Многоствольные бомбометные установки
Длительные испытания гидролокатора «Асдик», проводившиеся в Англии на протяжении всего межвоенного периода продемонстрировали, что из-за технических особенностей данной аппаратуры (наличия направленного луча с верхней и нижней границами) даже самым надежный контакт с подводной лодкой теряется, когда корабль приближается к цели ближе чем на 90-140 м. В то же время атака обычными глубинными бомбами требовала непосредственного прохождения над целью, на что, в зависимости от скорости корабля уходило от 10 до 18 секунд. Еще от 8 до 28 секунд, в зависимости от типа бомбы и глубины погружения ПЛ, уходило на погружение глубинных бомб на заданную глубину. За это время подводная лодка могла значительно изменить свои курс, скорость н глубину погружения. В этих условиях наиболее логичным выходом стала разработка противолодочного оружия, стреляющего вперед по курсу корабля.
Первые эксперименты но созданию подобного оружия стали проводиться в Англии в начале 30-х годов, однако из-за дефицита бюджета ВМС они были прекращены в 1934 г. Идее суждено было возродиться в начале войны, и после успешных испытаний на британском ЭМ «Весткотт» в конце 1941 г. на вооружение королевского флота поступил многоствольный бомбомет «Хеджехог» («Еж»). Уже через год им было оснащено более 100 кораблей британского ВМФ и значительное количество американских кораблей. В конце 1943 г. первые корабли, вооруженные «Хеджехогами» (тральщики типа «AM»), поступили на вооружение ВМФ СССР. Всего же к концу Второй мировой войны наш флот пополнился 71 кораблем, оснащенным МБУ.
«Хеджехог» представлял собой специальную платформу, оснащенную 24 неподвижными штоками (6 рядов по 4 штока в каждом). Платформа (общий вес установки ок. 13 т) при помощи электромоторов могла поворачиваться на 25-30 градусов в стороны от диаметральной плоскости корабля и в последних модификациях имела стабилизацию по крену. Для защиты от волн установка имела специальный кожух. Габариты и вес платформы были таковы, что, как правило, она размещалась вместо или сразу позади носового орудия. Необходимость демонтажа части артиллерийского вооружения или серьезной модернизации стала препятствием для оснащения «Хеджехогами» эскадренных миноносцев, действовавших в составе главных сил британского и американского флотов.
Боевое применение бомбомета осуществлялось следующим образом. На каждый шток надевалась специальная глубинная бомба (вес - 29,5 кг, вес ВВ - 15,9 кг торпекса, скорость погружения - 6,7-7,2 м/с) с контактным взрывателем. Электрически инициируемый пороховой выбрасывающий заряд обеспечивал выстреливание бомбы на расстояние около 200 м (на последних модификациях до 250 м). Выстреливались бомбы (или как их тогда называли в советском ВМФ «реактивные противолодочные мины» - РПМ) попарно с интервалом 0,1-0,2 секунды с целью уменьшения силы отдачи. Весь залп установки осуществлялся за 1,5-2 секунды, перезарядка - за 3 минуты. В зависимости от скорости атакующего корабля залпом из «Хеджехога» покрывался эллипс с осями от 37 до 41 м. При попадании в подводную лодку хотя бы одной контактной бомбы происходил подрыв всего залпа.
Теоретически «Хеджехог» давал противолодочным силам целый ряд важных преимуществ. К ним относилась возможность длительного и непрерывного поддержания контакта с атакуемой лодкой, отсутствие демаскирующих атаку взрывов глубинных бомб в случае промаха и полную уверенность в уничтожении цели в случае попадания, однако на практике все оказалось гораздо сложнее. Зачастую сблизившись на дистанцию залпа, корабль терял контакт с ПЛ из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС. Это происходило в тех случаях, когда глубина погружения ПЛ оказывалась более 122 м, причем необходимо отметить, что погружение на глубину до 200 м было основным приемом уклонения германских ПЛ. Кроме того, новое оружие оказалось пораженным целым комплексом «детских болезней». Во-первых, на подготовку к выстрелу уходило достаточно много времени, поскольку бомбы оснащались сложной системой предохранителей. Во-вторых, пороховые заряды требовали высокого качества изготовления и тщательного ухода. На Северном флоте, в частности, отмечались их периодические отказы из-за отсырения, а также неисправности запальных мостиков. В-третьих, бомбы, выпущенные из установок ранних модификаций, могли сталкиваться друг с другом, вызывая тем самым подрыв залпа и ложное впечатление об успешности атаки. То же происходило при стрельбе в районах с небольшими глубинами в случае удара бомб о каменистое дно.
В других случаях бомбы, напротив, рассеивались в залпе на большее расстояние, чем рассчитывалось, в результате чего при встрече с целью взрывалась лишь часть бомб, а это не имело для ПЛ фатальных последствий. Так, 5 сентября 1944 г. при атаке ТЩ «Т-116» германской ПЛ «U-362» в Карском море в первом залпе взорвалось только 8-10 РПМ, в третьем (второй упал мимо цели) - 4;. В-четвертых, весьма значительное время ушло на выработку тактических приемов применения «Хеджехога», поскольку первоначально, в подавляющем большинстве случаев, атакующие корабли имели в момент залпа слишком большую скорость хода. Впоследствии, после накопления достаточного опыта стрельбы выяснилось, что наиболее эффективной скоростью в момент залпа является 6-7-узловая. В результате, первый случай уничтожения подводной лодки залпом из «Хеджехога» имел место только в ноябре 1942 г., и только к началу 1944 г. после решения всех технических и тактических проблем бомбомет стал подлинно эффективным оружием1. Таким образом, появление и широкое внедрение многоствольных бомбометов не произвело переворота в противолодочной борьбе. Обычные глубинные бомбы, сбрасываемые с кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов, до конца войны оставались главным видом оружия противолодочных кораблей.
В советском флоте, не имевшем эффективной системы проверки боевых донесений, «Хеджехог» получил весьма высокую оценку. В отчетах отмечалось, что «в процессе боевого использования установки Мк 10 («Хеджехог» -прим. М.М.) и Мк 20 («Маустрэп» - прим. М.М.) показали высокие тактико-технические данные и явились весьма эффективным средством борьбы с ПЛ противника, несмотря на ряд недостатков в материальной части».
В 1949 г. «Хеджехог» был воспроизведен отечественной промышленностью под наименованием МБУ-200, на базе которого в 1956 г. разработали и приняли на вооружение МБУ-600 с дальностью стрельбы до 650 м. В качестве боеприпасов для МБУ использовались бомбы Б-30 и Б-30М соответственно с весом ВВ 13 и 14,4 кг, контактным взрывателем КВМ и скоростью погружения 7 м/с.
Большой вес установки и сила отдачи при залпе не позволяли разместить «Хеджехог» на кораблях небольшого водоизмещения. Специально для них в США в 1942 г. был разработан реактивный бомбомет «Маустрэп» («Мышеловка») имевший две модификации (Мк 20 и Мк 22), отличавшихся количеством направляющих — 4 и 8 соответственно. Каждый корабль или катер, оснащенный «Маустрэном». вне зависимости от его модификации получал комплект из двух бомбометов, располагавшихся побортно перед мостиком. В ходе военных действий ВМФ СССР пополнился 78 большими охотниками типа «БО-1», оснащенными установками Мк 20, а после окончания войны в Европе - 43 тральщиками типа «YMS» с таким же вооружением.
Бомбомет представлял собой параллельно расположенные наклонные рельсовые направляющие, неподвижно закрепленные на палубе. Наведение установки на цель осуществлялось корпусом корабля, стабилизация отсутствовала. Первоначально для пес были разработаны специальные реактивные бомбы весом 39 кг, но поскольку заряжать их даже при среднем волнении моря оказалось физически тяжело, вскоре перешли к использованию бомб «Хеджехога», в полую хвостовую часть которых закладывался заряд твердого топлива. Дальность стрельбы из «Маустрэна» достигала 274 м, а залп 16 бомбами из двух установок Мк22 перекрывал отрезок длинной 73 м.
Проблемы, связанные с освоением «Маустрэпа», примерно соответствовали случаю с «Хеджехогом». 3 января 1944 г. американский ЭМ «Тэрнер» - один из 12 кораблей типа «Бэнсон», получивших па вооружение установки Мк 22, взорвался в результате случайного срабатывания контактного взрывателя реактивной бомбы и последовавшего пожара. Что касается боевого применения данной нестабилизированной установки со сравнительно малым числом выбрасываемых бомб, то, как отмечал известный американский военно-морской историк С. Морисон, «бомбомет «Мышеловка» имеет на своем счету незначительное число попаданий в обоих (Атлантическом и Тихом - прим. М.М.) океанах»23. Несмотря па это «Маустрэп» довольно часто применялся большими охотниками СФ н стал первым образцом союзного противолодочного вооружения, принципиальная конструкция которого была воспроизведена в Советском Союзе. Уже в 1945 г. на вооружение нашего флота поступил счетверенный реактивный бомбомет РБУ (дальность стрельбы до 260 м) с глубинной бомбой РБМ (вес - 56 кг, вес ВВ - 25 кг, скорость погружения - 3,2 м/с). По сути дела РБМ представляла собой обычную малую бомбу БМ-1 с гидростатическим взрывателем К-3, к которой пристыковывалась хвостовая часть от реактивного снаряда PC-132. Технические решения, апробированные в сухопутной реактивной установке залпового огня М-13, широко использовались и в конструкции РБУ. И все же большая масса бомбы и выбранный тип взрывателя вряд ли обеспечивали эффективное применение нового противолодочного оружия. Любопытно отметить, что начато работ по созданию отечественных реактивных глубинных бомб конструкции инженера М.Н. Тверского приходится на 1933-1939 гг., но тогда руководство НК ВМФ отдало предпочтение шточному бомбомету БМБ-125.
Наиболее совершенным типом многоствольных бомбометных установок Второй мировой войны стал английский трехствольный бомбомет «Сквид», поступивший на вооружение в 1943 г. По сути дела он являлся составной частью первого в истории противолодочного комплекса, куда кроме него входила новейшая гидроакустическая станция «асдик-147». Комплекс оказался сравнительно дорогим. По этой причине па вооружение ВМФ США он так и не был принят, а из-за сложности изготовления к концу войны в составе ВМФ Великобритании насчитывалось лишь 60-70 кораблей оснащенных им - фрегатов типа «Лох» с двумя бомбометами на носовой надстройке и корветов типа «Касл» - с одним.
Принципиальное отличие комплекса основывалось на возможности нового «асдика» определять не только направления и расстояния до атакуемой ПЛ, но и глубину ее погружения. Ввод данных о глубине цели осуществлялся в аппаратуру бомбомета до момента выстрела в автоматическом режиме, на основании чего происходила дистанционная установка часовых взрывателей глубинных бомб (вес -177 кг, вес ВВ - 94 кг минола, скорость погружения - 13,3 м/с, максимальная глубина - 274 м). Максимальная дальность стрельбы «Сквида» составляла 250 м. При падении бомбы образовывали треугольник со сторонами 37 м, что фактически соответствовало площади, поражаемой 24-бомбовым залпом «Хеджехога». В случае, если корабль был оснащен двумя бомбометами, глубина подрыва бомб, выпущенных из разных бомбометов, отличалась на 18 м. По оценкам западных специалистов вероятность уничтожения цели залпом одного МБУ данного типа оценивалась в 25%, двух - в 40%.
Фрегаты и корветы, оснащенные «Сквидами», принимали участие в обеспечении «северных» конвоев в 1944-1945 гг., и, по-видимому, были осмотрены советскими специалистами. В 1955 г. на вооружение ВМФ СССР поступил реактивный противолодочный комплекс «Ураган», куда входили комплект приборов управления стрельбой ПУСРБ, пятиствольный реактивный бомбомет РБУ-1200 и реактивная глубинная бомба РГБ-12, В отечественном комплексе с ПУСРБ можно было осуществлять дистанционное наведение направляющих в вертикальной плоскости, что обеспечивало дальность стрельбы от 400 до 1450 м. Глубинные бомбы РГБ-12 (вес - 71,5 кг, вес ВВ - 32 кг, скорость погружения 6-8 м/с) первоначально комплектовались гидростатическими взрывателями К-3 или К-3М, а с 1954 г. — контактно-дистанционными взрывателями КДВ, обеспечивавшими подрыв бомбы на глубинах от 10 до 330 м. Меньшая по сравнению с бомбой «Сквида» площадь поражения РГБ-12 частично компенсировалось большим числом стволов РБУ-1200 (в носовой части малых противолодочных кораблей монтировались две или даже четыре пятиствольпые установки).