ГЛАВА Х

АВГУСТ 1942 ГОДА

 

Линкоры не смогут участвовать

 

Хотя воздушная мощь Мальты и возросла, она продолжала находиться в осаде, так как сохранилась мор­ская блокада. Общая ситуация тоже оставалась серьезной. С марта по август только 2 тяжело поврежденных судна снабжения прорвались на остров после июньских боев. Особенно остро требовались мука и боеприпасы. Было ясно, что если в самом ближайшем времени не прибудут значительные объемы этих грузов, англичанам будет край­не трудно «удержаться на скале».

15 июля, после того как вражеские бомбардировки вынудили 7-ю дивизию крейсеров покинуть Кальяри, «Уэлшмен» сумел еще раз прорваться на Мальту. Пока Гибралтарское соединение в очередной раз перебрасы­вало на Мальту самолеты с авианосцев, выйдя в район южнее Балеарских островов, «Уэлшмен» двигался вдоль алжирского побережья. Он был замечен самолетом-раз­ведчиком лишь после прохода мыса Бон. Из Кальяри и Палермо были высланы 3 эсминца. Однако они могли надеяться перехватить заградитель, только если его ско­рость Судет снижена в результате атак с воздуха. По этой причине для атаки «Уэлшмена» были высланы 28 итальянских самолетов и 16 немецких пикировщиков Ju-87. К Бизерте была отправлена подводная лодка «Аксум». Но в который раз «Уэлшмен» проскочил благополучно. В ре­зультате эсминцы не смогли перехватить его, и он при­был на Мальту следующим утром.

Супермарина решила, что «Уэлшмен» выйдет с Маль­ты в обратный рейс вечером 18 июля. Были приняты со­ответствующие меры. Ночью севернее Туниса были со­браны 7 подводных лодок, вдоль побережья мыса Бон патрулировали торпедные катера. 7-я дивизия, спешно отправленная из Неаполя, получила приказ крейсиро­вать к югу от Сардинии, чтобы на следующее утро пре­градить путь минзагу. Действительно, «Уэлшмен» вышел с Мальты вечером 18 июля, но запланированные италь­янцами разведывательные полеты между Мальтой и Ту­нисом не проводились. Поэтому заградитель подошел к мысу Бон незамеченным. Торпедные катера не дожда­лись его, так как сильное волнение вынудило их вер­нуться в базы. Ни одна из подводных лодок тоже не заме­тила «Уэлшмен». Не имея сообщений о британском ко­рабле, 7-я дивизия напрасно крейсировала всю ночь к югу от Сардинии. В 7.00 на следующее утро, решив, что заградитель не вышел с Мальты, крейсера, в соответ­ствии с приказом, вернулись в Кальяри. Поздно утром «Уэлшмен» был случайно замечен разведывательным са­молетом, когда он находился возле Бужи. 11 торпедонос­цев и 5 пикировщиков были отправлены вдогонку, но попаданий не добились. Не следует отрицать, что «про­клятый заградитель» натянул нос противнику, однако надо сказать, что ему исключительно повезло.

Естественно, груз, доставленный «Уэлшменом» — несколько сот тонн, — не мог значительно улучшить положения Мальты. Поэтому, как только силы авиации на острове снова достигли приличного уровня, англича­не решили предпринять новую грандиозную попытку доставить снабжение на остров. Они понимали, что кон­вой, двигающийся с востока, будет блокирован итальянским флотом, даже находящимся на стоянках, и июньский бой может повториться с еще более скверными ре­зультатами. Англичане не знали, что этот флот полнос­тью парализован нехваткой топлива. В результате была запланирована колоссальная операция, каких еще не видели на Средиземноморье. Англичане сосредоточили все имеющиеся морские и воздушные силы для провод­ки конвоя из Великобритании через Гибралтар на Маль­ту. Кораблям пришлось бы форсировать Сицилийский пролив, который британские моряки теперь называли «самым опасным морским проливом в мире».

В это время англичане в Гибралтаре имели всего не­сколько кораблей, среди которых не было линкоров. Од­нако из серии перехваченных британских радиограмм уже 5 августа Супермарина сделала вывод, что противник начинает крупную операцию в западном Средиземномо­рье. 9 и 10 августа была получена более точная информа­ция об огромном конвое, который несколькими группа­ми прошел через Гибралтарский пролив. На рассвете 11 августа части конвоя собрались вместе южнее Балеарских островов и направились к мысу Бон. Это была настоящая армада, состоявшая из 62 кораблей:

 

2 линкора — «Нельсон» и «Родней»

4 авианосца — «Игл», «Фьюриес», «Индомитебл», «Викториес»

7 крейсеров — среди них «Нигерия», «Манчестер», «Кения», «Каир»

25 эсминцев

14 торговых судов, среди которых 3 американских, общей грузовместимостью 140000 тонн

2 буксира и 2 танкера со своим собственным эс­кортом из 4 корветов сопровождали конвой часть пути

 

Как только прояснились намерения противника, 16 итальянских и 5 немецких подводных лодок были развернуты в западном Средиземноморье. Но впервые с начала войны флот оказался неспособен участвовать в операции значительными силами. Действительно, чтобы эффектив­но противодействовать англичанам, требовалось вывести в море все 4 имевшихся линкора. Однако выход в море такого флота был абсолютно невозможен. Не говоря уже об обычной проблеме прикрытия с воздуха, просто не было требуемого запаса топлива. Попытка встретить про­тивника 2 линкорами была бы напрасным трудом. Слабые силы могли совершить только демонстративный выход, попусту израсходовав крохотное количество драго­ценного топлива, собранное для ливийских конвоев, и подвергая себя ненужному риску.

Поэтому Супермарина отбросила идею посылки глав­ных сил флота. Вместо этого был задействован тщатель­но разработанный план использования легких сил при поддержке нескольких крейсеров. На пути британского конвоя создавались 5 барьеров:

 

1. Итальянские и германские подводные лодки, раз­вернутые между Балеарскими островами и Туни­сом вдоль предполагаемого маршрута следования конвоя

2. Группа подводных лодок, сосредоточенная к севе­ро-востоку от мыса Бон, чтобы нанести удар со­вместно с бомбардировщиками

3. Ряд временных минных заграждений, поставленных под самым берегом у мыса Бон в районе, который ранее не минировался, так как здесь проходил один из маршрутов ливийских конвоев

4. 12 торпедных катеров и 5 новых больших катеров, впервые брошенных в бой, были сосредоточены на пути англичан между мысом Бон и Пантеллерией

5. К югу от Пантеллерии 3 тяжелых крейсера 3-й диви­зии — «Гориция», «Тресте» и «Больцано» — и 3 легких крейсера 7-й дивизии — «Эугенио», «Аттендоло», «Монтекукколи» — вместе с 11 эсминцами

 

Предполагалось, что противник, учитывая результа­ты июньских боев, увеличит силы эскорта, проходящие за мыс Бон. Но Супермарина надеялась, что развернутая эскадра окажется сильнее, чем рассчитывают англичане. Эта предосторожность оказалась правильной, так как противник выделил для сопровождения торговых судов 3 легких крейсера и «Каир».

По плану Супермарины первые 4 барьера должны были рассеять конвой, а затем мощное крейсерское соединение должно было завершить его уничтожение. Учитывая при­влекаемые обеими сторонами мощные воздушные силы, начиналась сложная морская операция. Она длилась почти неделю и стала известна как Августовская битва.

 

Блестящая победа итальянских легких сил

 

Августовская битва, 10-14 августа 1942 г.

 

Снова первый удар в битве нанесла подводная лодка. «Уаршиек» в 4.38 11 августа проникла внутрь вражеского строя и выпустила 3 торпеды в авианосец. С подводной лодки видели 2 взрыва, а потом эскортные корабли дол­го охотились за ней. Днем «Фьюриес» выслал на Мальту 37 «Спитфайров» и повернул назад в Гибралтар. Ночью этот авианосец был атакован подводной лодкой «Дагабур», которая в свою очередь была контратакована эс­кортом и потоплена со всем экипажем. Как только «Фью­риес» пришел в Гибралтар, он встал в сухой док. Этот факт заставил итальянцев поверить, что «Фьюриес» был поврежден либо «Уаршиеком», либо «Дагабуром», но британские донесения не подтверждают этого. Однако 11 августа в 13.15 немецкая подводная лодка добилась заме­чательного успеха, потопив авианосец «Игл». На закате итальянские и германские самолеты начали свои удары, совершив массированный налет бомбардировщиков и торпедоносцев, однако результатов не добились.

Ночью 12 августа эсминец «Малочелло», ставя мины возле мыса Бон, имел короткую стычку с противником. Во время постановки «Малочелло» заметил несколько британских кораблей, следующих на запад. Связанный своим заданием, он не смог атаковать их. Поэтому последовал обмен несколькими залпами, не причинивший вреда никому. Воспользовавшись тем, что итальянцы со­средоточили внимание на большом конвое, английские корабли — 2 эсминца и 2 торговых судна — попытались проскользнуть с Мальты в Гибралтар. Не сумев атаковать противника, британские эсминцы упустили хорошую возможность добиться успеха, так как «Малочелло», за­нятый постановкой мин, в серьезном бою попал бы в сложное положение.

Начиная с 9.30 12 августа, когда британская армада проходила южнее Сардинии, итало-германская авиация совершила серию мощных атак. Около 13.00 грузовое суд­но «Девкалион» было повреждено и отстало от конвоя, но позднее сумело дать ход. Его сопровождал 1 эсминец. В 18.30 началась самая сильная воздушная атака, в кото­рой участвовало более 100 самолетов Оси. Авианосец «Индомитебл» получил 3 попадания бомбами, на нем начался серьезный пожар. Эсминец «Форсайт» получил попадание торпедой и был немедленно отправлен на бук­сире назад в Гибралтар. Однако на следующий день его пришлось затопить.

Тем временем британский конвой был замечен одной из подводных лодок, патрулирующих северо-восточнее мыса Бон. В 16.30 «Эмо» и «Кобальте» одновременно ата­ковали его. Но торпеды первой были замечены, и бри­танские корабли уклонились от них. Вторая же была кон­тратакована эсминцем «Итюриэл», который протаранил и потопил лодку. 40 человек экипажа были спасены анг­личанами.

В 19.00 основная часть британских кораблей повернула на запад, тогда как сам конвой продолжал следовать к мысу Бон. Он теперь состоял из крейсеров «Нигерия», «Кения», «Манчестер», «Каир», 10 эсминцев, 13 торго­вых судов. Изрядно отстав, за ними тащился «Девкали­он» с 1 эсминцем. Вскоре после этого конвой вошел в район расположения итальянских подводных лодок и понес первый серьезный урон. Английские донесения говорят, что действия подводных лодок «были неожиданными и имели эффект, превзошедший все предположения».

«Дессие» и «Аксум» атаковали практически одновременно в 19.45, каждая выпустила по 4 торпеды. В результат те получили попадания крейсера «Нигерия» и «Каир» и грузовые суда «Огайо» и «Брисбен Стар». Это неожидан­ное торпедирование сразу 4 кораблей привело конвой в замешательство и имело серьезные последствия. Как пи­сали англичане, конвой на время остался только с поло­виной эскорта, другая оказывала помощь пострадавшим кораблям. Центры наведения истребителей имелись толь­ко на «Нигерии» и «Каире», и в результате оказалось, что выполнять эту важную задачу некому. Вдобавок британс­кий командующий адмирал Барроу был вынужден пере­нести флаг с «Нигерии» на эсминец «Ашанти». Это тоже имело свои последствия, так как более слабые средства связи не обеспечивали надлежащего управления конвоем. Как пишется в рапорте командира «Кении»: «После этой катастрофы конвой пришел в хаотическое состояние».

«Нигерия», тяжело поврежденный 2 торпедами, не­медленно повернул назад в Гибралтар. Крейсер шел на малой скорости в сопровождении 2 эсминцев. «Каир» за­тонул. «Брисбен Стар» и американский танкер «Огайо» потеряли ход и были брошены эскортом. Позднее коман­да сумела кое-как отремонтировать второе судно.

В 20.30 растрепанный конвой подвергся комбинированной атаке Ju-87 и торпедоносцев, были повреждены суда «Эмпайр Хоуп» и «Гленорчи». В британских донесе­ниях говорится, что они затонули немедленно, на самом деле они были потоплены позднее корабельными торпе­дами. Эта и другие ошибки вполне понятны, ведь бри­танский адмирал, писавший свой рапорт через несколь­ко дней после боя, не мог знать о судьбе судов, контакт с которыми был утерян.

В 21.10 подводная лодка «Аладжи» атаковала и выпу­стила веер из 4 торпед в крейсер и судно снабжения. Британские донесения подтверждают, что в ходе боя был поврежден крейсер «Кения», но смог действовать даль­ше. Однако следует считать точно установленным, что «Аладжи» потопила «Клан Фергюсон», хотя в рапорте адмирала Барроу говорится, будто это судно было по­топлено авиацией на следующий день. Итальянские ко­рабли подобрали 53 человека экипажа «Клан Фергю­сон», в том числе капитана А.Р. Коссара, которые под­твердили, что их судно было потоплено торпедами 12 августа в 21.10.

Около 21.30 пара авиаторпед отправила на дно отстав­ший от конвоя «Девкалион». Наконец, в 23.00 подводная лодка «Бронзо» натолкнулась на одинокое судно, имев­шее на борту небольшой пожар. По силуэту оно напоми­нало «Эмпайр Хоуп». В 23.48 торпеды «Бронзо» оторвали судну нос, оно перевернулось и затонуло в море горяще­го бензина. Это судно перевозило 11000 тонн авиабензи­на, и его потеря стала серьезным ударом для британской авиации на Мальте.

В английских рапортах говорится, что в этот момент «только 3 или 4 судна находились под присмотром ко­раблей эскорта». Сильно растянувшийся конвой прошел мимо мыса Бон точно в полночь 12/13 августа. Началась новая, не менее тяжелая для англичан фаза боя.

В 1.08 в районе ниже Рас Мустафы торпедные катера Ms-16 и Ms-22 атаковали с короткой дистанции и доби­лись попаданий в крейсер «Манчестер». Корабль потерял корму и позднее затонул. Начиная с 2.00 и до рассвета, конвой подвергся серии атак, которые вынудили его спа­саться бегством. Строй англичан полностью развалился, британский адмирал не знал, где находятся его корабли и что с ними. Итальянцы проводили атаки против от­дельных судов, в лучшем случае — маленьких групп, на­столько сильно рассеялся конвой. Маленькие Mas-552, -553, -554, -556 и -564, более крупные Ms-26 и -31 вме­сте с германскими S-30 и -36 совершили 15 отдельных атак и уничтожили, одно за другим, суда «Сайта Элиза», «Альмерия Лайке», «Вайранги» и «Ваймарама». После­днее в 5.08 было буквально поднято в воздух ужасным взрывом, который видел издалека даже британский ад­мирал. К уничтожению этих 4 судов следует добавить «Гленорчи», если верить британским донесениям. Его пото­пили Ms-26 и -31, который позднее подобрал 8 человек, в том числе капитана Р.А. Хэни. Все уцелевшие подтвер­дили, что судно было потоплено корабельными торпеда­ми 13 августа в 2.10 возле Келибии, как раз там и в то время эти 2 торпедных катера совершили свою атаку. Остается добавить, что наутро в районе атаки торпедных катеров была подобрана спасательная шлюпка с судна «Ирокез», которое даже не упоминается в британских рапортах.

На рассвете 13 августа адмирал Барроу собрал остат­ки своего конвоя. Из 4 крейсеров у него остался 1 — «Ке­ния», и тот был поврежден торпедой. Из 14 торговых су­дов он увидел только 3. 8 были потоплены, «Огайо» сильно отстал, «Дорсет» отклонился от курса на север, а что случилось с «Брисбен Стар», не знал вообще никто.

Надо заметить, что капитан этого судна действовал очень умно и отважно. Получив торпеду с «Дессие», бро­шенный кораблями эскорта, он двигался самостоятель­но. Судно прошло мыс Бон после того, как закончился ночной бой. Зайдя в Сус, он выгрузил тяжело раненных, а затем двинулся на Мальту совершенно иным курсом, чем конвой. «Брисбен Стар» прибыл на остров через сут­ки, не замеченный противником и без всяких новых про­исшествий.

Тем временем к эскадре адмирала Барроу присоеди­нились крейсер «Харибдис» и 2 эсминца. Как только бри­танский командующий в Гибралтаре узнал о вечерней катастрофе, он немедленно выслал на помощь конвою подкрепления. Даже с их прибытием адмирал Барроу рас­полагал крейсерами «Харибдис» и «Кения» (поврежден­ный) и 11 эсминцами. Остальные корабли возвращались в Гибралтар с экипажами потопленных судов. Как раз в это время в бой должна была вступить итальянская эс­кадра из 6 крейсеров и 11 эсминцев. Такой бой мог завер­шиться только полным уничтожением британского со­единения. Ночные несчастья превратились бы в настоя­щую катастрофу. Тем не менее, этот пункт плана опера­ции не был исполнен.

Учитывая увеличившиеся к 15 июня силы авиации на Мальте (на мальтийских аэродромах были замечены 180 готовых к бою самолетов), было совершенно необходи­мо дать итальянской эскадре воздушное прикрытие. Силы итало-германской истребительной авиации были слиш­ком малы, чтобы одновременно прикрывать и корабли, и бомбардировщики. Поэтому было необходимо решить, чья атака против остатков британского конвоя будет глав­ной. Другими словами, следовало сделать выбор: кто бу­дет завершать операцию — флот или ВВС? Естественно, Супермарина стояла за морскую операцию, утверждая, что только вмешательство крейсеров приведет к реши­тельной победе. С другой стороны, итальянские и гер­манские летчики не потерпели бы превращения своих атак во второстепенные.

Вечером 12 августа Супермарина и адмирал Вейхольд изо всех сил пытались добиться в штабе генерала Кессельринга и у представителей итальянского Верховного Командования заверения, что крейсера получат воздуш­ное прикрытие. Однако, как после войны вспоминал Вейхольд: «Это вызвало горячие споры среди представи­телей штабов различных видов вооруженных сил. В ходе этих споров все объединились против моряков. У Муссо­лини по телефону запросили окончательное решение, и он высказался в пользу авиации. В результате уже начавшаяся крейсерская операция была отменена». В итоге у итальянских кораблей отняли возможность одержать бле­стящую победу, хотя они уже находились в море и на­правлялись к месту боя.

Пока шли эти споры, 2 дивизии крейсеров соедини­лись в центре Тирренского моря 12 августа в 19.00 и двинулись на юг, чтобы утром встретить врага возле Пантеллерии. Вскоре после этого эскадра была замечена само­летом-разведчиком с Мальты. Он начал следовать за ита­льянским соединением, и не оставалось никаких сомне­ний: кроме опасности возможных ночных атак, на сле­дующее утро крейсерам придется отражать массирован­ные налеты мальтийской авиации. Поэтому, когда все попытки добиться прикрытия с воздуха провалились, вполне резонно около полуночи Супермарина приказала крейсерам возвращаться в базы. Однако этот выход в море дорого обошелся итальянцам. Была потеряна блестящая возможность, было израсходовано драгоценное топли­во, но мало того...

Утром 13 августа возле Эолийских островов британ­ская подводная лодка выпустила в них торпедный залп. Попадания получили «Больцано» и «Аттендоло». На «Больцано» взрыв не вызвал больших повреждений, хотя воз­никший сильный пожар угрожал взрывом погребов. По­этому пришлось их затопить и посадить корабль на мель возле острова Панареа. После месяца упорной работы крейсер был поднят и с большим трудом отбуксирован в Неаполь. «Аттендоло» потерял носовую часть, но, несмот­ря на тяжелые повреждения, сумел добраться до порта своим ходом.

В то же самое утро авиация Оси начала запланирован­ные атаки конвоя, все еще двигавшегося несколькими мелкими группами. Танкер «Огайо» и судно «Дорсет» по­лучили повреждения и потеряли ход. Последнее получи­ло новые попадания и к вечеру затонуло. Танкер пере­жил очередную атаку, но был покинут экипажем. Одна­ко он остался на плаву. Вечером экипаж вернулся на суд­но, и ночью 2 эсминца отбуксировали его на Мальту.

В 14.30, удостоверившись, что больше нет опасности атаки со стороны итальянских кораблей, а конвой на­дежно прикрыт истребителями с Мальты, силы эскорта передали уцелевшие суда тральщикам из Ла Валетты. Сами же они поспешили в Гибралтар, чтобы не быть наутро перехваченными итальянскими кораблями. Ночью возле мыса Бон эта группа была атакована сначала торпедны­ми катерами, потом подводной лодкой «Гранито» и на­конец самолетами. Однако больше попаданий не было. Тем временем, 3 неповрежденных судна вечером 13 авгу­ста добрались до Мальты, а на следующее утро прибыли «Огайо» и «Брисбен Стар».

Из всего этого прямо следует, что Августовская битва была великолепной победой итальянских подводных ло­док и легких сил. Кроме всего прочего, на этот раз было получено больше конкретных результатов, чем после любого другого боя на Средиземном море за всю войну, как итальянцами, так и англичанами. Итальянские под­водные лодки и торпедные катера, хотя их было менее двух десятков, потопили 2 британских крейсера и 7 судов снабжения и буквально наголову разгромили британскую эскадру в ходе девятичасового боя. Подводя итоги, ска­жем, что итальянские подводные лодки потопили «Каир», «Клан Фергюсон» и «Эмпайр Хоуп» и торпедировали «Нигерию», «Кению», «Огайо» и «Брисбен Стар». Тор­педные катера потопили «Манчестер», «Гленорчи», «Сай­та Элизу», «Альмериа Лайке», «Вайранги» и «Ваймарама». Авиация потопила «Девкалион» и «Дорсет» и доби­лась попаданий в «Эмпайр Хоуп», «Гленорчи» и «Огайо». Ранее упоминавшееся Гибралтарское соединение поте­ряло «Игл» (торпедирован немецкой субмариной) и «Форсайт» (потоплен самолетами). Бомбардировщиками был поврежден «Индомитебл». Итальянцы потеряли под­водные лодки «Дагабур» и «Кобальто». Все торпедные катера остались целы. Исключительные результаты, по­лученные несмотря на отсутствие радара и асдика, кото­рые имел противник, показали доблесть и умение италь­янских моряков. Следует отдать должное очень эффек­тивному плану атаки, выработанному Супермариной.

К несчастью, последняя фаза этого плана — атака итальянских крейсеров — не была реализована, хотя ход событий позволял полностью уничтожить конвой и до конца использовать успех, достигнутый легкими силами. После всего, что уже было сказано, дальше анализиро­вать причины такого решения просто излишне. Однако следует упомянуть, что подводные лодки и маленькие торпедные катера раскололи и рассеяли конвой, предос­тавив его полное уничтожение крупным кораблям. Ранее итальянский флот возлагал эту задачу на авиацию — и всегда напрасно. Также следует сказать, что итало-гер­манская авиация из-за сильного противодействия истре­бительного сопровождения конвоя на этот раз не сумела добиться ощутимых результатов, хотя в бой были броше­ны 784 самолета (90 торпедоносцев, 447 бомбардиров­щиков и 247 истребителей). Эти силы в течение всей бит­вы действовали с огромной энергией, но...

Тем не менее, эта битва стала крупной неудачей для британского флота. «Стало ясно, что повторить подоб­ную операцию будет совершенно непозволительной рос­кошью», — писал британский историк. И действитель­но, до ноября англичане больше не отваживались на подобные мероприятия. Но к этому времени радикально изменилась вся стратегическая ситуация на Средизем­ном море.

Однако следует помнить, что в первый раз за войну итальянский линейный флот обнаружил, что физически не может участвовать в бою. Последствия этого факта труд­но было полностью оценить, настолько они были серь­езными. Было получено первое предупреждение, что ита­льянская звезда начинает закатываться. Августовская битва стала лебединой песней итальянского флота и последней важной победой Оси в Средиземноморской войне.