ГЛАВА 1

ВТОРЖЕНИЕ С НЕБА

 

Вторник 20 мая

 

Эта история началась солнечным утром во вторник 20 мая 1941 года в деревушке Малеме на прекрасном остро­ве Крит. Стояла чудесная солнечная погода. Небо было чистым и голубым, видимость в море превышала 20 миль. База Воздушных Сил Флота находилась вблизи Малеме на северном берегу Крита, ближе к западной оконечно­сти вытянутого в длину острова (150x30 миль). Крайне важно понять, насколько эффективно действовал Крит в качестве барьера, ограничивающего Эгейское море. Он напоминал отдельный волнолом, на западе лежали про­ливы Китера и Антикитера, на востоке — Касо и Скар­панто. Греция находится примерно в сотне миль к северу и северо-западу от Крита. Теперь эта страна была окку­пирована немцами, так как англичане не смогли отпра­вить туда значительных сил на помощь грекам. В конце апреля после трех недель боев англичане эвакуировали свой экспедиционный корпус на Крит. Он состоял в ос­новном из австралийских и новозеландских солдат, по­терявших технику и вооружение. На северном берегу ос­трова находился город Суда, главный порт Крита. Одна­ко разгружать там транспорты было достаточно неудобно из-за малых глубин у причалов. До него из Александрии было 420 миль по кратчайшему пути и 500 миль вокруг западной оконечности острова. Зато немцев из Пирея от Суды и Малеме отделяли всего 170 миль.

Ежедневно, начиная с 14 мая, германские бомбарди­ровщики бомбили аэродром Малеме и более мелкие аэро­дромы Гераклиона и Ретимо (60 и 30 миль на запад соот­ветственно), чтобы «размягчить» их оборону. Вторник 20 мая не был исключением. Германские самолеты прибы­ли вскоре после 6.00, и следующие час или два были заполнены воем пикировщиков, грохотом взрывов, трес­ком авиационных пулеметов и залпами зениток с бата­рей, находившихся южнее и восточнее аэродрома.

Однако к 8.00 стало ясно, что сегодняшняя бомбар­дировка гораздо более ожесточенная, чем когда-либо ранее. Вскоре после окончания бомбежки появились пла­неры, которые пытались сесть западнее аэродрома Ма­леме, а также в районе штаб-квартиры в Кании, в 3 милях западнее Малеме. Небо заполнили огромные се­ребристые силуэты, бесшумно скользящие над голова­ми защитников острова. Это резко контрастировало с оглушительным шумом, сопровождавшим бомбежку. Снова загрохотали зенитки. Один или два планера были сбиты, несколько разбились при посадке. Однако основ­ная масса благополучно села, не обращая внимания на слабый зенитный огонь. Англичане не имели на острове ни единого самолета, все истребители были уничтоже­ны или отозваны ранее. А ведь единственный «Харри­кейн» мог учинить здесь форменное побоище. Когда пла­неры сели, немцы ринулись во все стороны. Они были вооружены легкими минометами, пулеметами, ручны­ми гранатами.

Вряд ли был хоть небольшой промежуток между по­садкой последнего из сотни планеров и появлением не­уклюжих Ju-52 с парашютистами на борту. В считанные мгновения в небе появились сотни разноцветных пара­шютов — красных, желтых, зеленых, синих, черных. Кроме солдат, самолеты сбрасывали полевые орудия, противотанковые орудия, боеприпасы, продукты, меди­каменты. Парашютисты в пятнистой камуфляжной фор­ме и стальных касках находились в воздухе до 20 секунд. Однако этого было достаточно, чтобы многие из них, оказавшиеся слишком близко к позициям англичан, были убиты. Другие благополучно приземлились и бросились к заранее намеченных сборным пунктам, под прикрытие оливковых рощ и виноградников. Решающим фактором оказалось полное господство немцев в воздухе. Их само­леты ясно видели происходящее на земле и могли зара­нее предупредить о готовящихся контратаках. Более того, истребители могли пулеметным огнем расстроить такую атаку и прижать противника к земле.

Уже в начале мая англичане знали, что Люфтваффе готовят выброску крупного парашютного десанта на ост­ров. Предполагалось, что далее немцы высадятся на Кипре и двинутся в направлении Ирака. Поэтому защитники Крита не были застигнуты врасплох, хотя и не смогли серьезно укрепить свои позиции, так как их тяжелое во­оружение осталось в Греции. Общее мнение было тако­во, что Крит можно будет удержать, если высадку про­изведут одни парашютисты. Такое мнение основывалось на том, что немцы не смогут подвезти по морю тяжелые орудия, танки, автомобили и подкрепления. Если же они все-таки попытаются сочетать воздушный десант и мор­ской, тогда вмешается Королевский Флот. Если учесть возможность постоянных атак германских и итальянских самолетов в водах вокруг Крита, отсутствие британской авиации в радиусе 500 миль, а также перспективы появ­ления итальянского флота, то становится понятно, что перед британским Средиземноморским флотом стояла нелегкая задача.

Базовых истребителей на Крите у англичан не было. Вдобавок на единственном авианосце флота «Формидебле» из 16 «Фулмаров» остались только 4. Ведь он со дня прибытия на Средиземное море (10 марта) непрерывно участвовал в боях. Поэтому тяжелые боевые и эксплуата­ционные потери были неизбежны.

В тот момент, когда начались усиленные бомбарди­ровки Крита, на базе ВСФ в Малеме, которой командо­вал капитан 2 ранга Дж.Н. Биил, находились 3 «Гладиа­тора» и 3 «Фулмара», не считая прибывших из Греции 3 «Харрикейнов» КВВС. Пилоты и самолеты оказались аб­солютно не готовы к предстоящим напряженным боям. Тем не менее морские летчики капитан-лейтенант Алан Блэк, лейтенант Р.Э. Брабнер и майор авиации Эдвард Хоувелл (который впервые в жизни сел за штурвал «Харpикeйнa») сумели сбить 6 «Мессершмиттов». На следую­щий день 40 германских самолетов были атакованы 2 «Харрикейнами».

После этого в Малеме не осталось исправных самоле­тов, а уцелевшие пилоты были отосланы в Египет. Биил остался в Малеме с наземным персоналом, чтобы орга­низовать оборону.

Детали подготовки немцами высадки на Крит и пунк­туальное описание боев на суше не представляют боль­шого интереса с точки зрения морских операций в крит­ских водах. Однако все-таки будет дано краткое описание сухопутных операций. Обе стороны надеялись на успех, и битва на острове стала одним из самых кровопролитных сражений войны. Исход ее был неясен в течение несколь­ких дней, обе стороны проявляли массовый героизм и упорство. Первые атаки провела Новозеландская диви­зия, а прочность и упорство обороны стали неприятным сюрпризом для немцев, которые надеялись захватить аэро­дром Малеме к исходу первого дня операции. Хотя нем­цам в последующие дни доставили много неприятностей собственные потери и отсутствие прогресса, они не только не ослабили натиск, а наоборот, усилили его. Полное господство в воздухе позволяло немцам перебрасывать подкрепления самолетами, сочетая налеты на опорные пункты с переброской парашютистов, которые пытались изолировать узлы сопротивления. Возможность контролировать общую обстановку с воздуха, которой не имели обороняющиеся, оказалась неоценимым тактическим преимуществом.

30 апреля генерал-майор Б.К. Фрейберг был назначен командующим британскими и имперскими войсками на Крите. Менее чем через 3 недели началось вторжение. Хотя британская разведка знала о намерениях немцев, было неясно, каким окажется десант — воздушным, морским или комбинированным. Это факт сильно путал планы Фрейберга, поскольку ему приходилось готовиться ко всем 3 альтернативам.

Немцы планировали высадить с воздуха 13000 чело­век, чтобы захватить Малеме к полудню в первый же день, а Ретимо и Гераклион — к вечеру. После этого пред­полагалось высадить 9000 горных егерей с танками и тя­желой артиллерией, которых должны были доставить по морю мелкие парусники и пароходы. Эти конвои ДОЛЖ­НЫ были сопровождать итальянские корабли, что заста­вило адмирала Каннингхэма принять ряд предосторож­ностей. Мы узнаем о его планах их главы 3.