ГЛАВА 5

НОЧЬ 18-19 ДЕКАБРЯ 1941

 

Как мы видели, обе части итальянского конвоя после стычки с англичанами повернули назад. Ночью 18—19 декабря эскадра Вайэна безуспешно пыталась найти кон­вой, идущий в Бенгази, и вернулась в Александрию ни с чем. На Мальте вычислили, что второй конвой прибудет в Триполи 19 декабря примерно в 2.00. Поэтому все ис­правные корабли были отправлены на перехват.

18 декабря в 18.00 капитан 1 ранга О'Конор повел ударное соединение в море, как оказалось, в последний раз. Оно состояло из крейсеров «Нептун», «Аурора», «Пе­нелопа» и эсминцев «Ланс», «Лайвли», «Кандагар», «Хэй­вок». С аэродромов поднялись торпедоносцы, однако они не добились результата. «Веллингтон», патрулировавший в воздухе, сообщил, что в 16.17 видел 1 крейсер и 6 эс­минцев, сопровождавшие 3 торговых судна, которые сле­довали курсом 270° со скоростью 14 узлов. Капитан 1 ранга О'Конор лег на нужный курс.

В 18.30 крейсера прошли брекватер и поставили па­раваны. «Нептун» увеличил скорость до 19 узлов, потом до 22, 28, наконец, в 19.25 до 30 узлов. Соединение мча­лось в ночь к месту, где последний раз был замечен конвой. Как говорилось в радиограмме от 22.18, «3 тор­говых судна...».

Эскадра шла в кильватерной колонне в следующем порядке: «Нептун», «Аурора», «Пенелопа», «Кандагар», «Ланс», «Хэйвок», «Лайвли». Выйдя с протраленного фар­ватера, она легла на курс 196°, держа скорость 30 узлов. Командир «Хэйвока» отметил порывистый юго-западный ветер, временами шел дождь. «Ланс» впереди него сильно дымил, и его было очень плохо видно. Чтобы держать ме­сто в строю, «Хэйвок» увеличил обороты. Командир «Ланса» сообщил, что, по его прокладке, эскадра вышла в точку всего в 16 милях от Триполи по пеленгу 14°. Но тог­да считали, что это ошибка, вызванная кильватерной стру­ей крейсеров. Эхолот не использовался, а «Хэйвок» его вообще не имел. Однако позднее командир «Пенелопы» капитан 1 ранга Никол заявил, что, учитывая предупреж­дение о минных полях, он в 0.55 включил гидролокатор. Но и он не дал никаких признаков минного поля, к кото­рому эскадра шла полным ходом. Только «Пенелопа» при­няла меры предосторожности, поставив параваны.

Соединение фактически находилось в 20 милях от га­вани Триполи на глубинах порядка 80 фатомов. Хотя ан­гличане прошли изобату 100 фатомов, они считали себя в безопасности. В 1.00 скорость была уменьшена до 28, а в 1.05 — до 24 узлов. Похоже, что капитан 1 ранга О'Конор собирался повернуть и начать поиск вдоль побережья. Однако это было сделано слишком поздно, чтобы спас­ти эскадру.

Английские крейсера влетели прямо на неизвестное минное поле, состоявшее из специальных немецких кон­тактных мин, поставленных итальянскими крейсерами именно в предвидении такой возможности.

Точное время и детали трагедии неизвестны. В частно­сти, журнал «Ауроры» на несколько минут отстает от остальных бортжурналов. Все случилось так быстро, что разные корабли, растянувшиеся в кильватерную линию, по-разному видели события. Концевые эсминцы вообще остались почти в неведении. Из тех, кто знал, немногие дожили до утра.

Крейсер «Аурора» сообщил, что в 1.11 под правым бортом «Нептуна» в районе миделя произошел взрыв. Это определенно ошибка, так как остальные корабли сооб­щают, что «Нептун» подорвался левым бортом. «Пенело­па» указывает, что это произошло в 1.06, «Хэйвок» под­твердил время — 1.06 и добавил, что это походило на разрыв бомбы, но команда этого эсминца плохо видела происходящее. Капитан-лейтенант Хасси — командир «Лайвли» — добавил, что, видимо, колонна собиралась повернуть вправо последовательно, так как «Нептун» был замечен на расстоянии 4—5 кабельтовых на встречном курсе. Хасси не упоминает о взрыве, но, замыкая колон­ну, он мог его и не заметить.

На самом деле «Нептун» коснулся мины левым бор­том на скорости 24 узла. «Ланс» заявил, что слышал под­водный взрыв, и головной эсминец «Кандагар» круто свернул влево. По радио с «Нептуна» передали приказ «Синий 180», и «Кандагар» опять повернул на юг.

«Аурора» немедленно вышла из строя вправо, но в 1.12, по ее журналу, под левым бортом напротив башни В произошел взрыв. Корабль сразу же накренился и сел носом. Носовая топливная цистерна была затоплена, и вода появилась на палубе платформы. Крен достиг 1Г, но был выровнен контрзатоплением. Набор корпуса был поврежден на длине 120 футов от нижней палубы до киля. Немного пострадало электрооборудование, заклинило элеваторы башен А и В.

Капитан 1 ранга Агню сразу понял, что они попа­ли на минное поле, хотя и находились на глубине 80 фатомов. Его крейсер лег на курс 20° и снизил ско­рость до 10 узлов, чтобы уберечься от дальнейших по­вреждений.

Капитан 1 ранга Никол считал, что «Аурора» подо­рвалась в 1.08. Он решил, что «Аурора» и «Нептун» торпедированы, так как раньше на такой глубине мины не встречались. «Пенелопа» отвернула вправо от воображае­мой подводной лодки. В 1.10 под левым бортом напротив мостика произошел взрыв, и Никол понял, что они по­пали на минное поле.

«Пенелопа» получила только легкие повреждения, машины и вооружение не пострадали. Крейсер ранее по­ставил параваны, и мина взорвалась далеко от корпуса, вознаградив капитана 1 ранга Никола за предосторож­ность. Иначе его корабль разделил бы судьбу остальных крейсеров.

«Ланс» остался ближайшим к крейсерам кораблем, с которого мы имеем донесения, так как «Кандагар» по­гиб. Он видел «Нептун» по левой раковине, стоящим на ровном киле. Когда эсминец начал приближаться и вы­шел на траверз крейсера, вторая мина взорвалась под левой раковиной «Нептуна». «Кандагар» повернул впра­во и пошел на северо-восток. Через несколько минут про­жектором на «Кандагар» был передан сигнал, разобрать из которого удалось лишь слова «Идти... «Нептун»...». Снова повернув на юг, «Кандагар» сообщил на «Ланс», что со­бирается подойти к борту «Нептуна», и приказал капи­тан-лейтенанту Норткотту, приняв командование эсмин­цами, идти к «Ауроре».

«Хэйвок» шел за кормой «Ланса». Капитан-лейтенант Уоткинс видел, что головные корабли отворачивают впра­во, и последовал за ними. Потом он получил сообщение с «Кандагара», что «Нептун» подорвался и эсминцы дол­жны идти с «Ауророй». Поэтому «Хэйвок» продолжал следовать за «Лансом».

«Лайвли», шедший концевым, смутно представлял происходящее. Капитан-лейтенант Хасси видел взрыв под кормой «Нептуна» и сначала решил, что крейсер открыл огонь из кормовых башен, но почти сразу же понял, что тот торпедирован или подорвался на мине.

На самом деле с 1.12 по 1.25 несчастный «Нептун» подорвался кормой на 2 минах, которые оторвали часть корпуса. «Пенелопа» присоединилась к «Ауроре», и они шли курсом 80° со скоростью 10 узлов, чтобы осторожно покинуть минное поле. «Нептун» дважды просигналил «Подойти» и четырежды «Подойти к борту», вероятно, обращаясь к эсминцам.

Он также сообщил, что тяжело поврежден, машины встали, пропала электроэнергия. Капитан 1 ранга Агню, I- принявший командование, так оценивал ситуацию:

1. Единственным шансом спасти «Нептун» было выве­сти его на буксире с минного поля, пока он не сдрейфо­вал на новые мины.

2. Послать для его буксировки крейсер или эсминец будет неоправданным риском.

3. Чтобы спасти людей, эсминец должен подойти к борту крейсера и снять команду.

4. «Аурора» повреждена и, возможно, не даст более 10 узлов. Соединение находится в 20 милях от Триполи и подвергнется сильнейшим воздушным атакам, если ос­танется здесь после рассвета.

Поэтому Агню сообщил на «Кандагар», что 1 эсми­нец должен подойти к «Нептуну», а остальные 3 — ос­таться с «Ауророй». Он также приказал «Пенелопе» оста­ваться рядом с минным полем, отправив 2 эсминца со­провождать «Аурору».

«Пенелопа» запросила разрешения вернуться к «Не­птуну». Но эту опасную задачу без колебаний взял на себя капитан 2 ранга Робсон, командир «Кандагара».

Агню надеялся, что 1 эсминец сможет снять всю ко­манду «Нептуна», а поврежденная «Аурора» до рассвета сумеет отойти подальше от вражеского побережья. «Ланс» приказал «Лайвли» остаться с «Пенелопой», а сам с «Хэйвоком» ушел сопровождать «Аурору», идущую на Мальту курсом 15°.

Рассказать осталось немного. После обследования по­вреждений было решено, что «Аурора» сможет дать 18 узлов. Отойдя подальше, капитан 1 ранга Агню сообщил на Мальту свое место. «Хэйвок» запросил, подорвалась ли «Аурора», и получил ответ «Да». Он и «Ланс» всю ночь прикрывали «Аурору». «Ланс» в течение 70 минут без­успешно искал экипаж севшего на воду «Альбакора». 19 декабря в 12.30 все 3 корабля прибыли на Мальту без дальнейших происшествий. После временного ремонта «Аурора» ушла в Гибралтар. Крейсер ремонтировался 13 недель.

 

Тем временем «Пенелопа» просигналила «Лайвли»: «Следовать за мной» — и пошла к поврежденному «Неп­туну». Капитан 1 ранга Никол решил не подходить ближе 2,5 мили, пока не прояснится ситуация, но он считал, что может рискнуть послать «Лайвли» выяснить, что мож­но сделать. «Лайвли» получил приказ подойти к «Непту­ну» и вернуться к «Пенелопе» с детальным донесением и приказами от капитана 1 ранга О'Конора.

Капитан-лейтенант Хасси подвел эсминец на 2 ка­бельтова к «Нептуну» и связался с ним с помощью про­жектора. В 2.18 «Пенелопа» получила сообщение с «Не­птуна», что тот готовится к буксировке, как только сдрей­фует с минного поля. «Пенелопа» убрала параваны и при­готовилась к буксировке.

«Лайвли» снова подошел к «Нептуну», чтобы взять его на буксир, и сообщил об этом на «Кандагар», стоявший неподалеку. Все уже было готово, и «Лайвли» начал разворачиваться, когда был замечен большой взрыв на «Кандагаре».

Время — 3.04. «Нептун» стоял в 2—3 милях с креном 7" на левый борт, сев кормой. «Кандагар» находился в 5 ка­бельтовых на юго-восток от него. Прошло 2 часа с того момента, когда «Нептун» подорвался в первый раз. Капи­тан 1 ранга Никол решил было, что нужно рискнуть, и начал подходить к «Лайвли», когда взорвался «Кандагар».

«Пенелопа» сразу отвернула, и с «Нептуна» просиг­налили «Держитесь дальше». С «Нептуна» приказали «Лай­вли» стоять на месте, а через несколько минут после под­рыва с «Кандагара» передали: «Уходите!» «Лайвли» вер­нулся к «Пенелопе» с донесением о положении, сооб­щив Николу: «Кандагар» подорвался, он приказал мне выйти с минного поля».

«Кандагар» подорвался кормой, погреб сдетонировал, вызвав большие разрушения. Корма позади машинного отделения была затоплена, винты оторваны. Свет погас, так как был залит кормовой распределитель. Котельное отделение и вспомогательные механизмы в машинном остались невредимы.

Системы управления огнем вышли из строя, носовые 4,7" установки пришлось обслуживать вручную.

Капитан 1 ранга Никол все еще надеялся спасти эки­пажи «Нептуна» и «Кандагара». Около 4.00 «Лайвли» по­дошел к «Пенелопе», но тут был замечен новый взрыв и какая-то вспышка. «Нептун» подорвался в четвертый раз, теперь в районе миделя. Этого удара его израненный кор­пус не мог выдержать. Он резко лег на левый борт и пе­ревернулся. Спасся только 1 человек.

«Кандагар» сообщил на «Пенелопу»: «Нептун» подо­рвался еще раз». Капитан 1 ранга Никол неохотно ре­шил, что больше рисковать не стоит, и ответил: «Я, оче­видно, не могу помочь. Пусть с вами будет Бог».

«Пенелопа» отвергла новую просьбу «Лайвли» разре­шить помочь «Нептуну» и пошла на Мальту со скорос­тью 25 узлов. Никол радировал командующему Мальтий­ской ВМБ, чтобы тот выслал подводную лодку или гид­росамолеты «Сандерленд» для спасения экипажей 2 по­дорвавшихся кораблей, что было нереально, так как их численность превышала 1000 человек. «Пенелопа» и «Лай­вли» вернулись на Мальту 19 декабря в 11.00.

 

«Кандагару» оторвало корму по 68-й шпангоут. Все грузы с палубы были сброшены, но корма погружалась, пока вода не залила палубу до трубы.

Единственный оставшийся на Мальте корабль — эс­минец «Ягуар» — был спешно выслан в море. В 16.25 он отправился на поиски «систершипа». Выйдя с минного поля южнее Мальты, эсминец лег на курс 188° и развил скорость 28 узлов, чтобы к 23.30 прибыть в точку в 5 милях к востоку от вычисленной позиции «Кандагара».

В 23.10 «Веллингтон» сообщил о 6 торпедных катерах, идущих курсом 60° со скоростью 20 узлов. Погода была плохой, сохранялось сильное волнение, и коман­дир «Ягуара» решил, что такие маленькие корабли не смогли бы держать высокую скорость в подобных усло­виях. Он предположил, что это итальянские эсминцы, находившиеся в Триполи, ищут поврежденные англий­ские корабли, чтобы добить их. Но эта опасность не ос­тановила его.

В 23.30 «Ягуар» пошел на запад со скоростью 20 узлов. Однако эсминец не мог уточнить свою позицию по изоба­те 100 фатомов, так как его гидролокатор отказал. В 0.10 был замечен «Веллингтон», который сделал опознава­тельный сигнал и улетел, ничего не сообщив. В 1.15 само­лет вернулся и запросил прожектором «Чей корабль?». «Ягуар» ответил, но снова не получил никаких сведений о «Кандагаре». Сообщение самолета от 0.55 было получе­но в 1.12. В нем говорилось, что «Кандагар» находится в 50 милях от Триполи. Это считалось невозможным, но так как других сведений не было, «Ягуар» пошел туда.

В 1.45 опять был замечен «Веллингтон». «Ягуар» запро­сил: «Где «Кандагар»?» «Веллингтон» отсверкал «Р» и улетел, не ответив. В 2.38 «Ягуар» поймал новое сообще­ние «Веллингтона» от 2.40, дававшее более вероятную позицию «Кандагара» — в 23 милях от первоначальной. «Ягуар» снова изменил курс, увеличив скорость до 28 узлов.

Снова появился «Веллингтон» и просигналил: «130° — 24 мили». В 3.55 последовало новое сообщение: «130° — 5 миль». В 4.05 был замечен «Кандагар», погрузившийся кор­мой до трубы. Дул северо-западный ветер силой 4 балла.

«Ягуар» подошел вплотную к подветренному борту поврежденного эсминца и начал снимать экипаж с по­лубака. Но вскоре стало очевидно, что из-за волнения «Ягуар» может получить повреждения. Поэтому он ото­шел, сняв только 30 человек. Было решено, что един­ственный способ спасти людей — «Ягуару» выйти на наветренную сторону, а экипажу «Кандагара» прыгать в воду и плыть к нему. Так и сделали. Было спасено 8 офицеров и 160 матросов. При взрыве погибли 60 человек и еще 7 во время спасения. Командир «Кандагара» подтвердил, что его корабль нужно затопить. Так как в 5.40 он еще держался на воде, «Ягуар» добил его торпедой пример­но в 15 милях от ливийского побережья. Оставался толь­ко 1 час темноты, и «Ягуар» пошел на Мальту со ско­ростью 28 узлов. Во время перехода погода ухудшилась, и «Ягуар» был вынужден снизить скорость до 18 узлов. Самолеты противника не были замечены, и он прибыл в порт в 16.10. Командир «Ягуара» отдал должное эки­пажу «Веллингтона»:

«Действия самолета заслуживают самой высокой оцен­ки. Фактически «Кандагар» был найден благодаря уме­нию и хладнокровию, показанными экипажем».

Оставалось выяснить причины катастрофы, погубив­шей Мальтийское ударное соединение. Командир «Не­птуна» знал о всех минных полях вблизи Триполи еще до выхода в море. Похоже, что истинный курс был на 1—2° западнее проложенного, но не это привело корабли в опасную зону. Просто они зашли слишком далеко к югу. В любом случае, учитывая места взрывов, этот курс за­вел бы корабли на мины.

До сих пор об этом минном поле не знали. Хотя точ­ные намерения капитана 1 ранга О'Конора не известны, видимо, в момент подрыва «Нептуна» он собирался от­резать врагу путь в Триполи, приказ о снижении скорос­ти говорит о подготовке поворота.

Это полностью соответствовало предыдущей практи­ке Соединений К и В: выйдя в намеченную точку, по приказу командира снизить скорость и начать патрули­рование без дальнейших указаний. Считалось, что «Не­птун» мог пересечь линию 100 фатомов, так как здесь мин не ожидали. Капитан 1 ранга О'Конор не виноват в происшедшем. Это было просто неудачей — наткнуться на новый, ранее не применявшийся тип мин»

Трагедия завершила короткую, но блестящую жизнь Мальтийского ударного соединения.

До апреля 1942 года оно продолжало действовать в ослабленном составе, в основном сопровождая конвои и помогая Средиземноморскому флоту снабжать Мальту. Главным боем, в котором приняли участие «Пенелопа» и вновь прибывший «Лиджен», был второй бой у Сирта.

Еще до катастрофы будущее Мальтийского ударного соединения стало сомнительным, так как II авиакорпус начал массированные воздушные атаки против Мальты. Многие эсминцы погибли в доках, другие корабли были вынуждены покинуть остров, многие пострадали от ава­рий, как крейсер «Аякс».

Но достигнутое в течение 2 месяцев впечатляет. Эти легкие силы поддержали традиции английского флота в боях с превосходящими силами противника. Это и есть истинная мерка действий Мальтийского ударного соеди­нения.

 

РАДИОПЕРЕГОВОРЫ «ПЕНЕЛОПЫ»

ночью 18— 19 декабря 1941 года

 

Взрыв («Нептун»)

Взрыв («Аурора»)

Взрыв («Пенелопа»)

 

«Нептун»

Поворот все вдруг 180°. (Видимо, подразумевался по­ворот вправо все вдруг 180).

 

«Аурора»

Мои курс и скорость — 30°. 10 узлов. Еще 2 взрыва «Нептун».

 

«Аурора» — эсминцам

Послать эсминец к борту «Нептуна».

 

«Аурора» — «Пенелопе»

Держитесь за кормой.

 

«Аурора»

«Нептун» серьезно поврежден. Отправьте один эсми­нец подойти к нему.

 

«Нептун»

Пропала электроэнергия. Не могу управляться.

 

«Аурора» — «Пенелопе»

«Нептун» серьезно поврежден. Отправляю один эсми­нец подойти к борту. Следите за ним. Я поврежден. Я беру 3 эсминца и иду на Мальту.

 

«Пенелопа» — «Ауроре»

Система управления 6" орудиями отказала после взры­ва, остальное в порядке. Могу я помочь «Нептуну»?

 

«Аурора»

Сделайте что можете для «Нептуна». Держитесь даль­ше от минного поля. Дайте мне 2 эсминца.

 

«Пенелопа» — «Лансу»

Следуйте мимо. Я возвращаюсь к «Нептуну».

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Следите за мной.

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Держаться вне минного поля. Подойдите к «Нептуну» и узнайте, что мне делать. Следуйте. Удачи.

 

«Нептун» — «Ауроре»

Прикажите «Кандагару» стоять, пока я сдрейфую с минного поля. Приготовьтесь взять меня на буксир.

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Я буду циркулировать здесь. Подойду, если есть хоть один шанс отбуксировать «Нептун».

 

«Пенелопа» — «Кандагару»

Прикажите «Лайвли» подойти к «Нептуну». После его сигнала я подойду и возьму «Нептун» на буксир.

 

«Лайвли» — «Пенелопе»

«Нептун» подорвался, потерял ход. Приказал букси­ровать. Сейчас я возвращаюсь к нему.

 

«Пенелопа» — «Нептуну»

Я готов буксировать вас. Подходить?

 

«Нептун» — «Пенелопе»

Подходите к левому борту.

 

Взрыв («Кандагар»)

 

«Нептун» — «Пенелопе»

Держитесь дальше.

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Передайте мне спасенных, если необходимо.

 

«Нептун» вызывает «Пенелопу»

 

«Лайвли» — «Пенелопе»

«Кандагар» подорвался.

 

«Пенелопа» — «Нептуну»

«Ауроры» с нами нет. Подорванная ушла на Мальту.

 

«Кандагар» — «Пенелопе»

Переборки машинного отделения держат, и корабль можно буксировать. Но думаю, это невозможно.

 

«Пенелопа» — «Кандагару»

Сожалею, но я должен держаться подальше.

 

«Лайвли» — «Пенелопе»

«Кандагар» подорвался. Он приказал мне выйти с мин­ного поля.

 

«Кандагар» — «Пенелопе»

«Нептун» коснулся еще одной мины.

 

«Пенелопа» — «Кандагару»

Очевидно, что я не могу помочь. Пусть с вами будет Бог.

 

«Кандагар» — «Пенелопе»

Предлагаю вам уйти. Вышлите подводную лодку подо­брать спасшихся.

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Курс 10°. Скорость 15.

 

«Лайвли» — «Пенелопе»

Разрешите пойти за спасшимися с «Нептуна».

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Сожалею, но запрещаю.     

 

«Лайвли» — «Пенелопе»

Предлагаю запросить подводную лодку.

 

«Пенелопа» — «Лайвли»

Я намерен это сделать. Мне жаль оставлять их, но я боюсь, нам придется.