Маленькие гиганты

 

Речь пойдет о самых маленьких дред­ноутах, построенных на верфях мира. Когда разговор идет о линкорах, то перед глазами сразу встает гиган­тская плавучая крепость, ощетинившаяся множеством орудий, и это действительно так. Вся история разви­тия броненосцев - непрерывный рост их размеров и водоизмещения. Венцом этого процесса стала пост­ройка в Англии «Дредноута» («Неустрашимого»), корабля, имя которого стало нарицательным для цело­го класса судов. Появление этого корабля в 1906 году вызвало сенсацию, сравнимую лишь с той, которую вызвали первые броненосцы в эпоху деревянного ко­раблестроения. История повторилась: государства, по­тратившие огромные средства на строительство фло­тов, вдруг оказались почти безоружными, так как с появлением «Дредноута» все броненосцы старого об­разца, казавшиеся еще вчера несокрушимыми, в один день стали практически бесполезными. Начался новый виток гонки вооружений и, как это ни удивительно, начался практически с нуля.

Мир к началу XX века представлял собой клубок противоречий, а так как способы дипломатического решения конфликтов являлись скорее исключением, чем правилом, то на первом плане была сила, одним из основных компонентов которой являлся военно-морской флот. Основой мощи любого флота в то вре­мя считались линейные корабли. В создавшейся ситуации правительства многих второстепенных стран были уверены, что наличие в их флоте нескольких или даже одного дредноута поднимет их влияние и повы­сит международный престиж страны. При этом как-то забывались социальные проблемы и экономические трудности. Но когда дело доходило до практической постройки дорогостоящих махин, именно эти факто­ры часто выходили на первый план, и на свет рожда­лись «дредноуты-недомерки». Если кто по-настояще­му выиграл от нового витка гонки вооружений, то это были судостроительные концерны, для которых боль­шие амбиции малых стран обернулись колоссальны­ми прибылями.

Впрочем, в некоторых случаях амбиции брали верх даже над законами экономики. Первой из второстепен­ных стран дредноутами решила обзавестись Бразилия, причем, как это ни парадоксально, стала их строить раньше многих великих держав. 20 февраля 1907 года министр военно-морского флота адмирал Аленкар подписал контракт с фирмой «Армстронг» на пост­ройку двух кораблей, да непростых, а самых мощных по тем временам в мире. После их ввода в строй 6 ян­варя 1910 года Бразилия формально, правда, на корот­кое время, вошла в число ведущих военно-морских стран. Экономика Бразилии находилась в преимуще­ственном положении: на ее обширной территории име­лись два источника, которые обеспечивали стабиль­ный доход - плантации кофе и каучуковые деревья, но все равно непомерные расходы привели в сентяб­ре 1911 года к восстанию на флоте, из-за полного пре­небрежения социальной сферой. После этого прези­дент Бразилии, ознакомившись с состоянием дел в ВМФ, пришел к выводу, что при сложном экономи­ческом положении основное внимание следует уде­лять условиям базирования и кадрам. Программа постройки еще двух более мощных кораблей, к радос­ти матросов и младших офицеров, но к скорби адми­ралов, была свернута.

Не осталась в стороне и вторая латиноамериканс­кая «супердержава» - Аргентина, правительство ко­торой, правда, решило не обращаться к какой-либо конкретной фирме, а провести международный кон­курс. В результате два аргентинских линкора, пост­роенных в США и вступившие в строй в 1914-15 го­дах, тоже стали достойными представителями этого класса боевых кораблей и ни в чем не уступали аме­риканским дредноутам. Однако сумма в 2,2 миллиона фунтов стерлингов пробила такую брешь в бюджете страны, что от постройки третьего линкора благора­зумно отказались.

В 1911 году разрешение на постройку двух линко­ров дал и чилийский парламент. В судостроительных кругах начался ажиотаж. Американцы, ободренные получением аргентинского заказа, надеялись преус­петь и здесь, но вскоре выяснилось, что британские фирмы более успешно лоббируют свои интересы. За­каз достался фирме Армстронга. В 1911 году заложи­ли два корабля, но из-за превратностей Первой миро­вой войны до заказчика дошел только один. Так в Но­вом Свете появился, пожалуй, самый мощный в Южной Америке корабль, названный «Адмиранте Латорре», который силуэтом и размерами напоминал новейшие английские линкоры типа «Айрон Дьюк», но имел более высокую скорость и был вооружен 356-мм орудиями. Эти пушки оказались гораздо лучше, чем английские 343-мм, хотя технология изготовления была почти одинакова. В годы Второй мировой вой­ны именно это орудие стало основой для вооружения последней серии английских линкоров типа «Кинг Джордж».

Все эти действительно могучие, для своего време­ни, корабли прожили долгую и спокойную жизнь, со­вершая визиты в иностранные порты и радуя сердца своих адмиралов. Ценой невероятных усилий гордые латиноамериканцы сумели наскрести средства на вполне полноценные линкоры. Иное направление «дредноутная лихорадка» приняла в некоторых малых странах Европы.

Первой в гонку включилась Испания. В начале XX века флот этой страны являл собой печальное зрелище: ска­зывались последствия проигранной войны. Нового строительства совсем не велось, только черепашьими темпами достраивались совершенно устаревшие ко­рабли, заложенные еще до начала испано-американс­кой войны. Депрессия закончилась в 1907 году, ког­да в испанский парламент была направлена програм­ма развития военно-морского флота. Но испанцы решили пойти принципиально другим путем, чем их бывшие колонии: в соответствии с программой, созда­ние нового флота начали с коренной реформы всей отечественной судостроительной промышленности. Испания хорошо усвоила уроки недавней войны, ког­да «заморочки» иностранных фирм привели к тому, что новейшие корабли, строившиеся за границей, по­шли в бой с «пустыми башнями» (совсем без артил­лерии главного калибра) - факт, не имеющий анало­гов в военной истории. Теперь испанские судострои­тельные компании должны были с помощью иностранных фирм получить возможность обеспечить строительство кораблей всех классов.

Компания «Наваль» вступила в альянс с известны­ми английскими оружейными фирмами «Армстронг», «Виккерс» и «Джон Браун». С их помощью реконст­руировалась, а то и создавалась заново судостроитель­ная база: верфи, оружейные заводы, турбинные мастерские. Все это должно было обеспечить создание нового флота, ядром которого планировалось сделать три линкора-дредноута водоизмещением 15 000 тонн.

Столь резкое ограничение водоизмещения было вызвано двумя факторами. Во-первых, размерами име­ющихся в стране доков, а во-вторых (впрочем, скорее все-таки, во-первых), стремлением хоть немного, да сэкономить, что для бедной Испании было немаловаж­но. Именно этим кораблям и довелось войти в исто­рию как наименьшим дредноутам. Некоторые специ­алисты даже придумали для них совсем парадоксаль­ное название - «дредноуты береговой обороны». Мотивируя это тем, что корабли имели хорошее воо­ружение, ограниченное водоизмещение, слабое брони­рование и маленькую скорость, т.е. все признаки, по которым броненосец береговой обороны отличался от эскадренного броненосца.

Тактико-технические элементы этих кораблей были следующими:

- водоизмещение: 15 800 т;

- размеры: 139,9 х 23,8 х 7,7 м;

- бронирование: пояс - 229 мм, палуба - 38 мм, бар­беты башен - 254 мм, башни - 203 мм, боевая рубка -254 мм, казематы противоминного калибра - 76 мм;

- противоминная защита обеспечивалась 38-мм броневой переборкой в середине корабля;

- механизмы: 4 турбины Парсона, 12 котлов Ярроу мощностью 15 500 л.с. (на испытаниях 23 300);

- скорость 19,5 узла ( на испытаниях 20,3);

- дальность плавания: 6000 миль со скоростью 10 узлов;

- вооружение: восемь 305-мм в четырех двухорудийных башнях (боекомплект 80 снарядов на ствол), десять 102-мм орудий и две 47-мм салютные пушки;

- Экипаж: 854 человека.

Данные, как видите, довольно скромные, но если сравнить их с характеристиками линкоров других стран, то почти по всем основным боевым параметрам (броня, скорость, вооружение, кроме водоизмещения и размеров) можно обнаружить и более скромные ре­зультаты, чем у испанцев. Поэтому справедливее всего считать эти корабли, пусть маленькими, но полноправ­ными линкорами.

Первый дредноут «Эспана» был заложен в Эль-Ферроле 5 февраля 1909 года, спущен на воду 5 декабря 1912 года, вошел в состав флота 23 октября 1913 года. Таким образом, Испания получила дредноут почти на 2 года раньше России и только на 10 месяцев позже Австро-Венгрии и Италии. Ровно через год были за­ложены еще два таких корабля, но их строительство несколько затянулось, и они вступили в строй соот­ветственно в1915и!917 годах. Судьба всех трех лин­коров сложилась трагически.

23 августа «Эспана» попала в сильный туман, и у мыса Форцас села на камни. Все попытки снять корабль не увенчались успехом. Удалось только демон­тировать башни главного калибра, которые затем были установлены на прибрежных скалах для защи­ты порта Картахена. Главного советского военно-мор­ского советника Н. Г. Кузнецова несказанно удивило, как смогли испанцы затащить эти громоздкие соору­жения так высоко в горы.

Два других дредноута погибли во время граждан­ской войны. Парадокс ситуации заключался в том, что «систершипы» оказались по разную сторону барри­кад. Один из них воевал на стороне мятежников, и в апреле 1937 году подорвался на мине, от этого сдетонировали погреба. Надо отдать должное конструк­торам: корабль даже после поистине чудовищного взрыва продержался на воде еще 45 минут, поэтому удалось спасти более 600 человек из его экипажа. Второй, оставшийся верным республиканцам, в июне 1937 года затонул от внутреннего взрыва прямо в главной базе (погибло 80 матросов). После заверше­ния войны его постепенно разобрали на металл.

На год позже испанцев «зашевелились» турки. В 1908 году ими была принята обширная программа со­здания нового флота. Английский военно-морской ат­таше сэр Дуглас Гамби в 1909-1910 годах провел ко­лоссальную работу, убеждая турок, что дредноуты надо строить в Англии. Ив 1911 году «Виккерсу» и «Армстронгу» были заказаны два корабля, по проек­ту, почти аналогичному английскому «Айрон Дьюку». Вскоре от одного корабля отказались (не выдер­жала экономика), но другой был достроен и к началу Первой мировой войны предъявлен к испытаниям. На борту уже находился турецкий экипаж, но после вступления Англии в войну линкор был реквизирован британским правительством и 22 августа 1914 года во­шел в состав королевского флота. По некоторым данным, турецкие матросы пытались оказать сопротивле­ние захвату. Однако строительство этого мощного корабля вызвало цепную реакцию.

Постоянным противником Турции была Греция, впрочем, такое положение сохраняется и до сих пор. Греки имели небольшой, но вполне боеспособный и хорошо сбалансированный флот, который прекрасно показал себя во время Балканских войн. После появ­ления «Дредноута», греки первоначально пришли к заключению, что из-за наличия большого числа ост­ровов и бухт необходимо развивать только легкие силы (крейсера и эсминцы) и береговую оборону. Но затем стали известны турецкие планы, и поэтому ре­шили в противовес им построить свой дредноут. Так на свет появился проект самого маленького сверх­дредноута: такое название получили корабли с артил­лерией увеличенного калибра.

Заказ на строительство и проектирование линкора выдали германской верфи «Вулкан». Линкор, названный «Саламис», должен был иметь следующие такти­ко-технические элементы:

-водоизмещение: 13800 тонн;

- размеры: 139,6 х 22 х 7,4 метров;

- механизмы: 2 турбины мощностью 34 500 л.с.;

- скорость: 23 узла;

- бронирование: пояс и башни главного калибра 254 мм, боевая рубка - 300 мм, палуба - 50 мм;

- вооружение: шесть 356-мм в трех башнях, восемь 152-мм, восемь 76-мм орудий и два 450-мм торпед­ных аппарата.

Впрочем, многие знатоки флота не признают этот проект дредноутом, а называют его броненосцем. Од­нако построить самый маленький линкор Греции было так и не суждено. Когда стали известны впечатляющие характеристики турецкого линкора, проект был пере­смотрен, и водоизмещение дредноута увеличено. На­конец, корабль заложили 23 июля 1913 года, спусти­ли на воду 11 ноября 1914 года, и в начале 1915-го он должен был бы войти в состав флота. Это был уже вполне полноценный сверхдредноут, силуэтом напо­минающий немецкий «Байерн», хотя и очень компак­тный. Судите сами:

- водоизмещение: 19 500 т;

- размеры: 173,7 х 24,7 х 7,8 м;

- бронирование: бортовой пояс и башни - 250 мм, па­луба - 75 мм, казематы -180 мм, боевая рубка - 300 мм;

- вооружение: восемь 356-мм, двенадцать 152-мм, двенадцать 76-мм орудий и три 510-мм торпедных ап­парата.

Начавшаяся мировая война поставила строящийся корабль в сложное положение. О передаче линкора заказчику не могло быть и речи, но и планы ввода ко­рабля в состав немецкого флота провалились. Греки заказали орудия главного калибра в США, и в кор­пусе уже были смонтированы барбеты под американ­ские башни. Переделка их потребовала бы таких боль­ших затрат, на которые Германия не пошла. Башни и пушки после начала войны были перекуплены у аме­риканцев англичанами и установлены на мониторах.

После войны фирма-изготовитель пыталась пере­дать недостроенный корабль заказчикам, которые были обязаны заплатить 450 000 фунтов. Греки пла­тить отказались. Начался судебный процесс, который завершился только в 1932 году. Греции все же при­шлось заплатить 30 000 фунтов, а корабль остался соб­ственностью немецкой фирмы и был немедленно про­дан на металл. Жизнь самого маленького в мире сверхдредноута не назовешь бурной.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о трех германских «карманных линкорах» - кораблях типа «Адмирал Шпее», которые часто называют са­мыми маленькими линкорами (14 000 т.). Вокруг этих кораблей ведутся многочисленные споры об их «клас­совой принадлежности». Одни относят их к тяжелым крейсерам, другие - к миниатюрным линкорам. Од­нако на мой взгляд, бронирование этих кораблей пол­ностью исключает возможность причислить их к «выс­шему обществу». Если мы откроем толковый словарь и посмотрим значение термина «линейный корабль», то выяснится, что это корабль, предназначенный в пер­вую очередь для ведения эскадренного боя (боя в ли­нии). Поэтому, главное у линкора - мощная артилле­рия и надежная броня. Артиллерия на немецких ко­раблях была на уровне (правда, на самом нижнем: согласитесь, что 280 мм в век сверхдредноутов «ма­ловато будет»), а вот броня подкачала. Сто миллимет­ров - это просто несерьезно!

Некоторые читатели могут возразить, а как же ан­глийские линейные крейсера? Действительно, для до­стижения высокой скорости пришлось пожертвовать толщиной брони, но бронирование все-таки было линкоровским (хоть и относительно тонким - 178 мм). В качестве доказательства можно привести факт, ко­торый мало известен нашим читателем, а заодно не­много поправить глубокоуважаемого мной Г. Смир­нова, безусловно, являющегося одним из лучших зна­токов истории флота в стране. Речь пойдет о потоплении английскими линейными крейсерами в 1914 году у Фолклендских островов германской эс­кадры адмирала М. Шпее.

Почти все наши источники говорят о том, что, ис­пользуя преимущество в скорости и калибре артилле­рии, англичане просто расстреляли немецкие броненос­ные крейсера с дальней дистанции, не входя в зону дей­ствия их 210-мм орудий. На самом деле это не так. Немецкая пушка почти не уступала по дальнобойнос­ти английской 305-мм (не зря Круппа называли «пушеч­ный король»), поэтому бой шел преимущественно на дистанции 70 кабельтовых, что позволяло вывести из игры только среднюю 152-мм артиллерию немцев, сде­лавшую всего несколько десятков выстрелов при слу­чайных приближениях до 60 кабельтовых. Стреляли немцы превосходно, недаром флагман адмирала Шлее -броненосный крейсер «Шарнхорст» - владел перехо­дящим призом кайзера за артиллерийскую стрельбу. За 4 часа 32 минуты напряженного боя английский флаг­ман - линейный крейсер «Инвинсибл» получил 22 по­падания, из которых двадцать одно - 210-мм бронебой­ными и одно 150-мм фугасным снарядами.

Однако эффект был нулевой: из личного состава по­страдал только один человек, так как бронирование вы­полнило свое назначение надежного прикрытия, и реаль­ной опасности подвергались только 20 человек из двух пожарных групп. Сбило ствол одного 102-мм орудия, повредило фок-мачту, разрушило надстройки, кают-ком­панию и матросский буфет. Кроме того, тяжелый снаряд взорвался прямо в адмиральской кладовой и флагман ли­шился почти всего своего имущества, даже парадный мундир для торжественной встречи в главной базе при­шлось срочно посылать адмиралу на миноносце.

В очень похожую ситуацию попал через 25 лет не­мецкий «карманный линкор». «Адмиралу Шпее» (вот ведь ирония судьбы) пришлось недалеко от места гибели реального адмирала скрестить копья с тремя англий­скими крейсерами (тяжелым и двумя легкими). Одиннадцатидюймовки сделали свое дело, тяжелый крейсер англичан был сильно поврежден и практически выведен из строя, но и немцу основательно досталось. Он полу­чил попадания шестью 203-мм и десятью 152-мм снаря­дами. Повреждения оказались серьезными: пришлось идти в нейтральный порт для ремонта, а затем и вовсе затопить корабль. Не зря Фольклендский бой 1914 года историки назвали «битвой между гигантами и карлика­ми», а вот «Адмирал Шлее» на гиганта явно не потянул.

Эти своеобразные корабли создавались как чистые рейдеры, способные уйти от любого современного им линкора, но справиться с любым крейсером. В резуль­тате получился плохой крейсер (слишком мала ско­рость) и никуда не годный линкор (бронирование ниже всякой критики). Зато, когда эти корабли занимались своим прямым делом, т.е. нарушали вражескую тор­говлю - они были хороши. Поэтому данное творение немецких конструкторов, скорее всего, надо выделить в совершенно особый класс.

Если проследить эволюцию военных флотов, то они все больше и больше превращались из средств веде­ния войны в орудие политики. Иметь линкоры счита­лось престижным, многие страны стремились к это­му - примерно так, как сейчас некоторые стремятся получить ядерное оружие. Однако реализовать свои планы удалось немногим. Дредноутами располагали флоты только 13 государств (турки все-таки заимели столь желанный корабль, «приватизировав» брошен­ный в 1918 году немцами «Гебен»). Желание попасть в «линкорный клуб» настойчиво высказывали Голлан­дия, Португалия, даже Польша (с ее 40-километровым побережьем) и Китай, однако эти мечты, к счастью для их экономики, остались на бумаге.

Последняя модификация : 04.06.2002 08:17:02