Хронология службы авианосца «Илластриес»

 

5.4.39    Спущен леди Гендерсон, женой контролера ВМФ, ко­торый настоял на создании этого проекта

.5.40 Приемные и ходовые испытания. Тренировки возле Бермудских о-вов. Приняты 806 (Фулмары) и 815 (Суордфиши) эскадрильи.

22.8.40 Покинул Скапа-Флоу и ушел на Средиземное море под флагом командира авианосного соединения Средиземноморского флота. При переходе через Сици­лийский пролив корабль прикрывало Соединение Н.

2.9.40    Соединился со Средиземноморским флотом. Фул­мары сбили 3 итальянских самолета, Суордфиши ата­ковали Родос

5.9.40   Прибыл в Александрию

17.9.40 9 самолетов 815 эскадрильи потопили итальянский эсминец и 2 торговых судна в гавани Бенгази бомбо­метанием с пикирования. 6 самолетов 819 эскадри­льи поставили мины, на которых подорвались и зато­нули эсминец и 2 торговых судна. Третье было по­вреждено.

.9.40 Прикрывал 2 мальтийских конвоя. Проведена атака Лероса.

.10.40   Поврежден пожаром в ангаре. Самолеты в это вре­мя находились на берегу.

11.11.40 Операция «Джаджмент» — атака итальянского флота в Таранто самолетами 813, 815, 819 и 824 эскадрилий (Суордфиши). 813 и 824 эскадрильи были переведе­ны с «Игла», который из-за повреждений в операции не участвовал. Потеряны 2 Суордфиша, израсходо­ваны 11 торпед. Линкор «Конте ди Кавур» потоплен, 2 линкора повреждены. 806 эскадрилья в течения дня уничтожила несколько самолетов-разведчиков.

26.11.40  Атака Лероса

12.12.40 Атаки германских позиций возле Бардии для под­держки наступления 8 Армии

17.12.40   Бомбежка аэродромов Триполи и Стампалии

21.12.40 Уничтожено несколько торговых судов возле о-вов Керкенна

22.12.40   Атака Триполи

7.1.41    Вышел в море для прикрытия быстроходного кон­воя на Мальту

10.1.41 Тяжело поврежден германскими пикировщиками в 75 милях восточнее Мальты. Вечером прибыл на Маль­ту своим ходом

25.1.41 Прибыл в Александрию для дальнейшего неотлож­ного ремонта

10.3.41 Ушел в Дурбан через Суэцкий канал. Докование в Дурбане для устранения подводных повреждений

12.5.41 Прибыл в Норфолк, США для полного ремонта и мо­дернизации, включая уменьшение кормового свеса, что обеспечило удлинение полетной палубы на 50 фт

28.1.41   Завершил ремонт и модернизацию

2.12.41    Вышел в море вместе с «Формидеблом»

16.12.41    В шторм столкнулся с «Формидеблом», повредил но­совую часть левого борта. После опытов с посадка­ми Спитфайра, оснащенного тормозным крюком, ре­монтировался в Биркенхеде

.3.42 Начались учения совместно с 881 и 882 (Мартлеты) и 810 и 829 (Суордфиши) эскадрильями

23.3.42    Вышел в море для участия в операции «Айронклэд» (оккупация Мадагаскара). Во время перехода в ан­гаре возник пожар (ремонтировался во Фритауне), уничтожено 11 самолетов

5.5.42    Самолеты потопили французскую подводную лодку и вспомогательный крейсер в Диего-Суаресе

6.5.42 Возле якорной стоянки британских транспортов Суордфиш потопил французскую подводную лодку «Ле Эрос»

7.5.42    Диего-Суарес захвачен. В воздушных боях сбиты 7 французских самолетов, потерян 1 Мартлет

лето 1942 Проведены 2 похода в составе Восточного Флота

24.8.42   Единственный авианосец Восточного Флота

.9.42 Прикрывал оккупацию южного Мадагаскара. Неболь­шой ремонт в Дурбане. Операции не проводятся из-за отсутствия кораблей сопровождения

13.1.43    Вышел из Момбасы в Англию для ремонта

7.6.43    Вышел из Биркенхеда после нового увеличения пло­щади полетной палубы, что позволило использовать ее для парковки самолетов. Усилено зенитное воо­ружение, установлены новые артиллерийские рада­ры. Действует в составе Флота Метрополии, проводит испытания новых самолетов

26.7.43   Поход к берегам Норвегии

5.8.43 Сопровождал лайнер «Куин Мэри», на котором Чер­чилль отправился в США, пока корабль не вышел за пределы действия германской авиации. После этого сменил поврежденный «Индомитебл» в составе Со­единения Н. Использование палубной стоянки позво­лило кораблю принять 50 самолетов — 878 и 890 (Мартлеты), 894 (Сифайры) и 810 (Барракуды) эс­кадрильи

19.9.43   Обеспечивал воздушное прикрытие высадки в Салерно вместе с «Формидеблом»

29.11.43 Прибыл в Биркенхед для дальнейшей модернизации. Кормовой свес срезан еще раз. Это дало длину по­летной палубы 740 фт против первоначальных 620 фт. Вместимость палубной стоянки увеличилась

28.11.43    Прибыл в Клайд для учений с новой авиагруппой: 21 торпедоносно-бомбардировочно-разведывательное крыло (810 и 847 эскадрильи, Барракуды] и 15 кры­ло морских истребителей (1830, 1833 и 1837 эскад­рильи, Корсары)

.1.44   Отправлен в Индийский океан

31.1.44   Прибыл в Тринкомали 8.3.44   Поиск японских крейсеров

16.4.44 Вышел из Тринкомали вместе с американским авиа­носцем «Саратога» и 26 другими кораблями для ата­ки Сабанга, Суматра

21.4. 44 Вернулся в Тринкомали. 21 ТБР крыло убыло, при­нял 832 и 851 эскадрильи (Эвенджеры)

17.5.44 Атака нефтеперегонных заводов в Сурабайе, Ява, со­вместно с «Саратогой». Дозаправка в заливе Эксмут, Австралия

21.6.44   Атаковал Порт Блэйр, Андаманские о-ва. Эвенджеры снова заменены Барракудами. В этот день ко­рабль принял 57 самолетов .7.44   Действует вместе с «Викториесом» и «Индомитеблом»

25.7.44 Авианосная эскадра атакует Сабанг. 15 истребитель­ное крыло уничтожило 4 японских самолета, кор­ректировало огонь линкоров. Потерь нет. По завер­шению операции пошел в Дурбан, имея на борту толь­ко 810 эскадрилью для обеспечения ПЛО

14.8.44    Начало ремонта в Дурбане

10.10.44    Ремонт завершен

.11.44 854 эскадрилья (Эвенджеры} заменила Барракуды. Самолеты 1837 эскадрильи переданы 2 другим эс­кадрилья. Корабль передан 1. эскадре авианосцев Британского Тихоокеанского флота

20.12.44 Атака Белаван Дели, так как погодные условия по­мешали атаковать основную цель — Пангкалон Брандан, Суматра

16.1.45    Вышел из Тринкомали, имея на борту 1830 и 1833 (Корсары) и 854 (Эвенджеры) эскадрильи

24.1.45 Британский Тихоокеанский флот атаковал нефтепе­регонный завод Пладжу возле Палембанга. 43 Эвенджера (несущие 172 — 500-фн бомбы) сопровожда­ли 12 Файрфлаев и 50 истребителей с «Илластриеса», «Индомитебла» фланг контр-адмирала сэра Фи­липа Вайэна), «Викториеса» и «Индефетигебла». Налет очень успешный

29.1.45 Атака нефтеперегонного завода Сунджи Геронг возле Палембанга. Еще более крупный успех. Авианосцы потеряли 16 самолетов, сбиты 30 японских самоле­тов, 38 уничтожены на земле. Эти атаки были самой крупной операцией британских авианосцев во Вто­рой Мировой войне. Они имели стратегическое зна­чение, так как японцы потеряли основной источник авиабензина. «Илластриес» легко поврежден 2 по­паданиями 133-мм снарядов с «Кинг Георга V», кото­рый пытался сбить японский бомбардировщик. По­падания в остров и полетную палубу

10.2.45 Прибыл в Сидней (новая главная база БТФ). Стал в док, чтобы определить повреждения центрального вала — последствия повреждений в январе 1941. Вал снят, скорость корабля снизилась до 24 узлов. Что­бы не уменьшать силу эскадры, авианосец сразу вы­шел в море и соединился с эскадрой на о-ве Манус

26.3.45 Началась операция «Айсберг» — захват Окинавы. Британские авианосцы наносили удары по о-вам Сакасима Гунто, чтобы помешать переброске самолетов с Формозы на Окинаву. Британский флот был на­зван Оперативным Соединением 57

6.4.45   Камикадзэ взорвался у борта корабля, сильно по­вредив обшивку ниже ватерлинии и набор 11.4.45   Атаки баз камикадзэ на северной Формозе. С нача­ла операции «Айсберг» за 9 дней боев корабль про­вел 643 самолетовылета. Боевые потери — 9 само­летов, эксплуатационные — 7 самолетов

13.4.45   ОС 57 ушло в бухте Сан Педро, Лейте, для недельно­го отдыха. «Формидебл» сменил «Илластриес» в со­ставе 1 ЭАВ

1.5.45   Вышел с Лейте после ремонта. Выгрузил самолеты на берег и провел ремонт в Сиднее

24.5.45   Вышел из Сиднея в Англию

27.6.45 Прибыл в Розайт для ремонта. Сначала планирова­лась продолжительность ремонта 4 месяца, но после окончания военных действий ремонт продолжался

.6.46 Завершил ремонт. Изменена полетная палуба. Ус­тановлены новое радиооборудование и радары. Во­шел в строй в качестве учебного и испытательного авианосца

1.1947   Выведен в резерв из-за нехватки личного состава

.9.48   Снова вошел в строй. Проводил испытания первого поколения реактивных самолетов

.11.51   Перевозил войска на Кипр во время Суэцкого кри­зиса

.9.52   Учения «Мэйнбрейс». Самые крупные морские уче­ния НАТО на тот момент. Имел на борту 860 голлан­дскую (Си Фьюри) и 824 (Файрфлаи) эскадрильи

осень 1954   Последнее плавание

.12.54   Выведен в резерв в Гарлохе

3.11.56   Продан «Британской железной и стальной корпо­рации»

1957   Разобран