они заслужили высокую оценку артиллеристов флота, и на базе этого орудия было разработано еще более удачное орудие Мк7 127-мм/51, на долгие годы ставшее стандартным противоминным орудием амери­канских линкоров.

3. 127-мм (5")/51 противоминное орудие Мк7. Впервые эти орудия были установлены на 4 линкорах двух следую­щих серий — "Флорида", "Юта", а затем "Вайо­минг" и "Арканзас".

Орудия отличала очень высокая скорость и настильность траектории снаряда, и, как следствие, высокая точность огня. В основном благодаря этим качествам орудия Мк 7 флот США в 20-30 гг. воздержался от перехода на более крупный калибр противоминной батареи, в отличие от многих дру­гих флотов. Высокие ха­рактеристики орудия при­вели также к широкому его использованию в бе­реговой обороне. Только в самом конце 30-х гг.. эти орудия, как и "корот­кие" (25 калибров) 127-мм зенитные пушки, ста­ли вытесняться новыми 127-мм/38 универсальны­ми орудиями Мк12.

По конструкции орудия Мк 7 были подобны пре­дыдущим 127-мм/50 Мк 6 и состояли из стальных труб, лейнера и скрепляющих обручей. Замок системы Смита-Эсбъюри открывался в сторону. Что касается самих стволов, то они также имели несколько модификаций. Модификация Мк 8 отличалась несколько измененной зарядной каморой. Существовали также модификации Мк 14 — Мк 8 с другим лейнером, и Мк 15, - Мк 14 с увеличенным объемом зарядной каморы и хромирова­нием канала ствола для замедления износа. Практичес­ки во всех этих орудиях применялось картузное заряжа­ние, лишь у модификации Мк 8-9, предназначенной для подводных лодок, оно было раздельно-гильзовым.

Установки, в которых монтировались орудия, имели обозначение Р13 и Р15, их вес составлял от 10,2 до 12,1 тонны. При угле возвышения 45° предельная дальность стрельбы составляла 18420 м, но казематная установка ограничивала углы вертикальной наводки пределами от —10° до +20°, поэтому предельная даль­ность стрельбы противоминных батарей линкоров рав­нялась 14490 м. Боезапас кораблей составлял 240 сна­рядов на орудие.

Значительная мощность 127-мм бронебойного снаряда позволяла рассчитывать на него и при стрель­бе по легкобронированным целям, вроде легких крей­серов или же надстроек тяжелых кораблей.

Использование в 30-х гг. "Вайоминга" на учениях в качестве корабля артиллерийской поддержки мор­ской пехоты показало также, что 127-мм/51 орудие об­ладает большой эффективностью для решения задачи артиллерийской поддержки десанта.

 

Управление огнем противоминной артиллерии

 

Несмотря на высокие характеристики орудий противоминной батареи, при учебных стрельбах до се­редины 20-х годов американцам обычно не удавалось достигнуть высоких результатов, характерных для стрельб главным калибром.

Причина состояла, главным образом, в несовер­шенстве методов управления огнем — свое отставание от англичан в этом вопросе американцы обнаружили в 1918 г. До сих пор на американских линкорах противо­минные орудия наводились индивидуально, хотя и в со­ответствии с целеуказаниями, получаемыми от офице­ров групп управления огнем (ночью — также и прожекторами). Сами эти группы находились на верх­них площадках решетчатых мачт. При знакомстве с британской практикой на американских специалистов произвела большое впечатление система управления огнем противоминной батареи с помощью приборов фирмы "Виккерс", и было предложено внедрить эту си­стему на американском линейном флоте. Система Виккерса частично автоматизировала процесс управления огнем, введя принцип "follow the pointer" — "слежения за указателем", как для крупных орудий. При этом ору­дия были снабжены индикаторами, связанными с элек­тромеханическим аналоговым компьютером в башен­ке директора. Преимущества этой системы были очевидны также в смысле возможности наведения ору­дий, если их наводчикам мешали брызги или дым.

В октябре 1917 г. Бюро Вооружений решило ус­тановить по 4 ЦАСа системы "Виккерса" (по 2 на борт) на всех дредноутах, по мере того как они будут прохо­дить ремонт. Реально по 2 ЦАСа ставилось на носовой надстройке на мостике, и еще один — на верхней палу­бе дальше в корму, в районе кормового траверза казе­мата противоминной батареи. Благодаря этим мерам эффективность противоминных батарей линкоров была значительно улучшена. В качестве недостатка от­мечалось, что выбранные позиции ЦАС-ов оказались слишком низкими и страдали от брызг.

 

Зенитная артиллерия

 

Впервые американские дредноуты получили зе­нитную артиллерию в период первой мировой войны. Это были 2-4 76-мм/50 орудия (точное значение калибра 76,2-мм), разработанные в 1908 г.

Существовало множество модификаций этого орудия (Мк10, Мк17, Мк18, Мк20, Мк21 и Мк22), отличавшиеся деталями конструкции и технического ис­полнения, однако все они имели полуавтоматический вертикаль­ный клиновой затвор и использо­вали унитарные патроны. Для по­вышения живучести ствола его канал имел хромовое покрытие.

Установки, в которых монтировались эти орудия, имели обозначения Мк11, Мк20, Мк22 и Мк24. Разница заключалась не столько в ха­рактеристиках, сколько в дета­лях конструкции и техническо­го исполнения. Вес установок составлял 3,0 - 4,2 т, пределы углов вертикальной наводки от —15° до +85°. При этом макси­мальная дальность стрельбы (при угле возвышения 45°) рав­нялась 13350 м, максимальная досягаемость по высоте 9266 м. К началу второй мировой вой­ны это орудие считалось уже устаревшим, но продержалось на вооружении до конца войны благодаря введению снарядов с временным взрывателем и ра­дарных дальномеров, резко по­высивших его эффективность. После модернизации в 1942 г. "Арканзас" получил новые счетверенные 28-мм/74 зенитные установки Мк11, прозванные "чикагскими пианино", а также одиночные 20-мм/70 установки "Эрликон" различных модификаций, из которых наиболее распространенной была Мк4. В 1943 г. "чикагские пиа­нино" были заменены более эффективными и надежны­ми счетверенными 40-мм/56 установками "Бофорс" Мк2. Это были современные орудия, использовавшие унитарные патроны и автоматическое заряжание (обой­мы). Все эти три типа орудий являлись стандартными американскими зенитными артсистемами второй миро­вой войны.

Кроме перечисленных систем, на вооружении американских линкоров в разное время состояли тяже­лые 12,7-мм пулеметы "Браунинг" с воздушным ох­лаждением ствола. Они имели следующие характери­стики: вес пули 45,5 г, начальная скорость 893 м/с, скорострельность до 850 выстр./мин., дальность стрельбы до 6770 м., досягаемость по высоте 4570 м. Кроме них, на кораблях имелись 7,62-мм пуле­меты "Браунинг" и "Льюис" различных модификаций, как с водяным, так и с воздушным охлаждением ство­лов. Пули этих пулеметов имели вес 9,8 г, начальную скорость до 850 м/с, скорострельность до 700 выстр./ мин. и дальность эффективного огня не более 1000-1500 метров. К началу второй мировой войны это ору­жие относилось в основном к категории "моральной защиты"; чаще всего оно складировалось в базе или на борту — в арсенале корабля, и устанавливалось и ис­пользовалось крайне редко, в основном для указания трассирующими пулями направления на цель.