ГЛАВА XVII

ИТОГИ ТРИДЦАТИ ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ ВОЙНЫ

 

Закончив читать этот обзор войны с союзниками, читатель может сделать свои собственные выводы из пред­ставленных фактов. Однако автор хочет отдельно под­черкнуть некоторые особо важные аспекты этой долгой борьбы.

Итальянский флот никогда не предполагал, что в оди­ночку будет сражаться с самым мощным флотом мира. Легко было предсказать, что он будет разбит в первом же бою, а в ходе долгой войны уничтожен. Поэтому никто, находясь в здравом уме, не скажет, что итальянский флот рвался в бой. В лучшем случае он мог упорно отбиваться и постараться связать врагу руки на некоторое время. Имен­но такая стратегия была избрана, и ход военных действий показал, что она была реализована умно, предусмотри­тельно и отважно. После 15 месяцев войны на Средизем­ном море появились американские флот и авиация. Их мощь стремительно росла, и баланс сил нарушался все больше. С другой стороны, нельзя полностью игнорировать появив­шиеся на Средиземноморье германские подводные лодки и торпедные катера. Однако помощь германского флота носила скромный характер и не могла повлиять на общий ход Средиземноморской войны.

В этой войне воздушная мощь впервые оказалась не просто очень важным, а совершенно необходимым фак­тором всех операций на суше и на море. Когда воздушная мощь была недостаточной или полностью отсутствовала, морские и сухопутные силы оказывались в тяжелом по­ложении. Отсутствие воздушной поддержки могло пол­ностью парализовать их действия. Необходимо было со­здать специальную морскую авиацию, однако с этим тре­бованием флота остальные виды вооруженных сил со­гласились слишком поздно. К этому времени результаты ее отсутствия стали непоправимыми. Со своей стороны, флот противника хорошо знал, как использовать эти факторы самым выгодным для себя образом. Его воздуш­ная мощь росла, тогда как итальянский флот продолжал испытывать серьезнейшие трудности в создании своей авиации. Поэтому во многих случаях наступательные и оборонительные возможности итальянского флота были серьезно ограничены недостаточным взаимодействием с авиацией.

Генеральные штабы итальянских и германских ВВС, когда они с опозданием поняли требования реальности, предприняли серьезные усилия, чтобы выправить поло­жение. Они сделали все возможное в рамках существую­щих структур, а их пилоты часто жертвовали жизнью. Однако неадекватность воздушной поддержки сохрани­лась, и это нельзя забывать, анализируя условия, в ко­торых пришлось сражаться итальянскому флоту.

В результате анализа можно сказать, ничуть не пре­увеличивая, что решающей битвой Средиземноморской войны стала битва между итальянским флотом и англо-­американской авиацией. Не важно, сколь ожесточенной была сама морская война, итальянский флот мог про­должать сражаться еще достаточно долго, если бы он не был прямо и косвенно раздавлен колоссальными воздуш­ными силами противника.

Мы также видели, как серьезно ограничивала страте­гические возможности итальянского флота острая нехватка топлива. 3 фактора обусловили его слабость — плохое взаимодействие с авиацией, нехватка топлива и отсут­ствие радара — и увеличили дисбаланс сил противников. Не следует также забывать, что равенство сил в какой-то определенный момент решительно ничего не значило. Противник всегда мог перебросить корабли на Среди­земное море с других театров и добиться решительного превосходства.

Несмотря на все эти ограничения и неблагоприятные обстоятельства, итальянский флот не был уничтожен ни первыми ударами противника, ни в ходе последующих боев. В течение 39 месяцев он отражал все атаки. Более того, он нанес противнику очень тяжелые потери. Даже когда закончилась война, итальянский флот, сильно по­трепанный, все же обладал значительным военным по­тенциалом. Это сразу дало свои результаты, когда он на­чал сражаться на стороне союзников.

В заключение попытаемся оценить ситуацию, исполь­зуя спортивные термины. Итальянский флот можно было сравнить с боксером-средневесом, который на ринге неожиданно встретил чемпиона мира в тяжелом весе. Разницу в весе еще больше усугубило то, что средневес плохо видел, а временами сражался просто вслепую (воз­душная разведка и радар). Одна рука у него отсохла (воз­душная поддержка), а ноги были приклеены к полу (не­хватка топлива). Тем не менее, тяжеловес не смог нокау­тировать своего противника и даже пропустил несколько сильных ударов. После множества раундов судьи остано­вили схватку, а средневес все еще стоял на ногах, окро­вавленный, но не сломленный. Чемпион выиграл бой по очкам, но такой исход был достижением для средневе­са, а не для чемпиона.

Официальные итальянские и британские источники говорят, что итальянский флот потерял в ходе боев на Средиземном море к 8 сентября 1943 года корабли об­щим водоизмещением 269000 тонн, а британский — 412000 тонн.

Борьба, которую вела Италия в ходе Второй Мировой войны, проходила в основном на море. Чтобы вступить в бой, армия должна была пройти через палубы кораблей. Морская мощь во многом определяла ход борьбы на су­хопутном фронте. Вспомним, что дела в Африке пошли хорошо, как только весной 1942 года итальянский флот добился господства на море. Когда же осенью это господ­ство перешло в руки врага, удача отвернулась от италь­янцев и на суше. Вся военная история доказывает, что МОРЕ ДОМИНИРУЕТ НАД СУШЕЙ. Последняя война лишь подтвердила этот вердикт. Решительные победы союзников и их окончательный триумф были результа­том морского мышления Черчилля и Рузвельта, кото­рым противостояли сухопутно мыслящие Гитлер и Мус­солини.

Что касается общей стратегии Средиземноморской войны, итальянский флот всегда имел четкие цели, ба­зирующиеся на точном расчете. В некоторые критические моменты борьбы они могли принести решающий эффект, если бы их понимали другие. К несчастью, те, кто отве­чал за общее ведение войны, не приняли взгляды флота. Если же это происходило, то «слишком мало и слишком поздно». Особенно этим отличалось германское Верхов­ное Командование.

Супермарина, конечно, совершила ряд стратегичес­ких ошибок в планировании операций. Ошибались и ад­миралы в море в тактической фазе боев. Однако все эти ошибки не имели столь тяжелых последствий, как ошиб­ки Верховного Командования. С другой стороны следует отметить, что оперативное планирование Супермарины было хорошо продуманным, а временами просто блестя­щим. Более того, многие ошибки Супермарины, как вскрывается сейчас, были результатом директив сверху, которые она должна была выполнять. Решения адмира­лов в море следует оценивать, учитывая нехватку воз­душной поддержки, отсутствие радара и прочие факто­ры, действовавшие против них.

Следует отметить, что легкие силы итальянского флота часто шли на немыслимый риск, и многие сражались до самого конца. С одной стороны, такое чувство долга и высокий боевой дух толкали их на форменное самоубий­ство. С другой стороны, с точки зрения военной эконо­мики, во многих случаях можно было избежать потерь, проявив немного осторожности. Сами англичане, по край­ней мере на Средиземном море, строго выполняли при­каз не вступать в бой с превосходящими силами против­ника и часто применяли тактику «бей — беги».

Итальянские моряки постоянно демонстрировали свои высокие боевые качества на любом уровне — от адмира­ла до последнего юнги. Эти качества были выражением не слепого повиновения, а демонстрацией разумной ини­циативы. Был ли это адмирал, командующий флотом или нестроевой офицер — командир крошечного вспомога­тельного суденышка, все они демонстрировали готовность пойти на риск и пожертвовать собой. Статистика ясно это подтверждает. Среди экипажей итальянских кораб­лей, потопленных в годы войны, потери составили: 30% среди матросов, 50% среди офицеров, 75% командиров кораблей, 100% адмиралов.

Иностранцы привыкли считать итальянцев нестойки­ми людьми. Эта война доказала противоположное. По крайней мере, флот продемонстрировал непоколебимую стойкость. Никакие трагедии, потери, поражения или невыносимое положение не обескуражили флот и не за­ставили его ослабить свои усилия. Достаточно вспомнить события во время кризиса в конце 1941 года и положе­ние на тунисских маршрутах весной 1943 года. В обоих случаях флот показал не только полное самоотречение, презрение к опасности, но и непоколебимое стремление добиться цели. Поэтому, как только погибал крупный конвой, немедленно снаряжался новый. Когда горнило Сицилийского пролива глотало один корабль за другим, экипажи кораблей, назначенных на смену погибшим, спокойно поднимали якорь, чтобы выйти в море. Нашего боксера-средневеса можно упрекать за слабые удары по противнику, но никто не сможет отрицать его несги­баемого духа, с которым он сражался, несмотря на лю­бые обстоятельства.

Было бы глупо утверждать, что итальянский флот со­вершенно безгрешен и безошибочен. Никто не может в течение 39 месяцев ожесточенных боев избежать прома­хов. Победители тоже совершили немало ошибок, неко­торые из которых были столь серьезными, что сказались не только на союзниках. Однако история навсегда запе­чатлела свидетельства той значительной роли, которую сыграл Итальянский Флот во Второй Мировой войне.