СТАТИСТИКА ГОВОРИТ

 

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года

 

 

 

Выходов

 

Дней

 

Пройденное расстояние

 

Линкоры

 

246

 

153

 

79959

 

Крейсера

 

961

 

669

 

383814

 

Эскортные корабли

 

31378

 

22385

 

7074348

 

Подводные лодки

 

1642

 

18358

 

2339991

 

ВСЕГО

 

34227

 

41565

 

9878112

 

Прочие

 

 

 

 

 

Неизвестно

 

 

9 сентября 1943 года — 30 июня 1945 года

 

 

 

Выходов

 

Дней

 

Пройденное расстояние

 

Линкоры

 

31

 

26

 

10295

 

Крейсера

 

760

 

629

 

320304

 

Эскортные корабли

 

5296

 

4620

 

1262422

 

Подводные лодки

 

2893

 

2099

 

344672

 

ВСЕГО

 

8980

 

7374

 

1937703

 

Прочие

 

45937

 

 

 

2364972

 

Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы вой­ны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.


 

 

II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

а. 10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года

 

До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

— Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

— Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

— Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

— Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (по­зднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)

Из Италии в:

 

Людей

 

Тонн груза

 

Ливию

 

206402

 

2245381

 

Тунис

 

77741      

433169

 

Албанию и Грецию

 

895411    

1378537

 

ВСЕГО

 

1179554

 

4066087

 

 

Для выполнения этой работы пришлось отправить

Из Италии в:

 

Конвоев

 

Судов

 

Кораблей эскорта

 

Ливию

 

1210

 

2249

 

1913

 

Тунис

 

515

 

1781

 

521

 

Албанию и Грецию

 

4807

 

7055

 

2635

 

ВСЕГО

 

6532

 

11085

 

5069

 

Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправ­ленного.

Из Италии в:

 

Людей

 

Тонн груза

 

Ливию Тунис Албанию и Грецию ВСЕГО

 

17204 (8,5%) 5495 (7%)

4807 (0,2%)

24245 (5,2%)

 

315426 (14%) 119637 (28%) 6224 (0,5%) 441287 (14,6%)

 

Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в ос­новном были спасены.

 

б. 9 сентября 1943 года — 1 мая 1945 года

После перемирия итальянский флот продолжал эскор­тную деятельность, что отражено в таблице:

Конвоев для:

 

Конвоев

 

Судов

 

Кораблей

 

 

 

 

 

 

 

эскорта

 

Итальянцев

 

230

 

264

 

279

 

Союзников

 

1295

 

10232

 

2365

 

ВСЕГО

 

1525

 

10496

 

2644

 


 

Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.

Для кого:

 

Выходов

 

Людей

 

Тонн груза

 

Итальянцев

 

808

 

256837

 

18513

 

Союзников

 

660

 

60591

 

19753

 

ВСЕГО

 

1468

 

317428

 

38266

 

 

Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ

 

В ходе войны на африканские фронты было перевезено:

Период и события на море

Людей

 

Тонн груза

 

Ежемес.

 

и сухопутном фронте

 

 

 

 

 

достав. груза

 

При­было

 

По­тери

 

При­было

 

По­тери

 

ЛИВИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

июнь — сентябрь 1940

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противодействие врага

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

незначительно. Первое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итальянское наступле-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние на суше (до Сиди-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баррани)

 

13619

 

 

148817

 

 

37204

 

октябрь 1940 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь 1941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растущая активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

британских авиации и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

флота. Первое британ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ское наступление на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суше (захват Кирена-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ики)

 

27925

 

0.9%

 

197742

 

3.9%

 

49435

 

февраль— июнь 1941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая комбинирован-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная операция против

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальты. Первое ита-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логерманское наступ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ление на суше (до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хальфайи)

 

82491

 

5.1%

 

447815

 

6.6%

 

89563

 


 

июль— декабрь 1941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый британский

 

 

 

 

   

 

 

комбинированный удар

 

 

 

 

   

 

 

по ливийским маршру-

 

 

 

 

   

 

 

там. Второе британское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наступление на суше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(повторный захват

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киренаики)

 

48303

 

16.4%

 

356294

 

26.8%

 

59382

 

январь— июнь 1942

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая комбинирован-

 

 

 

 

   

 

 

ная операция против

 

 

 

 

   

 

 

Мальты и   блокада ос-

 

 

 

 

   

 

 

трова с моря и воздуха.

 

 

 

 

   

 

 

Второе итало-герман-

 

 

 

 

   

 

 

ское наступление на

 

 

 

 

 

   

 

 

суше (до Эль Аламейна)

 

9009

 

15.2%

 

441878

 

6.2%

 

73646

 

июль— декабрь 1942

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй англо-американ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ский комбинированный

 

 

 

   

 

 

 

 

удар по ливийским мар-

 

 

 

   

 

 

 

 

шрутам. Третье британ-

 

   

 

 

 

 

 

 

ское наступление на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суше (захват Ливии)

 

7851

 

15.1%

 

337409

 

35.5%

 

56209

 

ИТОГО в Ливию

 

189198

 

8.4%

 

1929955

 

14%

 

 

 

ТУНИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь 1942 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   февраль 1943

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Первая фаза англо-аме-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

риканской комбиниро-

 

 

 

     

 

 

ванной операции про-

 

 

 

     

 

 

.    тив тунисских путей и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовка наступле-   ния на суше

 

60738

 

5.4%

 

225189

 

21%

 

56297

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март— апрель 1943

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная фаза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

операции на море и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сухопутное наступление

 

11 508

 

14.7%

 

81532

 

42%

 

40671

 

ИТОГО в Тунис

 

72246

 

7%

 

306532

 

27.9%

 

 

 

ВСЕГО в Тунис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и Ливию

 

261444

 

8%

 

2236487

 

16.3%

 

 

 


 

Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:

Доставлено в:

 

Ливию

 

Тунис

 

Всего

 

Для кого:

 

Италии

 

Герм.

 

Италии

 

Герм.

 

Италия

 

Герм.

 

Людей Топлива (тонн) Грузов (тонн) Общий тоннаж

 

126522 316008 1059062 1375070

 

62676 160695 394190 S54885

 

22912 34476 88250 122726

 

49334 599% 123810 183806

 

149434 350484 1147312 1497796

 

112010 220691 518000 738691

 

В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

       

В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

 

Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.

Период

 

Людей

 

Тонн груза

 

Прибыло Потерн

 

Прибыло   Потери

 

июнь 1940— апрель 1941 Греко-албанская кампания

 

516440      0.2%

 

510688        0.2%

 

май 1941 — апрель 1943 Для оккупационных войск

 

377425      0.2%

 

870625       0.5%

 

ВСЕГО

 

893865      0.2%

 

1381313       0.4%

 

До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и
грузовик, а также 87092 лошади и мула.


 

III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

 

Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальян­ского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 ра­неных и больных в Италию из различных заморских пор­тов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

1. «По» — авиаторпедой в Валоне 14 мая 1941

2. «Орландо» — бомбами возле Триполи 3 мая 1941

3. «Калифорния» — авиаторпедой в Сиракузах 11 августа 1941

4. «Арно» — авиаторпедой возле Тобрука 10 сентября 1941

5. «Читта ди Трапани» — подводной лодкой возле Бизерты 1 декабря 1942

6. «Сицилия» — бомбами в Неаполе 4 апреля 1943

7. «Сан Джусто» — миной возле Триполи 3 мая 1941 

8. «Тевере» — магнитной миной возле Триполи 17 февраля 1941

 

 Следует добавить, что германское госпитальное судно «Грац» было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.     

Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 ору­дий. Всего было поставлено 54457 мин.

 

Радиостанции флота до перемирия передали) радиограммы общим объемом 71000000 слов.       

До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.             .

Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.  .

 

IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

 

а. Потери до перемирия

 

В общие потери включены корабли, активно действо­вавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).

Класс

 

Средиземное море

 

Вне его

 

Всего

 

Тоннаж

 

Линкоры

 

 

 

 

 

Крейсера

 

11

 

 

11

 

82225

 

Эсминцы

 

37     

 

7

 

44

 

62384

 

Миноносцы

 

39     

 

2

 

41

 

28751

 

Торп. катера

 

25 

 

8

 

33

 

905

 

Подв. лодки

 

65

 

21

 

86

 

70632

 

Прочие

 

162

 

16

 

178

 

69581

 

ВСЕГО

 

339

 

54

 

393

 

314298

 


 

Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция — 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия — 1 эсминец, 6 канонерок.       

 

б. После перемирия

 

С момента перемирия до конца Второй Мировой Вой­ны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих слу­чаях их можно разделить на следующие группы:

Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артилле­рии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японца­ми порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).

Класс

 

А

 

Б

 

Всего

 

Тоннаж

 

Линкоры

 

1

 

1

 

2

 

58622

 

Крейсера

 

 

4

 

4

 

26432

 

Эсминцы  

 

4

 

7

 

11

 

15997   

 

Миноносцы

 

5

 

19

 

24

 

17658     .

 

Корветы

 

1

 

6

 

7

 

3955

 

Торп. катера

 

25

 

52

 

77

 

3367

 

Пода, лодки

 

3

 

18

 

21

 

21960

 

Прочие

 

22

 

146

 

168

 

85107

 

ВСЕГО

 

61

 

253

 

314

 

224098

 

 

в. Корабли, не состоявшие на активной службе

 

Помимо всех этих кораблей, итальянский флот поте-
рял те корабли, которые ко дню перемирия находились
на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.       <о

 

Линкоры                                                                            1 Авианосцы                                                                        2 Крейсера                                                                            6 Эсминцы, миноносцы, корветы                                    59 Подводные лодки                                                            44 Торпедные катера                                                            15 Прочие                                                                              78 

ВСЕГО                                                                            205

 

Б. Причины гибели

 

393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам: 

Тип

 

Потоплены

 

Всего

 

Корабли

 

ПЛ

 

Мины

 

Авиация

 

Прочее

 

лк

 

           

КР

 

6

 

3

 

 

2

 

 

11

 

ЭМ и ММ

 

17

 

12

 

18

 

25

 

13

 

85

 

тк

 

2

 

 

 

22

 

9

 

33

 

пл

 

44

 

17

 

2

 

14

 

9

 

86

 

Прочие

 

7

 

15

 

9

 

69

 

78

 

178

 

Всего

 

76

 

47

 

29

 

132

 

109

 

393

 

Процент

 

19%

 

12%

 

7%

 

34%

 

28%

 

100%

 

38%

 

 

V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

 

Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли: 

1 эсминец

38 подводных лодок  

5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

Всего же немцы потеряли около 50 судов общим во­доизмещением примерно 30000 тонн.

 

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

 

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):

Тип

 

Потоплены

 

 

 

 

 

 

 

Флотом

 

Авиацией

 

Прочее

 

Всего

 

Тоннаж

 

Линкоры

 

1

 

 

 

1

 

31000

 

Авианосцы 

 

2

 

 

 

2

 

44600

 

Крейсера            .

 

10

 

6

 

 

16

 

95265

 

Эсминцы

 

24

 

24

 

 

48

 

73260

 

Эскортные корабли

 

14

 

12

 

6

 

32

 

35398

 

 

Торпедные катера

 

19

 

11

 

8

 

38

 

1729

 

Подводные лодки

 

36

 

2

 

3

 

41

 

41224

 

Прочие

 

26

 

8

 

26

 

60

 

89359

 

Всего

 

132

 

63

 

43

 

238

 

411935

 

Процент

 

56

 

26

 

18

 

100

 

 

 

 

VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

 

Потери остальных флотов союзных держав, сражавших­ся против итальянского флота, официально не публикова­лись. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

До перемирия между Францией и Италией француз­ский флот потерял только одну подводную лодку «Морзе». Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, «Леопард», и 2 подводные лодки, «Нарвал» и «Суффлер» («Леопард» выброшен на берег штормом. А.Б.).

Поэтому французский флот потерял 4 корабля водо­измещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водо­измещением около 30000 тонн. 1 линкор («Килкис»); 4 эсминца; 10 эскортных мино­носцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 траль­щика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и пример­но 20 мелких кораблей (Линкор — это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы — такие же старые угольныё дестроеры.).

Среди захваченных югославских судов были: 5 эсмин­цев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эс­минец был затоплен собственным экипажем. 1 подвод­ная лодка погибла в бою. Всего югославский флот поте­рял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

Голландия потеряла эсминец «Исаак Свирс».

Официальный список американских потерь показы­вает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транс­порты, принадлежавшие американской армии, данны­ми о которых мы не располагаем.

Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

Из этих данных следует, что флоты остальных союз­ных держав, сражавшихся на стороне Британии на Сре­диземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра долж­на быть гораздо выше.

 

VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

 

А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

 

а. Классификация потерь          

 

Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, ко­торые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением

732 тонн, так как нет официальной британской ста­тистики по кораблям этого типа.

Тип

 

Италия     

Британия

 

Кол.

 

Тоннаж

 

Кол.

 

Тоннаж

 

Линкоры        

 

 

 

 

1

 

31100

 

Авианосцы   

 

 

 

2

 

44600

 

Крейсера

 

11

 

82235

 

16

 

95265

 

Эсминцы

 

37

 

53216

 

48

 

73260

 

Эскортн. корабли

 

39

 

27301

 

32

 

35398

 

Торпедные катера

 

25

 

795

 

38

 

1729

 

ИТОГО

 

112

 

163537

 

137

 

281352

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводные лодки

 

65

 

51120

 

41

 

41224

 

Прочие

 

101

 

54446

 

60

 

89359

 

ВСЕГО

 

278

 

269103

 

238

 

411935

 

Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% боль­ше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в ос­новном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.          

 

б. Причины потерь

Причина гибели

 

Италия

 

Британия

 

Кол.

 

Проц.

 

Кол.

 

Проц.

 

Флот         

 

132

 

39%

 

132

 

56%

 

Авиация

 

130

 

38%

 

63

 

26%

 

Прочее            

 

77

 

23%

 

43

 

18%

 

Всего

 

339

 

100%

 

238

 

100%

 

Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.    

 

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ

 

А. Имеется         

 

 

Кол,

 

Тоннаж

 

На 10 июля 1940 года итальянский торговый флот имел судов, более 500 GRT

 

786

 

3318129

 

К началу войны оказались отрезанными от Средиземного моря

 

212

 

1216637

 

Осталось в Средиземном море

 

574

 

2101492

 

Выведены из действующего флота трансатлан­тические лайнеры, слишком крупные для исполь­зования в Средиземном море и другие, превра­щенные в госпитальные суда

 

26

 

352051

 

Поэтому к 10 июля осталось, что составляло только 53% тоннажа, которым располагала Италия

 

548

 

1749441

 

Однако Италия использовала германские суда, отрезанные в Средиземном море

 

56

 

203512

 

Поэтому к началу войны всего имелось

 

604

 

1902953

 

С 10 июля 1940 года по 8 сентября 1943 года дополнительно поступило

 

 

 

 

 

Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

 

84

 

416742

 

Иностранные суда, захваченные или купленные

 

126

 

428954

 

Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

 

124

 

378784

 


 

В результате до перемирия в составе итальян­ского флота состояло

938

 

3177433

 

Из них было потоплено   

565

 

2018616

 

К перемирию осталось

 

373

 

1158817

 

Из них ремонтировались       

 

101

 

410239

 

В результате в строю к 8 сентябрю 1943 года состояло

 

272

 

748578

 

 

X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:   

Линкоры («Рома»)                                                1       35000 Крейсера («Сципионе», «Реголо», «Помпео»)   3       10290 Эсминцы                                                               5        8230 Миноносцы                                                         16       14764 Корветы                                                               28       15820 Торпедные и противолодочные катера           110        5718 Подводные лодки                                                41       29847 Прочие                                                                116       16965 ВСЕГО                                                                320     136634

 

К началу войны итальянский флот имел боевые ко­рабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомога­тельные суда водоизмещением 189011 тонн; всего — 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежав­шие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначально­го состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

 

XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

 

Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).  

Убитых

 

Офицеров

 

Матросов

 

Всего

 

До 8.09.43 г.

 

1184        

 

23476

 

24660

 

После 8.09.43 г.

 

220

 

3957

 

4177

 

ВСЕГО

 

1404

 

27433

 

28837

 

Раненых было около 8000 человек. Эти потери соста­вили примерно 15% от 190000 человек, призванных слу­жить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший на­блюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило при­мерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

30% матросов    
50% офицеров
75% командиров кораблей
100% адмиралов

 

XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

Переводчик счел необходимым дописать это неболь­шое приложение, так как статистика потерь, приведен­ная автором, фальшива от начала до конца. Как нетруд­но заметить, не только советская пропаганда живописа­ла «победы русского оружия при Аустерлице». Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брага-дин описывает «Куин Элизабет» и «Вэлиант» как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот «Кавур» — совсем даже наоборот. Подтасовки с пе­риодом потопления — до и после перемирия, особенно

же — приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подоб­ным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сде­лать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.

 

 

Англия

 

Италия

 

Италия

 

Германия

 

Совм.

 

Англия

 

США

 

АВ

 

 

2

 

     

ЛК

 

  1   1  

МН

 

 

 

1

 

 

 

 

 

ТКР

 

1

 

   

4

 

1

ЛКР

 

6

 

10

 

6

 

 

 

МЗ

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

ЭМ

 

13

 

35

 

2

 

35

 

2

 

ЭМЭ

 

1

 

12

 

1

 

26

 

8

 

Потоплены немцами:

Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

Потоплены итальянцами:   

Тяжелый крейсер: York

Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gal­lant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kan­dahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

Эскортные миноносцы: Eridge.

Причины гибели не установлены, или иные причины :

Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?) 

Broke — потоплен французами                        . .            '
Arrow — погиб при взрыве боеприпасов
 

Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена. 

* — потоплен после капитуляции Италии

+ — потоплен совместно с немцами       

? — не установлено, кем потоплен

 

XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»

 

Из книги Cervi «The hollow Legions», London 1972.

 

Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать гречес­кие территориальные воды и греческие порты для зап­равки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объя­вить Греции войну. Итальянские агенты сильно преуве­личили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20—25 августа 1940 года провести неглас­ное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель — торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и воен­ные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из под­водных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку «Дельфи-но» лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Ай­карди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер «Хелли» возле Тиноса. Айкарди зая­вил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой «Хел­ли», который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. «Хелли» в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного празд­ника, проходившего в известном храме на Тиносе. По­нятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командова­ния лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.