ГЛАВА XIV

ОПЕРАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШТУРМОВЫХ ЧАСТЕЙ

 

Подготовка и первые операции

 

Перед тем как рассмотреть трагические события, пред­шествовавшие перемирию, следует дать более или менее детальный обзор операций специальных штурмовых час­тей итальянского флота. Эти отряды так прославились, что останутся в истории не только Средиземноморской вой­ны, но, возможно, в истории войны на море в целом.

Итальянский флот в ходе Первой Мировой войны спроектировал и построил несколько новых видов ору­жия, с помощью которых был проведен ряд операций в австрийских портах, в частности в Поле. В связи с этим следует упомянуть несколько специально созданных ап­паратов. Катер «Грилло», оснащенный тракторными гу­сеницами, сумел преодолеть боновые заграждения и про­ник на рейд Полы. Имелась также «Миньятта», своего рода человекоуправляемая торпеда, на которой Розетта и Паолуччи пробрались и гавань Полы и потопили авст­рийский линкор «Вирибус Унитис».

Воспоминания о славных делах минувшего вдохнов­ляли. Поэтому, когда возникла угроза новой войны, на­чались работы по созданию аналогичного оружия. Итальянский флот оказался мировым лидером в области со­здания специальных штурмовых средств. В 1935 году, ког­да Великобритания угрожала объявить войну Италии во время Абиссинского конфликта, несколько морских офи­церов начали их проектирование. Целью было уничтоже­ние кораблей, стоящих в сильно защищенных базах. Со­здание новых технических средств, эксперименты с ними, обучение маленькой группы добровольцев — все прово­дилось в обстановке строжайшей секретности. Трениров­ки были не только физическими, но и психологически­ми. Люди не должны были отступать перед трудностями и опасностями, которые зачастую можно было твердо назвать сверхчеловеческими.

На вооружении специальных штурмовых частей состо­яли 4 типа аппаратов. Во-первых, это сверхмалые под­водные лодки, водоизмещением 30 и 12 тонн, с экипа­жем из 4 и 2 человек, несущие по 2 торпеды. Итальянс­кий флот начал работы с этими подводными лодками задолго до того, как японцы использовали их при атаке Пирл-Харбора. Эти лодки имели малый радиус действия, их нельзя было использовать против портов, прикрытых боковыми и сетевыми заграждениями. Поэтому в ходе Средиземноморской войны они не использовались, хотя оказались очень полезными на Черном море, что будет описано ниже.

Напомним, что еще во время Первой Мировой вой­ны итальянский флот построил несколько похожих ло­док и использовал их для патрулирования на входе в раз­личные порты Адриатики. Однако лодки имели малую мореходность и не добились никаких успехов.

Вторым типом специального оружия были взрываю­щиеся катера. Экипаж такого суденышка состоял всего из 1 человека. Предполагалось, что оно на высокой ско­рости проскочит боны на входе в гавань и направится к цели. За несколько секунд до столкновения водитель выб­расывался в воду. После атак Суды и Мальты эти катера были почти забыты. Командование флота предпочло более крупные катера, вооруженные 2 торпедами и спо­собные действовать в открытом море. Они использова­лись во время Тунисской кампании и во время вторже­ния союзников на Сицилию, хотя и не добились серьез­ных успехов.

Третьим типом специального оружия были управляе­мые торпеды, современная версия «Миньятты». Это была торпеда с отделяемой боеголовкой, управляемая 2 моря­ками, сидящими верхом на ней. Это оружие использова­лось очень широко. Наиболее известны успешные опера­ции в Гибралтаре, Александрии и Алжире. Торпеда уп­равлялась очень плохо, и от экипажа требовалось исклю­чительное мужество, чтобы проделать многочасовой путь под водой. Экипаж торпеды должен был иметь отличную физическую подготовку и обладать немалым терпением. Для дыхания под водой использовались акваланги, кро­ме них были созданы специальные резиновые костюмы. Экипаж должен был преодолеть множество искусствен­ных и естественных препятствий на пути к цели. После этого следовало прикрепить боеголовку к корпусу цели. Затем, если имелась возможность, экипаж пытался выб­раться из порта на ходовой части торпеды. Все это требо­вало колоссальных физических и нервных усилий.

Последним типом оружия были магнитные мины или контейнеры со взрывчаткой, которые подвешивались к дну корабля. Контейнеры были достаточно легкими, по­этому боевые пловцы носили их на поясе. Кроме того, «люди-лягушки» использовались для выполнения самых различных задач, в том числе для проведения подрывных работ. Магнитные мины дважды использовались в Гиб­ралтаре и один раз в Алжире. Боевые пловцы успешно провели большое число операций во вражеском тылу в Тунисе и Мармарике, я также выполнили много секрет­ных заданий.

Учитывая очень малый радиус действия специальных типов вооружения, их следовало доставить почти к са­мой цели. Взрывающиеся катера перевозились надводные ми кораблями. Для транспортировки управляемых торпед были выделены 4 подводные лодки. Во время первых опе­раций лодки спускали торпеды с экипажем, находясь на поверхности. Но впоследствии были отработаны методы выпуска торпед из подводного положения. Задачи этих подводных лодок всегда были крайне трудными и риско­ванными.

Хотя успешное завершения операций подрывных ко­манд было делом одиночек, которые получали вполне заслуженную ими известность, следует отдать должное действиям специальных частей, которые обеспечивали этот финал. Эти структуры были строго засекречены. Во главе специальных операций стояла Супермарина, ко­торая определяла, где и когда нанести удар. Свои реше­ния она принимала на основе донесений секретных аген­тов флота, действовавших на территории врага и в ней­тральных странах. Важным составляющим звеном успе­ха была работа военных и гражданских технических уч­реждений, которые проектировали и производили во­оружение. И наконец, исключительную важность имела строжайшая секретность, окружавшая всю деятельность специальных штурмовых частей.

Так как война началась на 2 года раньше предполага­емого срока, это специальное подразделение флота, из­вестное под невинным названием 10-й флотилии Mas, оказалось точно в таком же положении, как и весь флот в целом. Короче говоря, специальные штурмовые части оказались не готовы к войне. Располагая обещанными 2 годами, 10-я флотилия Mas сумела бы нанести одновре­менный удар по всем британским базам на Средиземном море в момент начала военных действий. Можно только гадать, какая жатва была бы собрана, так как неприя­тель был бы застигнут полностью врасплох, даже не пред­ставляя, что именно происходит. 10 флотилия Mas была исключительно опасным итальянским «секретным ору­жием». Однако война началась преждевременно, и 10-я флотилия Mas оказалась не готова к широким действиям. Настроение личного состава и неоднократные заявления, что война не затянется, не оставили времени для даль­нейшей подготовки. Операции были начаты немедленно. Поэтому первые попытки вскрыли множество недостат­ков и, что самое скверное — предупредили неприятеля, который предпринял все возможное, чтобы обезопасить себя от подобных атак. Его контрмеры усиливались и улуч­шались после каждого успеха итальянцев. Поэтому каж­дая последующая операция была для итальянцев «новой», полной непредвиденных, а подчас и роковых неожидан­ностей. Конечно, 10-я флотилия Mas продолжала отра­батывать методы внезапной атаки, но...

Первая операция была проведена против Александ­рии. Предполагалось атаковать этот порт тремя управляе­мыми торпедами, или «поросятами», как их называли сами моряки. Доставить их к цели должна была подвод­ная лодка «Ириде». Но, к несчастью, ожидая начала опе­рации в заливе Бомба возле Тобрука, лодка была потоп­лена британским торпедоносцем. Через полтора месяца — в конце сентября — подводные лодки «Гондар» и «Шире», каждая с 3 «поросятами» на борту, вышли в море для одновременной атаки Гибралтара и Александрии. Когда лодки уже подошли к цели, оказалось, что британские корабли покинули эти порты для проведения операций, описанных в главе II. Поэтому лодкам было приказано возвращаться назад. На обратном пути «Гондар» была обнаружена британскими силами ПЛО и потоплена. Ко­мандир 10-й флотилии Mas капитан 2 ранга Джорджини сумел спастись из тонущей лодки, но был взят в плен. Его заменил капитан 2 ранга Моккагатта.

Эти неудачи не обескуражили состав 10-й флотилии Mas. В конце октября была предпринята новая попытка. «Шире» вновь направились к Гибралтару. Подводная лод­ка, которой с начала войны командовал капитан-лейте­нант Боргезе, проскользнула мимо вражеских патрулей и проникла на рейд Гибралтара незамеченной. Она пересекла весь рейд и спустила 3 торпеды в его северной ча­сти. После этого «Шире» благополучно вернулась в базу. Первая торпеда, лейтенанта Дюрана, де ла Пенне, из-за поломки почти сразу затонула. Вторую, инженер-майора Тезеи (технические работники 10-й флотилии Mas име­ли армейские звания), постигла та же участь, когда она подошла к входу в гавань. Оба экипажа после утомитель­ного заплыва добрались до испанского берега. Там они встретились с секретными агентами 10-й флотилии Mas и с их помощью вернулись в Италию.

Третий «поросенок», лейтенанта Биринделли и стар­шины Пакканьини, сумел проникнуть внутрь сетевого заграждения порта и почти добрался до линкора «Барэм». Когда до цели оставалось всего 70 метров, торпеда вне­запно затонула. Пакканьини был вынужден вынырнуть и был взят в плен англичанами. Оставшийся в одиночестве Биринделли попытался отремонтировать торпеду, упав­шую на дно. Потом ему пришла в голову сумасшедшая мысль дотащить боеголовку до цели волоком. Его усилия привели к тому, что он просто потерял сознание. Авто­матически Биринделли вынырнул на поверхность. Когда он пришел в себя, до «Барэма» оставалось всего 30 мет­ров. Поэтому он решил совершить новую попытку и опять нырнул. Однако на сей раз он не сумел найти в темноте свою торпеду. Поэтому все его неимоверные усилия ос­тались не вознагражденными.

Тем не менее, у Биринделли еще осталось достаточно сил, чтобы выбраться из гавани. Совершенно обессилев­ший, он выполз на сушу. Оказалось, что он находится возле гибралтарского волнолома. Сняв свой резиновый комбинезон, он пошел вдоль мола, успешно проскольз­нул мимо британских часовых. Наконец он добрался до испанского судна «Сайта Анна», стоявшего на якоре не­подалеку. Хотя Биринделли старался спрятаться, британ­ский матрос, охранявший судно, заметил его и поднял тревогу. Биринделли был схвачен. Он показал докумен­ты, подтверждающие, что он — итальянский офицер.

Однако он едва сумел убедить англичан, что не является шпионом, а потому не может рассказать, как попал в Гибралтар. Биринделли провел в плену 4 года. Все это время он находился в госпитале, оправляясь он пережи­тых испытаний.

Торпеда Тезеи выскочила на испанский берег. Испан­цы поспешно доставили ее на свою военно-морскую базу. Однако англичане, узнав об этом, детально изучили «по­росенка». После этого англичане наладили производство таких же торпед и попытались организовать нечто подоб­ное 10-й флотилии Mas. Однако прошло более 2 лет, преж­де чем они сумели начать свои операции. Свою первую попытку англичане совершили в январе 1943 года. Они потопили в Палермо достраивающийся крейсер «Трайано». В этой операции участвовали 5 торпед и все пилоты, кроме 2 попавших в плен, погибли. Один из пленных рас­сказал, что в учебном классе висит вырезка из итальян­ской газеты с фотографиями моряков 10-я флотилии Mas и призывом следовать их примеру. После первого успеха англичане провели операции против Маддалены и Три­поли, но обе эти операции полностью провалились. Пе­ред этим была предпринята безуспешная атака «Тирпица» в Норвегии.

 

Успех в бухте Суда и «славная неудача» на Мальте

 

После разочарования, которое принесла атака Гиб­ралтара, управляемые торпеды подверглись серии улуч­шений и доработок. Тем временем началась боевая ка­рьера взрывающихся катеров. В марте — апреле 1941 года 4 таких катера совершили атаки греческих портов Кор­фу и Санти Куаранта, но оба набега никаких успехов не принесли.

Ночью 26 марта взрывающиеся катера, действующие на британских линиях снабжения между Египтом и Грецией, добились выдающегося успеха. Эсминцы «Криспи» и «Селла», вышедшие с Лероса, доставили 6 кате­ров к входу в бухту Суда и спустили их на воду. Малень­кие корабли пересекли бухту, имевшую длину около 20 километров, и сумели прорвать 3 линии заграждений, которые прикрывали якорную стоянку кораблей союз­ников. Буквально под бортом торгового судна командир группы лейтенант Фаджони распределил цели и прика­зал начать атаку на рассвете. Тяжелый крейсер «Йорк», военный танкер «Патроклес» (8324 тонны) и одно гру­зовое судно были потоплены. Пытаясь спасти «Йорк», англичане отбуксировали его на мель. Но этот корабль так и не удалось ввести в строй. Все экипажи катеров попали в плен.

То, что «Йорк» затонул не полностью, вызвало ожес­точенные споры между немцами и итальянцами. Люфт­ваффе бомбили поврежденный крейсер и заявили, что потопили его. Автор лично нашел неопровержимые сви­детельства, когда на своем торпедном катере участвовал в оккупации бухты Суда. Он побывал на борту «Йорка» до прибытия немцев. Были найдены документы, доказы­вающие, что крейсер потопили катера. Дальнейшее об­следование показало, что повреждения надстроек и вер­хних палуб вызваны не бомбами, а подрывными заряда­ми, которые заложили сами англичане. Перед тем, как оставить бухту, они пытались сделать крейсер полностью небоеспособным.

10-я флотилия Mas давно вынашивала планы атаки мальтийского порта Ла Валетга. И без того огромные труд­ности еще больше увеличивало полное отсутствие ин­формации о системе обороны порта. На Мальте не было итальянских секретных агентов, единственным источни­ком информации служила аэрофотосъемка. Однако она мало чем могла помочь планированию такой операции. По этой причине весной 1941 года несколько торпедных катеров и катеров 10-й флотилии Mas провели ряд разведывательных походов. Так как было нежелательно вызвать преждевременную тревогу, они тоже не принесли много информации. Тем не менее, группа моряков, которая уже несколько месяцев готовилась к операции, настояла на том, что больше нельзя се откладывать. Поэтому, когда в конце июля на Мальту прибыл конвой из Гибралтара, Супермарина приказала начать действовать.

План операции был очень сложным, однако все шло нормально до самого последнего момента. На рассвете 25 июля посыльное судно «Диана» и торпедные катера Mas-451 и -452 вышли из Аугусты. «Диана» несла 8 взрываю­щихся катеров, большой катер командира группы, ка­тер-буксировщик. Катера Mas-451 и -452 буксировали по управляемой торпеде каждый. Ни один из командиров 10-й флотилии Mas не пожелал отказаться от участия в операции. Командир флотилии капитан 2 ранга Моккагатта находился на борту Mas-452. Командир «корабель­ного подразделения» капитан-лейтенант Джоббе вел один из взрывающихся катеров. Командир «подводного под­разделения» майор Тезеи, уже вернувшийся из похода к Гибралтару, вел одну из торпед.

Когда 3 корабля подошли к Мальте, они не обнару­жили никаких признаков тревоги. «Диана» спустила кате­ра в нескольких милях от входа в порт. Mas-451 и Mas-452 подошли еще ближе и передали своих «поросят» катеру-буксировщику. Он дотащил торпеду Тезеи до бона, при­крывающего гавань Ла Валетты, а вторую торпеду — к Марса Мушетто, базе британских подводных лодок. Тем временем взрывающиеся катера, которые вел Джоббе, осторожно двигались к входу в гавань Ла Валетты. «Диа­на» ушла в море, чтобы там ожидать исхода операции. Оба катера Mas остались под берегом, чтобы подобрать спасшихся и оказать поддержку в случае необходимости.

Тезеи сумел пробраться под заграждением, прикры­вающим вход в порт. Оно состояло из нескольких бонов, которые полностью преграждали путь катерам. Тезеи дол­жен был взорвать свою торпеду так, чтобы она открыла проход через эти боны. Затем 8 взрывающихся катеров, проскочив этим проходом, должны были атаковать ко­рабли в гавани, используя факторы неожиданности и замешательства.

Предполагалось участие ВВС, бомбардировщики дол­жны были совершить налет, чтобы отвлечь внимание неприятеля. График был таков: в 1.45 легкий налет на Ла Валетту; в 2.30 сильный налет на ту же цель; в 4.30 силь­ный налет на вспомогательную цель (Микабба). В дей­ствительности первая атака не состоялась. Второй налет был совершен в 2.45 одним самолетом. Третий налет вы­полнили 2 самолета в 4.20, однако они атаковали Ла Ва­летту, а не Микаббу. Наконец, на рассвете 10 истребите­лей провели ожесточенный бой с 30 британскими истре­бителями.

До этого момента все шло согласно плану, исключая небольшое отставание от графика. Не было никаких при­знаков того, что неприятель встревожен. На самом деле все обстояло иначе. После войны стало известно, что ра­диолокационные станции на Мальте обнаружили италь­янские корабли, когда те подходили к острову. Получив предупреждение, все батареи были приведены в состоя­ние полной готовности, особенно прикрывавшие вход в порт. Радары обнаружили и приближение катеров. Поэто­му все английские батареи были готовы обрушить шквал огня на ничего не подозревающего противника. Джоббе и его 8 катеров, не подозревая об этом, в полной тиши­не ожидали, когда будет взорван бон. Время шло. Первые лучи солнца уже показались на востоке, а взрыва так и не было.

Мы так никогда и не узнаем, что же произошло с Тезеи. Так же останется тайной, о чем думал Джоббе во время своего ожидания. Мы знаем только, что, когда за­нялся рассвет, Джоббе приказал 2 катерам взорвать бон. Последовал взрыв такой силы, что не только боковое заграждение разлетелось на куски, но даже рухнул мост Сент-Эльмо, соединявший два берега узкой бухты. Сила взрыва была так велика, что можно предположить роко­вое совпадение — торпеда Тезеи взорвалась одновремен­но с зарядами катеров. В любом случае пилоты 2 катеров пожертвовали своими жизнями, а Тезеи пропал без вес­ти. Остальные 6 катеров немедленно дали полный ход и попали под сокрушительный огонь дожидавшихся свое­го часа британских орудий. Орудия всех калибров уже были наведены на входной фарватер. В тот же момент фарватер был освещен прожекторами. Маленькие катера, ослеп­ленные их лучами, сумели найти проход между обломка­ми моста и попытались пробиться сквозь огневую завесу. Это им не удалось.

После долгих часов ожиданий, сама битва заверши­лась буквально в несколько минут. Как писали англича­не, «на поверхности но осталось ничего». Трагедия ра­зыгралась на глазах Джоббе, двигавшегося позади осталь­ных катеров. После того как над залитой кровью водой воцарилась тишина, Джоббе повернул назад, к катерам Mas. Они направились в базу. К этому времени уже рас­свело, и на перехват торпедных катеров с Мальты выле­тели истребители.

Моккагатта, Джоббе и весь экипаж Mas-452 за ис­ключением 2 человек погибли во время обстрела с воз­духа. Mas-451 загорелся и потонул. Исключая экипаж «Ди­аны», которая сумела вернуться в Италию, не уцелел никто из участников рейда. Все руководство 10-й флоти­лии Mas, большинство их помощников или погибли, или попали в плен. Даже управляемая торпеда, выделенная для атаки Марса Мушетто, которую задержали техни­ческие неполадки, не сумела атаковать британские под­водные лодки. 2 человека ее экипажа были взяты в плен. Наконец, в боях с британскими самолетами погибли 2 итальянских истребителя, пытавшихся прикрыть торпед­ные катера.

Так закончилась безуспешная атака Мальты. Личный состав флотилии понес самые тяжелые потери за всю войну. Тем не менее, все действия итальянцев полны столь

высокого благородства и самопожертвования, что даже поражение может считаться достойным славы.

 

Атака Гибралтара и победа в Александрии

 

Еще до операции против Мальты подводное подраз­деление 10-й флотилии Mas подготовило вторую попыт­ку атаки Гибралтара. Ночью 23 мая 1941 года «Шире» проскользнула мимо британских патрулей в проливе в Атлантику. На следующий вечер она поднялась на повер­хность и незамеченной прошла в устье реки Гвадалете в Кадисе, где отшвартовалась у борта итальянского танке­ра «Фульгор», который был интернирован там после на­чала военных действий.

Чтобы экипажам торпед не пришлось испытать на себе все неудобства путешествия на подводной лодке, их от­правили самолетом в Кадис с гражданскими паспортами. Там они поднялись на борт «Шире». Перед рассветом 25 мая «Шире» покинула Кадис, не обнаруженная англича­нами, и направилась к Гибралтару. Прибыв на место, она обнаружила столь многочисленные британские патрули, что не смогла проникнуть во внутреннюю гавань. Поэто­му операция была отложена на 24 часа. Ночью 26 мая «Шире» опять пробралась на рейд. Там она поднялась на поверхность только для того, чтобы узнать от Супермарины, что британский флот покинул гавань несколько часов назад. Поэтому Супермарина приказала атаковать торговые суда в британской зоне Гибралтара.

Задача выглядела очень простой, однако вновь судьба была против итальянцев. Три торпеды — лейтенанта Каталано, лейтенанта Веско и мичмана Визинтини — были спущены на воду. Согласно приказу «Шире» немедленно направилась назад. Однако очень быстро торпеда Веско полностью отказала, и ее пришлось затопить. Боеголовку удалось отсоединить и подвесить к торпеде Каталано. 6 моряков разбились на две группы у двух оставшихся тор­пед и продолжили путь.

Одна из торпед уже находилась под корпусом судна, когда лейтенант Марчелья почувствовал себя плохо и поднялся на поверхность. Похоже, англичане что-то ус­лышали, потому что на судне поднялся страшный шум, и экипаж начал спускать катер. В результате итальянцам пришлось затопить свою торпеду. Они сумели добраться до испанского берега, волоча на себе потерявшего со­знание Марчелью.

Визинтини с его «поросенком» повезло не больше. Почти час он блуждал по гавани в поисках целей, од­нако первые 5 судов, которые он обнаружил, оказались крупными рыболовными траулерами. Затем он натолк­нулся на госпитальное судно, а потом — на швейцарс­кое торговое судно. Когда он наконец нашел подходя­щий объект для атаки, его торпеда тоже затонула. Она потащила за собой на дно экипаж. Глубина в этом месте была около 30 метров, и поднять аппарат было просто невозможно. Поэтому экипажу не оставалось ничего дру­гого, как плыть к испанскому берегу. Там все итальян­цы собрались вместе и встретились с секретным аген­том 10-й флотилии Mas. Через несколько дней они от­правились назад в Специю, чтобы готовиться к новым походам.

Через 4 месяца, ночью 20 сентября, «Шире», которой все еще командовал Боргезе, в третий раз сумела про­никнуть на рейд Гибралтара. Она выпустила трех «поро­сят» возле устья реки Гвадарранка. Ими командовали те же люди, что участвовали в предыдущей операции: Каталано, Веско и Визинтини. За это время англичане ус­пели принять некоторые меры предосторожности против подобных набегов. Множество катеров нею ночь патрули­ровали на рейде л возле входа в гавань военно-морской базы. Они регулярно сбрасывали глубинные бомбы, что­бы уничтожить водолазов.

Несмотря на новые трудности, Каталано сумел близ­ко подобраться к северному входу в военную гавань, но был обнаружен патрульным катером и едва сумел спас­тись. Было уже 3.50 утра, и он обратил свое внимание на судно, стоящее на рейде. Когда Каталано уже пригото­вился установить боеголовку, он обнаружил, что это ин­тернированное итальянское судно. Поэтому ему пришлось искать новую цель. На этот раз все закончилось благопо­лучно, и на рассвете судно «Фиона Шелл» (2444 тонны) затонуло. Оба водолаза избежали плена, добравшись до испанского берега.

Веско также проделал весь путь под водой и сумел достичь входа в военную гавань. Однако два катера кру­жили вокруг, время от времени сбрасывая глубинные бомбы. Поэтому, проведя 6 часов под водой, он прикре­пил заряд к дну судна, стоящего на рейде. Его жертвой стал «Дурхэм» (10893 тонны), груженный боеприпасами. На рассвете судно затонуло после страшного взрыва. Вес­ко тоже сумел доплыть до испанского берега, таща на себе потерявшего сознание от усталости напарника.

Визинтини пришлось сложнее. Хотя два катера кружи­ли над ним, он сумел добраться до северного входа в военный порт и проник внутрь, ползком по дну под се­тью заграждения. Вскоре после этого он обнаружил сто­ящий в доке крейсер и 4 танкера. Визинтини, после не­которых размышлений, выбрал самую многообещающую цель — один из танкеров. Он решил, что после взрыва танкера горящее топливо растечется по всей территории порта. Вся операция была проведена отменно. Визинти­ни, установив заряды, сумел перебраться через заграждения. Снова уклонившись от патрулирующих катеров, он сумел достичь испанского берега, используя свою тор­педу. Там он затопил ее и вместе с напарником выбрался на берег. Через несколько дней они уже прибыли в Ита­лию. Действия Визинтини можно считать просто образ­цом исключительной отваги, профессионального умения и холодного расчета. Однако они не увенчались заслуженным успехом. Танкер «Денбидейл» (8000 тонн) на рассвете взорвался и переломился пополам, однако ожи­даемый пожар так и не начался.

Через 3 месяца после третьей атаки Гибралтара, но­чью 19 декабря, подводные диверсанты провели свою самую знаменитую операцию. Она стала легендарной не только благодаря проявленной участниками отваге, но и из-за своих последствий, которые оказали влияние на ход всей Средиземноморской войны. Вечером 18 декабря Боргезе, проявив незаурядную отвагу и умение, привел «Шире» в точку всего в 1 миле от входа в гавань Алексан­дрии. В 20.47 совсем рядом с минными полями были спу­щены 3 торпеды, и подводная лодка направилась домой. Пилотами этих торпед были: лейтенант Дюран де ла Пенне, который участвовал в первой атаке Гибралтара; ин­женер-капитан флота Марчелья, участвовавший во вто­рой атаке Гибралтара; капитан службы вооружения фло­та Мартелотта.

Три торпеды достигли заграждения на входе в порт без каких-либо трудностей. Два катера ходили вдоль за­граждения, периодически сбрасывая глубинные бомбы. Однако проход был открыт, чтобы позволить войти 3 эсминцам, которые прибыли как раз в этот момент. Сле­дуя за ними, итальянцы смело проникли на акваторию базы. Пилоты торпед не стали попусту терять время и направились прямо к своим целям. Супермарина на ос­новании данных авиаразведки сообщила по радио дис­позицию кораблей в порту перед выходом торпед на опе­рацию. Дюран де ла Пенне выбрал линкор «Вэлиант», Марчелья — линкор «Куин Элизабет», Мартелотта — очень большой танкер.

Операция была проведена классически. Каждый эки­паж быстро обнаружил свою цель и установил боеголов­ку торпеды в намеченной точке, выбранной после изу­чения чертежей корабля. Предполагалось добиться мак­симальных повреждений. Некоторые проблемы встретил только Дюран де ла Пенне. Недалеко от «Вэлианта» его торпеда потеряла ход, однако он, с помощью напарни­ка, сумел дотащить торпеду к цели по дну. Установив заряд, они вынырнули на поверхность, где были обна­ружены патрульным катером. Итальянцев подняли на борт «Вэлианта», где их попытался допросить командир лин­кора капитан 1 ранга Морган. Напрасно. В конце концов по приказу адмирала Каннингхэма их заперли в трюме. За 10 минут до взрыва боеголовки итальянцы попросили встречи с капитаном 1 ранга Морганом. Они предупре­дили его, что линкор скоро затонет. Капитан приказал всему экипажу подняться на верхнюю палубу, но италь­янцев приказал отправить обратно в трюм. Через несколь­ко минут взрыв потряс линкор, и он медленно сел на дно. Итальянцы сумели открыть дверь отсека, в котором их заперли, и спаслись вместе с экипажем.

Марчелья и его напарник блестяще выполнили свою работу на «Куин Элизабет». Вскоре после того как «Вэлиэнт» получил роковой удар, второй линкор вздрогнул от взрыва и тоже сел на дно. Виновники этой катастрофы также попали и плен.

Однако Мартелотта и его товарищ не попали в плен прямо в порту. Они установили боеголовку, которая по­топила большой танкер «Сагона» и тяжело повредила эсминец «Джервис». После этого итальянцы сумели выб­раться из порта в город. Оттуда они добрались до Розетты в устье Нила и нашли маленькую лодку. Они собирались выйти в море, где крейсировала подводная лодка «Дзаффиро», которая должна была подобрать уцелевших учас­тников операции. Однако на следующий день, идя по улице Розетты вместе с египетским полицейским, кото­рый пригласил их на обед, итальянцы были замечены патрулем военной полиции и арестованы.

Единственной причиной, которая спасла оба линкора от окончательной гибели, была малая глубина на месте якорной стоянки. Тем не менее, до конца войны они боль­ше не вошли в строй. Поэтому можно смело сказать, что 6 отважных итальянских моряков выиграли крупную мор­скую битву у британского Средиземноморского флота. Эта победа имела далеко идущие стратегические последствия для всего хода войны на Средиземноморском театре.

Легендарный подвиг этих 6 моряков заслужил восхище­ние британского флота. Когда после войны они вернулись в Италию из лагеря военнопленных, адмирал Морган, быв­ший командир «Вэлианта», потребовал чести лично вру­чить Золотую медаль почета Дюрану де ла Пенне.

Адмирал Каннингхэм в своей автобиографии писал: «Таким образом были выведены из строя оба последних линкора. Это был тяжелый удар... Несколько дней спустя я написал Первому Морскому Лорду: «Мы получаем удар за ударом. Повреждение линкоров в такой момент просто катастрофа... Самое скверное, что мы до сих пор не зна­ем, как они проникли через боновое заграждение. Плен­ные говорят, что они проникли, когда был открыт про­ход для эсминцев. Такое вполне возможно. Однако они могут подготовить прорыв сквозь заграждение, под ним или над ним. Сбрасываются глубинные бомбы, однако не похоже, чтобы они помешали кому-нибудь... Сейчас мы устанавливаем на дне бетонные блоки с колючей проволокой поверху до глубины 40 футов и нижней кром­ки сетей. Это дорого стоит, но мы должны обезопасить гавань... Последние дни проходят в панике. Всем мере­щатся плавающие объекты и шумы под килем корабля. Это надо пресечь». В заключение Каннингхэм писал: «Можно только восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано» (Еще один пример, мягко говоря, неточности автора. «Куин Элиза­бет» после капитального ремонта и США снова участвовал в боевых действиях с июня 1943 года. «Вэлиант» вернулся в строй в апреле 1942 года, а в июле 1943 года поддерживал вторжение в Сицилию. Недурно для покойничка. А. Б.).

 

Операции в Средиземном и Черном морях в 1942 году

 

После успеха операции в Александрии было ясно, что англичане примут меры, чтобы подобное не повторилось. Итальянцы решили сделать передышку с двоякой целью: дать возможность улечься переполоху и собрать побольше сведений о новых оборонительных мероприятиях англичан. В конце апреля 1942 года стало известно, что временно от­ремонтированный «Куин Элизабет» готовится к отправке на капитальный ремонт. Поэтому Супермарина приказала подготовить новый удар по Александрии. На этот раз в по­ход отправилась подводная лодка «Амбра» лейтенанта Арилло. Она была переоборудована для специальных операций также, как «Шире». Вечером 14 мая «Амбра» подошла близко к входу в порт, неся на борту трех «поросят».

Что произошло дальше, так и осталось загадкой. По­хоже, «Амбра» сбилась с курса из-за сильных подвод­ных течений, и экипажи торпед не сумели выйти на цель. В любом случае, 2 торпеды до рассвета кружили, пытаясь найти вход в порт. Экипажи выбрались на бе­рег, и там все 4 человека попали в плен.

Лейтенант Фельтринелли и водолаз Фавале сумели обнаружить вход в гавань, когда уже рассвело. Они по­пытались укрыться в обломках полузатопленного судна, чтобы дождаться следующей ночи. К несчастью, их заме­тили рыбаки и подняли тревогу. Экипажу пришлось унич­тожить торпеду, после чего итальянцы попытались доб­раться до берега. Фавале был быстро схвачен. Фельтри­нелли добрался до Александрии, не возбудив подозре­ний. Там его встретил итальянский секретный агент и снабдил необходимыми документами. В результате Фельтринелли больше месяца прожил в Александрии под чу­жим именем. Однако англичане продолжали интенсивные поиски, так как подозревали, что он скрывается в городе — ведь они схватили пятерых его товарищей. В конце концов Фельтринелли тоже попал в плен.

Через несколько недель, в августе 1942 года, «Шире», которой теперь командовал лейтенант Дзелик, получила приказ доставить торпеды к Хайфе, куда перебазировал­ся Александрийский флот после выхода итало-герман­ских войск к Эль Аламейну. Когда лодка подошла к цели, ее обнаружили британские силы ПЛО и потопили со всем экипажем.

Чтобы полностью использовать благоприятные воз­можности, весной 1942 года Супермарина упростила организацию 10-й флотилии Mas. Поступали сотни ра­портов от добровольцев, которые рвались заменить погибших товарищей. Теперь 10-ю флотилию Mas возгла­вил Боргезе. Большое значение приобрело «корабель­ное подразделение», и резко возросла важность «под­разделения водолазов-подрывников». Начались работы по подготовке атаки порта Нью-Йорк, но эти планы не были реализованы. С весны по осень 1942 года штурмо­вые катера и водолазы провели несколько десятков опе­раций. Хотя их цели были ограниченными и часто опе­рации не приносили успеха, отважные действия лично­го состава добавили немало славных страниц к истории 10-й флотилии Mas. Нехватка места позволяет лишь ко­ротко упомянуть об этих операциях.

Штурмовые катера провели несколько разведыватель­ных походов к Мальте во время подготовки захвата ост­рова. Два раза они высаживали секретных агентов. Свою задачу катера выполнили успешно. Были созданы 3 плав­базы для катеров — вспомогательные суда «Чефало», «Сольола» и «Костанца». Эти 3 судна должны были крей­сировать в море: одно возле Алжира, 2 — возле Египта. Там они должны были спустить свои катера, когда пока­жется какое-нибудь британское соединение. Предполага­лось проводить внезапные атаки в открытом море. 3 по­добных соединения катеров действовали с июля по ок­тябрь 1942 года, самое восточное из них базировалось на суше возле Эль Аламейна. Однако, несмотря на терпеливое ожидание, удача улыбнулась им всего один раз. 29 августа возле Эль Дабы они торпедировали британский эсминец «Эридж».

Подрывные диверсионные команды провели ряд вы­лазок во вражеский тыл и достигли значительных успе­хов, уничтожив много военных сооружений и складов. Действуя с помощью секретных агентов, 10-я флотилия Mas сумела заслать «людей-лягушек» в Альхесирас, где они укрывались на вилле возле самой границы Гибралта­ра. Они два раза — 14 июля и 15 сентября 1942 года —' переплывали рейд Гибралтара, буксируя за собой маг­нитные мины. Они сумели установить свои мины и вер­нуться на виллу Кармела, а потом и в Италию.

Таким образом были потоплены или повреждены торговые суда «Шуна», «Барон Дуглас», «Эмпайр Снайп», «Мета» и «Рэйвенс Пойнт» общим водоизмещением 11333 тонны.

Более сложными оказались операции в Черном море, но крайней мере, с точки зрения организации. В начале 1942 года было создано подразделение штурмовых катеров па автоприцепов, которое было придано флотилии торпедных катеров, отправленной на русский фронт. Сек­ция перевозок была организована просто образцово. Она могла перевозить 5 штурмовых катеров с торпедными аппаратами и 5 взрывающихся катеров, а также все не­обходимое для обеспечения их самостоятельных действий. Подразделение пересекло восточную Европу по желез­ной дороге от Специи до Симферополя в начале мая 1942 года. Затем по шоссе оно прибыло в Фарос (примерно в 20 километрах от Севастополя), где был создан опера­тивный штаб. Штурмовые катера начали еженощное пат­рулирование, содействуя морской блокаде Севастополя и помогая прибрежному флангу германских войск. Ма­ленькие катера не раз атаковали большие русские бар­жи, груженные солдатами, обстреливая их из пулеметов.

В июне это подразделение приняло участие в финаль­ном штурме Севастополя, а в июле — в операции немцев против форта Горький (36-я батарея.). Когда немцы начали наступ­ление на Кавказ, подразделение перебазировалось в Ма­риуполь, ожидая переброски на Каспийское море. Одна­ко все обернулось иначе. Успешная русская оборона Ста­линграда и последующее контрнаступление вынудили немцев откатиться обратно к Черному морю. Когда нача­лось общее отступление немцев, превосходная организа­ция секции перевозок позволила штурмовым катерам пересечь Украину, восточную Европу и вернуться в Ита­лию. Они вернулись, сохранив все катера, все оборудо­вание и всех людей.

На Черном море отличились карликовые подводные лодки, нашедшие благоприятное место действий. 10-я флотилия Mas u апреле 1942 года отправила 6 таких ло­док по железной дороге из Констанцы. Они совершили большое число походов. Особенно успешно они действо­вали против русских подводных лодок, потопив 2 из них.

 

База штурмовых частей на рейде Гибралтара

 

Весной 1942 года штаб 10-й флотилии Mas предложил кажущуюся безумной идею: создать базу управляемых торпед прямо на рейде Гибралтара. Ее следовало распо­ложить в трюме итальянского судна «Ольтерра», которое было затоплено своим экипажем в начале войны и лежа­ло на мели возле самого мола Альхесираса. С самого на­чала было совершенно ясно, что такую операцию следо­вало проводить в условиях строжайшей секретности. Аль­хесирас буквально кишел британскими агентами, а ма­ленькое подразделение испанских жандармов располага­лось прямо на «Ольтерре». Кроме того, чтобы реализо­вать безумную идею, приходилось посвятить в курс дела остатки экипажа «Ольтерры», находившиеся на судне.

 

Затем надлежало перебросить на судно водолазов, техников, сами торпеды, ремонтное оборудование, запасные части, воздушные компрессоры и множество других пещей, причем все следовало привезти из Италии. В трю­ме нужно было создать ремонтную мастерскую и стан­цию обслуживания, прорезать в корпусе судна подводный люк для выхода торпед.

Поскольку все это приходилось делать прямо под но­сом испанских жандармов и британских агентов, операция казалась просто абсурдной. Тем не менее, все про­шло без сучка и задоринки. Используя тысячи самых не­вероятных уловок, через Францию и Испанию в трюмы «Ольтерры» было доставлено все необходимое оборудо­вание и торпеды, разобранные до винтика, чтобы их нельзя было узнать. Часть личного состава была привезе­на в двойном дне грузовиков, другие пешком перешли Пиренеи и добрались до юга Испании самостоятельно. Часть изображала итальянских дезертиров, спасающихся в Испании. Чтобы обмануть испанских часовых, они изоб­ражали пьяных, которых экипаж «Ольтерры» волок на борт под руки. Туннель, который вел в полузатопленный трюм, где находилась секретная база, был так хорошо замаскирован, что испанские офицеры так и не обнару­жили его. В результате вся эта разветвленная и сложная организация никем не была разоблачена. Англичане впер­вые узнали о ней только после перемирия, когда судно отбуксировали в Гибралтар на ремонт.

Как только начались работы по организации секрет­ной базы, «Ольтерру» начали использовать как центр операций боевых пловцов против судов на рейде Гибрал­тара. Пловцы, прибывшие из Италии, находились на борту «Ольтерры», приходили на виллу Кармела, выполняли свои задания и возвращались в Италию, не вызывая ни­каких подозрений относительно своей настоящей базы. Британские агенты отчаянно пытались выяснить, в чем тут дело. В ноябре, когда союзники высадились в Алжи­ре, база была почти полностью готова. Ее действия были увязаны с остальными операциями против вражеского судоходства.

Ночью 8 декабря 1942 года «Эскадра Ursa Major», на­званная так в честь созвездия Большой Медведицы, про­вела первую операцию. 3 торпеды покинули «Ольтерру». Их вели лейтенант Визинтини, который 14 месяцев на­зад участвовал в первом налете на Гибралтар, гардемарин Маниско, лейтенант службы вооружения Челла. Они имели приказ атаковать корабли британского флота, которые вернулись на якорные стоянки военного порта че­рез несколько дней после высадки союзников в Алжире. Поскольку в базе находились главные силы флота, на рейде патрулировало множество катеров, и проникнуть на военную базу было крайне трудно. Катера постоянно освещали рейд прожекторами и сбрасывали тяжелые глу­бинные бомбы.

Поэтому пересекать рейд было рискованным заняти­ем. К обычным трудностям добавлялись динамические удары от взрывов глубинных бомб. Эти удары могли кон­тузить водолаза и нанести серьезные внутренние повреж­дения. Требовались поистине сверхчеловеческие усилия, чтобы действовать в подобной обстановке. Несмотря на все трудности, Визинтини и его напарник добрались до входа военно-морской базы, однако старая сеть была заменена новой усовершенствованной, которая достигал» дна. Теперь в сети не открывался проход, чтобы пропус­тить корабль, а она немного притапливалась. Можно пред­положить, что итальянцы попытались все-таки пробраться под сетью по дну. Но в этот момент сеть была приспуще­на, чтобы пропустить 3 эсминца, и буквально раздавила пловцов. На следующий день их тела были обнаружены англичанами, которые похоронили их возле Гибралтара: со всеми почестями.

Маниско и его товарищ, преодолев ужасные трудно­сти, тоже достигли входа в базу вскоре после Визинтини. Они прибыли как раз когда проходили те самые 3 эс­минца. Итальянцы затаились на волноломе, подкараули­вая возможность проникнуть в порт в промежутке между взрывами глубинных бомб. К несчастью, в этот момент торпеда разломилась пополам и затонула. 2 человека попытались доплыть до испанского берега, однако близкий разрыв глубинной бомбы оглушил Маниско. Его товарищ, матрос Варини, перенес взрыв лучше. Но в этот момент итальянцев заметило американское судно, кото­рое и выудило их из воды. Хотя экипаж судна выразил вос­хищение отвагой итальянцев, захват диверсантов заставил противника поднять тревогу. Все соседние корабли включили прожектора и начали обстреливать поверхность воды из пулеметов. Количество сброшенных глубинных бомб резко увеличилось.

Челла и его товарищ задержались почти на 2 часа на «Ольтерре», ремонтируя свою торпеду. Поэтому, когда поднялась суматоха, они находились еще на середине рейда. Имея приказ отказаться от операции в случае тре­воги, они повернули назад. Их обнаружил патрульный катер и сбросил серию глубинных бомб, которая убила напарника Челлы. Сам Челла выдержал удары и увел тор­педу на глубину 30 метров. Патрульные катера охотились за ним более полутора часов, используя прожектора, гидрофоны, пулеметы и глубинные бомбы (их взрывате­ли, к счастью, были поставлены на 15 метров). Это была невиданная ранее охота. Дичью была не подводная лод­ка, а водолаз. После полутора часов борьбы Челла почув­ствовал, что больше не выдерживает. Он затопил торпе­ду и отдался на волю судьбы, вынырнув на поверхность. К своему изумлению он обнаружил, что находится всего в нескольких метрах от «Ольтерры». Собрав последние силы, он добрался до своего убежища и спасся. На следу­ющую ночь итальянцы сумели подобрать и его торпеду.

 

Последние операции

 

4 декабря подводная лодка «Амбра» лейтенанта Арилло покинула Специю в ходе большой операции против, судоходства союзников у берегов Алжира. Она должна была подойти к порту и дожидаться, когда прибудет крупный конвой. Это случилось 6 дней спустя, и Супермарина приказала начать атаку. На сей раз кроме обычных 3 тор­пед на подводной лодке находились 10 боевых пловцов с магнитными минами.

На рассвете 11 декабря «Амбра» погрузилась и начала поход к Алжиру. Скорость держали очень маленькую, были приняты и другие меры, чтобы избежать обнаружения и обойти минные поля. Умело маневрируя, подводная лод­ка прошла все преграды и уклонилась от всех патрулей. Двигаясь только по приборам, лодка проникла в центр рейда, там в 21.00 она легла на дно, прямо посреди сто­ящих на якоре судов.

Операция была выполнена превосходно. Сначала на поверхность поднялся офицер с телефоном, который передал вниз информацию о положении на рейде. Потом начали выходить диверсанты. Это заняло больше време­ни, чем предполагалось — почти 3 часа. Боевые пловцы установили свои мины на грузовых судах, но по различ­ным причинам только 2 из них были серьезно поврежде­ны взрывами.

Первая торпеда почти добралась до большого транс­порта, но ее двигатели полностью отказали, и торпеду пришлось затопить. Экипаж второй торпеды выбрал це­лью большое судно снабжения и установил боеголовку, как положено. Третья торпеда, которая несла 2 боеголов­ки, установили их на двух американских судах. Так как операция затянулась, «Амбра» ушла в намеченный срок — 2.30, не приняв никого из диверсантов на борт. Поэтому боевым пловцам и экипажам торпед пришлось добирать­ся до берега. Там они, ближе к рассвету, сумели полюбо­ваться на результаты своей работы. 3 судна были потоп­лены, 2 — серьезно повреждены. Из этих 5 судов 4 были британскими — «Эмпайр Сентаур» (7041 тонна), «Вэнкуишер» (7174 тонны), «Арматтан» (4587 тонн), «Берта» (1493 тонны). Пятое судно было американским.

В рамках общих операций у побережья Алжира группа морских пехотинцев из полка Сан Марко оккупировала остров Галите. Этот остров лежал на полпути между Бизертой и Боном. Его захватили, чтобы базировать там «Чефало» — вспомогательное судно, переоборудованное в плавбазу для штурмовых катеров. Это подразделение должно было действовать против вражеских судов, направляющихся в Сицилийский пролив. Кроме того, го­товилась атака порта Бон. Однако «Чефало» было обна­ружено противником на новой стоянке, и американская авиация атаковала его. От обстрела с воздуха погибли многие члены экипажа. Уцелевшие сумели удержать суд­но на плаву, и оно было отбуксировано в Бизерту на ремонт.

Пока шли бои в Тунисе, 10-я флотилия Mas провела много операций, однако они не увенчались серьезным успехом. Среди этих операций были: действия взрываю­щихся катеров, базирующихся на Лампедузе, в январе 1943 года; диверсии боевых пловцов, высаженных с под­водных лодок «Вольфрамио» и «Малакитс» на побережье Алжира; попытка атаки порта Бон 6 апреля катерами с «Чефало»; действия боевых пловцов в районе Бона в ап­реле 1943 года — они тоже использовали в качестве базы «Чефало»; подготовка атаки Мерс-эль-Кебира, которая была отменена после падения Бизерты. Когда пала Бизерта, 4 штурмовых катера с «Чефало» помогали под­рывным партиям уничтожать портовые сооружения. За­вершив работу, крошечные катера сумели добраться до Кальяри.

После падения Туниса сложилась новая стратегическая ситуация, которая серьезно повлияла на действия 10-й флотилии Mas. Операции в этом районе окончательно прекратились. «Эскадра Ursa Major», базировавшаяся на «Ольтерре», была практически уничтожена 8 декабря, но вскоре она была воссоздана и снова начала действовать. 8 мая 1943 года 3 управляемые торпеды покинули свою секретную базу, чтобы атаковать суда в Гибралтаре. Пло­хая погода ослабила активность патрульных катеров, од­нако она же создала сильное встречное течение, зат­руднившее действия подводников. Одной из торпед при­шлось совершить 6 заходов, прежде чем она достигла цели. С большими трудностями каждая команда устано­вила свою боеголовку и вернулась на «Ольтерру». На рассвете взорвались 3 судна. Это были британские суда «Камерата» (4875 тонн), «Махсуд» (7540 тонн) и американс­кое «Пат Харрисон» (7500 тонн).

В начале июля 1943 года один из самых способных бо­евых пловцов 10-й флотилии Mas Луиджи Феррато в со­провождении секретных агентов флота направился в Алек­сандретту и Мерсину в Сирии с грузом магнитных мин. Путешествие оказалось удачным, потому что он не за­держивался подолгу ни на одном месте. Он отплывал прямо с городских пляжей и направлялся к якорным сто­янкам. Феррато сумел заминировать по 2 судна в каждом порту. «Орион» и «Фернплант» были потоплены, «Кайтуна» — серьезно повреждено. Четвертое судно — «Сицилиан Принс» — англичане успели спасти. Таинственные взрывы встревожили их, поэтому они нашли и сняли магнитную мину. Боевые пловцы 10-й флотилии Mas про­вели много подобных операций в других районах. Однако по сей день приходится считать эти операции секретны­ми и рассказывать о них нельзя.

Когда союзники высадились в Сицилии, 10-я флоти­лия Mas приняла участие в обороне острова с моря. На сей раз подразделения штурмовых катеров действовали против кораблей союзников в гавани Сиракуз. Для этой цели была снова выделена «Амбра» под командой капи­тан-лейтенанта Феррини. Ночью 25 июля, двигаясь под водой, лодка подошла на расстояние нескольких миль к Сиракузам. Вынырнув на секунду, чтобы снять пеленги, лодка была атакована самолетом. Разрывы бомб вызвали жертвы и повреждения. Несмотря на это, командир «Ам­бры» решил продолжать выполнение операции. Однако в последний момент ему пришлось отказаться от своего намерения, так как разрывами бомб были заклинены переходные люки к торпедам. Ничего не добившись, «Ам­бра» вернулась на базу.

Как только было получено и освоено новое оборудо­вание, «Эскадра Ursa Major» ночью 4 августа 1943 года провела новую атаку судов в Гибралтаре. На этот раз море было очень спокойным и фосфоресцировало, что неиз­меримо увеличивало риск. Несмотря на это, 3 «поросен­ка» сумели проскочить мимо патрульных катеров и пере­жить взрывы глубинных бомб. Боевые пловцы сумели ус­тановить боеголовки на 3 судах, которые взорвались и затонули в обычное время, на рассвете. Торпеды и их экипажи благополучно вернулись на «Ольтерру». Погиб­ли британское судно «Стэнридж» (6000 тонн), американ­ское «Харрисон Грэй Отис» (7053 тонны) и норвежский танкер «Торсховди» (9944 тонны). Этот последний рейд довел до 14 общее число судов, потопленных в Гибрал­таре штурмовыми частями. Их водоизмещение достигло 75578 тонн.

Штурмовые подразделения и диверсионные команды 10-й флотилии Mas продолжали действовать у берегов Туниса со своей базы в Кальяри до самого перемирия. Даже после него, когда Италия раскололась на два лаге­ря, 10-я флотилия Mas продолжала свою работу. Это бу­дет описано ниже. После подписания перемирия доволь­но часто итальянцам приходилось передавать свой опыт новым союзникам — британским морякам.

Мы могли позволить себе лишь короткий обзор ши­рокого спектра действий специальных частей. Однако совершенно очевидно, что итальянский флот может за­конно гордиться их подвигами.