ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

 «Терпите до конца. Мы можем и должны их превозмочь. Чтобы по­строить новый корабль, нужно 3 года, чтобы создать новую тради­цию, нужно 300 лет».

Адмирал флота Эндрю Браун Каннингхэм, виконт Хиндхоуп

 

В этой книге мы представим вам британскую точку зрения на битву за Средиземное море. Марк-Антонио Брагадин рассказал вам, как видели происходящее офи­церы итальянского флота, теперь послушаем британских офицеров. Как вы сами легко заметите, многие из авто­ров, представленных в сборнике, сами служили на ко­раблях Средиземноморского флота в годы войны. Может быть, именно поэтому они видели происходящее несколь­ко иначе, чем не покидавший уютных штабных кресел итальянец. Во всяком случае, британские офицеры ис­кренне считали, что они просто обречены на победу са­мой многовековой победоносной историей Королевско­го Флота.

Для англичан битва за Средиземное море началась в июне 1940 года, когда капитулировала Франция. До того Маге Nostrum — Наше Море — как его гордо именовал Муссолини, безраздельно принадлежало флотам союзников, и англичане могли спокойно перебрасывать ко­рабли отсюда на другие театры. Все рухнуло в одноча­сье. После удара британского флота по Мерс-эль-Кебиру 3 июля 1940 года даже бывшие союзники-францу­зы превратились в злейших врагов. Но мало кто правиль­но оценил значение этой операции, а ведь она показа­ла, что Британия в этой войне будет сражаться до кон­ца. В частности, ошибся Гитлер, еще питавший какие-то надежды на мирный исход конфликта.

И вот ранее спокойные воды Средиземного моря мо­ментально превратились в пылающую адскую топку для всех кораблей, туда попадавших. Как было сказано в ком­ментариях к одной шахматной партии: «После этого хода плохо стало обоим противникам». Британский флот зна­чительно уступал в силах итальянскому, но мало того — на голову адмирала Каннингхэма, которого англичане совершенно справедливо считают вторым после Нельсо­на британским флотоводцем, обрушился еще и «враг внутренний», справиться с которым оказалось гораздо сложнее, чем с итальянскими линкорами или германс­кими пикировщиками. От премьер-министра Великобри­тании Уинстона Черчилля натерпелись все английские генералы и адмиралы, и чем талантливее был военачаль­ник, тем ожесточеннее была борьба. Отзвуки жесточай­шей «перестрелки» между штабом Средиземноморского флота и Уайтхоллом вы найдете на страницах книги.

Открывает наш сборник общий обзор хода военных действий, который дополнен описаниями самых важных сражений, определивших исход битвы. Это налет британ­ских авианосных самолетов на базу итальянского флота в Таранто, который впервые явственно продемонстриро­вал потенциал авиации в морской войне. За ним следует крупнейшее морское сражение в европейских водах — бой у мыса Матапан, после которого итальянский флот уже не осмеливался бросать вызов британским линкорам. Громкая победа германской авиации и парашютистов в битве за Крит показала, что значение авиации в морской

войне поняли не только англичане. Действия британских кораблей, базировавшихся на острове Мальта, превра­тились в серию жестоких и кровопролитных столкнове­ний, в ходе которых британские моряки показали сме­лость, граничащую с безрассудством, если говорить о соотношении сил в этих боях.

Самое скверное, что британский флот оказался втя­нутым в войну, к которой не готовился и которой не желал. Впервые многовековым традициям и законам мор­ской войны был брошен вызов. Постулаты Мэхена, Коломба и прочих певцов морской мощи (о Томе Клэнси и его «Красном шторме» тогда еще никто не знал) постав­лены под сомнение. Волна критики, которую поднял энергичный генерал авиации Билли Митчелл, вроде бы грозит подточить устои Острова, его опору — Королевс­кий Флот. Способные и прыткие ученики из Люфтваффе пытаются на практике реализовать постулат «воздушная мощь против морской». Разминка происходит в Норвеж­ской кампании, а решающая проверка разыгрывается в лазурных водах Средиземноморья. Кульминация — Крит­ская операция. Кто кого? Пикировщик против линкора!

Сначала рассмотрим сухие цифры. Воздушная армада из 716 самолетов (228 бомбардировщиков, 205 пикиров­щиков, 114 двухмоторных истребителей, 119 одномо­торных истребителей, 50 разведчиков). Им противосто­ит довольно мощная корабельная группировка, состоя­щая из 4 линкоров, 1 авианосца, 8 легких крейсеров, 3 крейсеров ПВО, 30 эсминцев, 2 шлюпов, 1 крейсера-минзага. Но при этом англичане не имеют ни единого самолета. Авиагруппу «Формидебла» иначе как шутовс­ким фарсом назвать нельзя. Немцы действуют с берего­вых аэродромов в условиях идеальной летной погоды и ничтожного расстояния до места боев. На Скарпанто, например, самолеты только перевооружались, успевая на одной заправке топлива совершить по 2—3 боевых вылета. И чего добилась эта сила? Потоплены 2 крейсе­ра, 1 крейсер ПВО, 6 эсминцев. Полностью выведен из строя 1 авианосец. Серьезно повреждены 2 линкора, 4 крей­сера, 2 эсминца, хотя в случае необходимости эти ко­рабли еще могли принять участие в боях. Легко повреж­дены 1 крейсер, 1 крейсер ПВО, 5 эсминцев. За это нем­цы заплатили 220 самолетами, то есть потеряли 30% сил. Напомним, что ни один вражеский солдат так и не при­был на Крит морем, неважно, какой была цена, Королевский Флот пообещал это и выполнил обещание. Но победа оказалась пирровой, стало понятно, что артил­лерийские корабли окончательно ушли в прошлое. Кро­ме того, флот выиграл свой бой, но вся битва в целом была проиграна.

Ведь собственная армия флоту никак не помогла. Вот один из примеров во время кампании в Греции, пре­красно характеризующий боевые качества британских войск. В городе скопилось до 10000 английских солдат, и туда ворвались 300 немцев при 2 орудиях. «До утра про­держимся», — бодро сообщает командующий. Свое обе­щание он выполнил — гарнизон капитулировал только утром. Столь же эффективными были и действия гарни­зона Крита. Что касается полководческого гения британ­ских генералов — это вообще особая статья. Пассивность, нерешительность, отсутствие выдумки, боязнь против­ника... Ничего не забыли? Хотя отрицать личную храб­рость кавалера Креста Виктории генерала Фрейберга было бы глупо. Однако давно сказано: смелость солдата и му­жество полководца — совершенно различные вещи. Но флот спас даже такую армию. Как? Смотрите эпиграф.

Кстати, о британских орденах. Самое время попытать­ся немного разобраться в английской системе наград. Наверное, не одного меня интриговали загадочные DSO, КВЕ, AM, сопровождающие фамилии британских офи­церов. Если «новоделы» типа Ордена за выдающиеся зас­луги отлично вписываются в знакомую нам табель орде­нов, то немного сложнее обстоит дело со старыми орде­нами, вроде Ордена Бани. Суть в том, что здесь сохра­нился первоначальный смысл этого слова, и награжденный становится не кавалером звезды и цветной ленты, а членом капитула.

Отсюда и немного странные титулы, например, Член Ордена Британской Империи. Между прочим, в перво­начальном замысле и знаменитый французский Орден Почетного Легиона был точно таким же. Более того, со­храняется тонкий нюанс различия между «светским» и «монашеским» капитулом, насколько здесь применимы эти термины. Итак, представляем британские ордена. Сразу оговорюсь, что не приведу здесь полного списка, только наиболее часто упоминаемые.

 

VC Victoria Cross — Крест Виктории

DSO Distinguished Service Order — Орден за выдаю­щиеся заслуги

DSC — Distinguished Service Cross — Крест за выдающиеся заслуги

DFC — Distinguished Flying Cross — Крест за летные заслуги

CGM —  Conspicuous Gallantry Medal — Медаль за от­вагу

GCB — Grand Cross of Bath — Большой крест Ордена Бани

КСВ — Knight Cross of Bath — Рыцарский крест Орде­на Бани

СВ — Companion of Bath — Член (брат) Ордена Бани

KG — Knight of Garter — Рыцарь Ордена Подвязки

GBE Grand Cross of British Empire — Большой Крест Ордена Британской Империи

КВЕ — Knight of British Empire — Рыцарь Ордена Бри­танской Империи

СВЕ — Commander of British Empire — Командор Ордена Британской Империи

ОБЕ — Officer of British Empire — Офицер Ордена Британской Империи

МBЕ — Member of British Empire — Член Ордена Бри­танской Империи

 

Маленькое, но очень любопытное дополнение. Пер­воначально Крест Виктории отливался из бронзы русских пушек, захваченных в Севастополе. Существует ле­генда, что и по сей день эта традиция сохраняется, но это сомнительно, хотя полностью исключить такой ва­риант тоже нельзя.

Еще один «смешной» анекдот о британских орденах.

Не могу удержаться, чтобы не привести блестящий при­мер «антиимпериалистической пропаганды» и тонкого со­вкового «юмора» времен не столь давних. В книге Белкина «Голубая Лента Атлантики» (издание четвертое, Л., 1990, стр. 30) можно найти «остроумную» шутку. Прямо животи­ки надорвать можно. «Дело в том, что уже в 1348 году в Англии был учрежден орден Подвязки, которым короли награждали своих вассалов, и эту высшую награду носили на синей ленте. С тех пор многие самые почетные ордена: орден Святого Патрика, орден Ройял Гэлфик и другие — носили на синей или голубой ленте». Никакого другого пе­ревода названию несуществующего «ордена» Royal Gulfick, кроме вполне понятного королевского гульфика, я пред­ложить не могу. Воистину, вот он уровень марксистской пропаганды. «Суди, дружок, не выше сапога», — сказал дедушка Крылов. Или не выше этого самого...

Еще об одной очень важной аббревиатуре, встречаю­щейся буквально на каждом шагу. HMS «Illustrious». Вы полагаете, что это Корабль Его Величества «Илластриес»? Вы угадали, но промахнулись! Тонкость здесь кроется в том, что это опять геральдическая формула, а геральдика крайне слабо связана с нормальной речью. Вспомните хотя бы Собственную Ея Императорского Величества Канце­лярию. Поэтому His Majesty's Ship (только так!) перево­дится как Его Величества <короля английского> Корабль. Может быть кому-то покажется, что я копаюсь в мелочах, однако не добавьте в жаркое щепотку перца, и вы получите безвкусную жвачку. А вот несколько других аббреви­атур, встречающихся по всей книге.

 

КВВС — Королевские ВВС — Royal Air Force RAF

ВСФ — Воздушные Силы Флота — Fleet Air Arm FAA

КФ — Королевский Флот — Royal Navy RN

КАФ — Королевский Австралийский Флот — Royal Australian Navy — RAN

АБК Эндрю Браун Каннингхэм. По-английски это —ABC Andrew Brown Cunningham — три первые буквы алфавита, что-то вроде нашего АБВ.

 

А теперь вернемся непосредственно к боевым действи­ям. Через все книги этого сборника красной нитью прохо­дит мысль — Средиземное море имело огромное значение для Британской империи, именно там решилась ее судь­ба, а значит, и исход всей Второй Мировой войны в це­лом. Если бы глупый Гитлер выслушал и оценил своих адмиралов, то бросил бы на юг значительно более крупные силы, и тогда... Что произошло бы «тогда», дружно умалчивают и разбитые немцы, и победившие англичане.

Действительно, что могло произойти? Гитлер захватит Египет... Захватил. Выйдет к нефтяным месторождениям Ирана и Ирака... Для этого ему сначала придется пересечь Аравийскую пустыню, так что лично я сомневаюсь в ус­пехе подобного мероприятия. Оттуда рукой подать до жем­чужины британской короны — Индии... Прекрасный об­разец «глобального» мышления. Плюс-минус пара тысяч километров, чего мелочиться. Пересечем горы и каменис­тые пустыни Афганистана и Пакистана — и вот они, бе­рега Инда! Это уже, извините, просто чушь. А о том, что­бы наступать из Египта на юг, вдоль запланированной еще знаменитым Сесилем Родсом, но так и не построенной железной дороги Каир — Кейптаун... Барон Мюнхгаузен и тот был более сдержанным в своих рассказах. Ну, слетал на пушечном ядре, так ведь это не танковую колонну че­рез тропические леса проводить.

Кстати, откуда эта колонна возьмется? Авторы всех подобных прожектов почему-то неявно полагают, что войну ведет гипотетическое государство, обладающее людскими ресурсами Китая, промышленным потенциа­лом Соединенных Штатов и германской военной маши­ной. Интересная комбинация, не правда ли?

Самой интересной особенностью битвы за Средизем­ное море было то, что все победы и поражения обеих сторон не имели никакого другого эффекта, кроме пси­хологического. Разгромили англичане итальянскую армию — и ладно. Появились немцы, загнали 8-ю армию чуть не на окраины Александрии — опять ничего. Капитулирова­ли войска Оси в Тунисе — никому не жарко и не холод­но. Италия капитулировала, уж куда больше, — и завер­шилось это многомесячным сидением союзников под Монте-Кассино. Вообще создается впечатление, что са­мое значительное событие на Средиземном море про­изошло летом 1944 года, когда союзники захватили Мар­сель. Этот крупнейший порт помог союзникам наладить снабжение армий на Западном фронте, разгрузив захле­бывающиеся порты Атлантического побережья Франции. Решающими событиями войны в Европе стали бои на Восточном фронте и Битва за Атлантику.

Однако самое странное, что эта не слишком завуали­рованная бесцельность ни в коей мере не снижала нака­ла боев. Крупные бои и мелкие столкновения следовали сплошной чередой в течение 4 лет, противники несли тяжелейшие потери, хотя и непонятно, ради чего. Вас, наверное, удивит, что мы обрываем описание Средизем­номорской кампании 1942 годом. Ведь бои длились еще почти 2 года, были потоплены десятки кораблей, погиб­ли тысячи моряков. Например, налет германской авиа­ции на порт Бари 2 декабря 1943 года союзники вполне справедливо называют «европейским Пирл-Харбором». Но я совершенно согласен с мнением Дэвида Макинтайра, автора первой книги сборника: хотя бои еще продолжа­лись, исход битвы был уже предрешен.