ВВ-29 "Норт Дакота"

 

Линейный корабль "Норт Дакота" (ВВ-29) зало­жили 16 декабря 1907 г. на верфи "Фор Ривер Шипбилдинг Компани" в Куинси, штат Массачусетс спустили на воду 10 ноября 1908 г. Его крестной матерью была мисс Мэри Бентон. По окончании достройки на плаву 11 апреля 1910 г. в Бостоне дредноут был принят в со­став американского флота. Первым командиром ко­рабля стал коммандер Чарльз П. Планкетт.

Как и первые три американских дредноута, пер­вые годы "Норт Дакота" провел в составе Атланти­ческого флота, время от времени уходя в дальние по­ходы, а большую часть времени занимаясь боевой подготовкой и участвуя в учениях флота у Восточно­го побережья США и в Карибском море. В свой пер­вый трансатлантический поход линкор вышел 2 ноября 1910 г. Посетив порты Англии и Франции, корабль вернулся к берегам США, чтобы принять участие в серии зимних и весенних маневров флота в Карибских водах. Летом 1912 г. линкор совершил учебный поход вдоль побережья Новой Англии с кадетами Военно-морской академии.

1 января 1913 г. "Норт Дакота" участвовал в по­четном эскорте бразильского корабля "Natal", доста­вившего в Нью-Йорк тело умершего в Бразилии посла США У.Рейда, а летом 1913 г. вновь совершил учеб­ный поход с кадетами Военно-морской академии вдоль Восточного побережья США.

Весной 1914 г. гражданская война в Мексике привела к обострению отношений с США, и для защи­ты своих граждан и их собственности "Норт Дакота" направили в мексиканские воды. Дредноут прибыл в Вера-Крус 26 апреля 1914 г., через 5 дней после высадки в городе американских оккупационных сил. В последую­щие месяцы корабль нес службу у мексиканского побережья, пока к власти в Мексике не пришло более стабильное правительство. После этого линкор вернулся в Норфолк 16 октября, когда в Европе уже шла война.

Последующие 2 с половиной года "Норт Дакота" в составе ли­нейных эскадр Атлантического флота проводил интенсивную бое­вую подготовку у Восточного по­бережья США, в основном вблизи Нью-Йорка. Особое внимание уде­лялось тренировке артиллерийских расчетов и подготовке корабель­ных специалистов различного про­филя, поскольку война в Европе вызвала к жизни целый ряд обширных кораблестроительных программ, и чис­ленность флота быстро возрастала. В 1917 г. корабль прошел обширную модернизацию с заменой силовой установки. На линкоре установили зенитную артилле­рию — два 76-мм орудия на площадках поверх опор шлюпочных кранов. На носовой решетчатой мачте ус­тановили восьмиугольный "противоторпедный пост", изменили расположение прожекторов, увеличили чис­ло и мощность радиостанций.

Вступление США в первую мировую войну в ап­реле 1917 г. застало линкор в Чесапикском заливе, где он проводил артиллерийские стрельбы. Как и на других дредноутах, на "Норт Дакота" провели соответ­ствующие "мобилизационные" мероприятия — умень­шили количество горючих материалов на борту, боль­шую часть шлюпок сняли и установили спасательные плоты и т.п. Однако "Норт Дакота" не был отправлен в Скапа Флоу, и вместе с новейшими нефтяными лин­корами остался нести службу у побережья Новой Анг­лии, периодически проходя ремонты и небольшие мо­дернизации на верфях. В 1918-1919 гг.. на корабле, как и на однотипном "Делавере", произвели ряд усовер­шенствований для учета опыта минувшей войны. Мо­дернизация включала усиление броневой защиты крыш башен и боевой рубки, установку новых систем и приборов управления огнем, увеличение площади откры­тых мостиков. Топы мачт с новыми приборами, как и на "Делавере", стали крупнее, приобрели четыреху­гольную форму и получили прикрытие от непогоды. В боевой рубке, по опыту англичан, установили приборы целеуказания для башен главного калибра. Количе­ство 76-мм зенитных орудий увеличили до четырех.

Как и на других линкорах, в сентябре 1919 г. было принято решение снять все противоминные 127-мм орудия, находившиеся ниже верхней палубы, кроме двух в кормовом каземате. Взамен планировали уста­новить новую противоминную артиллерию в двухорудийных башнях на верхней палубе. Но очень скоро раз­работка этих башен столкнулась с серьезными трудностями, и уже в ноябре последовал приказ уста­новить все орудия на прежние места.

Осенью 1919 г. "Норт Дакота" вновь направил­ся через Атлантику в Европу — 13 ноября он вышел из Норфолка, чтобы доставить на родину тело умершего в США итальянского посла. Выполнив эту печальную миссию, линкор совершил поход по Средиземному морю, посетил Афины, Константинополь, Валенсию и Гибралтар, после чего вышел в обратный путь, чтобы успеть принять участие в ежегодных весенних манев­рах флота в Карибских водах.

Следующий год корабль провел у Восточного по­бережья, занимаясь боевой подготовкой и периодичес­ки заходя на верфи для мелкого ремонта. Летом 1921 г. он принимал участие в обеспечении знаменитых опытов армии и флота по бомбардировке с воздуха трофейных германских кораблей у мыса Вирджиния, когда в ре­зультате бомбардировки были потоплены линейный корабль "Остфрисланд" и крейсер "Франкфурт". Корабли стояли не­подвижно, не вели зенитный огонь, не уклонялись от бомб и, не имея экипажей, не боролись за живу­честь, а потому быстро пошли ко дну, что произвело большое (и не вполне оправданное — по указан­ным причинам) впечатление на об­щественность.

Следующие два года ко­рабль провел в маневрах с линей­ным флотом, которые на лето пре­рывались дальними учебными походами с кадетами Военно-мор­ской академии в Аннаполисе. Осо­бенно насыщен визитами был по­ход 1923 г., когда линкор посетил Скандинавию, Шотландию и Ис­панию. Однако биография корабля близилась к завершению. В 1922 г. по Вашингтонскому соглашению о сокращении морских вооружений в списки кораблей, подлежащих исключению, попал и "Норт Дакота".

22 ноября 1923 г. в Норфолке линейный корабль "Норт Дакота" был выведен из состава действующе­го флота. Но поскольку относительно новый корпус, механизмы и системы находились в хорошем состоя­нии, решили не разбирать его сразу на металл, а ис­пользовать в качестве радиоуправляемого корабля-мишени для тренировки артиллеристов и летчиков. Благодаря турбинной установке "Норт Дакота" луч­ше подходил для этого, чем однотипный "Делавер". Схема переоборудования была уже отработана, по­скольку недавно такой же переделке был подвергнут старый броненосец "Айова".

С корабля сняли вооружение, часть брони и все ненужные приборы и механизмы, переоборудовали котлы под жидкое топливо и установили комплект ра­диооборудования, позволявшего кораблю совершать довольно сложные и разнообразные маневры по радио­командам со специально оборудованного эскадренно­го миноносца. Разумеется, стрельба по столь сложной и дорогой "игрушке" велась учебными снарядами-бол­ванками или снарядами с уменьшенным содержанием взрывчатого вещества, однако вес и энергия «линкоровского» снаряда сами по себе были способны вызвать значительные повреждения, так что жизнь корабля в но­вом качестве не могла быть долгой.

В последующие несколько лет переоборудован­ная "Норт Дакота" участвовала во многих учениях фло­та и авиации. Результаты опыта сочли положительными, поэтому после Лондонского морского соглашения, ко­торое привело линейные силы США к дальнейшему со­кращению, по подобной же схеме переоборудовали и ли­нейный корабль ВВ-31 "Юта", и он заменил изрядно поврежденный многочисленными стрельбами "Норт Да­кота", который 7 января 1931 г. исключили из состава флота, а 16 марта 1931 г. продали на слом. Турбинная установка корабля, смонтированная при модернизации в 1917 г., находилась в хорошем состоянии и избежала повреждений при стрельбах, и при разборке она была сохранена и установлена на линейном корабле "Нева­да" при его модернизации в 30-х гг.