ГЛАВА V

РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1941 ГОДА

 

Перевозки снабжения морем

 

Снабжение Ливии во второй половине 1941 года по­служило причиной большого расхода ресурсов и энергии. Ведь одновременно итальянскому флоту приходилось ре­шать множество других задач, которые постепенно ста­новились все сложнее. Удовлетворение потребностей ок­купационных войск в Югославии, Греции, на греческих островах повлекло операции такого размаха, что каждый день в море выходило по несколько конвоев. Естествен­но, такая интенсивность перевозок требовала не только множества торговых судов и кораблей сопровождения, но и большого числа мелких судов и множества различ­ного оборудования. Перевод X авиакорпуса из Сицилии в Грецию лег дополнительным грузом на плечи флота, которому было поручено решить эту задачу. Всего по морю было перевезено 4327 человек, 1 167 машин и 17061 тон­ну оборудования и припасов, принадлежавших X авиа­корпусу. Потерь не было.

Усиление вражеской активности на морских путях во всех районах вынудило флот прикрывать гражданское судоходство у побережья итальянского полуострова и перевозки в Сардинию, Сицилию, Далмацию и Тунис. Ранее такие перевозки выполнялись практически без ох­ранения, но теперь возникла бесконечная сеть маршру­тов, которые нужно было охранять. Поэтому на флот рух­нула масса требований, хотя он располагал буквально несколькими эскортными кораблями. В этот период ежед­невно примерно 80 судов сопровождались тремя десятка­ми миноносцев, к этой работе привлекались и вспомога­тельные суда. После оккупации Греции танкеры начали перевозки румынской нефти из портов Черного моря в Италию через Дарданеллы. По условиям конференции Монтрё танкеры разрешалось эскортировать только до входа в Дарданеллы. В Черном море они не имели при­крытия и были отданы на милость русским подводным лодкам. Следует заметить, что эти лодки, как правило, действовали совершенно неэффективно, ведь в таких благоприятных условиях они могли собрать богатую жат­ву. Так как Италия располагала ничтожным танкерным флотом, командование позднее сочло разумным прекра­тить любое судоходство далее Дарданелл.

Уже занятый другими делами, флот в последние 2 месяца был мобилизован для перевозки войск на Пантеллерию и Лампедузу. Эта операция на несколько не­дель связала много эсминцев и миноносцев. Следует так­же упомянуть перевозки пшеницы в Грецию для жителей этой страны, хотя эта операция была относительно мел­кой. Смешно, что Италия поставляла зерно в Грецию из своих собственных скудных запасов, в то время как Гер­мания конфисковала большое количество пшеницы в Греции и через Салоники вывозила ее к себе.

 

Подводная война

 

В первый год войны британские подводные лодки су­мели добиться весьма скромных результатов. Но с нача­лом второго года началась вполне серьезная подводная война, и теперь их активность вызывала серьезные опа­сении. Больше не существовав зоны, в которой не действовали британские подводные лодки. Особенно тща­тельно ими патрулировались проливы и другие узловые точки. Подводные лодки постоянно патрулировали на ливийских судоходных маршрутах, взаимодействуя с надводными кораблями и авиацией. Количество атак под­водных лодок продолжало расти, соответственно росли и итальянские потери.

Меры усиления противолодочной обороны, предпри­нятые итальянцами, дали некоторые результаты. Но ко­рень проблемы заключался в том, что итальянцы не имели современной техники. Еще в августе 1941 года итальян­ский флот увеличил свои antisim (противолодочные) под­разделения и начал постройку множества специальных кораблей (позднее названных корветами) и катеров (VAS). Флот заметно улучшил качество своих глубинных бомб и предпринял действенные меры, чтобы решить задачу оснащения кораблей асдиком

Как уже отмечалось, флот начал разработку асдика некоторое время назад, но к началу войны имелось толь­ко несколько экспериментальных моделей. В начале лета 1941 года технические данные и результаты эксперимен­тов по этим устройствам были сопоставлены с аналогич­ными немецкими данными. Оба устройства оказались практически идентичны, но итальянская промышлен­ность не могла производить и достаточно быстро, тогда как немцы уже развернули производство своей модели в крупных масштабах Итальянский флот приобрел несколь­ко десятков немецких асдиков. Для обучения работе с ними личный состав был отправлен в Германию. Летом 1941 года началась установка асдиков на миноносцах. Эти траты оправдались очень быстро. Вскоре были оборудованы асдиками и другие корабли.

Кроме 8 британских подводных лодок, потопленных в начальные месяцы войны, в 1941 году итальянские корабли уничтожили еще 12 штук. Это были: греческая подводная лодка «Протеус», протараненная миноносцем «Антарес»; «Нарвал» Свободной Франции, потопленная минонос­цем «Клио»; британская лодка «Кашалот», сдавшаяся миноносцу «Папа» после тарана; 9 других британских подводных лодок — «Регьюлус», «Тритон», «Уск», «Андаунтед», «Юнион», Р-32, Р-33, «Тетрарх» и «Персеус». 4 из них подорвались на минах, остальные были потопле­ны итальянскими кораблями. Еще несколько лодок было повреждено.

С другой стороны, действия итальянских подводных лодок оказались куда менее эффективными, чем надея­лись до войны. За 12 месяцев, прошедших после описан­ного ранее потопления крейсера «Бонавенчер» 31 марта 1941 года, итальянские подводные лодки не сумели по­топить ни одного британского военного корабля. Да и торговых судов на их счету оказалось немного. Эти разо­чаровывающие результаты не следует приписывать по­рочной доктрине использования подводных лодок. Еще меньше повинны в этом сами экипажи, им хватало и отваги, и умения. Скорее, плохие результаты были след­ствием специфических условий, характерных для подвод­ной войны на Средиземном море.

Во-первых. Итальянский флот был вынужден прово­дить множество конвоев по десяткам различных маршру­тов, тогда как неприятель ничего подобного в западном Средиземноморье не предпринимал. Вражеские конвои в восточном Средиземноморье тоже были крайне немно­гочисленны и следовали по очень коротким маршрутам. Поэтому итальянским подводным лодкам предоставля­лось гораздо меньше целей, чем неприятельским. Спора­дические попытки англичан провести через Средизем­ное море конвой или группу военных кораблей были со­вершенно специфическими операциями. Они выполня­лись при участии сильнейшего эскорта, корабли следо­вали по случайно выбранным маршрутам. Это делало по­чти невозможным заблаговременное развертывание под­водных лодок. В результате итальянские подводные лодки могли играть в этих случаях только второстепенную роль.

Во-вторых. Подводным лодкам противостояли корабли, оснащенные самым современным вооружением. Вражес­кие поисковые соединения обнаруживали лодки ночью на поверхности с помощью радара, которого не было у итальянцев. При выходе в атаку лодку быстро засекали асдиком, который стоял на всех британских легких ко­раблях.

В-третьих. Только часть итальянских подводных лодок привлекалась к наступательным операциям. Недо­статки воздушной разведки вынудили флот использовать множество лодок для разведки вокруг Александрии, От­ранто и Мальты, а также на самых важных конвойных маршрутах. Иногда лодки привлекались для борьбы с бри­танскими подводными лодками. Много подводных лодок использовались для доставки снабжения на Додеканезские острова и в Ливию. Остальные в течение всей войны использовались для обучения новых экипажей в Школе Подводного Плавания в Поле. Поэтому нет ничего уди­вительного в том, что итальянские подводные лодки не достигли результатов, пропорциональных их количеству.

До конца июня 1941 года итальянский флот потерял на Средиземном море 19 подводных лодок из 70 нахо­дившихся в строю к началу войны. Оставшихся подвод­ных лодок было слишком мало для выполнения возла­гавшихся на них задач. По этой причине летом 1941 года резко ускорилась постройка новых лодок, и к сентябрю 1943 года в строй вступила 41 новая лодка. Острая нехват­ка подводных лодок осенью 1941 года привела к тому, что 10 лодок были отозваны из Атлантики.

В это время немцы предложили послать примерно 20 подводных лодок на Средиземное море. Предложение было принято, и в конце сентября 1941 года они начали при­бывать. 5 из них погибли, проходя через Гибралтарский пролив. Но это компенсировалось тем, что одна из лодок вскоре после прибытия, 14 ноября, потопила авианосец «Арк Ройял». 25 ноября другая субмарина послала на дно линкор «Барэм» возле Соллума. Если добавить сюда потопление 11 августа 1942 года авианосца «Игл» возле Гиб­ралтара, то мы получим 3 главные победы итало-герман­ского подводного флота на Средиземном море за годы войны (А при чем здесь ИТАЛО-?).

Германские подводные лодки, присланные на Среди­земное море, были самой современной конструкции. Они были оснащены новейшим оборудованием и снабжены высокоэффективными торпедами. Тем не менее, несмот­ря на их качественное превосходство, эти субмарины, если не считать упомянутых выше 3 громких побед, до­бились не лучших результатов, чем итальянские. С тече­нием времени их достижения явно ухудшались, хотя ис­пользовались они только для наступательных операций. Это четко продемонстрировало трудности подводной вой­ны на Средиземном море, которая резко отличалась от войны в Атлантике.

Тем временем итальянский флот создал новый маг­нитный торпедный взрыватель, который был лучше ана­логичного германского или английского. Немцы затре­бовали его для своих торпед, и он поставлялся в обмен на новую технику. В это же время прибыла одна эскадра германских торпедных катеров. Эти корабли должны были помогать итальянским катерам, слишком маленьким для действий вдали от берега. Со временем был создан и за­пущен в производство новый тип крупных итальянских катеров. Германские катера прибыли на Средиземное море в конце 1941 года по французским рекам и каналам.

Минную войну итальянский флот продолжал вести очень активно. В течение лета было поставлено больше десятка новых минных заграждений в Сицилийском про­ливе. Часть работы проделали крейсера и эсминцы, часть — 2 специально оборудованных парома из Мессинского пролива. Осенью была завершена постановка противоло­дочных заграждений вдоль итальянского побережья и в Эгейском море. Новые минные барьеры были поставлены вокруг Мальты.

Для того, чтобы правильно оценить эти действия, следует помнить, что в каждом случае корабли, выполняв­шие эту работу, отвлекались от выполнения других задач как минимум на неделю. Учитывая серьезнейшую нехватку кораблей, это ясно показывает, какие огромные усилия , были направлены на постановку минных заграждений. Как мы увидим далее, итальянские мины нанесли противни­ку серьезный урон. Англичане тоже ставили мины. Осо­бенно они любили ставить с самолетов магнитные мины на входах в порты перед прибытием туда конвоев. Такая, тактика вызывала увеличение нагрузки на тральные силы ;; и сделала необходимым создание нового типа тральщика, способного бороться с магнитными минами.

 

Противодействие вражеским операциям

 

Итальянский флот под грузом множества различных обязанностей, упавших на него вдобавок к обычным за­дачам, был просто не в состоянии совершить что-либо кроме того, что диктовали обстоятельства. Британский флот, хотя и был гораздо менее загружен, выбрал такую же линию поведения. В результате прошло 2 месяца, преж­де чем англичане оправились от поражения, понесенно­го в боях за Крит, и смогли сделать хоть что-то заметное.

21 июля Супермарина получила известие, что из Гиб­ралтара на восток вышла новая эскадра. Не имея точной информации, Супермарина решила, что англичане на­мереваются доставить истребители на Мальту, и поэто­му были приняты только общие меры предосторожнос­ти. Но в 23.15 23 июля подводная лодка «Диаспро» заме­тила вражескую эскадру, идущую на восток, возле Бужи. «Диаспро» сообщила о ней и вышла в атаку, не погружаясь. Торпеды прошли буквально на волосок от борта эсминца «Нестор». На следующее утро авиаразведка заметила британский конвой, который до этого успешно скрывался. Когда его обнаружили, он находился уже севернее мыса Бон.

Теперь мы знаем, что этот конвой был отправлен на Мальту прямо из Англии. Он состоял из 6 торговых судов в сопровождении 4 крейсеров и 10 эсминцев. Это донесе­ние сильно запоздало, и итальянский флот просто не успевал вмешаться. Поэтому нанести удар по конвою поручили ВВС. В результате был потоплен эсминец «Фиэрлесс» и повреждены крейсер «Манчестер» и эсминец «Файрдрейк», которые вернулись в Гибралтар.

Следуя своей обычной методе, корабли сопровожде­ния севернее Туниса легли на обратный курс, а конвой со своим собственным прикрытием пошел на Мальту. Тем временем Супермарина отправила 3 маленьких эсминца и 4 торпедных катера, рассчитывая на ночную стычку в Сицилийском проливе. Это соединение было слишком слабым, но других кораблей под рукой просто не име­лось. В 2.30 24 июля торпедный катер Mas-532 под коман­дой капитана 2 ранга Форца, командовавшего соедине­нием, заметил группу кораблей и выпустил свои торпеды с очень короткой дистанции, хотя вражеские снаряды падали вокруг него. Израсходовав обе торпеды, Mas-532 оставался под огнем до 3.25, не способный больше со­вершить ничего серьезного.

Mas-533 в 3.10 выпустил одну торпеду в британский эсминец, а вторую — в торговое судно. Он тоже попал под сильный ответный огонь. Из британских донесений стало известно, что торпедные катера были обнаружены радаром, и в цель попала только одна из торпед Mas-532, поразившая торговое судно «Сидней Стар» водоиз­мещением 12700 тонн. Сначала экипаж бросил его, но потом судно было отбуксировано на Мальту. Итальянс­кая атака была проведена с такой энергией, что англи­чане решили, будто в ней участвовало 12 торпедных ка­теров. Они даже заявили, что потопили 2 и еще 2 повре­дили. На самом деле британские корабли стреляли друг в друга, и по крайней мере 1 корабль получил поврежде­ния от огня своих товарищей Оба итальянских торпед­ных катера чудом избежали повреждений.

На следующий день, 24 июля, конвой подвергся 4 ата­кам с воздуха, но безрезультатно. Все суда достигли Маль­ты. Одно из специальных штурмовых подразделений итальянского флота подготовилось атаковать их в порту Ла Валетты, если они сумеют добраться до цели. Эта отча­янная операция была проведена на следующую ночь, но завершилась полной неудачей, Однако следует отметить, что это была славная неудача. Более детальное описание этой операции будет дано в главе, посвященной специ­альным подразделениям флота.

2 августа Гибралтарское соединение отправило на Мальту очередную партию истребителей. Оно снова вышло в море 22 августа. По различным признакам Супермарина заподозрила, что неприятель пытается провести еще один конвой, и флот немедленно получил приказ быть готовым через 24 часа вступить в бой к югу от Сардинии. В море должны были выйти линкоры «Литторио» и «Витторио Венето», завершившие ремонт повреждений, по­лученных в Таранто и при Матапане, вместе с тяжелыми крейсерами «Триесте», «Тренто», «Гориция» и «Больцано» и соответствующим количеством эсминцев. Кроме того, 8-я дивизия, состоящая из крейсеров «Абруцци», «Аттендоло» и «Монтекукколи», была развернута к севе­ру от Туниса, чтобы перехватить конвой, если он попы­тается удрать, пока сражаются главные силы двух флотов. Англичане имели только 1 линкор — «Нельсон», 1 крей­сер и 1 авианосец — «Арк Ройял», поэтому явное преимущество было на стороне итальянцев.

Утром 24 августа британский самолет заметил италь­янские корабли. Последовали интенсивные радиопереговоры между эскадрой, Мальтой, Гибралтаром, Алексан­дрией и Лондоном. Вечером британские корабли повер­нули назад в Гибралтар. Итальянское соединение, убе­дившись в этом, тоже вернулось в базу. После войны узнали, что неприятель намеревался провести операцию против Сардинии. Однако его корабли находились так далеко от истинной цели, что резонным казалось объяс­нение: англичане отменили операцию, испугавшись пре­восходящих сил итальянского флота.

Эти случаи были характерны хорошим взаимодействи­ем флота и авиации, поэтому можно было смотреть в будущее с оптимизмом. С другой стороны, эти выходы в море потребовали большого количества топлива, нехватка которого уже стала серьезной проблемой. По этой при­чине Супермарина была вынуждена предупредить Вер­ховное Командование, что «более нет возможности по­вторять такие выходы, если только они не будут совер­шенно необходимы».

Ровно месяц спустя, 25 сентября 1941 года Суперма­рина получила информацию, что линкор «Нельсон», авианосец «Арк Ройял», 2 крейсера и 12 эсминцев выш­ли из Гибралтара и двигаются на восток. На следующий день итальянский самолет-разведчик заметил эту эскад­ру к югу от Балеарских островов, а французский самолет заметил конвой, идущий возле Алжира.

Чтобы не попасть в ситуацию, аналогичную случив­шейся в прошлом месяце, англичане разработали несколь­ко приемов, которые должны были помочь им провести конвой и заставить итальянцев поверить, будто им про­тивостоят более слабые силы, чем на самом деле. Непри­ятель надеялся завлечь итальянский флот в бой и нанес­ти ему решительное поражение. Для этой цели вместе с конвоем на Средиземное море были отправлены линко­ры «Родней» и «Принс оф Уэллс». Кроме того, англича­не разделили свои силы на несколько отрядов.

Вечером 26 сентября Супермарина отправила в море линкоры «Литторио» и «Витторио Венето», крейсера «Тренто», «Гориция», «Абруцци» и «Аттендоло» и 9 эс­минцев. Хотели также выслать и 3 маленьких линкора вместе с дополнительными крейсерами, однако в те дни флот испытывал жесточайшую нехватку топлива и мог задействовать только часть своих кораблей. Супермарина поверила, что итальянский флот сильнее вражеского, хотя на самом деле было иначе. Однако именно нехватка топлива, а не уловка англичан определила состав итальянс­кой эскадры.

Верховное Командование приказало флоту вступать в бой с англичанами, «только если он будет иметь реши­тельное превосходство». ВВС получили приказ проводить атаки только до полудня, после чего в районе боя дол­жен был появиться флот. Таким образом командование надеялось получить дополнительную информацию о про­тивнике и расколоть его строй, чтобы повысить шансы итальянской эскадры на успех в последующем бою.

Однако так получилось, что к полудню 27 сентября итальянские самолеты не принесли почти никакой но­вой информации, а ВВС начали свои атаки только в 13.00. Если бы итальянский флот продолжал выжидать, бри­танский конвой сумел бы проскользнуть к мысу Бон Поэтому адмирал Иакино решил рискнуть начать дей­ствовать, не имея информации, и в 12.30 он приказал своему флоту выдвигаться к предполагаемому вражеско­му маршруту. После 2 часов следования намеченным кур­сом, в 14.30, итальянцы начали ожидать появления бри­танского соединения. Несколько новых донесений само­летов так и не пролили света на складывающуюся ситуа­цию. В них не говорилось ни о составе вражеской эскад­ры, ни о ее курсе. Более того, не был даже известен ре­зультат воздушных атак итальянцев. Не появились италь­янские истребители для сопровождения своих кораблей, хотя в любой момент можно было ожидать атаки торпе­доносцев с «Арк Ройяла». Продолжать действовать всле­пую в такой обстановке неопределенности и нескоординированности значило подвергать себя неоправданному риску. Вдобавок начал сгущаться туман, снизивший ви­димость до 10000 метров. Поэтому в 15.00 адмирал Иакино решил — снова по собственной инициативе — на ко­роткое время повернуть назад, надеясь, что ВВС все-таки получат какие-то сведения. В 15.30 он сделал вывод на основе имеющейся информации, что англичане объеди­нили свои разрозненные группы в единое целое в 20 милях от него, и что теперь они имеют 3 линкора. Расшифровав британские радиограммы, Иакино узнал, что «Арк Ройял» уже поднял свои самолеты в атаку, тогда как италь­янских истребителей по-прежнему не было видно. Имея приказ не вступать в бой с превосходящими силами и сопоставив все имеющиеся сведения, Иакино продол­жил отход. На его решение повлияли опасения получить повреждения, находясь поблизости от более сильной вра­жеской эскадры.

Немного позднее ВВС сообщили, что враг имеет только 1 линкор, и что итальянские самолеты потопили 1 крей­сер и повредили 2 других. Кроме того, возможно, был поврежден и линкор. Учитывая эти новости, полученные в 17.00, адмирал Иакино немедленно повернул на юг, надеясь успеть до заката использовать все преимущества выглядевшей благоприятно ситуации.

А что в это время происходило у неприятеля? Англий­ские рапорты говорят, что их самолеты обнаружили при­сутствие итальянского флота только в 13.30. В это время он находился в 70 милях от британских главных сил и двигался на юг. В это же время началась атака итальян­ских торпедоносцев. «Нельсон» получил попадание торпедой, его скорость снизилась до 15 узлов.

В 14.00 британский командующий адмирал Сомервилл отправил «Нельсон» на соединение с конвоем, который шел вдоль берегов Туниса, а сам с остальны­ми кораблями пошел навстречу итальянцам. В 15.06 его разведывательный самолет сообщил, что итальянцы раз­вернулись и двигаются на север. Вскоре после этого бри­танские самолеты потеряли контакт с итальянским фло­том. Поэтому адмирал Сомервилл, тоже основываясь лишь на предположениях, начал выжидательное манев­рирование, держась между конвоем и предполагаемой позицией неприятеля.

В 16.58, как раз в тот момент, когда адмирал Иакино повернул на юг, чтобы догнать англичан, Сомервилл, не имея никакой информации, тоже решил повернуть на юг. Так получилось, что эскадры противников, ниче­го не зная друг о друге, практически всю вторую полови­ну дня маневрировали на параллельных курсах и совер­шенно случайно держали дистанцию между собой прак­тически постоянной. В 18.12, не имея никаких сведений об англичанах, Супермарина приказала Иакино двигать­ся в район к востоку от Сардинии и там ожидать наступ­ления утра.

На закате главные силы англичан тоже повернули, чтобы вернуться в Гибралтар, а конвоя продолжал сле­довать на восток под прикрытием 3 крейсеров и десятка эсминцев. До наступления темноты торпедоносцы совершили 4 атаки против конвоя, и грузовое судно «Империал Стар» получило попадание. После нескольких бе­зуспешных попыток буксировать его, судно было затоп­лено, а экипаж снят. Итальянские торпедные катера, патрулировавшие в Сицилийском проливе, не замети­ли конвоя. Ночью крейсер «Хермайона» отделился от конвоя и обстрелял Пантеллерию. Согласно английским рапортам, обстрел был очень успешным, но в действи­тельности он вызвал мало разрушений. Большинство снарядов упало в море.

29 сентября Гибралтарское соединение возле Алжира было атаковано подводными лодками «Диаспро», «Сер­пенте» и «Адуа». Первые две лодки донесли, что их тор­педы определенно взорвались, но в английских донесе­ниях ничего не говорится о повреждениях, полученных в этом столкновении. «Адуа» была контратакована англичанами и потоплена. Хотя Люфтваффе приняли участие в операции, их самолеты не смогли найти цели.

Итальянский флот продолжал крейсировать восточнее Сардинии до 14.00 28 сентября. Британские самолеты постоянно следовали за ним, тогда как Иакино, можно сказать, блуждал в потемках. В целом операция завершилась полным разочарованием и колоссальным расходом бесценного топлива. Кроме того, рухнули надежды на эффективное взаимодействие авиации и кораблей.

Итальянские ВВС бросили в бой крупные силы, но не сумели добиться ничего более серьезного, чем незначи­тельные повреждения нескольких кораблей противника. Вдобавок они, похоже, совершенно забыли свои обеща­ния взаимодействия с кораблями в море. Ведь самолеты ВВС атаковали после полудня, а не утром, лишив флот возможности использовать благоприятную ситуацию. Ис­требители ВВС прикрывали эскадру в течение всего 30 минут, примерно в 17.00. Летчики также оказались не­способны дать удовлетворительную информацию о со­ставе британского флота. Более того, их сообщение, что англичане имеют всего 1 линкор, могло поставить италь­янский флот в трудное положение при ином развитии событий.

До середины марта 1942 года англичане больше не предпринимали на Средиземном море крупных опера­ций. Тем временем, Супермарина в ноябре приказала флоту обстрелять Тобрук, несмотря на кризисную ситуа­цию, в которой флот находился. Супераэрео, не сумев справиться с рухнувшими на него проблемами, отказа­лось обеспечить хотя бы минимальное воздушное при­крытие, необходимое для такой операции в водах Киренаики. В результате приказ начать операцию сначала был задержан, а потом и вообще отменен.

Следует также рассказать об охоте за британскими минными заградителями, которые время от времени со­вершали переходы из Гибралтара на Мальту, перевозя не­большие количества самых необходимых припасов. В нача­ле войны англичане имели в постройке 3 таких кораб­ля — «Эбдиел», «Манксмен» и «Уэлшмен». Было извест­но, что эти корабли могут развивать скорость до 40 узлов. «Уэлшмен» прибыл в Гибралтар в конце июля 1941 года. Когда британский флот выходил в море, он умело ис­пользовал то, что немногие итальянские самолеты-разведчики сосредоточивались вокруг главных сил англичан. Поэтому британский крейсер не раз проскакивал на Мальту и возвращался обратно, как правило, незаме­ченным. Его силуэт был уникальным для британского флота и крайне «неанглийским». Каждый раз, когда его замечали, крейсер поднимал или французский, или ита­льянский флаг. Принимались также и другие меры ка­муфляжа, которые вводили в заблуждение итальянские самолеты-разведчики.

Эти уловки достигли цели только во время 2 перехо­дов, увязанных с операциями флота в конце июля и конце августа 1941 года. Позднее сообщения о странных кораб­лях были правильно поняты, к уловки пользы больше не приносили. Весной 1942 года, анализируя переходы меж­ду Гибралтаром и Великобританией более старого крейсера-минзага «Эдвенчер», Супермарина вычислила день, когда «Уэлшмен» может попытаться совершить прорыв на Мальту. Однако «Уэлшмен» снова сумел благополуч­но ускользнуть, несмотря на интенсивные поиски тор­педоносцев и кораблей. Что было тому причиной — не­достатки итальянской авиаразведки или его высокая ско­рость — можно лишь гадать.

Безуспешные поиски однако принесли положитель­ный результат несколько иного рода. До сих пор англича­не проходили Сицилийский пролив ночью, и не было никакой возможности определить, каким именно путем они следуют. Анализируя переходы «Уэлшмена» к началу марта 1942 года, стало ясно, что британские корабли идут вплотную к берегу до мыса Боя и Рас Мустафы, пока не окажутся южнее Келибии, откуда поворачивают прямо к Мальте. Располагая корабли в самых важных точках, ита­льянцы сумели добиться значительных успехов, что бу­дет описано позднее. Эти успехи более чем компенсиро­вали неспособность помешать «Уэлшмэну» доставить на Мальту весьма ограниченное количество припасов.

Англичане испробовали и другой метод — отправку из Гибралтара одиночных судов без сопровождения. 23 октября 2 таких судна были замечены, когда они уже находились возле мыса Бон. Для их атаки были высланы бомбардировщики и торпедоносцы, но ice удары не при­несли успеха. На следующий день еще одно судно — «Эмпайр Жильмот» — было замечено «Корреспонденте Бета» возле мыса Бон, и итальянские торпедоносцы потопили его. «Корриспонденте Бета» был одним из 3 или 4 мор­ских рыболовных судов, которые итальянский флот по­сылал на разведку, чтобы помочь не справляющимся с этой задачей самолетам. Эти маленькие суденышки пла­вали до самого Гибралтара и сообщали о передвижениях неприятеля. Очевидно, англичане так к не догадались о настоящем улове этих «рыбаков». Хотя вражеские эскад­ры не раз замечали их, «рыбаков» никто не беспокоил. Последнюю попытку вывести с Мальты суда без со­провождения англичане предприняли в середине ноября 1941 года. Однако оба судна — «Эмпайр Пеликан» и «Эмпайр Дифендер» — были потоплены торпедоносцами.