Бронированные авианосцы Королевского флота

 

Своим появлением на свет бронированные авианосцы типа «Илластриес» обязаны двоим офицерам — Третьему Морскому Лорду, контролеру ВМФ контр-адмиралу Реджинальду Дж. Гендерсону и Первому Морскому Лорду адмиралу Альфреду Четфилду. В 30-х годах нацистская Германия начала ускоренную подготовку к войне, что вызвало в Англии серьезную тревогу. В 1936 году была принята новая кораблестроительная программа, которая, наконец, выводила Королевский Флот из блаженной летаргии, в которой он пребывал два десятилетия. Планирова­лось построить 2 линкора, 2 авианосца и 7 крейсеров, не считая мелких кораблей. Такого рывка Адмиралтейство не соверша­ло со времен Первой Мировой войны, а потому немудрено, что кораблестроительный отдел просто захлебнулся в груде черте­жей. Еще не была завершена работа над деталировкой зало­женного в прошлом году «Арк Ройяла», как от конструкторов потребовали чертежи новых авианосцев. Самым разумным ре­шением в такой ситуации была бы закладка однотипных с «Арк Ройялом» кораблей, однако Гендерсон имел на сей счет особое мнение.

Опытный моряк, он ранее командовал авианосцем «Фьюриес», а потом первой английской эскадрой авианосцев. Гендер­сон сразу решил, что для войны в Европе требуется принципи­ально новый тип авианосца. Этому кораблю предстояло дей­ствовать в Северном и Средиземном морях, где неприятель рас­полагал множеством авиабаз и достаточно слабыми флотами. А потому главным противником нового авианосца становились ба­зовые бомбардировщики и единичные крупные артиллерийские корабли. Именно эта исходная точка дает нам ключ к понима­нию многих специфических особенностей конструкции данного типа кораблей.

Пикирующие бомбардировщики? О таком чуде света в Анг­лии просто не ведали. Базовые торпедоносцы? Это у кого и сколько? Авианосцы? Да, «Беарн» противник серьезней неку­да... Зато вполне реальной представлялась возможность по­пасть под удар 30 — 50 горизонтальных бомбардировщиков.

Отсюда появление неслыханно мощной дальнобойной зе­нитной артиллерии — 16 стволов на тот день имел далеко не каждый корабль. Отсюда и бронированная полетная палуба — попадание бомбы не должно мешать полетам. Правда, по со­вету специалистов Королевских ВВС решили ограничиться за­щитой от 500-фн бомб, но тогда более крупные бомбы были редкостной диковинкой. Ближнюю ПВО обеспечивали 8-ствольные пом-помы, которых было целых 6 штук, что тоже казалось очень много... Частые шторма в Северной Атланти­ке привели к тому, что бортовые элеваторы всерьез не рас­сматривались. Ограничение количества самолетов Гендер­сон не считал большим недостатком, все равно налеты вра­жеской авиации планировалось отбивать зенитной артилле­рией. Тактическое предназначение корабля продиктовало и несколько необычный состав авиагруппы. Сейчас об этом за­бывают, но долгое время соотношение торпедоносцев и ис­требителей на британских авианосцах равнялось 5 : 1. Адми­ралтейство явно планировало использовать свои авианосцы в качестве «убийц линкоров». Их Лордства не угадали. Впро­чем, кто может провидеть будущее? Разве в том же 1945 году сторонники «Его Величества Авианосца» могли предвидеть появление ракетных крейсеров «Слава» и «Киров» — «убийц авианосцев»?

Словом, Гендерсон выдвинул революционную концепцию, Четфилд его поддержал, дело оставалось за малым — спроектиро­вать авианосец. Обычно такая процедура тянется года три. Од­нако железный Гендерсон сделал почти невозможное, проект был готов через 3 месяца. Впрочем, это был не первый пример столь оперативной работы Адмиралтейства. Перед Первой Ми­ровой войной проект «малого броненосного крейсера» «Аретуза» был подготовлен вообще за месяц. Но такая спешка неизбежно приводила и к появлению ряда недостатков, о чем будет сказано ниже. В общем, недолгая предыстория появления шести бронированных авианосцев Королевского Флота, во мно­гом определивших пути развития этого класса кораблей, выгля­дит именно так.

Однако перед англичанами встала еще одна любопытная задача, которая была следствием то ли чрезмерной честности, то ли чрезмерной глупости английских официальных лиц. Со­гласно статье 12(Ь) Лондонского морского договора от 1936 страны-участницы должны были сообщать о данных своих ко­раблей за 4 месяца до закладки. Немцы, ничтоже сумняшеся, сообщили о «Бисмарке» то, что сообщили. Все мы об этом помним. Зато перед англичанами встала задача: как увязать 72 самолета «Арк Ройяла» водоизмещением 22000 тонн и 36 самолетов «Илластриеса» водоизмещением 23000 тонн, да при этом не разгласить сведения о секретной новинке — брони­рованной палубе? Сообщать ложные данные о составе авиа­группы не хотелось. Делать невнятное заявление, что де коли­чество самолетов будет определено позднее в зависимости от типов и размеров новых машин, значило только разжечь лю­бопытство. После долгих колебаний Адмиралтейство и началь­ник отдела кораблестроения нашли приемлемый выход. Было решено сделать заявление относительно численности авиа­группы, исходя из предположения, что используется палубная стоянка, а самолеты будут самыми маленькими среди исполь­зуемых Королевским флотом. Американцы, действуя подобным образом, однажды ухитрились втиснуть на «Лексингтон» целых 120 самолетов. Так появились те же самые 60 самолетов, что и на «Арк Ройяле». Впервые эту басню рассказал «Джейн-38». В последний раз ее повторил И.М. Короткий в книге «Авианосцы и вертолетоносцы», изданной в 1972 году.

Самая продолжительная служба среди шести однотипных авианосцев выпала на долю «Викториеса», именно о нем и пой­дет далее речь.