ГЛАВА VIII

ИЮНЬ 1942 ГОДА

 

Неудача конвоя из Александрии

 

Июньская битва - Конвой из Александрии, 12-16 июня 1942 г.

 

К началу июня 1942 года воздушные налеты на Мальту стали совсем слабыми, но морская блокада продолжа­ла держать остров в опасном состоянии. В течение шести месяцев британский флот не мог доставить сколько-ни­будь серьезного количества снабжения. Острову угрожал, голод, не хватало оружия, боеприпасов и вообще всего.

Гитлер считал, что на Мальту не следует обращать; внимания, так как она «бесполезна» для англичан, по­скольку войска Оси скоро захватят Суэц. Англичане, на­оборот, предпринимали сверхчеловеческие усилия, что­бы наладить снабжение острова, даже когда начавшееся 26 мая наступление Роммеля почти достигло долины Нила. Англичане знали, что, потеряв Мальту, они проиграют. войну на Средиземном море. Более того, они уже готовили высадку в Алжире для наступления вдоль побережьям, Северной Африки. В этих планах остров имел важнейшее: стратегическое значение. Поэтому для англичан жизненно важно было сохранить контроль над Мальтой и любой ценой наладить доставку снабжения.

Чтобы выполнить эту задачу, англичане наметили од­новременную отправку двух больших, хорошо защищенных конвоев из Гибралтара и Александрии. Если бы ита­льянский флот разделил свои силы, чтобы сорвать опе­рацию, англичане получили бы превосходство в силах для обоих конвоев, достаточное, чтобы удержать потери в приемлемых пределах. Если итальянцы сосредоточат все силы против одного из конвоев, второй сможет достичь цели более или менее спокойно.

Как только стал ясен стратегический замысел опера­ции противника, Супермарина задействовала два различ­ных оперативных плана, которые оказались полностью успешными. Чтобы преградить путь конвою из Александ­рии, была выслана сильная эскадра, и англичане отвер­нули, не приняв боя. Гибралтарский конвой в Сицилий­ском проливе встретили легкие силы. В районах, где ожи­далось продвижение конвоев, были развернуты 20 ита­льянских подводных лодок — в западном и центральном Средиземноморье, и 10 немецких субмарин — в восточ­ном. Конвой из Александрии также должны были атако­вать германские торпедные катера, базирующиеся на Крите. Итальянские торпедные катера патрулировали воз­ле мыса Бон. Итало-германские ВВС должны были дей­ствовать до и после морских боев> а также в случае воз­вращения конвоев в свои базы.

Для выполнения своего плана англичанам пришлось значительно усилить свой флот в Александрии корабля­ми из состава Восточного флота. Гибралтарская эскадра тоже была усилена 3 крейсерами и множеством легких кораблей из Атлантики. Большое количество подводных лодок было развернуто в Ионическом море и в централь­ном Средиземноморье. Для участия в операции была за­действована вся наличная авиация в Гибралтаре, Егип­те, Палестине и па Мальте. Впервые в боях приняла уча­стие американская авиация, прибывшая на Средиземное море в конце мая — «Либерейторы» и истребители. Поэтому на просторах Средиземного моря разыгралась грандиозная битва, длившаяся шесть дней. Она состояла из одновременных операций против Гибралтарского и Александрийского конвоев. Для избежания путаницы они будут описаны отдельно.

Восточный конвой вышел из Александрии утром 13 июня 1942 года. Он состоял из 10 больших грузовых судов (включая 1 танкер) и прикрывался соединением из 8 крейсеров и 27 эсминцев. Англичане, не имея линкоров, попытались обмануть итальянцев. Они добавили к эскад­ре бывший корабль-мишень «Сентюрион». Этот разору­женный старый линкор был прислан в Александрию вок­руг мыса Доброй Надежды именно с такой целью. На нем были сооружены из дерева фальшивые башни и над­стройки. Хотя этот ложный линкор и был атакован не­сколькими Ju-87, все усилия англичан не обманули Супермарину, которая по нескольким причинам точно зна­ла, что в Александрии сейчас не может быть линкоров. Более того, эта уловка показала серьезность затруднений английского флота и значение, которое придавалось во­сточному конвою.

На сей раз конвой был быстро обнаружен итальянски­ми разведывательными самолетами неподалеку от Алек­сандрии. Так как Супермарина приняла описанный выше оперативный план, итальянский флот приготовился пере­хватить английское соединение. Тем временем начала атаки итало-германская авиация. Одно судно было пущено на дно, второе получило повреждения и ушло в Тобрук.

Во второй половине дня 14 июня итальянская эскадра вышла из Таранто. Одна группа состояла из линкоров «Литторио» и «Витторио Венето» (его повреждения от взрыва торпеды 14 декабря были временно отремонтиро­ваны) и 6 эсминцев. Во вторую входили крейсера «Гориция», «Тренто», «Гарибальди», «Аоста» и 4 эсминца. Ан­глийские разведывательные самолеты обнаружили ита­льянцев сразу после выхода из Таранто и после этого следили за ними день и ночь вплоть до самого возвраще­ния в порт.

Тем временем британский конвой, несмотря на воз­душные атаки, продолжал движение. Как только было получено сообщение о присутствии итальянского флота, английская сторона начала выказывать нерешительность. Поток радиограмм полился между различными штабами. Английское командование понимало, что если не удастся задержать итальянский флот, операция закончится катастрофой. По этой причине конвой немедленно по­вернул назад, а в течение ночи на итальянские корабли обрушились яростные атаки торпедоносцев, которые были благополучно отбиты.

На рассвете 15 июня были проведены еще 4 атаки тор­педоносцев, пилоты отважно пытались любой ценой за­держать итальянцев. В 5.15 крейсер «Тренто» получил по­падание торпедой в среднюю часть, потерял ход и запы­лал. Как только командующий английским конвоем ад­мирал Вайэн получил эту новость, он решил, что италь­янское соединение начнет отход. Поэтому около 6.00 кон­вой снова повернул к Мальте. Однако адмирал Иакино, оставив на помощь «Тренто» 3 эсминца, продолжал без остановок двигаться навстречу врагу.

В этот момент ВВС союзников предприняли ряд координированных атак торпедоносцев и «Либерейторов» Последние впервые появились на Средиземном море, и их методика высотных бомбардировок не была известна итальянцам. Корабли Иакино были заняты отражением атак торпедоносцев, в результате одна бомба попала в носовую башню «Литторио». Башня выдержала, не по­лучив никаких повреждений, и линкор даже не замед­лил ход.

Налеты итало-германской авиации не потревожили всерьез английский конвой. Единственной потерей ока­зался эсминец «Хэсти», потопленный подводной лодкой. Вдобавок ночью крейсер «Ньюкасл» был поврежден гер­манским торпедным катером с Крита. Сравнительная сила двух эскадр осталась той же, какой была накануне. Одна­ко пилоты союзников сообщили британскому адмиралу, что в ходе последней атаки серьезно повредили «Литто­рио» и еще несколько итальянских кораблей. Поэтому конвой продолжал двигаться к Мальте в уверенности, что итальянский флот не в состоянии помешать ему.

Естественно, адмирал Вайэн был страшно удивлен) когда его разведывательные самолеты около 10.30 передали, что итальянское соединение все еще угрожающе двигается в его сторону. Поэтому он совершил то, что Эттли в Палате Общин элегантно назвал «маневром ук­лонения». Пройдя горнило двух боев в заливе Сирт, ад­мирал Вайэн не был расположен рисковать в третий раз, и все его соединение немедленно легло на обратный курс в Александрию.

Вообще-то итальянский флот мог бы перехватить ухо­дящий конвой только на рассвете 16 июня, возле самых берегов Египта. Тем не менее, адмирал Иакино прика­зал двигаться на восток, пока не стало ясно, что англи­чане окончательно решили вернуться назад. 15 июня в 14.00, когда итальянская группа достигла меридиана Аполлонии, Супермарина приказала прекратить пресле­дование, однако эскадра должна была патрулировать у берегов Греции, чтобы помешать англичанам опять по­вернуть к Мальте. Но адмирал Вайэн продолжал без ос­тановок отходить к Александрии, куда и прибыл после полудня 16 июня.

Тем временем авиация и подводные лодки обоих фло­тов продолжали свои атаки. «Тренто», стоявший без хода после попадания авиаторпеды, получил попадание еще одной торпедой, на этот раз с подводной лодки. Через несколько минут он затонул, унеся на дно половину эки­пажа. Самолеты Оси, в свою очередь, потопили эсмин­цы «Эйрдейл» и «Нестор» и повредили крейсера «Аретуза» и «Бирмингем». Получили попадания и несколько мелких кораблей. В 23.30 15 июня итальянское соедине­ние подверглось особенно яростной атаке торпедонос­цев, и «Литторио» получил торпедное попадание в носо­вую часть. Повреждения оказались малы, и линкор даже не потерял скорости. В это же время германская субмари­на потопила британский крейсер «Хермайона».

Таким образом, атаки против Александрийского кон­воя завершились полным успехом итальянского флота. Большой британский конвой был вынужден бесславно вернуться в исходный пункт, даже не встретившись с противником. Это решение было принято исключитель­но под влиянием угрозы, которую представляли ита­льянские корабли. Припасы, которые с таким нетер­пением ожидали на Мальте, так и не преодолели по­рог центрального Средиземноморья. Гибель «Тренто» и повреждение «Литторио» стали ничтожной платой за такой успех.

Более того, по сравнению с этими потерями, конвой пострадал гораздо сильнее. Англичане потеряли грузовое судно «Бутан», крейсер «Хермайона», эсминцы «Эйрдейл», «Нестор», «Хэсти». Были повреждены крейсера «Ньюкасл», «Бирмингем», «Аретуза», суда снабжения «Сити оф Калькутта» и «Потаро» и несколько мелких кораблей.

 

Бой у Пантеллерии

 

Июньская битва - Конвой из Гибралтара, 12-16 июня 1942 г.

 

Пока описанные выше бои разыгрывались в восточ­ном Средиземноморье, конвой из Великобритании про­шел Гибралтарский пролив ночью 12 июня. К нему присоединилась Гибралтарская эскадра, и теперь он состоял из следующих групп:

— конвой: 6 грузовых судов — «Бэрдван», «Чант», «Танимбар», «Труалюс», «Орари», «Кентукки» (аме­риканский танкер)

— эскорт: крейсер ПВО «Каир»; эсминцы «Бедуин», «Партридж», «Марн», Матчлесс», «Куявек», «Блэнкни», «Бэдсуорт», «Итюриэл», «Икарус», «Эскапейд»; эскадренные тральщики «Гебе», «Спиди», «Рай», «Хит» и 6 сторожевых катеров

— прикрытие: линкор «Малайя»; авианосцы «Аргус», «Игл»; крейсера «Кения», «Ливерпуль», «Харибдис»; 8 эсминцев

— минный заградитель «Уэлшмен»; он сначала оставался с конвоем, а потом пошел на Мальту самостоятельно

— танкер «Браун Рейнджер» и 2 корвета для заправки мелких кораблей

 

Вечером 13 июня группа торпедоносцев, базирующихся на Сардинию, вылетела для атаки конвоя, но вернулась, не обнаружив его. В то же время поступило сообщение, что 2 крейсера отделились от конвоя и вышли вперед, как бы намереваясь действовать в качестве авангарда. По этой причине 7-я дивизия крейсеров немедленно вышла из Кальяри, чтобы перехватить эти крейсера севернее Туниса. Когда стало известно, что дичь вернулась в стаю, 7-я дивизия получила приказ идти в Палермо и ожидать дальнейших распоряжений.

Ночью 14 июня итальянские подводные лодки «Уаршиек» и «Гиада» установили контакт с британским соединением. Первая атаковала конвой в 1.58 и наблюдала взрывы 2 торпед. «Гиада», действуя на поверхности, смогла присоединиться к группе кораблей, остановившихся для дозаправки и в 4.50 выпустила торпеды в самый крупный из них — возможно, «Браун Рейнджер» — и тоже видела взрывы 2 торпед. На следующее утро разведывательные самолеты заметили танкер и в течение долгого времени следили за ним. Танкер, очевидно, поврежден­ный, медленно шел назад в базу в сопровождении 2 кор­ветов. Британские донесения, однако, ничего не говорят об этом бое.

В течение всего дня 14 июня британское соединение к югу от Сардинии подверглось серии атак 50 итальянских торпедоносцев, 61 бомбардировщика и 81 истребителя. В атаках участвовали также 40 германских самолетов. По английским отчетам, успешной была только одна атака торпедоносцев, потопивших грузовое судно «Танимбар» и повредивших крейсер «Ливерпуль». Последний во время буксировки его эсминцем в базу после полудня был атакован 26 бомбардировщиками и 8 торпедоносца­ми, но новых повреждений не получил. Вечером возле Бизерты главные силы британского соединения, как обычно, повернули назад, а конвой направился к мысу Бон в сопровождении собственного эскорта. «Уэлшмен» пошел вперед на полной скорости.

В 21.30 7-я дивизия вышла из Палермо с приказом перехватить англичан на рассвете южнее Пантеллерии. Их курс был достаточно точно вычислен ранее. Выход 7 ди­визии не остался незамеченным противником, который узнал об этом в 23.15. Однако англичане решили, что это соединение намерено атаковать конвой следующим утром в зоне, доступной для атак самолетов с Мальты. В течение ночи 3 эскадры итальянских торпедных катеров должны были патрулировать в районе мыса Бон, но сильное вол­нение вынудило их вернуться, не дойдя до намеченной зоны патрулирования. Поэтому британское соединение беспрепятственно прошло Сицилийским проливом, хотя возле Рас Мустафы оно обстреляло и торпедировало си­дящий на мели корпус «Хэйвока», ошибочно приняв его за 2 итальянских корабля.

На рассвете 15 июня, точно в месте, вычисленном Супермариной, и точно в предсказанное время, 7-я ди­визия, состоявшая из крейсеров «Эугенио ди Савойя» и «Монтекукколи» и эсминцев «Аскари», «Ориани», «Премуда», «Вивальди», «Малочелло», под командованием адмирала Да Зара, заметила британский конвой. Неза­долго до этого времени разведывательный самолет с Мальты сообщил о присутствии итальянских кораблей британскому командиру — капитану 1 ранга Харди. По­этому, хотя абсолютной неожиданности не было достиг­нуто, относительной итальянцы все-таки добились. Анг­личане не считались с возможностью противодействия итальянского флота в этом районе. Вскоре после 5.40 7-я дивизия открыла огонь, и начался так называемый «Бой у Пантеллерии».

7-я дивизия избрала такой агрессивный метод атаки, что накрыла англичан уже вторым залпом — как они сами признают. Англичане растерялись и не открывали ответ­ного огня еще 3 минуты. Итальянские корабли и разве­дывательный самолет считали, что в состав английской группы входит крейсер типа «Саутгемптон» и крейсер «Каир». Англичане это наотрез отрицают. Такое расхож­дение в данных остается до сих пор неустраненным.

Англичане оказались в крайне опасном положении, потому что им противостояли 152-мм орудия итальянс­ких крейсеров, тогда как «Каир» имел всего 8 — 102-мм. С другой стороны, большое количество кораблей, кото­рое имели англичане, было серьезным фактором в их пользу, учитывая прочие обстоятельства. Как только ита­льянские корабли открыли огонь, английские торговые суда, тральщики и катера повернули в сторону побере­жья Туниса под прикрытием 4 эсминцев флотилии «Блэнкни». «Каир» и 5 эсминцев флотилии «Бедуина» располо­жились между итальянцами и отходящим конвоем, дви­гаясь параллельным курсом на юг. Чтобы парировать этот маневр, адмирал Да Зара отделил «Вивальди» и «Малочелло» и послал их атаковать торговые суда. Английский рапорт говорит, что прежде чем суда конвоя скрылись в дымзавесе, немедленно поставленной эсминцами, они попали под очень точный огонь итальянцев. Но на этом рапорт обрывается. Итальянский рапорт говорит, что по крайней мере одно судно несомненно получило много попаданий, потеряло ход и остановилось, сильно дымя. «Вивальди» и «Малочелло» энергично выполнили свою атаку, хотя эсминцы флотилии «Блэнкни» быстро по­шли в контратаку. Последовал долгий бой, совершенно независимый от главного столкновения. В ходе этого боя 2 итальянских эсминца добились нескольких попаданий в корабли противника. Однако в 6.20 «Вивальди» полу­чил попадание в котельное отделение, потерял ход и загорелся. Это был критический момент, так как 4 вра­жеских эсминца быстро приближались, ведя жаркий огонь. «Вивальди» стоял на месте, продолжая отстреливаться. «Малочелло» маневрировал вокруг поврежденного това­рища, полный решимости заставить врага заплатить как можно дороже. Но ближе к 7.00 англичане неожиданно развернулись и ушли, хотя ситуация для них была ис­ключительно благоприятной. Как позднее стало извест­но, британские эсминцы получили приказ срочно идти на помощь группе «Каира». Используя преимущество нео­жиданной передышки, «Вивальди» сумел отремонтиро­вать одну турбину и медленно пошел к Пантеллерии в сопровождении «Малочелло».

В это время шел яростный бой между главными сила­ми. Эсминцы группы «Бедуина» провели торпедную ата­ку, отважно подойдя на расстояние 4000 метров. Однако итальянские крейсера точным и сильным огнем вынуди­ли противника повернуть назад под прикрытие дымзавесы и добились нескольких попаданий, имевших серьез­ные последствия. Английский рапорт говорит, что на лидере флотилии — «Бедуине» — надстройка была раз­несена на куски, а сам корабль потерял ход, и на нем начался сильный пожар. То же самое случилось с «Партриджем». «Каир» получил несколько попаданий, но ни одно не причинило серьезных повреждений. В это же вре­мя «Эугенио» тоже получил попадание, однако послед­ствия ограничились осколочными царапинами.

Бой продолжался с прежней яростью. «Каир», видя, что ситуация продолжает ухудшаться, отозвал на под­держку 4 эсминца флотилии «Блэнкни». Тем временем 7-я дивизия вышла в голову противнику, чтобы обойти его с юга. Но в 6.45 группа «Каира» начала отход на северо-запад под прикрытием дымзавесы. Из-за сильного дыма итальянцы не сразу заметили этот маневр. В результате 7-я дивизия только в 7.30 начала преследование после неко­торого замешательства. Расстояние между противниками значительно выросло, стрельба стала спорадической, так как англичане были почти не видны за своей дымзавесой. Так закончилась первая фаза боя.

Тем временем, в 6.59 пришло известие об опасном положении «Вивальди» и «Малочелло». Адмирал Да Зара, не колеблясь, отправил 3 своих оставшихся эсминца на помощь. Поэтому ему пришлось далее вести бой только с крейсерами «Эугенио» и «Монтекукколи». Энергичная атака британских эсминцев поставила бы его сейчас в трудное положение, но тактика англичан во второй фазе боя была строго оборонительной и имела целью выиг­рыш времени. Ожидая вмешательства самолетов с Маль­ты, которые вынудили бы итальянские корабли прекра­тить бой, группа «Каира» ограничилась кружением вокруг собственной дымзавесы, следя за итальянскими крей­серами с помощью радара и удерживаясь на максималь­но возможном расстоянии. Итальянцы, в свою очередь, также двигались по краю дымзавесы, не собираясь при­ближаться к Мальте и открывая огонь по каждой заме­ченной цели.

Во время этой фазы, в 7.17 итальянский залп попал в корабль, который они опознали как крейсер типа «Саутгемптон». Эсминец немедленно прикрыл его дымзавесой, но несколько мгновений спустя с итальянских кораблей увидели сильный взрыв позади дымзавесы. 2 итальянских разведывательных самолета, которые в этот момент на­ходились над вражеской эскадрой, сообщили, что виде­ли, как взорвался и затонул крейсер типа «Саутгемптон». При данных обстоятельствах, конечно, нельзя считать опознание корабля безупречным. Тем не менее, крайне трудно согласовать показания столь многих свидетелей об этом эпизоде с тем фактом, что английский рапорт полностью умалчивает о нем. В 7.40 в машинное отделе­ние «Каира» попал снаряд, который хотя не взорвался. Однако этот отсек все равно был затоплен. Английский рапорт так говорит об этом происшествии: «Если бы сна­ряд взорвался, то, вероятнее всего, корабль вышел бы из строя». Во время этой фазы боя «Монтекукколи» тоже получил попадание, но дело ограничилось незначитель­ными осколочными повреждениями.

Тем временем, итало-германская авиация начала ата­ки судов конвоя, двигавшихся врассыпную к берегу Ту­ниса и оставшихся без эскорта. Поэтому самолеты Оси смогли атаковать суда без помех, и в 7.10 бомбардиров­щики потопили «Чант» и повредили танкер «Кентукки». Однако адмирал Да Зара не получил сообщений о месте конвоя и его состоянии ни от бомбардировщиков, ни от итальянских разведывательных самолетов. Последние к этому времени были полностью уничтожены истребите­лями с Мальты. После 8.00, когда неприятель оконча­тельно исчез за дымзавесой, командир эскадры обнаружил, что не имеет абсолютно никакой информации, по­зволяющей продолжать бой. Некоторые признаки дали основание заподозрить, что англичане все еще пытаются прорваться на Мальту, пройдя дальше к северу — южнее Пантеллерии, между островом и минным полем, нахо­дившимся к востоку от района боя. Поэтому в 8.14 адми­рал Да Зара взял курс на эту брешь, обходя с востока длинное минное поле. Так началась третья фаза боя.

Сегодня мы знаем, что группа «Каира», обеспокоен­ная воздушными атаками беззащитных судов конвоя, пошла к тунисскому берегу, чтобы перегруппироваться. В 9.00, узнав, что проход к югу от минного поля больше не прикрывается итальянскими крейсерами, англичане снова пошли на Мальту первоначальным курсом. Однако теперь скорость конвоя снижал «Кентукки», который приходилось буксировать. «Партридж», погасивший свои пожары, взял на буксир «Бедуин», потерявший надстрой­ки. В 10.20 тральщик взял на буксир поврежденный во время новой воздушной атаки «Бэрдван». Поэтому бри­танский командующий решил поспешить на Мальту с 2 уцелевшими торговыми судами, оставив поврежденные позади под прикрытием эсминца и 2 тральщиков.

В это время «Эугенио» и «Монтекукколи» были атако­ваны торпедоносцами, но уклонились от всех торпед. Пожары на «Вивальди» постепенно удалось взять под контроль, поэтому «Аскари» и «Ориани» смогли присое­диниться к крейсерам. Уцелевшая машина «Вивальди» снова отказала, и «Премуда» взял его на буксир. Эсми­нец был в крайне опасном положении, так как начались атаки бомбардировщиков и торпедоносцев с Мальты, однако новых повреждений он не получил и благополуч­но добрался до порта под прикрытием «Малочелло».

К 11.00 7-я дивизия прибыла к упомянутому проходу южнее Пантеллерии. Не обнаружив там британских су­дов, итальянцы пошли на юго-запад. Примерно через час они заметили на горизонте дым 3 горящих судов — воз­можно, «Бэрдвана», «Кентукки» и «Чанта». Прибыв на место, итальянцы увидели плавающие обломки, повреж­денные суда и их прикрытие. Адмирал Да Зара не имел никакой информации от своих самолетов и не знал, унич­тожили они остальные суда, или, что было менее веро­ятно, те отошли за мыс Бон по направлению к Гибрал­тару. Поэтому он решил потопить те корабли, которые обнаружил. Сегодня мы знаем, что британский конвой находился за горизонтом на юго-востоке. Похоже, что капитан 1 ранга Харди, узнав о появлении итальянских крейсеров, приказал кораблям прикрытия, остававшим­ся с поврежденными судами, на полной скорости идти к Мальте, а сам отправил «Каир» и 3 эсминца навстречу.

Не зная об этих маневрах, 7-я дивизия крейсирова­ла некоторое время в районе боя, обстреливая все цели, которые обнаруживала. Танкер «Кентукки» имел лишь небольшой пожар. Но несколько снарядов с «Монтекукколи» и торпеда «Ориани» заставили его взорвать­ся, выбросив колоссальный фонтан огня. Вскоре после этого он затонул. Второе судно было уничтожено ар­тогнем эсминцев. Третье судно взорвал собственный экипаж, чтобы его не захватили подошедшие итальян­цы. Вероятно, оно везло боеприпасы, так как взорва­лось со страшным грохотом, а столб дыма поднялся на несколько сотен метров.

Судьба этих 3 судов стала предметом новых разногла­сий между донесениями противников о бое. Согласно английским отчетам, в это время там находились толь­ко 2 судна — «Бэрдван» и «Кентукки». Третьим судном мог быть «Чант», по поводу которого капитан 1 ранга Харди ошибочно решил, что он был потоплен во время первой воздушной атаки. Вдобавок тот же рапорт отно­сит потопление «Бэрдвана» и «Кентукки» на счет авиа­ции, хотя на самом деле они были потоплены артогнем итальянских кораблей.

После этой успешной охоты итальянцы заметили 2 эсминца и открыли по ним огонь. Это были поврежден­ный «Бедуин» и «Партридж», который, несмотря на приказ с «Каира», продолжал буксировать своего товарища к мысу Бон. «Партридж» немедленно отдал буксир и на­чал уходить на большой скорости. Итальянские корабли сделали несколько выстрелов по «Бедуину», однако, видя, что он и так уже тонет, перенесли огонь на «Партридж». Вскоре после этого итальянский торпедоносец попал торпедой в «Бедуин», который наконец затонул. 7-я ди­визия погналась за «Партриджем» более получаса, но эсминец развил скорость больше, чем итальянские ко­рабли, хотя англичане говорят обратное, и сумел выйти за пределы дальнобойности итальянских орудий. В 14.25, когда на итальянцев обрушились английские бомбарди­ровщики, он скрылся за мысом Бон.

Тем временем, адмирал Да Зара получил приказ Супермарины прибыть в район Трапани к 21.00. Он по-пре­жнему не знал позиции уцелевших британских судов и за долгое время боя израсходовал большую часть боеприпа­сов. В течение всего боя 7-я дивизия, несмотря на заранее разработанный план и собственные неоднократные зап­росы, оставалась без воздушного прикрытия. При таких обстоятельствах вряд ли было разумно приближаться к Мальте. Поэтому в 14.40, прекратив преследование «Партриджа» и отбив воздушную атаку, итальянцы взяли курс домой. В 15.56 прибыло долгожданное истребительное сопровождение и помогло отразить атаку английских тор­педоносцев, которая началась буквально через несколь­ко минут.

После полудня уцелевшие британские корабли подверглись повторным атакам итальянских и германских самолетов. Однако результата эти атаки не дали из-за противодействия истребителей с Мальты. С другой сто­роны морской бой, вызвал задержку прибытия конвоя на Мальту на несколько часов, и конвой пришел к цели глубокой ночью. Сбившись с курса в темноте, он попал на итальянское минное поле. Эсминец «Куявек» и дриф­тер «Джастфидд» затонули, эсминцы «Икарус», «Бэдсуорт», «Матчлесс», «Итюриэл», тральщик «Гебе» и судно снабжения «Орари» были серьезно повреждены. Из всех торговых судов только «Труалюс» достиг Мальты невре­димым.

Вечером 16 июня «Уэлшмен», «Каир» и 4 эсминца, которые еще могли двигаться, вышли с Мальты в Гиб­ралтар. Из-за сильного волнения итальянские торпедные катера не патрулировали в районе мыса Бон. Однако на следующее утро англичане были обнаружены разведыва­тельным самолетом, и были безуспешно атакованы 56 итальянскими и германскими самолетами. «Уэлшмен», который шел вдоль тунисского берега был безрезультат­но обстрелян французскими батареями с мыса Бон.

Тем временем, Супермарина выслала в район боя гос­питальное судно и несколько мелких кораблей. Поиски продолжались 2 дня, и было спасено 217 англичан. Сле­дует сказать еще немного о бое у Пантеллерии. Не вдава­ясь в детали, ясно, что во время первой фазы решитель­ные действия и превосходящая огневая мощь итальян­ской эскадры рассеяли конвой и вынудили группу «Каи­ра» отойти со значительными повреждениями. Совершен­но логично, что во второй фазе 2 итальянских крейсера, лишившиеся сопровождения, не должны были гнаться за «Каиром» сквозь дымзавесу. Менее удачным был по­ворот крейсеров на север в третьей фазе, хотя этот курс был выбран на основе разумного предположения. Одна­ко именно он помешал развить первоначальный успех. Во время последней фазы итальянские корабли не смог­ли восстановить контакт с группой «Каира», которая находилась за горизонтом. Неумение использовать преиму­щества ситуации и неспособность сразу заметить 2 отстав­ших вражеских эсминца в основном явились результатом отсутствия авиаразведки. С другой стороны, отозвав фло­тилию «Блэнкни», англичане потеряли возможность унич­тожить хотя бы «Вивальди», а возможно и «Малочелло». Они также не использовали возможность атаковать торпе­дами итальянские крейсера во время второй фазы боя, когда те остались без сопровождения эсминцев.

Следует отметить, что ни артогонь, ни воздушные атаки сами по себе не привели к немедленному потопле­нию британских судов. Наоборот, их гибель стала резуль­татом постепенного накопления повреждений, а действия кораблей и самолетов Оси были абсолютно нескоорди­нированы. В этой связи британский рапорт отмечает, что по крайней мере 2 судна — «Бэрдван» и «Кентукки» — «без противодействия итальянских кораблей достигли бы своей цели». Маршал Кессельринг также официально признал факт, что успех воздушных атак был результа­том отсутствия прикрытия и развала конвоя. Бой у Пантеллерии был типичным примером современной морс­кой войны, когда действия кораблей и самолетов сами по себе имеют ограниченную ценность. Но в совокупно­сти они значительно повышали эффективность действия другого рода оружия, хотя координация отсутствовала.

В любом случае, общий урон, нанесенный корабля­ми, самолетами и минами, привел к настоящей катаст­рофе для англичан. В целом, не считая результаты воз­душных атак 14 июня, английские донесения показыва­ют, что 3 из 5 торговых судов были потоплены, 1 тяжело повреждено; из 9 эсминцев 2 были потоплены, 5 серьез­но повреждены. Хотя «Каир» избег гибели от неразорвав­шегося снаряда, он все равно получил значительные повреждения. Прямо или косвенно действия 7-й дивизии были причиной этих потерь. С итальянской стороны един­ственными серьезными повреждениями были последствия пожара на «Вивальди».

Общие результаты операций середины июня можно считать серьезной победой итальянцев, в частности ита­льянского флота. Крупномасштабная операция, затеян­ная англичанами, потребовавшая значительных усилий и большого числа кораблей и самолетов, завершилась полным провалом. Из 16 судов, отправленных на Маль­ту, только 1 достигло цели благополучно и еще 1 прибы­ло в порт серьезно поврежденным. Они не смогли значи­тельно улучшить отчаянное положение острова, хотя именно эту цель ставили англичане, начиная операцию. Действия итальянского флота вынудили основной кон­вой повернуть назад и почти уничтожили другой.

Нет никаких сомнений, что комбинированные дей­ствия итальянских кораблей и самолетов нанесли англи­чанам более серьезные потери, чем понес итальянский флот. Учитывая столкновения на востоке и западе, анг­личане потеряли «Хермайону», итальянцы — «Тренто». Торпедное попадание в «Литторио» уравновешивалось повреждением «Ньюкасла». Пожар на «Вивальди» был аналогичен пожару на «Партридже». Но кроме этих вза­имных потерь, у англичан были потоплены 5 эсминцев, 5 торговых судов и 1 дрифтер; повреждены крейсера «Ли­верпуль», «Бирмингем», «Каир», «Аретуза», около 10 эсминцев и 3 торговых судна.