НЕМЕЦКИЕ МИНОНОСЦЫ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
К началу третьего года войны Средиземное море для Германии представлялось перспективным театром военных действий, на котором немецкая армия могла вполне успешно проявить себя, развивая быстрое наступление моторизованных и танковых соединений экспедиционного корпуса генерала Роммеля в Северной Африке. Действия Роммеля напрямую зависели от успешности снабжения войск через море - эта задача становилась основной для немецко-итальянского флота и авиации, которым приходилось вести жестокую борьбу с британским Средиземноморским флотом. В свою очередь англичане также имели тяжелое бремя аналогичной задачи -снабжение по морю, из Гибралтара, своих военных баз на Мальте и частично в Александрии, в Египте. Несомненно, что проведение конвойных операций как с одной, так и с другой стороны не могло обойтись без участия большого количества эскортных кораблей, и в том числе эскадренных миноносцев. Наиболее подходящим для длительного сопровождения кораблям этого класса помимо охраны конвоев от авиации, торпедных катеров и подводных лодок пришлось вступать еще и в артиллерийские дуэли с кораблями противника своего же класса. Когда в сентябре1941 года англичане начали осуществлять операцию «Halberd» по проведению конвоя на Мальту они привлекли для эскортирования помимо других кораблей 18 эсминцев. В их числе шли уже ставшие известными в британском флоте «Cossack», «Oribi», «Zulu» и польский «Piorun». Против этого конвоя, покинувшего Гибралтар 24 сентября 1941 года, итальянский флот выставил в море 11 подводных лодок. В море выходили также 2 линейных корабля, несколько крейсеров и 11 эсминцев. В одном из боев британские эсминцы «Gurktia» и «Legion» потопили итальянскую субмарину «Adua».
9 ноября 1941 года итальянские эсминцы «Fulmine», «Grecale», «Euro» и «Libeccio», шедшие в охранении конвоя «Duisburg», были застигнуты превосходящими британскими силами соединения «К» («Force К») и все были потоплены или сильно повреждены в жестоком артиллерийском бою.
Потери несли и наши противники. 14 июня 1942 года, во время проведения обеими сторонами поисковой операции в Сирте произошло быстротечное столкновение легких сил, в котором наш торпедный катер «S-55» под командованием старшего лейтенанта Beбepa-(Oberleutnant zur See 2. S. Weber) отправил на дно британский эсминец «Hasty». На следующий день англичане потеряли героя Дюнкерка эсминец «Bedouin», потопленный итальянскими крейсерами. А во время операции «Pedestal» в августе 1942 года - последней конвойной операции англичан на Мальту в течение третьего года войны - помимо авианосца «Eagle» они потеряли еще и эсминцы «Ithuriel» и «Foresight».
«HERMES» - ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ЭСМИНЕЦ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
Когда в мае 1941 года немецкие войска успешно наступали на Балканах в Саламине (Salamis) в доке был захвачен греческий эсминец «Basileos Georgios I». Он был построен в Англии в Гуле в 1937-1938 годах. Имел водоизмещение 1625 тонн и под двумя турбинами мог развивать скорость до 35 узлов, имея мощность на валах 34 тысячи л.с. Он был вооружен четырьмя орудиями 120-мм калибра и двумя немецкими 4-трубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. Помимо этого он получил также несколько зенитных 20-мм автоматов, которые были установлены на нем позже, частично уже во время наступления вермахта. 20 апреля 1941 года, находясь в' доке, эсминец был потоплен немецкими самолетами, но быстро отремонтирован, укомплектован экипажем и 21 марта 1942 года введен в строй немецкого флота под обозначением «ZG-3». Летом он получил к тому же еще и другое имя - «Hermes». Первым командиром эсминца «Hermes» стал капитан 1-го ранга Йоханссон (Kapitan zur See Rolf Johannesson), назначенный на корабль в марте 1942 года и ранее командовавший эсминцем «Erich Steinbrinck».
Это был первый достаточно крупный немецкий корабль в Средиземном море, и про него говорили, что за ним всегда следовала счастливая звезда. Отправленный в июне в восточную часть Средиземного моря, «Hermes» много раз сопровождал войсковые и грузовые транспорты из Греции в Турцию и до Крита, а от Крита в Тобрук. Он замечательно показал себя и в борьбе с вражескими подводными лодками, добившись в этом таких успехов, которые не смог показать никакой другой немецкий эсминец.
Во время сопровождения конвоя в Турцию «Hermes» осенью 1942 года обнаружил у Дарданелл британскую, бывшую греческую, подводную лодку «Triton». Благодаря его точным указаниям немецкий сторожевой корабль «UJ-2102», получивший приказ атаковать цель, смог потопить субмарину глубинными бомбами. Несомненно, что решающую роль в этом успехе нужно приписать эсминцу «Hermes».
Одно из наиболее важных заданий эсминец «Hermes» выполнил в начале своей службы - 2-3 июля 1942 года корабль вместе с минным заградителем «Bulgaria» участвовал в минно-заградительной операции в Эгейском море. Когда случилась беда с немецкой подводной лодкой «U-83» капитан-лейтенанта Крауса (Kapitan-leutnant Kraus), внезапно застигнутой 7 августа в районе Хайфы британскими бомбардировщиками и сильно поврежденной, командир эсминца «Hermes» утром 8 августа получил радиограмму следующего содержания: «Hermes» попутно выполнить. Прибыть рандеву завтра рано утром». Эсминец с честью выполнил задачу. Он нашел субмарину и на буксире привел ее 18 августа в Саламин.
В течение третьего военного года эсминец «Hermes» прекрасно себя проявил. Четвертый военный год ожидал его с неменьшими удачами. Под командованием Йоханссона эсминец прошел сотни миль в качестве эскортного корабля конвоируя транспорты между Салониками, Пиреем и Киренаикой. Трудное испытание ему пришлось выдержать 22-24 сентября 1942 года, когда он сопровождал от бухты Suda на Крите к Тобруку в Северной Африке танкер «Rondine» с бензином для танков и самолетов Роммеля. На танкере механизмы были в неисправности. Дважды они выходили из строя, и танкер терял ход. Все же «Hermes» вместе с итальянским миноносцем «Orso» смогли успешно закончить переход, несмотря на непрекращающиеся атаки бомбардировщиков, сбросивших множество бомб и на пикировании обстреливавших танкер и оба корабля сопровождения. Плотным заградительным огнем с кораблей были сбиты и повреждены, несколько самолетов. Ценный груз был доставлен в Тобрук.
А уже 9-11 октября «Hermes» участвовал в минно-заградительной операции на подходах к южному побережью Крита. Боевая задача также была успешно выполнена.
В первые дни ноября «Hermes» вышел флагманским кораблем эскортного соединения в составе "Итальянских эсминцев «Freccia» и «Folgore» и миноносцев «Ardito», «Uragano», «Lupo». Они сопровождали из Пирея в Бенгази транспорты «Col di Lana», «Mualdi» и танкер «Portofino». На переходе конвой был несколько раз атакован бомбардировщиками, но вполне благополучно прибыл к месту назначения.
В это время немецкая армия вела тяжелые бои как на восточном фронте против русских, так и в Северной Африке у Эль-Аламейна. К концу января 1943 года 8-я армия генерала Montgomery оказалась уже в Триполи. Напряженность боев не могла сказаться на действиях флота. В феврале механизмам эсминца потребовался ремонт, и когда фронт в Африке переместился в Тунис эсминец на короткое время для ремонта перешел в Саламин.
2 апреля 1943 года на эсминце сменился командир. Йоханссона сменил капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel), имевший большой опыт плавания на миноносцах и эсминцах и до этого командовавший эсминцем «Z-29». Первой задачей нового командира было подготовить корабль для эскортных плаваний с транспортами в Тунис. Необходимо было перевести корабль в зону операций. После прохода Коринфского канала, маршрут эсминца пролегал через Ионическое море вокруг южной оконечности Италии в Тирренское море до Салерно, куда он прибыл 4 апреля.
16 апреля, уже в Салерно, эсминец был атакован самолетами. На следующий день атака повторилась. В это время командир получил приказ срочно загрузить на эсминец мины. Речель, в ответ на запрос штаба о требуемом времени погрузки, сообщил, что ему необходимо 10 часов. Вместе с минами прибыл и боевой приказ: «В течение ночи, к утру 19 апреля загрузиться минами. Поставить оперативное минное заграждение по середине Сицилийского пролива и один ряд мин отдельно». Около 15.30 дня 19 апреля эсминец «Hermes» вышел на первую минную постановку в западном Средиземноморье. Вскоре прозвучала боевая тревога, но встреченные суда оказались итальянскими торпедными катерами. Следующая тревога также оказалась ложной - были обнаружены собственные транспортные самолеты - плывущие в небе шестимоторные великаны. На закате солнца эсминец был уже далеко в открытом море, а около полуночи он приблизился к берегам Сицилии. К этому времени усилились волна и ветер - корабль кренился на 15-20 градусов на борт. Это было опасно для сильно перегруженного минами корабля - в любой момент могли не выдержать крепления мин, и тогда они грозили сорваться со своих штатных мест на минных рельсах и скатиться к борту. Был поднять вопрос о том, чтобы сбросить мины за борт и освободить корабль от перегрузки, однако командир эсминца Речель посчитал, что крен является предельным для остойчивости, но все-таки не критическим. Операцию решили продолжать.
Через полчаса корабельная станция радиоперехвата сообщила командиру, что «Hermes» обнаружен вражескими надводными кораблями. В 01.16 поступило аналогичное сообщение от морского командования из Италии. Вскоре командиру дополнительно сообщили, что самолеты-разведчики 2-го воздушного флота (II Fliegerkorps) обнаружили три вражеских эсминца, которые шли непосредственно на курс встречи с эсминцем, если бы он продолжал сохранять предусмотренное направление. И на этот раз капитан Речель решил не изменять курс и выполнить задание. А вскоре радисты получила сообщение, что дозорная немецкая подводная лодка обнаружила вражеские эсминцы, отходящие к Мальте. Это было на руку немецким морякам, и около 03.35 в предусмотренном приказом месте эсминец начал минную постановку. В 04.15 была сброшена последняя мина. После этого корабль лег на обратный курс. Незадолго до восхода солнца на расстоянии менее мили от борта пролетел один британский «Vickers-Wellington», но было очевидно, что эсминца он не обнаружил. Около 10.00 Капитан Речель приказал поднять ход до полного - было нелишне узнать, на что способен «Hermes», Валы вращались со скоростью 300 оборотов минуту, что соответствовало 30-узловому ходу. Примерно в 14.15 корабль прибыл в Салерно, успешно завершив свое первое задание в западной части Средиземного моря.
21 апреля эсминец «Hermes» около 7 часов утра вышел в Pozzuoli, где предполагалось принять в цистерны полный запас топлива. Но в 08.38 с левого борта был обнаружен перископ подводной лодки. Командир приказал сыграть сигнал боевой тревоги и затем резко повернуть в сторону перископа. В течение минуты команда эсминца в бинокли могла наблюдать бурун уходящего под воду перископа субмарины.
В 08.39 положение лодки и пеленг на нее были точно определены и зафиксированы, что позволило начать атаку. Эсминец лег на курс по определенному пеленгу и в 08.43 произвел сброс первой серии глубинных бомб - пять групп по три бомбы в каждой с установкой глубин между 35 и 50 метрами. На скорости 17 узлов, которая позволяла шумопеленгатору работать устойчиво и без помех, эсминец свернул с боевого курса, и вышел на новый галс для повторения атаки. В 08.50 было произведено второе определение места лодки, и уже через 5 минут эсминец вновь оказался над лодкой. Серия бомб была такой же, но глубина срабатывания взрывателей была установлена между 50 и 75 метров. После этого, сбросив за борт дымовой буй, эсминец опять уменьшил скорость до 17 узлов и удалился на 30 hm (30 гектометров = 3000 метров) от места бомбежки. Здесь командир приказал развернуться и далее двигаться зигзагом. Как позже сообщили плененные члены экипажа субмарины, эсминец разошелся контркурсом с лодкой на расстоянии около 400 метров. При этом подлодка на тихом ходе попыталась резко изменить курс на 25 градусов и оторваться от преследования, рассчитывая, что эсминец не сможет так резко повернуть и поневоле удалится от лодки, потеряв контакт. При увеличении скорости эсминца лодка могла бы также увеличить скорость и увеличить разрыв. Однако капитан 2-го ранга Речель приказал двигаться рывками, уменьшая ход до 17 узлов при включении поисковой аппаратуры. Субмарина была обнаружена поисковым локатором (S-Gerat) на расстоянии 15 hm (1500 метров), глубина на подготовленных бомбах была установлена на 90-120 метров.
Когда на лодке поняли, что они вновь обнаружены, и контакт не потерян, экипаж попытался оторваться от преследования увеличив скорость до 12 узлов и вновь изменив курс. В это время эсминец вновь пошел в атаку, и с него были сброшены с интервалом 10 секунд три группы по три бомбы в каждой. Одновременно с кормы эсминца были сброшены две пары больших глубинных бомб.
Атака не принесли видимых результатов, однако контакт с лодкой не был потерян - она шла прямым курсом и скорость ее определялась акустиками в 3 узла. Эсминец уже готовился к новой атаке, когда вдруг с кормы, с левого борта на расстоянии 30 hm (3000 метров) команда корабля увидела всплывающую лодку - показалась высоко поднятая носовая часть субмарины. Завернув руль в крайнее положение, «Hermes» резко развернулся в сторону лодки. Капитан Речель приказал открыть огонь из орудий и зенитных автоматов. Около 09.35 эсминец привел лодку прямо по курсу, и теперь она была повернута к нему бортом. Орудия эсминца прекратили огонь, но зенитные 37-мм автоматы продолжали стрелять. Лодка уже получила большую пробоину в корпусе в районе орудия, прислуга которого стала прыгать за борт. Примерно в 09.40 на палубе появился экипаж субмарины. Однако она, как об этом сообщил в рапорте Капитан 2-го ранга Речель, продолжала сохранять прежнюю скорость, идя по циркуляции. Это свидетельствовало о том, что, по крайней мере, машинная команда оставалась еще внутри.
Капитан Речель приказал: «Противокорабельная артиллерия: подводную лодку потопить!» («Seezielartillerie: U-Boot versenken!»). Огонь открыли 120-мм орудия и сразу же было отмечено прямое попадание. Лодка стала быстро погружаться, и в 09.47 скрылась под водой кормой вперед.
«Hermes» пошел к месту потопления - предполагалось подобрать экипаж и некоторые обломки, которые свидетельствовали бы о гибели корабля противника. С борта корабля веревочными концами и со спущенного на воду моторного яла были подобраны 20 английских моряков с потопленной субмарины - ею оказалась британская «Splendid». Вскоре подошел посланный с о. Капри (Capri) итальянский тральщик (R-Boot) «AS-226». Он подобрал еще 10 человек, из которых четверо были тяжело ранены. Всего, вместе с подобранными позже, на борту эсминца оказались 40 британских матросов и 5 офицеров.
Около полудня эсминец «Hermes» ошвартовался у южного мола в Pozzuoli. Часом позже на борт поднялись старший морской начальник базы в Неаполе (Marina Napoli) Адмирал Пини (Admiral Pini), который поздравил капитана 2-го ранга Речеля и команду эсминца. После коротко обращения к экипажу адмирал вручил Речелю итальянскую награду - серебряную медаль «За смелость».
После получения топлива эсминец вернулся в Салерно. 23 апреля в адрес командира эсминца прибыла радиограмма-поздравление от командующего объединенными силами на юге (OB-Sud) фельдмаршала Кессельринга (Feldmarschal Kesselring): «За потопление подводной лодки «Splendid» выражаю командиру эсминца и экипажу мою особую личную благодарность».
В ту же ночь, за 5 минут до полуночи был получен оперативный сигнал «Munition». Он означал, что корабль назначается для минно-заградительной операции и должен находиться в готовности к ее выполнению. Ранним утром 24 апреля на эсминец были приняты мины, однако в последний момент командир был вызван на мостик, и ему передали приказ об отмене задачи постановки мин и приказ о срочном выходе в море для доставки войскового подкрепления в Тунис. По этому факту можно судить, насколько ограничены были здесь наши силы - флотилия из пяти эсминцев, действовавшая в этой части моря, действительно творила чудеса и помогла избежать нам многих потерь.
Так или иначе, мины были возвращены на берег. Эсминец «Hermes» стал готовиться к приему на борт солдат. Однако ожидавшийся приказ из штаба морского командования в Неаполе {Marina Napoli) задерживался. Он поступил только на следующий день - 25 апреля в 14.10. Он гласил: «Эсминцу «Hermes» перейти в Салерно, где взять на борт 350 морских пехотинцев для отправки в Тунис. Затем 20-узловым ходом следовать до рандеву с эсминцами дивизии «Pigafetta» и «Pancaldo», которые выйдут из Gaeta. Совершить с ними марш до Trapani. Оттуда 22-узловым ходом следовать к о. Pantelleria и далее в направлении мысов Кар Bass Mustafa и Кар Bon. Прибыть в порт Тунис 26 апреля к 12.00. После выгрузки подразделений вернуться назад к Zambretta, оттуда следовать в Pozzuoli для заправки топливом. О прибытии сообщить. Маяки горят.»
К 17 часам «Hermes» был готов к походу в Тунис. В 17.10 он вышел из гавани. В заданной точке состоялась встреча с итальянскими эсминцами «Antonio Pigafetta» и «Leone Pancaldo», и немецкий корабль присоединился в их строй третьим кораблем (концевым в колонне). Было известно о наличии в воздухе морских разведчиков противника, но пока что отряд не был обнаружен. Только в 01.20, через три минуты после восхода луны, на траверзе левого борта были замечены непонятные отблески и чуть позже услышаны шумы моторов. До 04.40 несколько раз были слышны звуки пролетающих самолетов. В это время отряд, в соответствии с приказом, шел со скоростью 24 узла. Через несколько минут после восхода солнца, без предупреждения из штаба, внезапно появились четыре катера-охотника за подводными лодками, которые вступили в эскорт эсминцев. В 07.15, когда корабли неожиданно оказались в плотной полосе тумана, передний мателот пропал из видимости, и командир эсминца «Hermes» был вынужден ориентироваться по кильватерной струе, надеясь, что строй кораблей сохранится, и столкновения с впередиидущими эсминцами не произойдет. Приходилось также опасаться плавающих мин, поэтому эсминец несколько сбавил скорость. Видимость постепенно улучшалась, и все вздохнули с облегчением, когда в 11.38 в виду корабля показался берег Африки. Через 20 минут «Hermes» увеличил скорость до 28 узлов, нагоняя потерянное в тумане время. Около 13.45 все три эсминца вышли на рейд La Goulette в Тунисском заливе и стали там на якорь. Сразу же началась высадка солдат. И одновременно к борту эсминца подошли парусник и два моторных лихтера, которые доставили на борт эсминца раненных для эвакуации их в Италию.
В 15.42 все три эсминца снялись с якоря для обратного марша. На борту немецкого корабля находились 173 солдата, включая около сотни легкораненых. Уже в 17.07 отряд был обнаружен воздушным разведчиком. В 17.52, когда эсминцы вышли из полосы плотного тумана на чистую воду, они были атакованы 10 самолетами «Hawker» и «Hurricane». Атака была организована весьма умело. Один самолет появился в видимости кораблей с правого борта, а остальные атаковали с левого борта, со стороны солнца, подлетая на высоте не более 600 метров. Корабли немедленно открыли зенитный огонь из всех зениток, а итальянские эсминцы даже из орудий главного калибра. Истребителям-бомбардировщикам (Jabos) пришлось свернуть с курса, и все сброшенные бомбы легли неточно. Только одна из них разорвалась в 50 метрах в кильватерной струе эсминца «Hermes». Через пять минут самолеты прекратили атаку и улетели. Марш кораблей продолжился. Уже перед входом в гавань Trapani корабли вошли в плотную полосу тумана, видимость уменьшилась до 50 метров, и корабли были вынуждены отстаиваться на якоре. Утром 27 апреля, после того, как туман расселся, эсминцы проследовали дальше и рано утром 28 апреля эсминец «Hermes» вошел в гавань в Pozzuoli и ошвартовался у пристани. Переправив на берег всех раненых, эсминец дозаправился топливом и перешел в Salerno.
Вечером этого же дня командир эсминец Речель сообщил командованию, что из-за необходимости ремонта котла до 30 апреля корабль не сможет сохранить боевую готовность. Но в первой половине дня 29 апреля на эсминец доставили сообщение: «Из-за сложной обстановки необходимо совершить еще один поход. Ремонт котла можно будет произвести после возвращения. Немецкое морское командование в Италии». Узнав подробности, капитан 2-го ранга Речель приказал быстро произвести временный ремонт котла, с тем чтобы корабль смог выйти в море и доставить в Тунис еще одно войсковое подразделение из состава полка генерала Геринга (regiments General Goring).
О том, как проходил этот поход можно узнать из позднего рапорта капитана 2-го ранга Речеля в штаб флотилии эсминцев:
«29 апреля во второй половине дня взяли на борт в Salerno 213 солдат и офицеров. В 18.45 согласно приказу прибыли в Pozzuolli. Там корабль соединился с итальянским эсминцем «Leone Pancaldo» и под флагом его командира вышли в Тунис. Марш проходил без происшествий и по графику до 10.12 следующего дня, когда корабли были атакованы 37 истребителями-бомбардировщиками (Jabos) противника. После бомбежки на пикировании, они затем произвели короткую штурмовку - обстрел из пулеметов. Несколько человек были ранены, в их числе - старший помощник (LI). Грот-мачта перебита на половине высоты, позднее верхнюю половину опустили вниз.
11.25. Второе нападение 18 двухмоторных бомбардировщиков, сопровождавшихся примерно 15 истребителями. Атака произведена с высоты около 2000 метров.
11.36. Повторная атака соединения 12 бомбардировщиками, Во время этой атаки «Pancaldo» получил пробоину в борту из-за прямого попадания бомбы. В 2-3 милях от мыса Кар Bon эсминец сильно сбавил скорость. Когда наш корабль обходил его, можно было видеть, что в воде плавают много солдат.
12.10. Третье нападение 18 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Обстреляны, никаких повреждений.
12.24. Четвертое нападение 30 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Несколько разрывов бомб вблизи от бортов эсминца. Доложено о нарушениях в работе машины правого борта. Выведено из строя рулевое управление.
12.50. Пятое и, как оказалось, последнее нападение 16 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Снова несколько разрывов бомб недалеко от бортов. Нарушения в работе обеих машин. Так как я каждое мгновение ожидаю нового нападения, а механизмы довольно сильно повреждены, приказываю направить корабль к виднеющемуся на востоке побережью.
13.15. Обе машины из-за отказа масляных насосов, и вызванного этим перегрева подшипников валов, вышли из строя. Корабль теряет ход. Предварительно приказываю подобрать с воды людей на спасательные плоты. Набирается около 60 человек.
Около 15 часов. Подходит госпитальное судно «Aquileia». Шлюпки с него подбирают людей со спасательных плотов, а также забирают семь раненных матросов с эсминца.
15.55. Три парусно-моторных судна рядом с «Hermes». С двух из них приняты буксирные концы. Медленно приближаемся к берегу. Около 16.20 подходит буксир «Carthago» и корабль охраны гавани «Hermes». «Carthago» передает нам на носовую часть буксир, и примерно в 17.55 корпус эсминца касается грунта совсем рядом с берегом. Мы закрепляемся на месте якорями и начинаем переправлять на берег оставшихся солдат, примерно 150 человек с вооружением и снабжением. Моторно-парусные суда доставят их" в La Goulette.»
Так описывает капитан 2-го ранга Речель последний поход эсминца. Он рассчитывал позже отбуксировать эсминец в La Goulette, но метеорологическая обстановка - ветер около 8 баллов - не позволяла сделать это в течение 1 мая. Следовало ожидать налета бомбардировщиков на якорную стоянку, что и произошло - 15 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern) атаковали корабль 1 мая, еще три атаки имели место в течение 2 мая - с 11 часов дня до вечерних сумерек.
Примерно в 20.30 к эсминцу подошел буксир «Carthago», и «Hermes» наконец снялся с якоря. «Carthago», с его 600 силами, буксировал эсминец со скоростью не более 3 узлов. Поэтому только около 01.30 эсминец смог стать на якорь на восточной части рейда La Goulette. Никто из находящихся на борту эсминца не рассчитывал уже вернуться в Европу на своем тяжело поврежденном корабле. Итальянский «Leone Pancaldo» не пережил этого похода. «Hermes» в тяжелых боях сбил не менее восьми истребителей-бомбардировщиков, а также одного бомбардировщика «Manchester». Следует отметить, что зенитная артиллерия эсминца хорошо показала себя во всех, даже самых трудных обстоятельствах. Впоследствии один из начальников противовоздушной обороны Туниса сообщил, что в, атаках на «Hermes», «Leone Pancaldo» и шедший после них в Тунис «Lampo» участвовали приблизительно 800 (!) самолетов противника. «Leone Pancaldo» и «Lampo» были потоплены в результате бомбовых попаданий. «Hermes» сумел увернуться от всех бомб, сброшенных на него, но, тем не менее, из-за близких разрывов, получил настолько серьезные повреждения, что в конце концов лишился управления и хода.
7 мая капитан 2-го ранга Речель получил приказ затопить «Hermes». Примерно в 08.10 он сообщил об этом экипажу. В 08.32 прозвучал первый взрыв в носовой части, затем была взорвана средняя часть, а потом корма. Первоначально эсминец стал медленно погружаться на ровном киле, но примерно в 09.10 он лег на правый борт, а в 09.25 перевернулся и лег бортом на дно. Своим корпусом корабль, примерно на метр выступавший из воды, перегородил вход в порт по всей ширине. После этого Речель сообщил немецкому морскому командованию в Италии и в Главный морской штаб (ОКМ): «Согласно приказу затопил эсминец «Hermes»!»
Капитан 2-го ранга Речель заканчивает свои воспоминания: «Так окончилась карьера эсминца «Hermes». Все мои мысли остаются с моим верным экипажем, главным образом, с теми сто двадцатью из него, которые должны были остаться в Тунисе».
Для немецкого флота эсминец «Hermes» интересен еще и тем, что оба офицера, командовавшие им во время войны, стали кавалерами Рыцарского креста (Ritterkreuz).
Капитан 1 -го ранга Йоханссон был награжден им 7 декабря 1942 года, когда он уже командовал эсминцем «Hermes». Правда, он был удостоен этой награды, как указывалось в наградном листе, за заслуги в период командования эсминцем «Erich Steinbrinck» - с июня 1938-го по январь 1942 года.
Капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel) был представлен к награждению крестом 8 мая 1943 года - на следующий день после гибели эсминца «Hermes».
10-Я ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ В ЛИГУРИЙСКОМ И ТИРРЕНСКОМ МОРЯХ
Весной 1943 года в северной части Средиземного моря итальянским морским командованием были организованы отдельные 3-я и 4-я эскортные флотилии (3.Geleit, 4.Geleit-Flottille). Летом этого же года обе они были объединены в одну - 3-ю (S.Geleit-Flottille). В состав этих соединений входили трофейные французские корабли, по большей части миноносцы, которые достались итальянскому флоту во время оккупации Франции. На корабли флотилий были возложены задачи сопровождения конвоев и транспортов на маршрутах в итальянской прибрежной зоне, в Северную Африку и вокруг Сицилии. В меру своих возможностей корабли флотилии выполняли поставленные задачи вплоть до капитуляции Италии. После выхода Италии из войны немецкое морское командование приняло 3-ю эскортную флотилию (S.Geleitflottille) в свое распоряжение, заодно включив в нее и доставшиеся немцам бывшие итальянские корабли. Но в январе 1944 года из состава 3-й эскортной флотилии были выделены часть кораблей, которые организовали 10-ю флотилию миноносцев (10.Torpedoboot-Flottille).
Первоначально в состав флотилии были включены бывшие итальянские миноносцы:
ТА-23 (бывший итал. «Impavido») - ? Otto Reinchardt;
ТА-24 (бывший итал. «Arturo») - Kptlt Dereschewitz;
ТА-25 (бывший итал. «Intrepido») - Kkpt Eisenberger;
ТА-26 (бывший итал. «Ardito») - Kptlt Albrand;
ТА-27(бывший итал. «Auriga») - Kptlt Thilo-L von Trtha;
TA-28 (бывший итал. «Rigel») - Kptlt Haberkorn.
Позднее в состав флотилии вошли и другие корабли:
с марта 1944 года - ТА-29 (бывший итал. «Eridano») – Kptlt Schmidt-Troje;
с апреля 1944 года - ТА-30 (бывший итал. «Dragone») – Kptlt Kopka;
с апреля 1944 года - ТА-31 (бывший итал. «Dardo») – Kptlt Burkart;
с июля 1944 года - ТА-32 (бывший итал. «Premuda») – Kptlt Kopka;
с осени 1944 года - ТА-33 (бывший итал. «Corsaro»).
Начальником флотилии был назначен с января 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен (Korvetten-kapitan von Gartzen), до этого командовавший миноносцем Т-25. Буквально за несколько недель до назначения фон Гартцен чудом избежал гибели, когда его миноносец был потоплен 28 декабря 1943 года в Бискайском заливе орудиями английских крейсеров «Glasgow» и «Enterprise». Фон Гартцен, оказавшийся в воде, был подобран и спасен немецкой подводной лодкой.
Операционной зоной флотилии были назначены Лигурийское и Тирренское моря, задачами флотилии оставались по большей части эскортные операции, а также разведка, миннозаградительные операции и поддержка армии на побережье. Оперативно флотилия подчинялась штабу морского командования в Италии, но общее командование осуществлялось командующим миноносных сил немецкого флота, обязанности которого после гибели в декабре 1943 года контр-адмирала Бея временно исполнял капитан 1 -го ранга Вольф (Kapitan zur See Wolff), а с февраля им стал контр-адмирал (позже вице-адмирал) Крайш (Konteradmiral Leo Kreisch).
Боевая деятельность флотилии началась в середине февраля 1944 года. За 10 дней, с 16 по 26 февраля, корабли осуществили четыре минные постановки в Генуэзском заливе. В них участвовали миноносцы ТА-23, ТА-24, ТА-27, ТА-28, ТА-29, ТА-30. Затем последовала минная постановка у северной оконечности Корсики. Следующая минно-заградительная операция «Hecke» проводилась уже в зоне действия английских эсминцев и быстроходных торпедных катеров, угроза атаки которых существовала в любой момент операции.
25-26 марта флотилия совершила переход до Специи, а затем до гавани Portoferraio на острове Эльба. Этот марш был составной частью минно-заградительной операции с кодовым названием «Gazelle», за которой последовали такие же операции «Antilope», «Auster» и «Schimmel».
22 апреля миноносцы флотилии ТА-23, ТА-26 и ТА-29 совершили рейд к Корсике и в 23 часа обстреляли береговые цели в районе Бастии и в гавани.
Следующий выход флотилии состоялся 24 апреля. Миноносцы ставили мины невдалеке от острова Capraia, северо-западнее Эльбы, когда внезапно были атакованы торпедными катерами. Когда их атака была отбита над флотилией появились истребители-бомбардировщики (Jabos) противника. Плотный зенитный огонь не позволил им удачно отбомбиться, к тому же они потеряли три самолета, не добившись успеха. Но и флотилия в этом походе не избежала потерь. Рано утром 25 апреля, обходя остров Capraia с запада, корабли наткнулись на минное поле противника. Миноносец ТА-23 подорвался на мине и получил такую большую пробоину, что остановить поступление воды не представлялось возможным. Миноносец тонул, и поэтому два других - ТА-26 и ТА-,29 - сняли людей с ТА-23, гибель которого была ускорена экипажем. Это была первая потеря 10-й флотилии миноносцев, но уже следующей ночью корабли вновь вышли в поход - ТА-26 и ТА-29, соединившись с прибывшими ТА-27 и ТА-28, произвели разведки западнее все того же острова Capraia.
По опыту первых выходов командиры миноносцев уже могли сделать первые выводы. В своих рапортах они отмечали решительность и стремление к бою своих экипажей, однако указывали на слишком большое число новобранцев и на недостаточность опытных моряков, особенно специалистов по обслуживанию механизмов иностранного (итальянского) производства.
В мае и июне 10-я флотилия продолжала заниматься минно-заградительными постановками в проливах между Корсикой и континентом. Одновременно они совершали разведывательные выходы в море. Во время одного из них, 7 июня, на переходе из Portoferraio в Специю миноносцы ТА-27, ТА-28 и ТА-24 были атакованы торпедными катерами, но удачно отразили их нападение.
Следующей ночью на 8 июня эти же миноносцы вышли на минную постановку в проливе между Эльбой и островом Pianosa. Хорошо заметные при свете яркой луны корабли были обнаружены самолетами противника, возвращавшимися после выполнения задания на свой аэродром. Самолеты, видимо уже не имевшие боевых бомб, сбросили только осветительные бомбы и были обстреляны из 20-мм и 37-мм автоматов, но безуспешно.
По другому сложилась атака авиации на следующую ночь. 9 июня, незадолго до полуночи, миноносцы были внезапно атакованы, истребителями-бомбардировщиками в гавани Portoferraio на Эльбе. Экипажи слишком поздно услышали угрожающий шум моторов самолетов и свист падающих бомб. На миноносце ТА-27 атаку обнаружили лишь перед попаданием бомб в корабль. Пробоина в кормовой части от прямого попадания двух бомб оказалась настолько большой, что миноносец практически сразу же стал оседать на корму. Буквально через несколько секунд среднюю часть корабля поразила третья бомба. Столб пламени от ее взрыва поднялся вверх выше мачт. Сразу же тарахтящими звуками начали взрываться кранцы первых выстрелов. О спасении корабля не могло быть и речи - настолько быстро тонул миноносец. Командир, капитан-лейтенант фон Трота отдал приказ: «Все люди за борт!». Позже, после прекращения атаки, они были подобраны экипажами двух других миноносцев. Недосчитались только двух человек.
Выходы в море следовали почти беспрерывно. Ночью на 12 июня несколько миноносцев совершили разведывательный рейд в Лигурийском море. Следующей ночью, 13 июня, он был повторен. Затем последовали две минно-заградительные операции - под кодовыми названиями «Weide» - ночью на 14 июня, и «Nadel» - ночью на 15 июня.
Во время последнего выхода, 15 июня около 4 часов утра в 17 милях западнее Специи с миноносцев внезапно были обнаружены на юго-западе, в самой темной части горизонта, быстро передвигающиеся длинные низкие тени. Это оказались американские торпедные катера, которые именно в этот момент произвели запуски торпед по немецким кораблям. Миноносцы сразу же стали поворачивать, пытаясь уклониться от приближающихся торпед. ТА-26 отвернуть не успел. Торпеда попала в среднюю часть корабля. Вверх взметнулся столб огня и воды. Катера противника закрутились вокруг поврежденного миноносца, хотя по ним вели огонь все немецкие орудия. Это не помогло - сказывались, по все видимости, недостаточная обученность экипажей и отсутствие должного опыта. Еще один катер смог приблизиться к ТА-26. Второе попадание торпеды очень быстро отправило корабль на дно. В 04.16 он скрылся под водой. Но бой не прекратился, хотя нападающие тоже несли потери. Один катер взорвался от попадания 100-мм снаряда с ТА-30. Другой катер потерял ход и был весь объят огнем. Остальные катера вновь выпустили торпеды, одна из которых поразила ТА-30. Из миноносца вырвались огромные языки пламени - это сдетонировал боезапас. Взрывом кормовая часть был оторвана и мгновенно скрылась под водой. За ней последовала и оставшаяся часть. В 04.33 миноносец затонул. Это были тяжелые потери для флотилии. Хотя два оставшихся миноносца, добив второй катер и заставив остальных ретироваться, сразу же стали подбирать людей с воды, тем не менее, многие погибли - 90 человек из экипажа ТА-26 и 20 человек с ТА-30. Ранним утром 16 июня к спасению людей подключилось госпитальное судно (Lazarettschiff) «Erlangen». Судно продолжало поиски до вечера, и уже на заходе солнца было атаковано истребителями-бомбардировщиками (Jabos) - несмотря на то, что на нем имелись хорошо видимые красные кресты - опознавательные знаки госпитального судна. «Erlangen» получил несколько пробоин, на нем вспыхнул пожар. Из-за повреждений ему пришлось оставить район поиска. Более того, вставал вопрос о спасении самого судна, которое максимальным ходом направилось к ближайшему берегу и выбросилось на отмель в районе Sestri Levante западнее Специи.
В ночь на 17 июня состоялся следующий выход для минных постановок. Операция носила кодовое название «Stein». Миноносцы ТА-24 и ТА-29 вышли в Лигурийское море с якорной стоянки и средним, 25 узловым ходом направились в назначенный район напротив Генуи, где и выставили заграждение. Для точной ориентации были зажжены зеленые огни маяка. При повороте на курс возвращения миноносцы были вновь атакованы торпедными катерами, произошла новая жестокая перестрелка, безрезультатная для обеих сторон.
20-21 июня состоялась новая минно-заградительная операция «Messer». Рано утром в 30 милях юго-западнее Viareggio миноносцы ТА-25 и ТА-29 опять встретились с тремя американскими торпедными катерами. Быстротечная атака, проведенная катерами привела к попаданию двух торпед во флагманский ТА-25. Тяжело поврежденный миноносец был покинут экипажем, потерявшем в бою около 60 человек, и добит артиллерией миноносца ТА-29.
Таким образом, в течение непродолжительного времени 10-я флотилия понесла большие потери. Сказывалась напряженность походов и усталость людей. В то время как противник мог манипулировать своими силами, и каждый раз отправлять в море корабли со свежими экипажами, 10-я флотилия имела очень ограниченное количество кораблей, и им снова и снова приходилось идти в бой.
24 июня 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен (Korvetten-kapitan Wirich von Gartzen) был награжден Рыцарским крестом (Ritterkreuz). Командующий миноносными силами немецкого флота контр-адмирал Крайш (Fuhrer der Zerstorer Kriegsmarine Konteradmiral Leo Kreisch), поздравляя его, отметил: «Успешные боевые походы в Бискайском заливе и в Канале миноносца Т-25, которым Вы командовали вплоть до его гибели, а также выполненные трудные задачи и жестокие бои в Тирренском море 10-й флотилии миноносцев нашли благодарность и признание. Командующий миноносными силами гордится своей молодой 10-й флотилией.»
Через несколько недель миноносцы ТА-24, ТА-28 и ТА-29 перешли к боевым походам по Лигурийскому морю исключительно в ночное время. По прежнему, основными задачами оставались разведывательные рейды и минно-заградительные операции.
Поздним вечером 20 июля все боеготовые миноносцы 10-й флотилии вышли в море для проведения минно-заградительной операции под кодовым названием «Brummer». Во время выхода вновь произошел бой с торпедными катерами. На этот раз их атака была безуспешной, а миноносцы орудийным огнем зажгли и потопили один катер. На обратном пути на миноносцы налетели бомбардировщики, которые добились одного попадания в ТА-29. Легко поврежденный миноносец успешно вернулся в базу. Следующий выход в Лигурийское море - разведывательный рейд ночью 24-25 мая прошел без встреч с противником.
25 июля в море вышли все боеготовые миноносцы для обстрела береговых целей на западном итальянском побережье от южной части Marina di Pisa до устья реки Агпо. Из дневника боевых действий 10-й флотилии нам известно как проходила эта операция.
«00.15. ТА-29, ТА-24 и ТА-28 прошли защитный мол гавани Специя. После прохода участка «Panther» легли на курс в южном направлении.
00.17 - 03.05. Постоянно обнаруживаются вражеские самолеты-разведчики и дозорные быстроходные катера. Отмечена работа очень мощной береговой поисковой станции.
00.28. Боевая тревога! ТА-29 стреляет осветительным снарядом с правого борта.
00.36. Стрельба осветительными снарядами по КУ 100 и 290 градусов.
00.56. Отбой боевой тревоги.
01.01. Стрельба и зенитный огонь по КУ 150 градусов.
01.20. Радиосообщение от итальянского берегового командования флота (MarKDO): «Обстрел берега прекратить. Обнаружена воздушная разведка севернее отмели Meloria».
01.53. Боевая тревога! ТА-29 стреляет осветительным снарядом с левого борта.
02.04. Сообщение с ТА-24: «Быстроходные катера с левого борта».
02.24. Огня не открывали. Отбой боевой тревоги.
03.40. Пройдено плавающее заграждение гавани Специя. Швартовка.»
Передано сообщение в штаб 7-й охранной дивизии (7.SichDiv): «TA-24/28/29 Специя 00.00 ч. Обстрел цели 726, южный берег Агпо. Возвращение в Специю маршрутом «Panther».
23.54. Выход из Специи для обстрела вражеских позиций в южной части устья Агпо. Скорость хода 21 узел.
01.52. Боевая тревога! Поиск береговых целей для обстрела! Соединение разворачивается через левый борт и ложится на боевой курс 356 градусов. Скорость 12 узлов,
02.02. ТА-29, как средний в строю, стреляет осветительными снарядами. Для освещения поддерживается постоянный режим 5 осветительных снарядов в небе. Территория хорошо просматривается. Расстояние до берега 2,7 мили. Пункт Marina di Pisa является первой целью. При увеличении расстояния более 8000 метров снова возвращаемся до 5000 метров. Оба миноносца освещены осветительным снарядом с береговой батареи.
02.52. Боевая тревога! По пеленгу 310 градусов обнаружены три торпедных катера на тихом ходу курсом сближения. Дистанция от 30 до 35 гектометров (1 hm = 100 метров). Соединение поворачивает в их сторону и стреляет осветительными снарядами. Так как маневрирование ограничено собственными минными заграждениями преследование не проведено. Миноносцы ложатся на курс в базу.
04.30. Возвращение в Специю.
27 июля 1944 года: 00.25. ТА-24, ТА-28 и ТА-29 вышли из Специи для обстрела вражеских береговых позиций юнее устья Агпо (повтор задачи прошедшей ночи).
01.32. Уже в море с кораблей наблюдали по меньшей мере четыре крупных пожара в районе Ливорно.
02.35. Соединение ложится на боевой курс. ТА-29 начинает обстрел осветительными снарядами целей Marina di Pisa. ТА-24 и ТА-28 начинают стрельбу боевыми снарядами. На берегу возникают два очага пожаров, причем один очень сильный с заметными всполохами огня, схожими с тем, как взрываются боеприпасы.
02.45. Обстрел прекращается. Соединение ложится на курс 315 градусов и, увеличив скорость до 21 узла, в прежнем строю направляются обратно.
04.14. Боевая тревога! По пеленгу 330 градусов обнаружены тени. Миноносцы поворачивают в их сторону и открывают огонь осветительными снарядами. Выясняется, что это катер охраны базы. С ним обмениваются позывными.
05.04. Прибытие в Специю.»
Эти краткие выдержки из дневника боевых действий 10-й флотилии отражают только фактический ход событий, но в них не отражено то постоянное напряжение, смертельная усталость и ожидание боя, которое сопровождало экипажи миноносцев на всем протяжении боевых выходов, совершавшихся практически каждую ночь. Капитан 3-го ранга фон Гартцен отмечал в своих рапортах, что экипажи отдыхают очень мало, кратковременность сна не компенсирует напряжение и усталость. Спокойного времени практически не бывает.
Между тем в августе 1944 года обстановка не улучшилась. Миноносцы снова и снова ходили в Лигурийское море в разведывательные рейды, для обстрела побережья в районе Marina di Pisa и для эскортирования отдельных транспортов. К исходу пятого военного года (конец августа 1944 года) 10-я флотилия потеряла из своего состава пять кораблей. Но, тем не менее, по мнению немецкого морского командования в Италии, «действия флотилии оказали существенное влияние на военную обстановку в Лигурийском море».
Вечером 4 сентября 1944 года авиация союзников произвела мощнейший налет на гавань и город Геную. Высотные бомбардировщики сбросили 438 тонн авиабомб. Одни из первых бомб упали в 100 метрах от стенок дока, в который совсем недавно был установлен миноносец ТА-28. Одна из следующих бомб попала в миноносец, который в результате взрыва оказался накренен. Другая серия бомб упала в районе минной пристани, где стояли три готовых к выходу заградителя. Прямым попаданием бомбы и последующим взрывом мин на борту один из минных заградителей был буквально разорван на части. Почти одновременно бомбы поразили миноносец ТА-33, который очень быстро затонул, сохраняя тем не менее вертикальное положение. Вторично тяжелые повреждения от прямых попаданий получило госпитальное судно «Erlangen», прибуксированное от Sestri Levante в Геную. Тяжелые бомбы падали непрерывно. ТА-29 получил новые дополнительные повреждения.
После налета были подведены итоги. Из 11 миноносцев, когда-либо числившихся в составе 10-й флотилии, в наличии остались только четыре, из которых ТА-29 был поврежден, хотя и смог остаться в боевом строю после частичного ремонта.
1 октября 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен с миноносцами ТА-24, ТА-29 и ТА-32 совершил выход в западную часть Генуэзского залива. Ночью соединение натолкнулось на эсминец противника. Фон Гартцен приказал: «Торпедная атака!» («Torpedoeinsatz!»). Все три миноносца атаковали. От торпед миноносца ТА-32, стрелявшего первым, эсминец противника уклонился маневрированием. Залпы 127-мм вражеских орудий с большой скорострельностью стали накрывать немецкие корабли, которым к тому же еще пришлось уклоняться от выпущенных противником торпед. Миноносец ТА-24 получил прямое попадание снаряда с тяжелым повреждением. Два других миноносца прикрыли его дымзавесой и попытались перетянуть артогонь орудий противника на себя, пока не выяснилась обстановка на ТА-24. После этого они развили высокий ход и вышли из боя, вскоре возвратившись в Геную.
25 октября миноносец ТА-31 во время атаки бомбардировщиков противника получил бомбовую пробоину и вышел из строя на неопределенный срок. А в ноябре 1944 года командир этого миноносца капитан 3-го ранга Буркарт (Korvetten-kapitan Burkart) принял командование 10-й флотилией от капитана 2-го ранга фон Гартцена, переводившегося в Германию и собиравшегося принимать в командование в Готенхафене 3-ю флотилию миноносцев.
К концу 1944 года 10-я флотилия включала только три миноносца. В это время миноносцы ТА-24 и ТА-32 провели последнюю эскортную операцию. Начиная с января 1945 года против многочисленного вражеского флота Германия имела только три миноносца ТА-24, ТА-29 и ТА-32, базировавшихся на Геную и Специю. В феврале два из них в бою достигли успеха, отправив на дно торпедный катер противника. Но уже приближался март 1945-го, ставший роковым для флотилии.
18 марта капитан 3-го ранга Буркарт с тремя боеготовыми миноносцами вышел из Генуи в Лигурийское море для проведения активной минной постановки. Едва ТА-24, ТА-29 и ТА-32 успели построиться в кильватерную колонну в указанном порядке, как с флагманского ТА-24 сообщили о появлении темных силуэтов по компасному пеленгу 180 градусов. Чуть позднее они были опознаны как три вражеских эсминца. Буркарт приказал действовать по возможности: «Начальник флотилии - всем: Эсминцы противника, расстояние 80 гектометров - разрешаю открытие огня!». Торпедистам было приказано приготовить аппараты к бою. Все три миноносца повернули на врага и легли на курс атаки торпедами. Незамедлительно эсминцы противника открыли огонь. Снаряды падали вокруг немецких миноносцев, а непосредственной близости от бортов, но те продолжали держать курс, надеясь на удачную торпедную атаку. После выстрела торпедами и по истечении времени хода торпед у борта одного из эсминцев наблюдались два высоких торпедных взрыва, но густой черный дым вскоре прикрыл поврежденный эсминец от взоров, и судьба его для немецких моряков осталась неясной. В это время с юга внезапно появился один из эсминцев противника. Это был третий в колонне эсминец, которому пришлось выйти из строя во время уклонения от торпед. Взрывы снарядов окружили миноносцы. «Ставить дымовую завесу!» - передал приказ начальник флотилии. Из сопел дымовой аппаратуры повалил густой белый дым. В это время командир ТА-32 капитан-лейтенант Копка заметил как на ТА-29 и ТА-24 почти одновременно взвились по несколько разрывов снарядов, причем изнутри носовой части ТА-29 вырвались большие сполохи огня. Все три эсминца противника, включая поврежденный, стали стрелять по ним быстрыми залпами. Вероятно были выпущены и торпеды, так как у левого борта ТА-24 в средней части вдруг выросли два высоких огненных столба'. Через несколько секунд было получено сообщение: «Имею торпедные пробоины! - Корабль быстро тонет!» ТА-29, надеясь на спасение экипажа, попытался отвлечь огонь противника на себя. К нему присоединился и ТА-32, но эсминцы противника не отходили от тонувшего ТА-24. И только будучи уверенными, что с ним кончено, они перенесли огонь на ТА-29. Такой же огневой град теперь накрывал этот миноносец. Снаряды пробивали надстройки корабля и рвались внутри. Прислуга орудий была перебита. Яркими взрывами начал рваться подготовленный боезапас. Экипажи обеих тяжело поврежденных миноносцев стали покидать обреченные корабли. Первым затонул ТА-24, а несколько минут спустя под водой скрылся и ТА-29. Лишь ТА-32 удалось пробиться сквозь огненный град. Он смог доставить в Геную 108 подобранных из воды членов экипажей погибших кораблей, в том числе и начальника флотилии.
Позже, 24 апреля 1945 года, этот единственный боеготовый миноносец 10-й флотилии был взорван экипажем в Генуе. Вместе с ним был взорван и ТА-31, который так и не удалось восстановить. Гибелью ТА-31 и ТА-32 завершилась история 10-й флотилии миноносцев. 27 апреля американцы захватили Геную. А 3 мая 1945 года Германия капитулировала.
НЕМЕЦКИЕ МИНОНОСЦЫ В АДРИАТИЧЕСКОМ МОРЕ. 9-Я ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ
После выхода из войны Италии в северной части Адриатического моря эскортные и охранные задачи выполняла 11-я охранная флотилия (H.Sicherungsflottille), базировавшаяся в Триесте и состоявшая в основном из боевых кораблей небольших размеров и мобилизованных гражданских кораблей. В феврале 1944 года эта флотилия была увеличена в своем составе и преобразована в 11-ю охранный дивизион (H.Sicherungsdivision), в командование которым вступил капитан 1-го ранга Бергер (Kapitan zur See S. Berger). В подчинение дивизиона были переданы 1-я и 2-я эскортные флотилии (LGeleitflottille и 2.Geleitflottille), а также небольшие соединения охраны гаваней и портов, которые в основном были организованы после капитуляции Италии.
1 -я и 2-я эскортные флотилии состояли из бывших итальянских миноносцев.
В состав 1-й флотилии, которой с июля 1944 года командовал капитан 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), входили миноносцы ТА-37, ТА-38, ТА-39, ТА-40 и ТА-41. Позже к ним присоединились миноносцы ТА-42./ТА-43, ТА-44, ТА-45, ТА-46 и ТА-47.
ТА-37 - бывший итальянский "Gfadio",
ТА-38 - бывший итальянский "Spada",
ТА-39 - бывший итальянский "Daga",
ТА-40 - бывший итальянский "Pugnale",
ТА-41 - бывший итальянский "Lancia".
ТА-42 - бывший итальянский "Alabarda",
ТА-43 - бывший итальянский "Sebenico" (ранее югославский "Beograd"),
ТА-44 - бывший итальянский "Antonio Pigafetta",
ТА-45 - бывший итальянский "Spica",
ТА-46 - бывший итальянский "Fionda",
ТА-47 - бывший итальянский "Balestra".
Из этой флотилии в сентябре 1944 года были исключены три миноносца - ТА-37, ТА-38 и ТА-39, - которых перевели в 9-ю флотилию миноносцев, действующую в Эгейском море. Все три перешедших туда миноносца погибли уже через месяц. Об этом уже говорилось ранее.
2-я флотилия была организованна в начале 1944 года для действий у югославского побережья, с базированием в портах Фиуме и Пола. До июля 1944 года ею командовал капитан 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), затем капитан 3-го ранга фон Хансманн (Korvetten-kapitan von Hansmann). В состав этой флотилии входили бывшие итальянские миноносцы ТА-20, ТА-21, ТА-22, ТА-35 и ТА-36. Позже к ним добавили ТА-49 и старый, постройки еще 1914 года (бывший югославский, а до этого австро-венгерский) миноносец ТА-48.
ТА-20 - бывший итальянский "Audache",
ТА-21 - бывший итальянский "Insidioso",
ТА-22 - бывший итальянский "Giuseppe Missori",
ТА-35 - бывший итальянский "Giuseppe Dezza",
ТА-36 - бывший итальянский "Stella Polare".
ТА-48 - бывший итальянский "Т-3", (ранее югославский "Т-3", до этого австро-венгерский "78 Т),
ТА-49 - бывший итальянский "Lira".
До лета 1944 года флотилии сравнительно спокойно и практически без препятствий со стороны противника занимались эскортными задачами, охраной побережья и редкими минными постановками. Из состава соединений выбыл только один миноносец ТА-36, погибший на мине вечером 18 марта 1944 года в Фиумском заливе в районе Quarnaro у восточного берега Истрийского полуострова. До середины лета больше никаких потерь не было.
25 июня 1944 года миноносец ТА-22 в районе Триеста был застигнут двумя британскими истребителями-бомбардировщиками. В ходе артиллерийско-пулеметной штурмовки на миноносце вспыхнул сильный пожар. Из экипажа погибли 15 человек. Миноносец потерял ход и был отбуксирован в Триест. Ремонт продолжался до 11 августа.
9 августа миноносцы ТА-20, ТА-21 и ТА-35 вышли в море для проведения минно-заградительной операции. На переходе они внезапно встретились с британскими торпедными катерами. В ходе скоротечного боя ТА-21 получил торпедное попадание и затонул в течение нескольких минут. (По другим данным ТА-21 в этом бою был только поврежден и потоплен в Фиуме 5 ноября американской авиацией - перев.)
17 августа - новая потеря в бою с британскими торпедными катерами. Рано утром миноносец ТА-35 при проходе канала Fasana был внезапно атакован и получил торпедное попадание (по другим данным он подорвался на мине - перев.). Миноносец затонул на мелком месте, но потери в экипаже были огромны - погибли 71 человек. Уже 20 августа корабль был поднят и отбуксирован в Полу, но ремонт сильно затянулся и до конца войны так и не был завершен.
В результате, к осени 1944 года в строю 2-й эскортной флотилии остались боеготовыми только два старых, времен Первой мировой войны, миноносца - ТА-20 и ТА-48. Из них ТА-20, который еще с 1938 года использовался как корабль управления для радиоуправляемой цели "San Marco", в ночь на 3 ноября (по другим данным 1 ноября - перев.) у острова Радо, севернее порта Zara, был застигнут британскими эсминцами "Avon Vale" и "Wheatland" и потоплен в коротком артиллерийском бою.
Номинально в составе флотилии числился также, но еще не прибыл на Адриатику из Ла Специи, ремонтировавшийся ТА-49. Так и не вступив в строй этот миноносец 4 ноября 1944 года был потоплен бомбардировщиками в Ла-Специи.
Оставшийся из состава флотилии миноносец ТА-48 (за исключением более мелких кораблей) был потоплен 20 февраля 1945 года в Триесте авиацией союзников.
В феврале 1944 года все миноносцы, ранее входившие в 1-ю эскортную флотилию (LGeleitflottille) капитана 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), были сведены в 9-ю флотилию (9.Torpedoboot-flottille) миноносцев - вновь образованную после гибели всех кораблей этой флотилии в Эгейском море. Командовал ею по-прежнему капитана 2-го ранга Бирнбаум. В состав соединения вошли миноносцы с номерами от ТА-40 до ТА-47. Они базировались на Триест и Полу и занимались, no-существу, своими прежними задачами - эскорт и сопровождение, минные постановки, разведывательные рейды и дозор. Правда, добавились и новые задачи - поддержка действий сухопутных частей артиллерией, обстрел заранее заданных береговых целей, а также обследование береговой черты с целью обнаружения и уничтожения небольших транспортных средств противника - парусно-моторных шхун и небольших лодок югославских партизан. Нередко их жертвами становились и случайные рыбачьи лодки, нахождение в море которым было сильно ограничено. Выполнение таких задач приводило к частым столкновениям с эсминцами противника и с британскими моторными артиллерийскими лодками типа MGB. Такие стычки имели место и ранее, когда миноносцы числились в составе 1-й эскортной флотилии.
9-я флотилия, как боевой соединение просуществовала, недолго.
Первой потерей флотилии стал ТА-44, бывший итальянский эсминец "Antonio Pigafetta" типа "Navigatori". 12 февраля 1945 года (по другим данным 17 февраля - перев.) он был потоплен британскими бомбардировщиками в гавани Триеста.
За ним последовал ТА-41, атакованный 17 февраля бомбардировщиками в Триестской гавани San-Rocco. Получив сразу несколько попаданий, он очень быстро затонул на мелководье.
20 февраля авиационные бомбы и сильный штурмовой обстрел настигли ТА-40. Получивший большую пробоину миноносец вышел из строя. Хотя ремонт можно было выполнить за несколько недель, в тяжелых для немцев условиях конечного периода войны работы практически не велись. Так и не отремонтированный миноносец еще выходил в море для выполнения боевых задач и даже 13 апреля участвовал в последнем бою флотилии.
В этот же день сильный налет был произведен на Фиуме, где был потоплен ТА-47 и тяжело поврежден-ТА-46. Оба этих миноносца после войны вошли в состав югославского флота под именами "Ucka" и "Velebit" соответственно.
После этого для 9-й флотилии произошла почти месячная передышка. Но 21 марта бомбардировщики союзников потопили в Венеции миноносец ТА-42. На корабле погибли 9 человек.
А 13 апреля 1945 года состоялся последний бой 9-й флотилии с кораблями противника. В этот день миноносцы ТА-40 и ТА-45 вышли в разведывательный рейд и у Далматинского побережья были встречены корабельным соединением противника из трех эсминцев, нескольких торпедных катеров и канонерских моторно-артиллерийских лодок типа MGB. Оба немецких миноносца немедленно открыли огонь из всех орудий, и даже добились попадания в эсминец противника и потопили торпедный катер. Еще один катер был подожжен и окутался черным густым дымом. Но и британские эсминцы не уступили. Две торпеды с них попали в среднюю часть миноносца ТА-45, который из-за сильных повреждений затонул буквально за три минуты. ТА-40 смог удачно избежать града снарядов и уклониться от выпущенных по нему торпед. Этот миноносец, уже имевший более старую пробоину в подводной части, прикрытую только брезентовым пластырем, получил только несколько снарядных попаданий и смог уйти в Триест. 1 мая этот миноносец получил новые повреждения, и уже едва держался на воде. А через три дня, 4 мая 1945 года ТА-40 был взорван экипажем в Monfalcone, недалеко от Триеста.
3 мая 1945 года в Триесте был взорван экипажем последний миноносец 9-й флотилии ТА-43 - бывший югославский бывший "Beograd".