ГЛАВА 9
ФЛОТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
Среда 28 мая — четверг 29 мая
Несмотря на тяжелые потери и многочисленные повреждения, накапливающиеся поломки и отсутствие времени для ремонта, корабли Каннингхэма были готовы приступить к решению главной задачи — эвакуации войск с Крита в Александрию. По оценкам штаба флота, следовало вывезти около 22000 человек. Однако германские подкрепления продолжали прибывать, давление противника на позиции англичан усиливалось, и поэтому перспективы спасения выглядели не слишком хорошими. Главным фактором была скорость. Требовалось точно знать, где можно принимать на корабли отступающие войска и в каком количестве. Каннингхэм не имел связи с Критом в период отступления из бухты Суда. Начиная с 21.00 27 мая, когда был покинут узел связи, до полудня 28 мая, когда Морзе прибыл в пещеру возле Сфакии, радиосвязи не было. Однако перед уходом Морзе отправил последнюю радиограмму, давая примерную оценку ожидавших эвакуации войск в Гераклионе на северном побережье и в Сфакии, Плаке и Тимбаки на южном. Теперь, когда организованное сопротивление на суше прекратилось, можно было ожидать, что Люфтваффе переключатся на корабли в море. Исключая короткий период действий «Формидебла» против аэродрома Скарпанто, флот совершенно не имел истребительного прикрытия. Однако теперь КВВС обещали кое-что сделать, хотя их самолеты могли появляться очень редко из-за большого расстояния. Полковник авиации К.Р.Б. Пелли был временно прикомандирован к штабу Каннингхэма, чтобы координировать действия истребителей и флота. К штабу флота был прикомандирован и армейский офицер связи — генерал-майор Дж.Ф. Эветтс. Каннингхэм очень высоко оценил тесное взаимодействие, налаженное благодаря усилиям этих офицеров.
Планом предусматривалось проводить погрузку войск в течение 3 часов после полуночи. В этом случае у кораблей оставалось 4 часа темноты до этого периода и после него, чтобы днем оказаться как можно дальше от вражеских воздушных баз. Войска из района бухты Суда должны были отступать в Сфакию. Войска из Гераклиона предполагалось грузить прямо в этом порту. Войска из Ретимо могли легко отступить в Плаку, где их ждали бы корабли. Однако радиосвязи с гарнизоном Ретимо не было, поэтому он вообще не получил известия об эвакуации. В четверг 29 мая самолет КВВС полетел в Ретимо и сбросил написанную на сленге записку с приказом отходить в Плаку. Немцы, подобрав ее, ничего бы не поняли. Однако ее вообще никто не подобрал. Войска подполковника И.Р. Кэмпбелла продолжали оборонять аэродром до пятницы 30 мая, когда у них кончилось продовольствие и боеприпасы. После этого они были вынуждены капитулировать. Из 1000 человек гарнизона Ретимо 160 погибли, 140 сумели скрыться, а 700 сдались, так и не узнав, что спасение находилось всего в 10 милях к югу.
В Сфакии предстояла сложная погрузка с единственного крохотного галечного пляжа. Это было совершенно ясно и Фрейбергу, и Морзе, которые сидели в своем пещерном штабе. Одной из главных задач начальника участка погрузки является контроль движения войск между районом посадки и районом сосредоточения. Это требует оперативной надежной связи. А связь между районом пляжа и вершиной обрыва могли поддерживать только пешие ординарцы, а такое путешествие отнимало у них 2 часа. Извилистая горная дорога завершалась на вершине 500-футового обрыва. Вниз на пляж и к маленькой рыбачьей деревушке вела только козья тропа. Пляж имел длину 200 ярдов и ширину 20 ярдов, что не позволяло сосредоточить на нем много солдат. В дневное время войска должны были укрываться от самолетов-разведчиков и на плато, и на пляже. Однако они должны были находиться в полной готовности к погрузке, как только ночью первая шлюпка с кораблей ткнется в берег. Как долго это будет тянуться, прежде чем наступающие немцы захватят пляж, зависело от решимости и отваги арьергарда. Значение фактора времени стремительно росло. Людей мучили голод и жажда, поэтому число «стучащихся в ворота» росло. Но главной задачей немцев, судя по всему, был захват Гераклиона, мужественный гарнизон которого по-прежнему удерживал аэродром.
Что касается кораблей, проводивших эвакуацию, то Каннингхэм отметил, что они участвовали в боях 2 месяца без перерыва. Количество кораблей сократилось, а машины начали сдавать. Офицеры и матросы находились на грани полного истощения, физического и морального.
В среду 28 мая в 6.00, менее чем через 24 часа после принятия решения об эвакуации и за час или два до того, как Морзе установил радиосвязь со штабом флота, 3 крейсера и 6 эсминцев вышли из Александрии в Гераклион. Это было Соединение В адмирала Роулингса, который держал флаг на «Орионе». Вместе с ним были крейсера «Аякс» и «Дидо» и эсминцы «Дикой», «Джакел», «Империал», «Хотспур», «Кимберли», «Хируорд». Они должны были забрать все 4000 человек гарнизона Гераклиона.
Через 2 часа еще 4 эсминца вышли из Александрии, чтобы доставить в Сфакию дополнительные шлюпки, которые облегчили бы посадку войск с пляжа Сфакии. На эсминцах также находилось легкое оружие и продукты для тех войск, которые не будут эвакуированы этой ночью. Это Соединение С капитана 1 ранга С.Г.Т. Арлисса состояло из «Нэпира», «Низама», «Кельвина» и «Кандагара».
Походы этих двух соединений, выполнявших свои благородные задачи, прошли совсем по-разному. Возможно, немцев просто взбесило ожесточенное сопротивление защитников Гераклиона. Арлисс прибыл в Сфакию без происшествий и начал погрузку 29 мая в 0.30. К 3.00 эсминцы забрали 700 человек и выгрузили 15000 пайков. Среди пассажиров «Нэпира» оказались 3 женщины, 1 китаец, 2 ребенка и 1 собака. В 5.45 Арлисс затребовал истребители прикрытия. Тем не менее в 9.00 соединение было атаковано 4 бомбардировщиками Ju-88. Несколько бомб разорвались рядом с «Низамом», вызвав легкие повреждения, хотя скорость не снизилась. В 9.40 был замечен сбитый вражеский самолет, возможно, это появились истребители КВВС. 29 мая в 17.00 Соединение С вошло в гавань Александрии с первой группой спасенных с Крита солдат. Его радостно приветствовали, но пока еще не было новостей о приходе Соединения В из Гераклиона.
Предполагалось, что из Гераклиона будут вывезены за один рейс 4000 человек. Это определило размер Соединения В. Покинув Александрию, Роулингс на большой скорости пошел к проливу Касо. До 17.00 28 мая не происходило ничего. Но когда эскадра оказалась примерно в 90 милях от острова Скарпанто, началась серия атак горизонтальных бомбардировщиков, пикировщиков, торпедоносцев. Эти атаки продолжались до заката. В 19.28 бомба разорвалась вблизи «Империала» (капитан-лейтенант К.А. де В. Киткат). Видимых повреждений не оказалось, хотя на самом деле пострадала рулевая машина эсминца, что позднее повлияло на ход операции. В 20.10 близкий разрыв вызвал на «Аяксе» некоторые повреждения и жертвы, о чем было сообщено адмиралу. Он приказал крейсеру возвращаться в Александрию. Последующий осмотр показал, что повреждения были не так серьезны, как показалось на первый взгляд, и крейсер мог оставаться в составе Соединения В. Следовало отправить назад «Империал», а не «Аякс». Однако Роулингс ничего не подозревал, и его поступки были продиктованы желанием не связывать себя подранком, который задерживал бы всю эскадру.
Соединение В прибыло в Гераклион 28 мая в 23.30. Эсминцы немедленно вошли в гавань и встали борт о борт у главного причала, чтобы забрать выделенное количество солдат и передать их на крейсера, оставшиеся на рейде. Роулингс потом вспоминал великолепную организацию погрузки, которой добился морской комендант Гераклиона капитан 1 ранга М.Г.С. МакДональд. 29 мая в 3.20 весь гарнизон Гераклиона, примерно 4000 человек, был погружен. Это было выполнено в полной темноте, враг ничего не заподозрил. Арьергард должен был удерживать позиции до последнего момента, а потом идти на корабли маленькими группами. Единственным негодующим солдатом оказался командир гарнизона бригадный генерал Б.Г. Чеппел, который заявил, что выиграл эту битву. Может и так, хотя немцы назначили на вторую половину дня 29 мая мощный удар с целью захвата аэродрома Гераклиона. Эвакуация была проведена очень вовремя. Однако впереди еще было долгое путешествие в Александрию. Погрузка заняла почти 4 часа, а после 3.00 счет шел на минуты. Пролив Касо кораблям следовало пройти до рассвета.
В 3.20 эскадра вышла в море, быстро развив скорость 29 узлов. Большая часть солдат спала, несмотря на страшную тесноту в кубриках. Давку можно легко представить, если напомнить, что «Орион» теперь нес 1100 человек, кроме своих 550 человек команды. Эсминцы приняли по 300 солдат, не считая собственной команды в 150 человек.
Эскадра в 3.45 уже взяла курс на пролив Касо, как отказало рулевое управление «Империала». Потеряв управление, эсминец едва не столкнулся с «Кимберли» и 2 крейсерами. Роулингсу пришлось принять срочное решение. Он мог ожидать, пока команда «Империала» уточнит повреждение и исправит его, подвергнув опасности всю эскадру и 4000 солдат на борту кораблей. Можно было оставить эсминец, сняв команду и солдат. Роулингс выбрал второе и передал прожектором приказ «Хотспуру» (капитан-лейтенант К.П.Ф. Браун): «Снять экипаж и потопить «Империал». Одновременно по эскадре был передан приказ: «Следовать в Александрию». Каннингхэм позднее говорил, что это решение нельзя оспаривать, однако разумнее было бы снять только солдат, оставив экипаж чинить поломку. Это оставляло шанс спасти эсминец.
На «Хотспуре» решили, что адмирал предоставил их собственной участи. Передача войск отняла еще один драгоценный час. С наступлением рассвета эсминец окажется один в проливе Касо, всего в 30 милях от вражеского аэродрома на Скарпанто. Офицеры и матросы «Хотспура» и «Империала» поняли, насколько сложным является их положение. Если Роулингс сохраняет прежнюю скорость 30 узлов, то каждые 10 минут его эскадра удаляется на 5 миль. «Хотспур» подошел к борту «Империала». Были заведены все имеющиеся сходни. Большая часть солдат была разбужена и стояла на верхней палубе. Экипаж «Империала» даже нашел время собрать наиболее ценные и памятные безделушки и сложить их в саквояжи перед тем, как покинуть эсминец. Вскоре «Хотспур» отошел и выпустил торпеду. «Империал» накренился, потом выпрямился и начал погружаться. Была выпущена вторая торпеда. На этот раз эсминец перевернулся и медленно исчез в темной воде. Можно легко представить, какие чувства испытали моряки, топившие свой корабль. Это произошло в 4.45, до рассвета оставалось всего несколько минут. «Хотспур», имевший на борту 900 человек (600 солдат и. команды 2 эсминцев), дал полный ход и помчался на восток, к северо-восточной оконечности Крита. Теперь эскадра Роулингса должна была находиться в 30 милях от «Хотспура».
Когда занялся серый рассвет, артиллеристы разошлись по орудиям и зарядили их. Первый помощник «Хотспура» капитан-лейтенант Х. Ходжкинсон вызвал добровольцев из числа солдат, имевших пулеметы, автоматы, противотанковые ружья и даже винтовки, и расставил их на верхней палубе. Риск погибнуть от пулеметного обстрела с самолетов был велик, но не больше, чем для тех, кто набился в кубрики и безропотно ожидал там бомбы. Командир эсминца уже решил, что раз он остался один, то лучше держаться поближе к берегу, отойдя с нормальных маршрутов в Александрию.
Когда эсминец, прижимаясь к берегу, прошел тесным проливом между маленьким островком и берегом Крита, внезапно впереди появились серые силуэты. Это могла быть итальянская эскадра. Так как солнце всходило позади неизвестных кораблей, то вскоре опасения рассеялись. Это была эскадра Роулингса, уменьшившая скорость до 15 узлов.
Узнав «Орион», моряки завопили от радости. Общее чувство облегчения хорошо описал Хью Ходжкинсон в своей книге.
«Никогда и ни к кому раньше я не испытывал таких симпатий, как к Роулингсу в этот момент. Мы знали его не слишком хорошо, но то, что услышали позднее, сразу сделало ясным: он никогда не оставит неповрежденный корабль в беде, если у него есть возможность оказать ему помощь. Именно Роулингс повел линкоры в пролив Китера, чтобы спасти крейсера. А теперь он снизил скорость и дожидался нас».
«Хотспур» получил приказ занять свое место на левом крыле завесы. В это время эскадра шла на юг через пролив Касо. До Александрии оставалось примерно 300 миль, или 10 часов хода. Причем половину пути придется проделать в радиусе досягаемости пикировщиков Ju-87.
В 5.30 было затребовано истребительное прикрытие, которое обещал прошлой ночью главнокомандующий. Однако не было никаких признаков истребителей Королевских ВВС, зато в 6.00 появились 4 бомбардировщика Ju-88, силуэты которых прорисовались на фоне зари, подобно зловещим птицам. В 6.00, как раз, когда «Хотспур» соединился с эскадрой, началась бомбежка. Иногда самолеты выбирали целью крейсера, иногда они обрушивались на какой-то из эсминцев охранения. Каждую атаку встречал шквал огня. Ходжкинсон описывает, как все это видели с «Хотспура»:
«С воем они обрушивались на нас из полутьмы. Капитан стоял на мостике. Он находился там уже 24 часа. Когда головной самолет вертикально пошел на нас с правого борта, он круто повернул эсминец вправо. Следующие 7 часов он управлял кораблем с удивительной точностью, следя за каждым бомбардировщиком, как кошка следит за птицей. Когда они пикировали на нас, капитан резко бросал «Хотспур» навстречу им, вынуждая их пикировать круче и круче. Таким образом он заставлял их преждевременно прерывать пике, чтобы не получить отрицательный угол пикирования. В результате ни один из пикировщиков не выполнил атаку нормально. Они сбрасывали бомбы с высоты примерно 2000 футов, что делало бомбежку неточной. Все бомбы легли мимо».
Как только пикировщики завершили атаку, они вернулись на Скарпанто за новыми бомбами, не беспокоясь о топливе, так как бой происходил в считанных милях от аэродрома.
В 6.25 один бомбардировщик, может быть, более отважный, чем остальные, круто спикировал на «Хируорд» (капитан-лейтенант У.Дж. Манн), шедший на левом крыле завесы. Эсминец получил попадание в среднюю часть, немедленно начал терять скорость и оказался за кормой эскадры. Роулингс был вынужден второй раз принимать срочное решение. Если бы он остался с «Хируордом», это подвергло бы смертельной опасности всю эскадру и принятые ею войска. Или он должен принять тяжелое решение бросить эсминец? Он выбрал второе, что потом Каннингхэм счел совершенно правильным. Когда «Хируорд» был виден в последний раз, он медленно шел к берегу Крита, орудия вели жаркий огонь по вражеским самолетам. Итальянские торпедные катера подобрали большое количество людей, которые попали в плен.
Роулингс продолжал мчаться на юг со скоростью 30 узлов, все еще надеясь на появление истребителей прикрытия. Однако в 6.45 близкий разрыв снизил скорость «Дикоя», и Роулингс был вынужден уменьшить скорость эскадры до 25 узлов. В 7.30 бомба упала очень близко к «Ориону», вызвав дальнейшее уменьшение скорости эскадры до 21 узла. Положение начинало принимать крайне неприятный характер. И уж совсем плохо стало, когда Роулингс получил радиограмму от 204-й группы КВВС, из которой стало ясно, что произошла путаница с поясным временем. Радиограмма обещала истребители прикрытия в 5.40 по Гринвичу. Но Роулингс требовал их к 5.40 местного времени, то есть к 2.40 по Гринвичу! Грубейшая ошибка в передаче радиограммы означала, что не следует ждать появления истребителей ранее 8.40, если только не подействуют срочные призывы о помощи. Тем временем дела пошли еще хуже, хотя множество солдат вели огонь по атакующим самолетам из своего оружия с разных кораблей, чтобы отпугнуть врага. Некоторые пилоты были решительнее остальных. Вскоре после 7.30 пулемет Ju-87 прошелся по мостику «Ориона». Был убит командир крейсера капитан 1 ранга Дж.Р.Б. Бек, а сам Роулингс получил легкую рану. Бек умер через 2 часа, а командование крейсером перешло к капитану 2 ранга Т.К.Т. Уинну. К этому времени «Орион» получил попадание в башню «А» и горел. На «Дидо» (капитан 1 ранга Г.У.В. МакКолл) попаданием бомбы была полностью уничтожена башня «В».
Передышка в налетах позволила аварийным партиям убрать обломки и потушить пожары. Медики занялись ранеными. Но как только появилась робкая надежда, что атакующие отбиты, нападение возобновилось. На сей раз в 10.45 группа из 11 пикировщиков Ju-87 атаковала «Орион», решив потопить его. Почти скрытый дымом и всплесками крейсер получил серьезные попадания и временно потерял управление, но сохранил ход. Результаты попаданий были ужасными. 2 бомбы пробили мостик и взорвались в кубриках кочегаров, где толпились солдаты. Погибли 260 человек, 280 были ранены. Усугубили несчастье начавшиеся пожары. Компасы были повреждены, отказали рулевое управление и машинный телеграф. Во многих отсеках пропало освещение.
Первый помощник был убит, но его обязанности быстро взял на себя командир корвета «Сальвия» капитан-лейтенант Дж.И. Миллер. Он организовал аварийные и спасательные партии. Миллер был специально приглашен в этот поход, так как превосходно знал гавань Гераклиона и прибрежные воды Крита. Отличилась и машинная команда, несмотря на то, что были убиты 3 инженер-механика. Топливо было загрязнено соленой водой, когда были повреждены 3 котельных отделения. Однако крейсер сохранил скорость 21 узел, а все пожары были взяты под контроль.
Теперь эскадра находилась в 100 милях от пролива Касо, ей оставалось пройти еще 200 миль. Новый перерыв в атаках родил новые надежды — а вдруг немцы выбились из сил? Или расстояние помешает им найти цель, несмотря на отличную погоду? Снова никаких признаков истребителей КВВС, но в полдень должны были появиться 2 «Фулмара» ВСФ. Они прибыли пунктуально. Главнокомандующий прислал их с приказом оставаться с Роулингсом до последнего момента. Потом пилоты должны были садиться на воду, а эсминцам следовало подобрать их. При таком большом расстоянии от базы время патрулирования было сильно ограничено. Однако все-таки удалось сменить истребители, прежде чем они полностью израсходовали топливо.
Крайне печально, что эскадра в этот день так и не увидела истребители КВВС. Они сделали несколько неудачных попыток отыскать корабли, но лишь проиллюстрировали справедливость требований флота, который много лет отчаянно сражался за создание собственной авиации. Моряки заявляли, что действовать над морем могут только специально обученные летчики. Такие полеты требуют особых тренировок в навигации, разведке и опознании. КВВС отважно высылали истребители. Хотя те и не нашли корабли, но сумели сбить 2 бомбардировщика Ju-88, потеряв 1 «Харрикейн». Рано утром КВВС также выслали 8 «Веллингтонов», чтобы атаковать Скарпанто, но слишком большое расстояние до цели не позволило им добиться серьезных результатов.
В этот трагический день 29 мая пикировщики больше не атаковали эскадру Роулингса. Горизонтальные бомбардировщики нанесли три удара — в 13.00, 13.30 и 15.00, однако результатов не добились. Больше всего сейчас адмирала волновал вопрос: сумеет ли «Орион» дойти до порта? Его крен начал увеличиваться, временами из труб вылетали клубы желтого дыма, а скорость падала, когда в топки попадала перемешанная с морской водой нефть из поврежденных цистерн.
Однако в 20.00 Соединение В наконец прибыло в Александрию. На «Орионе» остались всего 2 зенитных снаряда 6" и только 10 тонн топлива. Каннингхэм так описывает это событие:
«Роулингс привел свою побитую эскадру обратно в Александрию. Я никогда не забуду вид этих кораблей, входящих в порт. Стволы орудий носовых башен изогнуты, один или два оборваны и бессмысленно уставились в небо. Верхние палубы забиты солдатами, и ясно видны следы перенесенных ими страданий. Я поднялся на борт и увидел Роулингса радостным, но измученным. Корабль («Орион») представлял собой ужасное зрелище, а кубрики превратились буквально в руины».
Из 4000 солдат, вывезенных ночью из Гераклиона, 800 человек были убиты, ранены или попали в плен (на «Хируорде»). Спаслось немногим более 3000 солдат ценой гибели многих моряков, потопления 2 эсминцев и тяжелых повреждений «Ориона» и «Дидо», которые вышли из строя на несколько месяцев. Возможно, это были не самые блестящие результаты, однако они еще больше укрепили непоколебимые традиции. Флот выполнял свое обещание «не бросать армию».