ЭПИЛОГ

 

Как мы видели, Британия вступила во Вторую Миро­вую войну, имея совершенно недостаточный авианос­ный флот. Она верила, что орудие остается верховным судьей в морском бою. Вообще-то в первые дни войны авианосные истребители имели мало успехов в борьбе с соединениями вражеских бомбардировщиков, атакующих флот в северных водах. Только к середине 1940 года была отработана методика наведения истребителей, которую использовали на Средиземном море сначала «Арк Ройял», а потом и только что вошедший в строй «Илластриес». «Скуа» и «Гладиаторы», состоявшие на вооружении в 1939 — 40 годах, имели слишком малую скорость, чтобы атаковать германские бомбардировщики Ju-87 и Не-111, которые в основном использовались против кораблей. Когда начались атаки Ju-88, британские истребители окончательно устарели.

Вступление Италии в войну еще более усилило по­требность в хорошем корабельном истребителе, так как он был жизненно важен для защиты конвоев, проходя­щих через Средиземное море с войсками и снабжением на Мальту и Ближний Восток, особенно в узких проли­вах между Сицилией и побережьем Северной Африки, которые заслужили имя «Бомбовой аллеи». К счастью, к моменту объявления войны Италией на вооружение на­чал поступать новый истребитель «Фулмар». Он прибыл на Средиземноморский театр на «Илластриесе» в августе 1940 года. Благодаря новому самолету, использованию радара и постепенно улучшающимся методам наведения истребителей, итальянские бомбардировщики и торпе­доносцы добились сравнительно немногого. Гораздо бо­лее важно, что прибытие «Фулмаров» создало условия, которые сделали возможным налет на Таранто, так как итальянские самолеты-разведчики больше не могли сле­дить за флотом.

Успешная атака итальянского флота в Таранто стала началом серии событий, которые в прах развеяли долго лелеемое убеждение, будто авианосные самолеты усту­пают базовым. Она укрепила веру японцев в возможность успешной атаки американского флота в Пирл-Харборе, но в то же время и предопределила окончательное пора­жение Японии, раздавленной мощью американской авиа­носной авиации. Относительно небольшое число авиа­носцев, потопленных за время войны (8), развеяло миф об их исключительной уязвимости.

Почти 3 десятилетия прошли со дня окончания Вто­рой Мировой войны, но авианосный самолет все еще остается составной частью любых морских сил, действу­ющих вне пределов досягаемости базовой авиации. Это особенно верно для противолодочных сил, так как вер­толет стал самым страшным врагом подводной лодки. Даже Советский флот, так долго не желавший строить авианосцы, наконец предпринял усилия в этом направ­лении, чтобы противостоять угрозе развернутых Западом подводных лодок. Если мы исключим использование ядер­ного оружия, ничто не принизит значения авианосца как мобильного плавучего аэродрома.