ГЛАВА 6

МСТИТЕЛИ

 

 

«Сотрудничество держав Оси на Средиземноморье могло решающим образом повлиять на ход всей войны, если бы оно было организовано быстро и решительно, немедленно после падения Франции. Вместо этого была создана катастрофическая ситуация. Задачи, которые легко можно было решить в первые месяцы военных действий, с развитием конфликта становились все труднее, так как Британии была оставлена свобода действий на море». Так адмирал Бернотти описывал ситуацию с точки зрения итальянцев в конце 1940 года.

20 ноября Гитлер написал своему партнеру по Оси длинное письмо, выдвигая ряд предложений по исправ­лению положения на Средиземном море. Одним из них было «перебросить силы Люфтваффе на Средиземное море, в основном чтобы действовать в сотрудничестве с итальянской авиацией против британского флота». По­зднее фюрер подтвердил свое намерение послать в Италию авиакорпус, чтобы ослабить позиции британского флота. Однако он ясно дал понять, что пока еще не решил, стоит ли посылать германские войска, чтобы об­легчить положение итальянцев в Северной Африке.

Первые части X авиакорпуса под командой генерала Гейслера начали прибывать в Италию в декабре. К началу января на сицилийских аэродромах Катании, Комизо, Трапани, Палермо и Реджо Калабрия были развер­нуты 330 самолетов. Это были 150 пикировщиков Ju-87 и Ju-88, 40 двухмоторных истребителей Ме-110 и 20 раз­ведчиков Do-18 и Аг-196. Все пилоты имели большой опыт полетов над морем, и в частности — атак кораблей. Ита­льянские ВВС не могли создать ничего подобного пики­ровщику Ju-87, который, пикируя на цель вертикально, сбрасывал 500-кг бомбу со смертоносной точностью.

Помощь грекам в их борьбе против итальянцев сейчас стала одной из основных задач британского Средиземно­морского флота. В январе 1941 года было решено органи­зовать проводку военного конвоя через Средиземное море. Операция получила название «Иксесс». В конвой были включены 3 судна с грузами для Греции, которые долж­ны были прибыть в Пирей, и 1 судно для Мальты. В соот­ветствии с планом, который уже стал стандартным, Со­единение Н адмирала сэра Джеймса Сомервилла должно было сопровождать суда до узкого пролива между Сици­лией и Тунисом. Проливы они проходили под небольшим эскортом, после чего их встречал Средиземноморский флот адмирала Каннингхэма и обеспечивал дальнейший пере­ход. Главнокомандующий использовал случай, чтобы орга­низовать еще 3 конвоя. Первый состоял из 2 судов из Алек­сандрии на Мальту (MW.5 1/2), второй — из 2 судов с Мальты в Александрию (МЕ.5 1/2), третий — из 6 тихо­ходных судов с Мальты в Александрию и Порт-Саид (МЕ.6). Время выхода конвоев было согласовано так, что­бы MW.5 1/2 совершил переход под прикрытием флота, идущего на запад, а остальные 2 покинули Мальту, ког­да флот будет поворачивать на восток. 2 быстроходных судна конвоя «Иксесс» должны были присоединиться к МЕ.6 уже в море.

Самым опасным участком пути, как обычно, был Си­цилийский пролив, где корабли подвергались воздуш­ным атакам с баз Сардинии и Сицилии. Там же особенно высокой была опасность атаки подводных лодок и торпедных катеров, так же, как и возможность атаки италь­янских кораблей. Адмирал Каннингхэм передал адмира­лу Сомервиллу, что в качестве дополнительной предос­торожности он пошлет крейсера «Глостер» и «Саутгемптон» вперед, чтобы соединиться с Соединением Н юж­нее Сардинии и обеспечить дополнительное прикрытие конвою, когда Соединение Н повернет назад. Конвою предстояло пройти 150 миль, прежде чем он попадает под защиту собственного флота Каннингхэма, который на сей раз состоял из линкоров «Уорспайт» (флагман) и «Вэлиант» и авианосца «Илластриес». Он должен был встретить конвой в 15 милях к юго-востоку от острова Пантеллерия.

То, что итальянский флот оказался разбросанным, по­требовало от разведчиков КВВС, базирующихся на Маль­ту, значительных усилий. И не удивительно, что они не справились со своей задачей. В результате и Каннингхэм, и Сомервилл испытывали беспокойство, так как не зна­ли точной диспозиции ВСЕХ итальянских кораблей.

Несколько соединений, принимающих участие в опе­рации, вышли в море согласно плану. Неприятель почу­ял, что затевается какое-то дело, когда 7 января был замечен флот Каннингхэма — вскоре после выхода из Александрии. Через 2 дня его обнаружили снова, как и крейсера «Глостер» и «Саутгемптон», которые намере­вались соединиться с Соединением Н. Атака 10 италь­янских бомбардировщиков Sm.79 против этого соеди­нения во второй половине дня была неудачной, и 2 бом­бардировщика были сбиты истребителями «Арк Ройяла». Ночью, когда Соединение Н повернуло обратно, была отбита атака 2 итальянских торпедных катеров, причем один из них был потоплен. 10 января в 8.00 со­стоялась намеченная встреча конвоя с флотом Каннин­гхэма. Но вскоре после этого произошел первый не­приятный инцидент: эсминец «Галлант» подорвался на мине и потерял носовую часть. Пока его брали на бук­сир, 2 итальянских самолета-торпедоносца совершили неудачную атаку. В 10.30 флот был замечен самолетом-разведчиком, который сообщил о контакте. Но пока еще не было никаких признаком резкого изменения ударной мощи вражеской авиации. В 12.23 еще 2 торпедоносца атаковали британские линкоры с высоты 150 футов, сбросив торпеды на расстоянии 2500 ярдов от цели. Лин­коры без труда уклонились. К несчастью, 4 истребителя «Фулмар», патрулировавшие в воздухе, заметили эти са­молеты, снизились и погнались за ними, повредив 1 из торпедоносцев. Однако они удалились от авианосца на 20 миль к западу. 3 больших корабля перестраивались после этой атаки, когда пришло сообщение, что при­ближается большое соединение самолетов. Офицер уп­равления полетами «Илластриеса» немедленно отозвал истребители, приказав им патрулировать над соедине­нием, однако 2 из них сообщили, что полностью истра­тили боеприпасы, а еще 2 — почти израсходовали. По­этому в 12.34 «Илластриес» развернулся против ветра (210°) и поднял 4 «Фулмара» и 2 «Суордфиша», чтобы сменить истребители и начать противолодочное патру­лирование. Пока выполнялся этот маневр, были замече­ны 2 группы вражеских самолетов, которые сразу опоз­нали как германские пикировщики Ju-87. Они заняли позицию за кормой у англичан на высоте около 12000 футов. Мстители прибыли. В 12.38 они начали свою ата­ку, выбрав главной целью «Илластриес». Звенья по 3 самолета вываливали из общего строя и выполняли со­вместную атаку: один самолет с кормы и по одному с каждого борта. Иногда они пикировали прямо с 12000 футов, чтобы сбросить свои бомбы с высоты 1500 футов. Иногда они опускались до 5000 футов перед тем, как начать пикирование и сбросить бомбы. Временами это происходило на высоте 800 футов. Адмирал Каннингхэм завороженно следил за атакой с мостика. «Не было со­мнений, что нас подкараулили настоящие специалисты. Самолеты образовали большой круг над нашим соеди­нением. Мы не могли не восхищаться их умением и меткостью. Один за другим они вываливали из строя, выхо­дя в атаку. Самолеты сбрасывали бомбы в упор. Когда они выходили из пике, некоторые из них пролетали вдоль полетной палубы «Илластриеса» ниже уровня трубы».

В 12.38 500-кг бомба прошла через платформу пом-пома № 1 по левому борту (№ 1 на схеме), повредив установку и убив двух человек из расчета. После этого она пробила спонсон, ударилась о бортовую броню и упала в воду, так и не взорвавшись. Через секунду авиа­носец получил первое прямое попадание (2). 500-кг бом­ба попала в носовую часть, прошла через каюту для от­дыха, пробила борт и взорвалась в 3 метрах над водой под левой скулой авианосца. Повреждения от осколков были значительны, ряд носовых отсеков был затоплен. Потом 60-кг осколочная бомба, едва не попав в мостик, врезалась в пом-пом № 2 правого борта (3), перебив боль­шую часть расчета. Повреждения самой установки были невелики, но вспыхнули патроны. Стрела подвижного крана рухнула вниз и заклинила пом-пом S1. Осколками были перебиты кабели электропитания обеих установок.

Вскоре после этого почти одновременно попали 2 бом­бы, обе 250-кг либо 250-кг и 500-кг. Одна (4) попала в край кормового элеватора ближе к переднему правому углу, пробила платформу и взорвалась на дне колодца. Вторая (5) попала в тот же элеватор ближе к левому краю и взорвалась. В этот момент платформа была на полпути между палубой ангара С и полетной палубой, поднимая истребитель «Фулмар», в кабине которого сидел мичман-пилот. Результат сдвоенного взрыва был ужасным. Само­лет просто исчез вместе с пилотом. Несколько «Суордфишей» и 4 «Фулмара» в ангаре вспыхнули. В результате взрывов и пожара корабль между 162 и 166 шпангоутами был выпотрошен до броневой крыши рулевого отсека. Все электрические провода были перебиты осколками, причем не только идущие к элеваторам боеприпасов, но и к рулевым моторам. Это еще больше усугубил близкий разрыв (6) возле правой раковины, который затопил ряд отсеков и повредил само рулевое управление. Корабль потерял управление и начал описывать круги, так как руль был заклинен «лево на борт». Лейтенант Г.Р.Б. Джанврин (наблюдатель L4P) поднимался в кабину своего «Суордфиша» за аптечкой. Взрывом его отшвырнуло прочь. Пожарные партии сразу опустили огнеупорные завесы и приступили к тушению огня.

Около 12.42 500-кг бомба (7) попала в полетную па­лубу в 1 футе левее диаметральной плоскости на полпути между островом и задним элеватором. Бомба пробила броню и взорвалась в 2 футах над ангарной палубой. В ней появилась дыра в 60 кв. футов, и она просела на 4 дюйма. Эта бомба вызвала большие разрушения. Она выгнула дугой платформу носового элеватора. Через образовавше­еся отверстие устремились потоки воздуха, раздувая по­жар в ангаре С. Платформа кормового элеватора была буквально выбита наружу. Металлические огнеупорные завесы были разбиты на куски, их осколки учинили страшное кровопролитие среди пожарных партий. К сча­стью, пожар не распространился на ангар В, хотя по нему и прокатилась ударная волна взрыва. Были повреждены элеваторы 4.5" башен, один снаряд взорвался прямо в беседке. Лейтенант Г.Р.М. Гоинг (наблюдатель L5F), ко­торый следил за атакой с правого переходного мостика, поспешил вниз на помощь. Обнаружив, что командир пожарной партии убит, Гоинг сразу принял командова­ние. Ему помогали остальные пилоты и наблюдатели.

Дополнительные повреждения были вызваны 3 близ­кими разрывами, один из которых, на правой раковине, мы уже упомянули. Еще один (8) по левому борту вызвал пожар в кают-компании старших матросов и повредил электропроводку. Большой осколок этой бомбы попал в остров и обрубил провода питания, идущие к радару, репитерам гирокомпаса и 20" сигнальным прожекторам. Третий близкий разрыв (9) по правому борту вызвал пожар в кают-компании морской пехоты.

Среди грохота взрывающихся бомб, дыма и пламени, падение сбитого Ju-87 прямо в шахту кормового элевато­ра прошло почти незамеченным. Но пылающие обломки его фюзеляжа вызвали новые потери. Хотя машинные и котельные отделения остались целыми, дым и ядовитые газы от пожаров, бушующих наверху, оказались доста­точно опасны. Втяжная вентиляция подавала их к кот­лам, что не только ухудшало сгорание топлива, но и де­лало обстановку в котельных отделениях почти невыно­симой. Кочегары были вынуждены обматывать головы мокрыми тряпками и постоянно пить воду из вспомога­тельных насосов, чтобы утолить жажду, вызванную страш­ной жарой. Палубы над головой у них раскалились почти докрасна, но кочегары отважно оставались на своих по­стах почти 2 часа. Капитан 1 ранга Бойд был вынужден написать: «Отвага и чувство долга машинной команды были великолепны».

К 13.03 была исправлена паровая рулевая машина, и корабль снова смог управляться. В 13.13 скорость была увеличена до 26 узлов. В 13.30 «Илластриес» находился в 10 милях на северо-восток от линкоров, а те, в свою оче­редь — на таком же расстоянии к югу от конвоя «Иксесс». Теперь появились несколько итальянских горизонталь­ных бомбардировщиков, возможно, им помогали и са­молеты X авиакорпуса. 7 самолетов атаковали линкоры, 7 — «Илластриес», 3 — конвой. Они сбросили бомбы с высоты 14000 футов, но попаданий не добились.

Из поступивших рапортов капитану 1 ранга Бонду стало ясно, что его корабль находится в серьезной опасности. Языки пламени поднимались из шахты кормового элева­тора, и вся кормовая часть корабля представляла собой огненный ад. Он решил на полной скорости идти на Мальту. Адмирал Каннингхэм согласился с этим и выде­лил 2 эсминца для сопровождения поврежденного авиа­носца. Но в 13.35 поврежденное рулевое управление сно­ва отказало, и еще целый час авианосец выписывал бес­порядочные петли. Однако в 14.48, управляясь машина­ми, корабль пошел курсом 110° со скоростью 14 узлов.

Глубоко внизу, под командой старшего помощника ка­питана 2 ранга Джеральда Така пожарные партии пред­принимали героические усилия, чтобы взять огонь под контроль. Но в 16.10 противник нанес новый удар. На этот раз 13 «Юнкерсов» в сопровождении 5 истребителей ринулись на поврежденный корабль, собираясь прикон­чить его. Но радары линкоров своевременно обнаружили противника, и он был встречен «Фулмарами», которые заправились и перевооружились на Мальте. Только 9 вра­жеских самолетов смогли выйти в атаку. Но теперь 5 из 6 помпомов и носовые 4.5" башни снова могли стрелять. Электрическое питание элеваторов башен, поврежден­ное взрывом на кормовом элеваторе, не удалось восста­новить. Как и ранее, атакующие заходили с кормы, с обеих раковин и с правого траверза. Капитан 1 ранга Бойд отмечает, что эта атака не была «так же хорошо скоорди­нирована и решительно выполнена, как предыдущая». Тем не менее, 1 прямое попадание и 1 близкий разрыв при­чинили дополнительные повреждения и вызвали новые жертвы. Бомба (10), вероятно, 500-кг, попала в шахту кормового элеватора. При взрыве она убила или ранила всех людей в офицерской кают-компании. Все офице­ры, заскочившие перехватить чашку чая, погибли. Кор­мовая часть корабля погрузилась во тьму. Многие по­жарные тоже погибли, но ударная волна погасила не­которые пожары. Лейтенант Гоинг получил тяжелую рану, из-за которой ему позднее ампутировали ногу. Через несколько секунд близкий разрыв (11) рядом с кормой снова повредил затопленное рулевое отделение и перебил всех в импровизированном лазарете на квар­тердеке. Еще один близкий разрыв (12) грохнул напро­тив мостика, но дело ограничилось поверхностными осколочными повреждениями.

В 16.31 противник скрылся, но борьба с пожарами про­должалась. Победу в ней удалось одержать уже на Маль­те, когда корабль стоял в доке. Какое-то время пожары угрожали одному из погребов, и у капитана 1 ранга Бойда запросили разрешение затопить его. Трудно было при­нять такое решение, ведь могли последовать новые ата­ки. Бойд решил рискнуть и оказался прав. В 19.20, когда избитый корабль находился всего в 5 милях от входа в Гранд Харбор, противник предпринял последнюю по­пытку потопить его. Солнце село час назад, и взошла луна. В это время со стороны моря подкрались 2 торпе­доносца. Их встретила огневая завеса с авианосца и 2 эсминцев сопровождения. Самолеты предпочли остать­ся на солидном расстоянии, и если они даже сбросили торпеды, те так и не были замечены. С помощью 3 бук­сиров в 21.04 «Илластриес» прошел мимо маяка Сент-Эльмо на входном молу, а в 22.15 он пришвартовался у причала Парлаторио.

Авианосец получил всего 7 бомб. Одна из них не взор­валась, еще одна взорвалась рядом с корпусом корабля. Кроме того, 5 бомб разорвались рядом в воде, а в палубу врезался 1 сбитый самолет. Хорошо, что попадания не были равномерно распределены по длине корабля. По какой-то странной случайности кормовой элеватор при­тянул к себе большую часть бомб. 4 бомбы превратили корму корабля в настоящие руины, разрушив все небро­нированные конструкции. Бомба, пробившая броню, взорвалась позади машинного отделения. Несколько ос­колков пробили водонепроницаемую переборку, но этим все и ограничилось. Повреждения рулевого управления вызвали серьезные неудобства, но не более того. Аварийные партии работали великолепно, несмотря на потери. Без «чувства долга» кочегаров корабль мог потерять ход в самый критический момент.

Однако атака бомбардировщиков вызвала тяжелые потери в личном составе. Погибли 83 офицера и матроса, 60 были серьезно ранены, 40 — легко. Из летчиков, уча­ствовавших в налете на Таранто, погибли лейтенант Н.МакИ. Кемп (пилот L4K), лейтенант Р.Г. Скелтон и суб-лейтенант Э.А. Перкинс (пилот и наблюдатель L4F). Первый из них скончался от ран через 2 дня. Также были убиты лейтенант Э.У. Клиффорд (пилот L5F), суб-лейтенант Э. Мардел-Феррейра (наблюдатель L4H), суб-лейтенант Э.Л.О. Рэй (наблюдатель L4R). Уже упомянутый выше лейтенант Г.Р.М. Гоинг (наблюдатель L5F) поте­рял ногу, лейтенант У.Д. Морфорд получил тяжелые ожо­ги. Однако враг заплатил за это. Истребители «Фулмар» добавили к своим лаврам еще 7 вражеских самолетов, а зенитные орудия авианосца сбили 6.

Все ожидали, что неприятель предпримет отчаянные усилия, чтобы все-таки выполнить то, что он не смог сделать, когда «Илластриес» находился в море. Однако налеты начались только 16 января. В этот день появились 60 — 70 самолетов. Они добились 1 попадания, но по­вреждения оказались малы. Новые сильные налеты были предприняты 18 и 19 января. Во второй день бомба, взор­вавшаяся на дне гавани, сработала как мина, повредив машины, изрешетив лопатки левой турбины и серьезно повредив паропроводы и кладку котлов левого котельно­го отделения. Обшивка корабля ниже броневого пояса была вдавлена на 5 футов. Вмятина имела длину 75 футов. Эти атаки не были более результативными только благо­даря 18 истребителям «Харрикейн» КВВС, недавно дос­тавленным на остров вдобавок к имевшимся 15. С помо­щью «Фулмаров» «Илластриеса» она заставили атакую­щих дорого заплатить. Еще следует упомянуть работу пер­сонала Мальтийских доков, которые провели необходи­мый ремонт, презирая опасность воздушных атак. Нако­нец «благодаря сверхчеловеческим усилиям всех вместе», как писал адмирал Каннингхэм, авианосец был готов выйти в море. Ночью 23 — 24 января в 17.46 он незаметно для противника выскользнул из Гранд Харбора. Сразу развив скорость 24 узла, авианосец помчался на восток, в Александрию. 25 января в 13.30 его радостно привет­ствовали экипажи собравшихся там кораблей. После не­которого ремонта под командой капитана 1 ранга Така он прошел через Суэцкий канал и, обогнув мыс Доброй Надежды, благополучно прибыл в Норфолк, штат Вирджиния, для капитального ремонта и переоборудования. (Капитан 1 ранга Бойд был произведен в контр-адмира­лы и назначен командующим авианосными силами Сре­диземноморского флота вместо контр-адмирала Листе­ра.) Корабль полностью оправдал надежды, которые конструкторы возлагали на бронированные авианосцы.